Глава 14 стихи 21-27

Аюрведа радио - 12 September 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:39:23 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 41 | скачано: 206 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Запись] Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Мы рады поприветствовать вас сегодня. Сегодня у нас прямой эфир. К сожалению, там пошла запись, но вот запись семинара с Русланом Нарушевичем, но мы её перенесем обязательно, а сегодня у нас запланированный прямой эфир. Нас сегодня в эфире трое: я, Наташа.
[Ведущая] Я, Оксана.
[Ведущая] И...
[Ведущая] И Владимир Георгиевич Критский. Семинар он будет нам читать Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите.
[Ведущая] В прошлый раз мы закончили на 20-ом стихе. Мы с удовольствием, дорогие радиослушатели, будем принимать вопросы. Уже можно приступать. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Наталья. Дорогие друзья, мы с вами продолжаем изучать 14-ую главу Бхагавад Гиты под названием три гунны материальном природы.

00:01:03 Слово гунна означает веревка. И подобно тому, как веревка может быть сплетена из нескольких нитей, так есть три гунны, которые переплетены друг с другом в одну веревку, которая связывает обусловленную душу. Ну, и понятное дело, что кого нужно связывать? Связывать нужно человека, который как-то нарушает общественный порядок, не подчиняется установленным правилам. И смысл в том, что обусловленные души в материальном мире имеют склонность нарушать законы Бога по понятным причинам. Что из себя представляют эти гунны, мы с вами кратко повторим, у нас был в прошлый раз 9-ый стих: о потомок Бхараты, гунна благости связывает живое существо ощущением счастья, гунна страсти побуждает его заниматься кармической деятельностью, а гунна невежества, покрывая знания живого существа, лишает его разума.

00:02:09 В этой связи я рассказывал интересную ведическую историю про трех разбойников, которая иллюстрирует действие этих гунн. Тама гунна — невежество, характеризует низшую гунну уничтожения, разрушения, Раджа гунна — это гунна страсти, которая связывает человека по рукам и ногам, привязывает его к материальному миру. И наконец, Сатва гунна — самая чистая гунна благости, освобождает человека от материального рабства. И все заповеди священных писаний направляют человека на достижение гунны благости, поскольку она именно способствует освобождению. Мы с вами закончили прошлую передачу 20-ым стихом, как нам правильно подсказала Наталья.

00:03:02 Я его ещё раз прочитаю. Преодолев влияние трех гунн, связанных с материальным телом, воплощенное живое существо перестает испытывать страдания, связанные с рождением, старостью и смертью, и уже в этой жизни наслаждается нектаром духовного блаженства. В этом смысл учения о трех гуннах. Все это знание необходимо для того, чтобы освободится от влияния гунн материальной природы, которые держат нас в материальном мире. Мы продолжим читать далее, стих 21-ый: Арджуна спросил: «Мой дорогой Господь, по каким признакам можно узнать человека, трансцендентного к трем гуннам материальной природы? Как он себя ведет и как освобождается от их власти?» Комментарий: В данном стихе Арджуна задает очень важные вопросы.

00:03:59 Он хочет знать, каковы отличительные черты того, кто преодолел влияние трех гунн, и спрашивает Кришну по каким признакам можно узнать такую личность. Как определить, что этот человек преодолел влияние материальных гунн? И второй вопрос Арджуны касается того, как живёт такой человек? Как он действует? Следует ли он регулирующим принципам? И наконец, как достичь этого трансцендентного состояния? Все эти вопросы исключительно важны. Пока человек не знает о способе достижения трансцендентной природы, в нём не проявится духовные качества трансцендентной личности. Господь отвечает на эти вопросы в последующих стихах.

