Преданное служение

Аюрведа радио - 25 April 2008
Единственный путь постижения Господа. Кого называют совершенным йогом? Поклонение безличному аспекту Абсолюта. Суть преданного служения. Ответы на вопросы. Почему персонажи «Махабхараты» не повторяют Махамантру? Как душа служит Господу в духовном мире? Как устроен духовный мир? Почему в «Бхагавад-гите» и других священных писаниях практически ничего не рассказывается о Радхарани, вечной возлюбленной Господа Кришны?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:39:24 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 47 | скачано: 213 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Ведущая: Дорогие радиослушатели, здравствуйте! Рада быть с вами на волнах «Аюрведа» радио, и сегодня пятница, 15:01 по московскому времени. Мы приступаем к прямым эфирам. Эфир у нас сегодня не простой, а интересный и замечательный. Мы продолжаем «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Обязательно присылайте их нам в чат скайпа и на наш почтовый адрес. И, как сложилось уже по традиции, Владимир Георгиевич Критский открывает нам «Бхагавад-гиту». Здравствуйте, Владимир Георгиевич!

Единственный путь постижения Господа

00:00:47 Критский В.Г.: Здравствуйте! Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ». В прошлый раз у нас была немножко необычная встреча, беседа об играх Господа Рамачандры, поскольку был день его явления. Мы уже с вами завершили главу 11 «Бхагавад-гиты» «Вселенская форма» и сегодня начнём читать главу 12. Кратко вспомним. Смыслом явления вселенской формы является доказательство того, что Господь Кришна – это причина всех причин, изначальная форма Верховной Личности Бога.

00:01:38 Я прочитаю один из последних стихов главы 11, которую мы с вами прочитали, стих 53, где Кришна говорит Арджуне: «Образ, который ты видишь сейчас своими трансцендентными глазами, нельзя постичь, изучая Веды, совершая аскезы, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Таким путём нельзя понять Мою истинную природу». И второй вывод, который мы сделали, заключается в том, что постижение Абсолютной Истины возможно только путём преданного служения Верховной Личности Бога. Почему мы утверждаем, что до определённой степени можем понять Абсолютную Истину? Потому что Абсолютная Истина – это личность, и с ней возможны определённые отношения.

00:02:29 Подобно тому, как мы можем восстановить нарушенные отношения с каким-то человеком с помощью любви и преданности, мы так же можем развить нарушенные отношения с Богом через процесс преданного служения. В этом и заключается задача йоги, особенно бхакти-йоги. И завершающие стихи главы 11, которые мы с вами прочитали.

00:02:56 Стихи 54–55: «Дорогой Арджуна, лишь путём безраздельного преданного служения можно по-настоящему постичь Меня в том образе, в котором Я стою перед тобой. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия. Тот, кто занимается чистым преданным служением, не осквернённым стремлением к материальной деятельности и умственным спекуляциям, кто посвящает Мне свой труд, считая Меня высшей целью своей жизни, и кто дружески относится ко всем живым существам, тот непременно вернётся ко Мне».

00:03:37 Это были завершающие стихи главы 11, и сегодня мы начнём читать главу 12, которая называется «Бхакти-йога», или «Преданное служение». В каком-то смысле эта глава является центральной в «Бхагавад-гите», поскольку вся «Бхагавад-гита» посвящена этому процессу – бхакти.

Кого называют совершенным йогом?

00:04:00 Стих 1:
अर्जुन उवाच
एवं सततयुक्ता ये भक्तास्त्वां पर्युपासते ।
ये चाप्यक्षरमव्यक्तं तेषां के योगवित्तमा: ॥ १ ॥

arjuna uvāca
evaṁ satata-yuktā ye
bhaktās tvāṁ paryupāsate
ye cāpy akṣaram avyaktaṁ
teṣāṁ ke yoga-vittamāḥ

«Арджуна спросил: „О Кришна, кто является более совершенным в йоге: тот, кто всегда служит Тебе с преданностью или кто поклоняется непроявленному безличному Абсолюту – Брахману?ˮ»

00:04:19 Комментарий: «Кришна уже рассказывал Арджуне о личностной, безличной и вселенской формах Господа, а также различных категориях йогов и преданных. Обычно трансценденталистов делят на две категории, а именно: имперсоналистов и персоналистов. Преданные персоналисты посвящают все свои силы и энергию служению Верховному Господу. Имперсоналисты также занимаются духовной практикой, но вместо того, чтобы преданно служить Господу Кришне, они медитируют на безличный Брахман, непроявленный для нашего восприятия.

