Нет иного пути

Аюрведа радио - 29 February 2008
Исключительное великолепие господа. Душа материального космоса. Абсолютная Истина – это личность. Разница между материей и духом. Царь среди людей. Ответы на вопросы. Нужно ли выражать почтение полубогам и как это делать? Как избавиться от таких пороков, как суетливость, гневливость, жадность и напряжённость? Как попасть на Кришналоку? О золотом вкраплении в Кали-югу. Кто такой Иисус Христос с точки зрения вайшнавов? Кто такие йоги-мистики? Что такое «сиддхи» и что даёт сама йога? Какие виды йоги существуют? В какое время суток лучше всего делать комплекс сурья-намаскара? Как избавиться от неблагоприятных желаний?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:10:50 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 215 | скачано: 217 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада приветствовать всех тех, кто собрался сегодня вместе со мной послушать «Аюрведа» радио. Уж поверьте, я-то его слушаю каждый день. Итак, сегодня у нас очень интересная программа. А для тех, кто не знает, напомню, что сегодня у нас в 15:00 Критский Владимир Георгиевич даёт лекцию «Обзор различных систем йоги по ˮБхагавад-гитеˮ. Также мы ещё отвечаем на вопросы по ведической культуре и философии. Так что если они у вас возникнут, обязательно присылайте в чат скайпа (он у меня всегда активен) и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Здравствуйте, Владимир Георгиевич!

Исключительное великолепие Господа

00:00:44 Критский В.Г.: Дорогие друзья, продолжаем наш цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ». Я напомню, о чём шла речь в прошлый раз. Мы с вами читаем главу 10 под названием «Богатство Абсолюта», или «Вибхути-йога». Арджуна хочет понять всепроникающую природу Всевышнего Господа и [задаёт вопросы] ради блага всех живых существ, которые сомневаются в том, что из себя представляет Всевышний Господь. Как правило, люди представляют, что Бог должен быть всемогущим, всеведающим, всеблагим, и Он должен быть всепроникающим, то есть присутствовать повсюду. И в предыдущих передачах мы с вами прочитали стихи, в которых Арджуна понял, что Кришна является Верховной Личностью Бога. В одной из предыдущих передач был такой стих, где Кришна говорит: «Я – источник всех духовных и материальных миров, всё исходит из Меня. Мудрые, познавшие это, посвящают себя преданному служению Мне», и вот теперь Арджуна хочет уже окончательно это прояснить не столько для себя, сколько на благо всех других людей.

00:02:08 Мы остановились на следующих стихах. Стих 16: «Арджуна сказал: „О Кришна, пожалуйста, расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми Ты пронизываешь эти мирыˮ». Стих 17: «О Кришна, о высший мистик, как мне научиться всё время думать о Тебе и как постичь Тебя? В каких из многих твоих проявлений должен я помнить о тебе, о Верховная Личность?». Стих 18: «О Джанардана, прошу Тебя, расскажи мне о своём мистическом могуществе, ибо чем больше я слушаю Тебя, тем сильнее жажду слушать нектар Твоих речей!» И, наконец, стих 19, на котором мы остановились: «Господь Верховная Личность Бога сказал: „Хорошо, о Арджуна, Я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо Моё богатство неизмеримо».

00:03:08 И теперь мы с вами продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху: «Постичь величие Кришны и Его достояний попросту невозможно. Чувства индивидуальной души слишком ограничены и не позволяют воспринять всех деяний Кришны. Преданные всё же пытаются постичь Кришну, но не ставят своей целью на каком-то этапе понять Его полностью. Просто сами повествования о Кришне доставляют им столько удовольствия, что преданные называют их нектаром. Слушая и рассказывая о достояниях Кришны и его разнообразных энергиях, чистые преданные ощущают трансцендентное блаженство. Поэтому они хотят снова и снова слушать и говорить о них. Зная, что живые существа не способны представить себе масштабов Его величия, Кришна согласился рассказать Арджуне о главных проявлениях Своих разнообразных энергий.