00:04:48 Стихи с 22 по 25. Господь, Верховная личность Бога сказал: «О сын Панду, тот, в ком нет неприязни к знанию, привязанности и иллюзии, когда они появляются, и кто не сожалеет о них, когда они исчезают, кто всегда непоколебим и стоек, кто безучастен и трансцендентен к таким проявлениям, ибо знает, что всё это результат действия материальных гунн, кто спокоен и невозмутим в счастье и горе, кто не делает различий между горстью земли, камнем и золотом, кто одинаково приемлет радости и невзгоды, кто целеустремленно двигается к цели и в почете и в бесчестьи, терпеливо снося упреки, и не обращая внимания на похвалу, кто не делит людей на друзей и врагов, кто отрекается от материальной деятельности, такой человек освободился от влияния трех гунн материальной природы». Вот такой довольно большой стих, то есть на самом деле три, даже четыре стиха.

00:06:02 И я дам небольшое пояснение. Бхагавад Гита очень возвышенное философское произведение, которым зачитывались величайшие умы в истории человечества. Господь Кришна — Верховная личность Бога, он не всегда дает знание в простой доступной форме, иногда он выражается Эзоповским языком, поэтому она достаточно сложна для современных людей, и даже для ученых. Фактически даже тот факт, что мы изучаем это произведение, это милость духовного учителя, Бхактиведанта Свами Прабхупады. До него, я думаю, мало кто слышал о Бхагавад Гите, не то, чтобы её читать и понимать её смысл. По крайней мере я могу это сказать про себя. И начало этого стиха довольно витиевато. В ком нет неприязни к знанию, привязанности и иллюзии, когда они появляются, и кто не сожалеет о них, когда они исчезают.

00:07:00 Что это значит? Знание, привязанность и иллюзия — это по сути три гунны материальной природы. Благость — это знание, она характеризуется, ганна благости характеризуется знанием, об этом мы говорили раньше. Страсть характеризуется привязанностью. И наконец, наша дорогая гунна невежества, она характеризуется иллюзией. Я думаю, что с этим пояснением все станет на свои места. Мы дальше продолжим читать комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады, он довольно большой. И мы будем читать по частям. В этих стихах Кришна отвечает на вопросы Арджуны в той последовательности, как они были заданы. Он говорит о том, что человек, достигший трансцендентного уровня, никому не завидует, и не к чему не стремится. В материальном мире воплощенное живое существо всегда находится под преобладающим влиянием одной из материальных гунн.

00:08:03 Лишь освободившись от оков материального тела, оно выходит из влияния материальном природы. До тех пор, пока живое существо находится в теле, ему следует всегда оставаться нейтральным, но занимаясь преданным служением Господу, мы постепенно перестаем отождествлять себя с материальным телом. Это очень интересных и глубокий момент комментария. Обратите внимание на эти слова духовного учителя: до тех пор, пока живое существо находится в теле, ему следует всегда оставаться нейтральным, то есть не терять равновесия в зависимости от действия гунн материальной природы. Здесь Шрилу Прабхупаду разъясняет признаки трансцендентного уровня, освобождения от гунн материальной природы. И первое, он пишет, лишь освободившись от оков материального тела, живое существо выходит из-под влияния гунн материальной природы.

00:09:02 Это значит, что пока мы в теле, мы в той или иной степени испытываем это влияние. И далее он говорит, занимаясь преданным служением Господу, мы постепенно перестаем отождествлять себя с материальным телом. Таким образом, процесс Бахти постепенно нейтрализует влияние тела, и мы учимся действовать на духовном уровне. И далее мы продолжим читать комментарий. Пока человек считает себя телом, целью всех его действий является удовлетворение чувств, но развивая в себе Cознание Кришны, человек естественным образом перестает отождествлять себя с телом и удовлетворять свои чувства. Нам по сути нет необходимости в материальном теле, мы не обязаны удовлетворять его прихоти, гунны материальной природы могут действовать в теле живого существа, но осознавая себя духовной личностью, человек остается безучастным к их деятельности.