00:04:58 Из этой главы мы узнаём, что из всех методов познания Абсолютной Истины высшим является бхакти-йога, или преданное служение. Тот, кто действительно хочет получить доступ к Верховной Личности Бога, должен стать на путь преданного служения. Есть много разных путей постижения Абсолютной Истины, но здесь Кришна говорит о том, что лучшим из них является бхакти-йога. Это самый лёгкий и прямой путь общения с Богом. Однако есть люди, которых не привлекает личностная форма Господа Кришны. Они столь тверды в своих убеждениях, что, даже составляя комментарии к „Бхагавад-гитеˮ, пытаются отвлечь внимание людей от Кришны и перенести их преданность на безличное сияние брахмаджьоти, или имперсональный аспект.

00:05:51 Они предпочитают медитировать на безличную форму Абсолютной Истины, недосягаемую для материальных чувств. И здесь Арджуна пытается установить, какой из этих двух путей легче и кто находится на более высоком уровне. Тем самым он хочет определить и своё положение, ибо сам он привязан к личностной форме Кришны, а не к безличному Брахману. Он хочет знать, насколько надёжно его положение. На безличное проявление Верховного Господа как в материальном, так и в духовном мире медитировать очень трудно, поэтому, задавая свой вопрос, Арджуна как бы говорит: «Зачем терять на это время?» В главе 11 рассказывалось, как Арджуна убедился в преимуществе привязанности к личностной форме Кришны. Это дало ему возможность увидеть все остальные формы Господа, но при этом его любовь к Кришне нисколько не уменьшилась, поэтому Арджуна задаёт Кришне очень важный вопрос, который помогает уяснить разницу между личностной и безличной концепцией Абсолютной Истины».

00:0:03 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху 1.

00:07:08 Стих 2:
श्रीभगवानुवाच
मय्यावेश्य मनो ये मां नित्ययुक्ता उपासते ।
श्रद्धया परयोपेतास्ते मे युक्ततमा मता: ॥ २ ॥
śrī-bhagavān uvāca
mayy āveśya mano ye māṁ
nitya-yuktā upāsate
śraddhayā parayopetās
te me yukta-tamā matāḥ
«Верховный Господь сказал: „Того, чей ум сосредоточен на Моей личностной форме и кто всегда поклоняется Мне с глубокой трансцендентной верой, Я считаю наиболее совершеннымˮ».

00:07:25 Комментарий: «Отвечая на вопрос Арджуны, Кришна со всей определённостью говорит, что тот, кто сосредоточил ум на Его личностной форме и поклоняется Ему с верой и преданностью, должен считаться самым совершенным йогом. Любая деятельность человека, полностью сознающего Кришну, является нематериальной, ибо всё, что он делает, он делает ради Кришны, Высшей, Абсолютной, Истины. Чистый преданный постоянно занимается чем-то полезным. Он либо повторяет имена Господа, либо слушает рассказы о Нём или читает книги о Господе Кришне, готовит прасад, идёт на рынок, чтобы купить что-нибудь для Господа, убирает храм, моет посуду – что бы он ни делал, каждое мгновение его жизни посвящено служению Господу. Занимаясь всем этим, чистый преданный пребывает в совершенном самадхи».

Поклонение безличному аспекту Абсолюта

00:08:25 Стихи 3–4:
ये त्वक्षरमनिर्देश्यमव्यक्तं पर्युपासते ।
सर्वत्रगमचिन्त्यं च कूटस्थमचलं ध्रुवम् ॥ ३ ॥
सन्नियम्येन्द्रियग्रामं सर्वत्र समबुद्धय: ।
ते प्राप्‍नुवन्ति मामेव सर्वभूतहिते रता: ॥ ४ ॥

ye tv akṣaram anirdeśyam
avyaktaṁ paryupāsate
sarvatra-gam acintyaṁ ca
kūṭa-stham acalaṁ dhruvam
sanniyamyendriya-grāmaṁ
sarvatra sama-buddhayaḥ
te prāpnuvanti mām eva
sarva-bhūta-hite ratāḥ

«Те же, кто заботится об общем благе и, обуздав чувства и равно относясь ко всем живым существам, целиком посвящают себя поклонению непроявленному, недоступному восприятию чувств, вездесущему, непостижимому, неизменному и недвижимому безличному аспекту Абсолютной Истины, те в конце концов достигают Меня».

00:08:55 Комментарий: «Те, кто не поклоняется непосредственно Верховному Господу Кришне, а пытаются достичь той же цели окольным путём, в конце концов достигают того же самого – приходят к Господу Кришне. В „Бхагавад-гитеˮ говорится: „После многих рождений мудрец, дающий знание, найдя прибежище во Мне, постигает, что Ва̄судева (Кришна) – есть всё сущееˮ (Б.-г., 7.19). Когда человек после многих жизней в конце концов обретает совершенное знание, он предаётся Господу Кришне. Тот, кто идёт к Богу этим путём, должен научиться владеть своими чувствами, служить каждому существу и заботиться о всеобщем благе. Иногда, прежде чем предаться Господу, человек должен пройти через множество трудностей и испытаний. Чтобы ощутить присутствие Сверхдуши в своём сердце, необходимо прекратить деятельность материальных чувств: перестать видеть, слышать, ощущать вкус, работать и так далее. Только тогда человек сможет ощутить, что Сверхдуша находится всюду. Осознав это, он перестаёт испытывать вражду, он равно относится ко всем, будь то человек или животное, поскольку он видит только душу, а не внешнюю оболочку. Для обыкновенного человека этот метод постижения безличного аспекта Абсолюта очень сложен».
Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:10:34 Хочу сделать небольшое пояснение. Поклонение безличному аспекту Абсолюта имеет место во многих течениях ведической традиции, и поэтому на западе часто считается, что индийская религия, индийская культура имеет безличностный характер, и это популярно теперь не только в Индии, но и на западе. Например, последователи Вивекананды и Рамакришны являются примером такой традиции. Господь Кришна в этих стихах говорит, что их духовный процесс сопряжен со многими трудностями и поэтому менее надёжен.

00:11:17 Стих 5:
क्ल‍ेशोऽधिकतरस्तेषामव्यक्तासक्तचेतसाम् ।
अव्यक्ता हि गतिर्दु:खं देहवद्भ‍िरवाप्यते ॥ ५ ॥

kleśo ’dhika-taras teṣām
avyaktāsakta-cetasām
avyaktā hi gatir duḥkhaṁ
dehavadbhir avāpyate

«Тем, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Абсолютной Истины, очень сложно продвигаться по духовному пути. Для воплощенных живых существ каждый шаг в этом направлении даётся с большим трудом».

00:11:39 Комментарий: «Трансценденталистов, стремящихся к познанию непостижимого, непроявленного, безличного аспекта Абсолюта, называют гьяна-йогами, а тех, кто всегда осознаёт Кришну и занимается преданным служением Господу, именуют бхакти-йогами. В этом стихе показана разница между гьяна-йогой и бхакти-йогой. Хотя гьяна-йога приводит человека в конце концов к той же цели, что и бхакти-йога, но этот путь очень сложен и тернист, в то время как путь бхакти-йоги, непосредственного служения Господу, гораздо более естественный для воплощённой души.