00:10:08 Как развить в себе такую безучастность? Нужно освободиться от желания наслаждаться материальным телом, равно как и от желания от него избавиться. Итак, поднимаясь на трансцендентный уровень, преданный естественным образом достигает освобождения. Ему нет нужды прилагать особых усилий, чтобы выйти из-под влияния гунн материальной природы. То есть процесс Бахти естественным образом освобождает человека от влияния гунн. И дальше мы продолжим. Следующий вопрос Арджуны касался образа действий трансцендентной личности. В материальном мире люди стремятся к почестям, которые оказывают материальному телу, и остро реагируют на любые проявления бесчестья. Однако человек на трансцендентном уровне безучастно относится к иллюзорной славе и позору.

00:11:05 Он выполняет свои обязанности в духовной жизни, и для него не имеет значения, почитают его или хулят. Он принимает только то, что необходимо для его деятельности в сознании Кришны, и ничто материальное, будь то камень или золото, ему не нужно. В том, кто помогает ему выполнять обязанности в сознании Кришны, он видит самого дорогого друга, и он не испытывает ненависти к своим так называемым врагам. Он одинаково отстранено относится ко всему, что его окружает, ибо прекрасно знает, что он не имеет никакого отношения к материальной жизни. События политической и социальной жизни не вызывают у него интереса, поскольку ему известен их временный характер, он не предпринимает усилий для самого себя, но ради Кришны он готов сделать всё, что угодно.

00:12:02 Так ведет себя тот, кто находится на трансцендентном уровне. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. И далее стих 26-ой. Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, никогда не отклоняясь от избранного пути, сразу же поднимается над гуннами материальной природы и достигает уровня Брахмана. Комментарий: этот стих содержит ответ на третий вопрос Арджуны о том, как достичь трансцендентного уровня. Как уже говорилось всякая деятельность в материальном мире совершается гуннами материальной природы. Деятельность гунн не должна вызывать у нас беспокойство. Мы должны сосредоточиться на деятельности в сознании Кришны, не погружая своё сознание в материальные гунны. Это ещё один интересный момент, который можно отметить.

00:13:03 Гунны действуют всегда, мы не должны привязываться к этому, и просто сосредоточиться на своих обязанностях по преданному служению. Продолжаем читать комментарий. Такую деятельность называют Бахти йогой, или деятельностью, совершаемою ради Господа Кришны. Мы имеем в виду не только самого Господа Кришну, но и его полные экспансии, например, Господа Раму, Нараяну. Экспансиям Кришны нет числа, каждый, кто служит любой из форм Кришны, или любой из его полных экспансий, находится на трансцендентном уровне. Необходимо также помнить, что все формы Кришны духовны, вечны, полны знаний и блаженства. Все личности Бога все могущи, все ведущи, и наделены всеми трансцендентными качествами. Поэтому тот, кто служит Кришне или его полной экспансии, не отклоняясь с этого пути, с легкостью выходит из-под влияния трех гунн материальной природы, что весьма трудно для обычного человека.

00:14:11 Предавшись Всевышнему Господу, живое существо тот час же освобождается из под власти трех гунн. Находится в сознании Кришны, или заниматься преданным служением, это значит обрести качественное тождество с Господом Кришной. Господь по своей природе вечен, исполнен знания и блаженства, и живые существа являются частицами Всевышнего. Подобно тому, как крупинки золота являются частью золотого слитка. Поэтому состояние духовного бытия живое существо качественно не отлично от золота, то есть от Кришны. При этом оно сохраняет своё индивидуальное существование, иначе бы о Бахти йоге не могло быть и речи. Бахти йога предполагает существование Господа, преданного, их взаимоотношения между ними, основанных на взаимной любви.