00:12:20 Обусловленная душа находится в материальном теле с незапамятных времён, и ей очень трудно осознать, даже теоретически, своё отличие от материального тела. Вот почему преданные бхакти-йоги поклоняются божеству, образу Кришны в храме, тем самым используя свои телесные представления о жизни, которые очень прочно запечатлены в нашем уме.

00:12:45 Поклонение Верховной Личности Бога в образе установленного в храме божества не имеет ничего общего с идолопоклонством. В Ведах говорится, что Всевышнему можно поклоняться в форме, доступной для восприятия, или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Верховного Господа.

00:13:28 В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков, развешанных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет Его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать таким образом наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, Он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить Ему».

00:14:14 Этот комментарий Бхактиведанты Свами поясняет, что поклонение божеству в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Поскольку Господь вездесущ, Он находится всюду посредством своих энергий, и точно так же Он находится в своём образе, который создан Его преданными из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и, находясь так же и в сердце преданного, Господь принимает служение искреннего преданного в этой форме. То есть в этом проявление Его милости, и так говорится в священных писаниях, в Ведах. И проверкой этого является, как обычно, духовная практика. Миллионы преданных, которые совершают такое поклонение в различных странах, и не только в Индии, а фактически по всему миру, убеждаются, что это приносит свои плоды.

00:15:23 Я хочу вспомнить курьёз, о котором говорили по всему миру где-то два-три года назад, когда божества в индийских храмах в течении двух дней пили молоко. Кто из вас это помнит? Было всё заснято, зафиксировано и даже показано по телевидению. Я сам это видел, своими глазами, когда божеству Господа Шивы, Господа Кришны или Господа Ганеши подносили на ложечке молоко, молоко вдруг исчезало. И это, с одной стороны, свидетельство всемогущества Господа, с другой стороны – это подтверждение того, что Господь присутствует в своей форме божества. И это имело место не только в Индии, но и по всему миру. Я помню, в газете опубликовали, что в индийском посольстве вначале индусы подносили молоко на ложечке божеству, по-моему, Господа Кришны, а потом они дали то же самое русской женщине, которая работала в посольстве секретарём. Она на ложечке поднесла молоко, и молоко исчезло. Господь принял это скромное подношение не только от людей, которые родились в Индии, но и от наших соотечественников.

Суть преданного служения

00:16:47 Стихи 6–7:
ये तु सर्वाणि कर्माणि मयि सन्न्यस्य मत्परा: ।
अनन्येनैव योगेन मां ध्यायन्त उपासते ॥ ६ ॥
तेषामहं समुद्धर्ता मृत्युसंसारसागरात् ।
भवामि न चिरात्पार्थ मय्यावेशितचेतसाम् ॥ ७ ॥

ye tu sarvāṇi karmāṇi
mayi sannyasya mat-parāḥ
ananyenaiva yogena
māṁ dhyāyanta upāsate
teṣām ahaṁ samuddhartā
mṛtyu-saṁsāra-sāgarāt
bhavāmi na cirāt pārtha
mayy āveśita-cetasām

«Но тех, кто поклоняется Мне с безраздельной преданностью, посвящая Мне все свои действия, кто занят преданным служением и постоянно размышляет обо Мне в глубине сердца, таких людей, о сын Притхи, я быстро вызволяю из океана рождения и смерти».

00:17:09 Комментарий: «Здесь ясно сказано, что на долю преданных выпала великая удача, ибо Господь сам без промедления освобождает их из плена материального существования. Занимаясь преданным служением, человек осознаёт величие Бога и подчинённое положение индивидуальной души. Её долг – служить Господу, и если она этого не делает, то ей придётся служить майе, иллюзорной энергии Господа Кришны. Как уже говорилось, постичь Господа можно только в процессе преданного служения. Чтобы прийти к Кришне, необходимо полностью сосредоточить на Нём свой ум. Всё, что мы делаем, нужно посвящать Господу Кришне. В этом суть преданного служения. Единственное желание преданного – доставить удовольствие Верховной Личности Бога, и ради этого он готов пожертвовать всем. Метод очень простой. Мы должны посвящать все свои действия Господу и повторять святые имена, например мантру Харе Кришна. Эти трансцендентные звуки привлекают внимание преданного к Верховной Личности Бога.

00:18:17 В данном стихе Господь обещает без промедления освободить чистого преданного, посвятившего себя служению Ему, из океана материальной жизни. Великие йоги-мистики с помощью йоги могут переместить свою душу на любую планету, другие пользуются иными методами, но что касается преданного, то здесь ясно сказано: Господь сам вызволяет его из материального плена. Подобно тому, как родители берут на себя заботу о ребёнке, и малыш чувствует себя в безопасности, так же и преданному нет нужды прилагать особые усилия, чтобы с помощью йоги попасть на другие планеты, поскольку Верховный Господь сам освобождает его из плена материального бытия. Человек, тонущий в океане, может быть хорошим пловцом и изо всех сил бороться за жизнь, но ему всё равно не удастся спастись самому. Но если кто-то другой придёт к нему на помощь и вытащит его из воды, то он спасется безо всякого труда. Так же и Господь по своей милости сам спасает преданного из океана материальной жизни». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:19:31 Стих 8:
मय्येव मन आधत्स्व मयि बुद्धिं निवेशय ।
निवसिष्यसि मय्येव अत ऊर्ध्वं न संशय: ॥ ८ ॥

mayy eva mana ādhatsva
mayi buddhiṁ niveśaya
nivasiṣyasi mayy eva
ata ūrdhvaṁ na saṁśayaḥ

«Сосредоточь на Мне, Верховной Личности Бога, свой ум и направь на Меня свой разум. Так ты всегда будешь находится во Мне, и в этом нет никакого сомнения».

00:19:45 Комментарий: «Тот, кто преданно служит Господу Кришне, непосредственно связан с Господом, и потому с самого начала находится на трансцендентном уровне. Преданный уже живёт не в материальном мире, он живёт в Кришне. Господь и его энергии неотличны друг от друга, поэтому когда преданный повторяет звуковое воплощение Господа, мантру Харе Кришна, то Господь находится у него на языке. Когда преданный предлагает Кришне пищу, и Кришна принимает его подношение, преданный, вкушая затем остатки этой пищи, как бы постепенно наполняется Кришной. Тому, кто не занимается преданным служением, невозможно понять, как это происходит, хотя он может читать об этом в „Бхагавад-гитеˮ и других ведических писаниях».

00:20:44 Это был комментарий Бхактиведанты Свами. И я немного дополню. Мы с вами уже говорили о принципиальном отличии бхакти от других систем йоги. Если различные ступени йоги носят промежуточный характер и поэтому имеют какой-то материальный оттенок, то бхакти – это чисто духовный процесс, принципиально отличный от всего остального в этом мире. Он позволяет человеку разорвать свои узы с материальным миром и достичь высшей духовной цели.

00:21:19 На самом деле любовь к Богу дремлет в сердце каждого человека, и её можно пробудить путём процесса бхакти. В прошлой передаче мы с вами говорили об играх Господа Рамачандры, который был примером идеального исполнения своего долга. И наш с вами долг состоит в том, чтобы нести преданное служение Верховной Личности Бога, поскольку мы Его неотъемлемые частички и это для нас так же естественно, как для детей естественно служить своим родителям. В следующей передаче мы прочитаем оставшиеся стихи главы 12, в которых Господь Кришна рассказывает о различных стадиях преданного служения, поскольку всегда легче достичь высокой цели, если на этом пути есть какие-то промежуточные этапы. На этом мы закончим с вами читать стих 8 главы 12 «Бхагавад-гиты». Она небольшая, мы прочитали уже половину, в следующий раз, я думаю, закончим. Если есть какие-то вопросы или замечания, пожалуйста, звоните, пишите на наш сайт. Напомню, в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ».