00:15:08 Поэтому Верховная личность Бога и живое существо сохраняет свою индивидуальность. Служить Верховному Господу может только тот, кто находится на одном с ним трансцендентном уровне. Например, чтобы попасть в царскую свиту, человек должен обладать определёнными качествами и заслугами, тому, кто хочет стать слугой Господа, необходимо подняться на духовный уровень, то есть освободится от материальной скверны. Как говорится в Ведах, достичь Верховного Брамана, может только тот, кто сам стал Браманом. Это значит, то человек должен стать качественно равным Браману, Верховной личности Бога. Однако, поднимаясь на уровень Брамана, живое существо не перестает существовать как индивидуальная душа. Таков был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к 26-му стиху.

00:16:08 И наконец, стих 27-ой, последний стих этой главы. Господь Кришна сказал: «Ибо я есть основа первичного Брамана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, являющегося источником высшего счастья». Комментарий: по своей природу Браман бессмертен, неуничтожим, вечен и полон блаженства. А сознание Брамана является первой ступенью процесса духовного самоосознания. Вторая ступень — это осознание Параматмы, сверх души, и третьей, высшей ступенью является постижение Абсолютной истины, Верховной личности Бога. В седьмой главе Бхагавад Гиты говорилось, что материальная природа — это проявление низшей энергии Верховного Господа, и он оплодотворяет эту низшую материальную природу частицами своей высшей духовной природы.

00:17:11 Начиная культивировать духовное знание, обусловленное живое существо постепенно поднимается с уровня материального бытия на уровень осознания Всевышнего, в аспекте безличного Брамана. Это первая ступень процесса духовного самоосознания. Осознав безличный Браман, человек поднимается над уровнем материального существования, но ещё не достигает полного совершенства. Он может оставаться на уровне безличного Брамана, постепенно поднимаясь на уровень осознания Параматмы, а затем Верховной личности Бога. В Ведах приводится много подобных примеров. Так четверо Кумаров сначала находились на уровне осознания безличного аспекта Абсолютной истины, а затем постепенно достигли уровня преданного служения Господу.

00:18:03 Тот, кто не может подняться выше ступени осознания безличного Брамана, рискует снова попасть в материальный мир. В Шримад Бхагаватам говорится, что тот, кто достиг безличного Брамана, но не идет дальше, и не приходит к осознанию Верховной личности Бога, не очищает до конца свой разум. Поэтому даже поднявшись на уровень Брамана, живое существо может снова вернуться в материальный мир, если не будет заниматься преданным служением Господу. В ведах говорится, когда живое существо постигает личность Бога, источник вечного блаженства, Кришну, оно само наполняется трансцендентным блаженством. Это идея Упанишат. Верховный Господь исполнен шести достояний. И когда преданный достигает Господа, он также обретает частично эти качества.

00:19:00 Царский слуга наслаждается практически на уровне само царя. Точно также вечное счастье, и вечное бытие являются неизменными спутниками преданного служения. Поэтому преданное служение включает в себя осознание безличного Брамана, и тот, кто занимается преданным служением, автоматически постигает этот первый аспект Абсолютной истины. Занимаясь преданным служением в сознании Кришны, живое существо сразу же поднимается на трансцендентный уровень, и избавляется от желания господствовать над материальной природой. Поэтому преданным служением, начиная со слушания, повторения и повествования, всего девять процессов, необходимо заниматься в обществе преданных. Постепенно в результате такого общения человек с помощью духовного учителя избавляется от желания наслаждаться материальным миром и поднимается на уровень трансцендентного преданного служения.

00:20:01 Преданное служение — очень простой метод, вы должны быть постоянно заняты служением Господу. То есть вкушать остатки пищи, предложенной Господу, вдыхать аромат цветов, предложенных его стопам, посещать места паломничества, где Господь явился, трансцендентные игры, читать повествование о деяниях Господа и его любовных взаимоотношениях с преданными, повторять трансцендентные имена Господа Кришны, Махамантру, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе. Держать пост в дни явления и ухода Господа, и его преданных. Участвуя в этом процессе, человек полностью отстраняется от материальной деятельности. Тот, кто следует этим путем, становится качественно равен Верховной личности Бога. Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к 14-ой главе Шримад Бхагавад Гиты, под названием три гунны материальной природы.