Отвты на вопросы

00:22:32 Ведущая: Уважаемые радиослушатели, вы, пожалуйста, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы в чат скайпа и на наш почтовый адрес. Владимир Георгиевич, у меня есть вопрос, мне его дочь задала. Мы смотрим по вечерам с семьёй фильм «Махабхарату», и она задаёт такой вопрос: Почему персонажи данного эпоса не повторяют Махамантру?

00:23:04 Критский В.Г.: Дело в том, что события «Махабхараты» происходят 5000 лет назад, это конец Двапара-юги, предыдущей эпохи, когда на Земле воплотился Господь Кришна. Он является как бы юга-аватарой, то есть воплощением для Двапара-юги. В ту эпоху основным методом служения было не воспевание святых имён, а поклонение в храме. В настоящую эпоху, в Кали-югу, аватарой является Господь Чайтанья. То есть главным воплощением Господа в данную эпоху является Господь Чайтанья Махапрабху, который посвятил свою жизнь процессу воспевания святых имён и обучал этому других. В принципе, как мы с вами говорили, процесс воспевания святых имён универсален, но сейчас, в настоящую эпоху, он является практически единственным. Он был и тогда, поскольку в процессе служения преданные всегда молятся, возносят какие-то молитвы, но это не имело такого преобладающего характера.

00:24:27 Ведущая: Вопрос прислала Татьяна.
Скажите пожалуйста, после того, как душа наконец попадает в духовный мир, как она служит Господу? Как она работает или как развивается? Каков духовный мир?

00:24:45 Критский В.Г.: Спасибо, Татьяна. Это вопрос немножечко эзотерический. «Бхагавад-гита» в основном касается первого и второго раздела самбандха-гьяна, или учения о связи, основные понятия о нашей связи с Абсолютом, с Верховной Личностью Бога. Второй раздел называется абхидея – это духовная практика, определённая культура, определённые предписания и методы духовного осознания и так далее. Третья часть, которой мы с вами пока не касались, называется прайоджана, что означает высшее совершенство, что ждёт человека после завершения материального бытия и возвращения в духовный мир. Этой темы касаются наиболее сокровенные ведические произведения. Например, я недавно слушал лекции по книге, которой ещё нет на русском, она только на английском, называется «Брихад-бхагаватамрита». Там рассказывается о возвращении души в духовный мир, и герой этого произведения, пастушок из Вриндавана Гоп-кумар, проходит путь по различным уровням материального бытия. Он попадает на райские планеты, вначале на первый уровень планет Индры, затем переходит на более высокий уровень – Махалоки, затем Гьяналоки, Тапалоки. В конце концов он достигает Брахмалоки, которая является высшей планетой материального мира, где находится Господь Брахма. И затем через какое-то время он покидает материальный мир и достигает духовного мира, начиная с уровня Вайкунтхи, там находится Всевышний Господь Вишну, или Нараяна.

00:26:39 Более высокий уровень – это Айодхья, где находится Господь Рамачандра, о котором мы рассказывали в нашей прошлой передаче. Господь Рамачандра – это одна из экспансий Верховной Личности Бога, Кришны, он вечно находится в духовном мире вместе со своей супругой Ситой и своими преданными. Затем Гоп-кумар попадает в Двараку, где Кришна царь, и в конце концов он попадает во Вриндаван, где Кришна совершает свои вечные игры как пастушок. То есть в этом уникальном произведении, которое написал Санатана Госвами, один из ближайший учеников Чайтаньи Махапрабху, рассказывается о различных уровнях материальной вселенной, стратах и различных сферах духовного мира. Хотя, с какой-то точки зрения, духовный мир – это совершенство, там вечная жизнь, знание и блаженство, но в то же время есть более высокие расы, более уникальные отношения с Господом, например отношения дружеские, родительские или отношения возлюбленных. И есть более, так скажем, формальные отношения – отношения служения.

00:28:03 Отношения служения, или дасья-раса, преобладает на планетах Вайкунтхи, там находится Господь Кришна, Нараяна, и там происходят эти вечные взаимоотношения, или игры, Верховной Личности Бога со своими преданными. И игры тем более интересны, тем более сокровенны, чем на более высоком уровне духовного бытия мы находимся. То есть в этом произведении рассказывается о нескольких уровнях, которые я вам перечислил: уровень Вайкунтхи, уровень Айодхьи, уровень Двараки и, в конце концов, Вриндаван. Вот так кратко можно ответить на этот вопрос. И один из наших великих учителей Бхактивинода Тхакур, он является учителем учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, говорил, что материальный мир является искаженной копией духовного мира. То есть то, что мы видим в материальном мире, есть и в духовном мире. Там есть города, деревни, леса, озёра, ручейки и так далее. Есть люди, в духовном мире есть даже животные, какие-то существа в животной форме. Но в отличие от материального мира, где животные находятся под влиянием гуны невежества и практически не могут напрямую общаться с людьми, там абсолютно все существа находятся в сознании Бога. То есть там все являются преданными Господа, независимо от того, в какой форме они находятся. Вот таким образом я могу ответить на вопрос Татьяны.

00:29:51 Ведущая: Хорошо. Тогда я прочитаю второй вопрос.
Почему в «Бхагавад-гите» и других священных писаниях практически ничего не рассказывается о Радхарани, вечной возлюбленной Господа Кришны?
Критский В.Г.: Замечательный вопрос, и ответ является продолжением ответа на предыдущий вопрос. О Радхарани ничего не говорится, потому что Радхарани – это слишком сокровенная сторона духовной жизни Господа Кришны. Это Его возлюбленная. О Радхарани говорится в той же «Брихад-бхагаватамрите». Даже в «Шримад-Бхагаватам» хотя рассказывается об играх Господа Кришны во Вриндаване, но напрямую нет описания Шримати Радхарани. На неё есть отдельные намёки. Есть даже один эпизод, в котором рассказывается, как Шримати Радхарани переживает разлуку с Кришной. Там нет упоминания её имени, именно по той причине, что Радхарани для Кришны, точно так же как для обычного человека его возлюбленная является чем-то очень сокровенным. Он не захочет, скажем так, чтобы все окружающие слишком широко об этом говорили, знали о его взаимоотношениях с возлюбленной супругой или просто возлюбленной. В любом случае это сокровенная тема, и поэтому о ней говорится в самых сокровенных произведениях.

00:31:25 И Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл перед нами сокровища духовного мира, как обычные вещи, стандартные, так и вещи более сокровенные. Можно задать вопрос: почему это ведическое знание сейчас широко проповедуется по всему миру, ведь оно является сокровенным, там какие-то вещи, которые испокон веков не давались всем людям в целом, а давались только посвящённым брахманам из уст духовного учителя в ухо ученика? Ответ заключается в том, что в настоящую эпоху, Кали-югу, это эпоха духовной деградации, практически все люди, большинство людей, не интересуются духовной жизнью, для них духовная жизнь – это некая абстракция. И всё, что изложено не только в Ведах, но и в других священных писаниях, они считают вымыслом, сказкой и фантазией. Я хочу рассказать небольшую историю, которая произошла в прошлом веке. Один очень известный философ, который отрицал существование Бога, ввёл такую фразу: «Бог мёртв». И на входе в университет, в котором он преподавал, это было в Германии, была написана эта фраза: «Бог мёртв». То есть это у него было такое представление, что Бога или нет, или даже если Он есть, то Он не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что Его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот настал один прекрасный момент, когда этот великий философ, его имя Фридрих Ницше, покинул этот мир, и в этом университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды. И самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет, где было написано «Бог мёртв», было приписано кем-то: «Ницше мёртв», подпись – «Бог». Значит, первая надпись – «Бог мёртв», и была подпись «Ницше», а под ней появилась вторая надпись – «Ницше мёртв», и подпись – «Бог».