00:21:02 И на этом я естественно закончу чтение Бхагавад Гиты. В следующий раз мы сделает краткий обзор 14 главы и начнем читать 15-ую. Сейчас, пожалуйста, присылайте ваши вопросы.
[Ведущая] Итак, у нас есть два вопроса от слушателей. Надеемся, что пока мы будем получать на них ответы, вы пришлете нам еще. Не стесняйтесь, пожалуйста, мы очень ждем ваших вопросов, дабы прочувствовать, что мы не одни, что вы нас слушаете, что мы вам нужны. Итак, вопрос номер один. Чем отличается уровень свободы от гунн, и духовный уровень Бахти йоги?
[Критский В. Г.] Спасибо, это вопрос несомненно по теме сегодняшней лекции, и свободу от гунн материальной природы, как в комментарии пишет Бхактиведанта Свами Прабхупаду, это самый первый уровень духовного осознания, для осознания безличного аспекта Абсолюта, сознания безличного Брамана.

00:22:10 Это самое начало духовного пути, когда человек ощущает как бы свою духовную природу, когда он понимает своё отличие от материального тела, у него нет ещё представления о Боге, что из себя представляет Господь, но интуитивно он чувствует, что что-то должно быть. И этот уровень характеризуется тем, что, во-первых, у человека преобладает гунна благости, у него естественно ослабевает сильная гунна невежества, и гунна страсти, то есть стремление к каким-то материальным благам. И у него развивается естественное желание делать добро другим. Это все характерно для гунны благости.

00:23:00 Самой чистой гунны, которая непосредственно как бы соприкасается с этим уровнем Брамана, то есть безличного осознания. И далее, если человек знакомится с какой-то авторитетной духовной традицией, и следует какому-то духовному пути, изучает священные писания, повторяет имена Бога, то он может подняться на следующий уровень, это осознание Параматмы. То есть осознание Бога в сердце, когда он чувствует, что Господь не просто где-то там на небе, что он находится в сердце каждого человека, и что Господь дает ему какие-то советы, подсказки, он ведет его, по его жизненному пути. И это уже путь, уровень более высокий, когда человек уже понимает в какой-то степени цель, в чем цель ка бы духовной жизни, и собственно всей человеческой жизни, освободится как бы из материального рабства и достичь духовного совершенства, возвращения в духовный мир.

00:24:15 И еще, так сказать, на более высоком уровне, когда он продолжает духовный путь, следуя указаниям духовного учителя, он может подняться на высший уровень, уровень Бахти, чистого преданного служения. То есть это уже осознание Верховной личности Бога, Кришны, и это очень высокий уровень, о котором подробно мы говорить не будем, поскольку это как бы слишком высоко. Вот так кратко я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] А я зачитаю следующий вопрос, который был прислан нашей радиослушательницей с просьбой ответить на такой вот духовный вопрос.

00:25:02 Дорогие друзья, пишет нам Ирина, я буду вам очень признательна за ответ на мой вопрос. Доктор Торсунов в одной из своих лекций дал разъяснение по режиму дня, в том числе о времени пяти часов утра, которое лучше всего проводить в молитве и слушать голоса святого. Вопрос. Чей голос мне слушать, если мне близки и русские православные традиции, и ведические гимны? Ведь записи голоса Серафима Соровского, Сергея Радонежского не существует, или я просто неправильно поняла рекомендации доктора Торсунова? С уважением, Ирина.
[Критский В. Г.] Спасибо за ваш вопрос, Ирина. Вопрос это не простой, хотя уже на эту тему неоднократно наши слушатели выступали в эфире, и спрашивали о соотношении христианской традиции, ведической.

00:25:59 Но по началу мы конечно понимаем, что Бог един, и принципиальной разницы между поучением Иисуса Христа и наставлениями, скажем, Кришны в Бхагавад Гите, особенно более как бы близко нам учение дано Господом Читаньей. Кришна жил 5 тысяч лет назад, и поэтому Бхагавад Гита нуждается в комментариях, нуждается в каких-то пояснениях. Господь Читанья, который жил 500 лет назад, который является воплощением фактически, проявлением Господа Кришны в данную эпоху, он дал поучение, наставление Кришны в более доступной форме, и основные принципы духовной жизни, которые он провозгласил, это, во-первых, Наморучи — пение имен Бога, то есть духовная жизнь должна быть обязательно, основным как бы духовным процессом — это воспевание имен Бога.

00:27:01 И вы не случайно задаете этот вопрос, вопрос очень уместный. Второй принцип — это Аващносева, то есть это служение преданному Господа. И третий принцип — Дживадоя, это сострадание к обусловленным душам, что подразумевает проповедь, то есть распространение духовного знания. И ваш вопрос касается как раз первого принципа Наморучи, то есть воспевание имен Бога. В принципе вы можете слушать любые записи любых святых любой духовной традиции. Я могу про себяч сказать, что например, мне импонируют отдельные мусульманские молитвы, мне вот друзья записи, когда я на Кавказе, я иногда там путешествую, там довольно много последователей мусульманской традиции. И с эстетической точки зрения, мне очень нравится пение мусульманских каких-то молитв.

00:28:06 Но тем не менее рано или поздно вы должны выбрать что-то определённое, потому что нельзя долго сидеть на двух стульях, можно упасть. Или можно привести такую аналогию, что к вершине ведут разные пути, разные тропинки, и по началу вы конечно можете выбрать любую, и в этом ваша свобода выбора, но если вы будете как бы метаться от одной тропинки к другой, то вам будет трудно достичь вершины. И поэтому вы должны выбрать какую-то определённую дорогу. И я уже упоминал, но ещё раз могу повторить, что из книг Бхактиведанта Свами Прабхупаду, есть замечательная книга Наука самоосознания. И так есть одна глава, посвященная Христианской традиции, называется Кришна и Христос. В ней Бхактиведанта Свами беседует с Христианскими священниками, и собственно фактически он обсуждает это взаимоотношение Христианской и ведической культуры.

00:29:06 Если у вас нет, сейчас эта книга снова появилась в продаже в нашем центре, около метро Динамо, я её видел буквально вчера или позавчера, и она недорого стоит. Я очень советую её почитать, и Ирине, и всем нашим радиослушателям. Кроме этой главы Кришна и Христос, в ней ещё есть потрясающая глава Наука и лженаука, где Прабхупаду беседует с учеными, там есть две беседы: с доктором Бенфердовым, физиком, и с доктором Синхом, химиком. Где он сравнивает, сопоставляет ведические воззрения с современными научными представлениями, и поэтому эта книга является как бы моей любимой что ли книгой, хотя она и не сложная, но в ней как бы дана вя мудрость Бхагавад Гиты, а может даже не только Бхагавад Гиты, а всего ведического знания в популярной форме.

00:30:07 Я очень советую Ирине почитать эту книжку. Я просто сейчас как бы не имею возможности и желания обсуждать все моменты, там Прабхупаду рассматривает определённые заповеди конкретные, в Христианской традиции, ведической традиции, в какой степени они в основном-то соответствуют друг другу, и он говорит о том, что невозможно следовать определённой традиции, не соблюдая заповедей священных писаний. Ну, в частности, он подробно обсуждает заповедь Не уби, которая приводится и в Библии, и в Ветхом Завете, и в Новой Завете. Она соответствует ведической заповеди Ахимсы — не насилия. Вот это то, что я могу порекомендовать Ирине. Разумеется нет у нас сейчас записей вот этих великих святых, Серафима Соровского, Сергия Радонежского.