00:33:45 Вот такая курьёзная история была. Возможно, что реальная, может быть, это анекдот, но в любом случае анекдот очень остроумный и имеет глубокий смысл. Сколько бы современные учёные атеисты, материалисты ни отрицали существование Бога, настанет один прекрасный момент, когда по ним будет гражданская панихида и, соответственно, им придётся оставить этот мир, перейти в следующую жизнь и отвечать за свои поступки, в том числе за своё безбожие, за то, что они использовали свои возможности, свой разум не для того, чтобы давать людям духовное знание, знание о Боге, о наших отношениях с Ним, а пытались сбить людей с толку, умышленно или неумышленно, и уводили людей от поиска высшего смысла человеческой жизни. Вот такая интересная история была в прошлом веке, и ответ на вопрос, который задала наша слушательница, очень простой: эта тема сокровенная. И в данном случае сокровенность ведического знания обеспечивается не тем, что оно тайное и оно в каких-то закрытых фондах КГБ находится, а тем, что большинство людей не воспринимают духовное знание всерьёз. Они его слушают и считают, что это просто сказка.

00:35:20 Ведущая: Также слушательница просит рассказать что-нибудь о Радхарани.
Критский В.Г.: Я боюсь, что это немножко выходит за рамки нашего эфира на радио «Аюрведа». О Шримати Радхарани вы можете прочитать в книге «Источник вечного наслаждения», или сейчас вышла новая редакция этой книги, название изменилось: «Кришна. Верховная Личность Бога». Но текст тот же самый, та же самая книга, просто в советское время из конспиративных соображений она была переименована и названа «Источник вечного наслаждения», как я её читал. Сейчас вышла новая редакция этой книги. В одной из глав, в которой Уддхава приезжает во Вриндаван (Уддхава – это близкий друг Кришны, который сопровождает Его в Двараке), в котором все жители очень грустят, скорбят в разлуке с Кришной. И Кришна, для того чтобы успокоить своих преданных во Вриндаване, посылает туда своего близкого друга Уддхаву, который был даже внешне похож на Кришну, и пишет письмо. Уддхава привозит во Вриндаван письмо, адресованное пастýшкам Вриндавана.

00:36:43 Глава называется: «Уддхава посещает Вриндаван», и где-то в середине этой главы есть очень сокровенный рассказ о Радхарани. В самом «Шримад-Бхагаватам» Радхарани не упоминается, но книга «Источник вечного наслаждения» является не просто пересказом «Шримад-Бхагаватам», а неким дополнением, которое дал наш духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада, и поэтому там он рассказывает подробно о поведении Радхарани, и, в частности, приводится её беседа со шмелём. Это считается самой сокровенной, уникальной частью «Шримад-Бхагаватам», когда Радхарани, будучи не в силах забыть Кришну, принимает шмеля, который вокруг неё вился, за посланца Кришны и начинает с ним беседовать. Я вам очень советую эту книжку достать и прочитать эту главу. Глава исключительно интересная, и вы немножечко поймёте, что из себя представляет Шримати Радхарани. То есть книга «Источник вечного наслаждения» уникальна тем, что это не просто какой-то перевод или пересказ «Шримад-Бхагаватам», это, по сути, опыт нашего духовного учителя. То есть там он комментирует и добавляет какие-то свои духовные реализации к этому тесту, изначальному тексту песни 10 «Шримад-Бхагаватам», поэтому эта книжка читается ещё более интересно, чем оригинальный текст «Шримад-Бхагаватам». Я вам советую её прочитать.

00:38:24 Ведущая: Радиослушатели обязательно последуют вашему совету. К сожалению, на текущий момент вопросов нет.
Критский В.Г.: Это Господь Кришна намекает, что мы можем закругляться.
Ведущая: Да, мы можем закруглиться. Ещё раз напомним радиослушателям о том, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич, который рассказывал о «Бхагавад-гите» и отвечал на вопросы по ведической культуре и философии. Спасибо вам большое за это.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До новых встреч на волнах «Аюрведа» радио.
Критский В.Г.: До свиданья

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 28 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 06 January 2023