00:31:03 В этом нет необходимости, вы можете слушать запись той личности, той святой, которого вы выбрали в качестве своего духовного учителя, этот голос должен связывать вас с Богом. Если вы ещё это не выбрали, то значит, это вам предстоит, этот поиск. Потому что недостаточно просто поклоняться Серафиму Соровскому, или Сергию Радонежскому. Точно также как в ведической традиции, мы не можем взять Веды, написанные Вьяса Дэвой. Вьяса Дэва — совершенный духовный учитель, он является инкарнацией Бога, но для нас практически бесполезно читать изначальные веды, оставленные Вьяса Дэвой, мы их читаем в переводе авторитетного духовного учителя, Бхактиведанта Свами Прабхупаду, да ещё с комментариями, да ещё слушаем радио Аюрведу, на котором, так сказать, лекторы и проповедники, дают пояснения к этим книгам.

00:32:03 Вот в этом смысл системы Парампары, что точно также как мы не можем получить знание от самого Кришны, хотя Кришна, пожалуйста, он дал Бхагавад Гиту, он все разъяснил в Бхагавад Гите, но Бхагавад Гита была затем записана Вьяса Дэвой, и были записаны другие произведения, например, очень важное произведение Шримад Бхагаватам, которое является комментарием самого автора Вьяса Дэвы к философии Веданты. И затем естественно, современные учителя, Бхактиведанта Свами Прабхупаду перевел это все на английский язык, который является доступным для всего мира, и более того, кроме Бхактиведанта Свами Прабхупаду нам ещё требуется и какие-то его ученики, его последователи, которые становятся нашими наставниками. Вот так я могу ответить на вопрос Ирины, что нет как бы большой трагедии, что мы не можем слышать голос Сергия Радонежского, мы должны слышать голос тех учителей, которые нас ведут, которых мы выбрали.

00:33:17 [Ведущая] Ура, у нас появился ещё один вопрос. Вопрос от Ольги. В чем заключается разница между полностью осознавшими себя душами, есть ли различия между душами на таком уровне, или мы утрачиваем свою индивидуальность?
[Критский В. Г.] Да, вопрос Ольги ребром, не в бровь, а в глаз. Разумеется есть отличия. Когда душа становится чистой, это не значит, что все души становятся как одинаковые кубики. Можно даже сравнить это с кристаллами. Пока кристаллы загрязнены, покрыты грязью, то они все как раз похожи, то есть обусловленные души как раз похожи друг на друга, потому что у всех одни как бы в материальном мире потребности, еда, сон, секс, оборона.

00:34:09 Но когда кристаллы становятся чистыми, когда они отмываются от грязи, у них каждого проявляется своя особенность, они разные по размеру, они разные по форме, они могут отличаться, каким-то цветом, оттенком. У доктора Торсунова есть центр, Аюрведический центр на Новом Арбате, вот там я его периодически посещаю, он подбирает лечебные камни, и там это драгоценные и полудрагоценные камни, каждый камень — это индивидуален, там не найдется двух одинаковых драгоценных камней, у каждого свои особенности, хотя все они как бы совершенно чисты. И точно также с душами, от того, что души становятся совершенными и чистыми, это не значит, что они становятся одинаковыми.

00:35:02 Нет двух одинаковых душ. Каждая душа отражает определённые качества высшей души, Верховной личности Бога. У меня есть даже подозрение, что нет одинаковых солнечных лучей, хотя это уже спорный вопрос, я не знаю, даже такой немножко физический вопрос, но по крайней мере в отношении душ, я уверен абсолютно, что все души индивидуальны, у каждой есть свои качества, и каждая имеет свои индивидуальные отношения с Верховной личностью Бога. Вот так я могу ответить на этот животрепещущий вопрос Ольги.
[Ведущая] Вопросы бывают разные, и действительно, у наших радиослушателей, животрепещущие вопросы бывают чаще, чем, мне кажется, у обычных людей. Ну, не знаю, права я, или не права, обычные люди все сами по себе необычные, и вопросы возникают у всех конечно разные, но что касается сегодняшнего эфира, это не мало важно, да, вопросы очень интересные присылают наши радиослушатели.

00:36:05 Ну, что я проверяю наш почтовый адрес, есть ли у нас вопросы или нет, и вот нет вопросов, очень тихо, немного поленились написать нам письмо со своими вопросами дорогие наши радиослушатели. Мы даже знаем, сколько человек нас сидит и слушает возле своих компьютеров, но мы оставим это в большой-большой тайне. Оксаночка сидит, смотрит на меня и улыбается. Ну, что Оксана, есть ли у тебя вопросы к Владимиру Георгиевичу?
[Ведущая] Нет.
[Ведущая] Вот мы с Оксаночкой так скромно поделились за эфиром тем, что у нас нет времени, точнее может быть и время мы бы нашли, может быть нет особого великого делания, чтобы как-то вот сесть и почитать Бхагавад Гиту, хотя где-то глубоко, все же можно его найти, но много всяких разных но. Владимир Георгиевич, благодаря вам мы узнаем это знание из ваших уст, и тем более ещё и с комментариями, более подробно, вы разъясняете не только вот мне, я тут сижу и слушаю непосредственно, но и нашим радиослушателям, которые также приходят к вам на эфир.

00:37:04 Спасибо вам, спасибо преогромное, благодаря вам мы узнаем Бхагавад Гиту.
[Критский В. Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До новых встреч на следующей неделе. Или у нас уже не получится эфира на следующей неделе?
[Критский В. Г.] Значит, хорошо, что вы напомнили. Сегодня у нас 12 число, и следующая передача будет 19, и затем у нас двухнедельный перерыв, в связи с фестивалем ведической культуры в Крынице, я тоже, та сказать, уже купил билет, и буквально на другой день после эфира, 20-го, я сажусь в поезд Москва-Новороссийск, и соответственно, у нас будет небольшой перерыв, буквально вот, скорее всего две недели.
[Ведущая] Замечательно. Хорошо, Оксана тоже меня сегодня порадовала, она тоже едет на этот фестиваль.
[Ведущая] Мне удалось купить билеты, удалось найти способ туда попасть.

00:38:02 [Ведущая] Я ей немножко завидую, ну, что, я по-прежнему останусь с вами, дорогие радиослушатели, не буду вас обделять вниманием. Ну, что? Мое служение здесь, для вас, поэтому я рада. Оксана, благодарим Владимира Георгиевича?
[Ведущая] Да, большое спасибо, очень интересно было послушать.
[Ведущая] Спасибо большое, Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.] Всего хорошего. До свидания.
[Ведущая] До свидания.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, вы сегодня с нами продолжаете быть до вечера, потому что программа интересная, музыка замечательная, кто-то пишет нравится, ко-то пишет не очень нравится, поделитесь своими отзывами о наших нововведениях музыкальных, так как мы поставили достаточно много современной музыки, и если у вас что-то, ну, какие-то у вас есть эмоции, пожалуйста, поделитесь, мы искренне стараемся для вас разнообразить наш музыкальный плей-лист, поэтому именно в вашей помощи мы и нуждаемся.

00:38:59 Напишите отзывы в чат, по скайпу, или письмом, кратко, всё, что вы о нас думаете, ну, а вечером у нас замечательный эфир с Лованой. Оксана, ты помнишь, как тема называется?
[Ведущая] Конечно помню, она называется Хотите божественного ребенка, запросто.
[Ведущая] Запросто. Так что запросто об этом мы веером и послушаем. Не расходитесь, оставайтесь с нами, все будет хорошо и замечательно.
[Запись] Хорошее настроение с Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 05 January 2013