00:04:12 Мы можем узнать только о некоторых основных проявлениях Верховного Господа, ибо Он проявляет Себя в бесконечном количестве форм. Все их постичь просто невозможно. Употребленное в этом стихе слово вибхȳти указывает на достояния и качества, обладая которыми, Господь повелевает всем материальным миром. В словаре «Амара-коша» сказано, что вибхȳти означает «исключительное великолепие». И сейчас Кришна собирается рассказать Арджуне о тех своих достояниях, которые доступны восприятию обычных людей, и открыть ему часть своих разнообразных энергий».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:05:00 И далее мы с вами прочитаем серию удивительных стихов главы 10, в которых Господь Кришна рассказывает о своих наиболее ярких проявлениях в материальном мире. Не следует забывать, что это было поведано пять тысяч лет назад в предшествующую эпоху, Двапара-югу, Арджуне, человеку ведической культуры, поэтому мы не всегда можем ясно и логично пояснить всё сказанное Господом Кришной. Отдельные моменты я попытаюсь прокомментировать с помощью своих ограниченных познаний о ведической культуре. Но прошу извинить, что далеко не всё сказанное Господом Кришной будет разъясняться.

Душа материального космоса

00:05:44 Стих 20: «О Арджуна, Я – Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Я – начало, середина и конец всех существ». Комментарий: «В этом стихе Арджуна называется именем Гудакеша, что означает «победивший сон». Те, кто спит во тьме невежества, не способны постичь то разнообразие форм, в которых Верховная Личность Бога представляет себя в материальном и духовном мирах. Поэтому имя, которое Кришна дает Арджуне, исполнено глубокого смысла. Поскольку Арджуна одолел тьму неведения, Верховный Господь согласился рассказать Ему о своих разнообразных проявлениях. Кришна прежде всего говорит Арджуне, что в одной из своих первичных экспансий Он является душой материального космоса. Перед тем, как сотворить материальный мир, Верховный Господь распространяет себя в виде полных экспансий в форме Господа Махавишну и дает начало всему сущему. Совокупная материальная энергия не является причиной творения».

00:06:56 Здесь мы на минутку остановимся. Я не так давно слышал на одной лекции очень интересную историю. Вернее, это была некая импровизация на тему источника всего творения. Послушайте: «Спустя какое-то время в процессе развития нашей цивилизации наука должна достичь новых высот. И вот однажды пришло время, когда наука смогла делать во Вселенной всё: творить, поддерживать, разрушать творение, поэтому учёные пришли к выводу, что Бог им больше не нужен. И они решили послать своего представителя к Господу Богу, дескать: дорогой Господь, так и так, наука достигла новых высот, она может всё, Ты больше не нужен, Ты можешь удалиться на покой. Бог отвечает: «Я не согласен». «Почему?». Бог говорит: «А попробуйте создать человека!» Учёные говорят: «Элементарно! Мы это уже делали». И начинают какой-то процесс по синтезу тканей человеческого тела в химической лаборатории. Но Бог их останавливает: «Стоп-стоп-стоп, из своих материалов! Из своих материалов…».

00:08:19 Всё творение, включая материальные элементы, состоит из энергии Верховной Личности Бога. Учёные полагают, что материя вечна, изначальна, но это лишь их вера. Согласно Ведам и другим священным писаниям, Всевышний Господь сотворил с самого начала материальные элементы, из которых создана Вселенная. Изначальной является не материя, а духовная энергия сознания, и высшее сознание – сознание Господа Бога, который создаёт как материальные Вселенные, так и материальные элементы. После этого небольшого отступления, мы продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады:

00:09:02 «Господь Махавишну входит в махат-таттву, совокупную материальную энергию, находящуюся в проявленных вселенных. После этого Он распространяет себя как Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого живого существа. Мы знаем, что индивидуальное материальное тело существует благодаря присутствию в нём духовной искры. Без нее тело не могло бы расти и развиваться. Подобно этому материальный космос не мог бы развиваться, если бы в него не вошла Сверхдуша – экспансия Господа Кришны. Верховный Господь в своём воплощении Махавишну возлежит на водах космического океана в состоянии мистического сна. Он является началом этой Вселенной, источником всех энергий, хранителем и прибежищем всего сущего.» Это был очень интересный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:10:00 Итак, из этого комментария мы узнаём, что Верховный Господь в своём воплощении Махавишну возлежит на водах космического океана в состоянии мистического сна. Можно заметить, что очень многие писатели-фантасты говорят о некоем космическом океане, из которого происходит всё творение. И оказывается, это не просто плоды их воображения, Веды говорят об этом же: в основе материального мира, материального творения лежит вот этот вселенский космический океан, на водах которого возлежит Господь Махавишну, творец материального мира. И он находится в состоянии мистического сна. В нашей жизни сон – это забвение, и человек, в этом мире и своей жизни разочарованный, пытается забыть о своём разочаровании, чтобы утром начать новую попытку обрести счастье.

00:11:04 Очень интересный момент, что на самом деле только глубокий сон полезен для здоровья человека, так называемый альфа-ритм. И великие святые личности пользуются им для духовного прогресса. Если материалисты пытаются безуспешно обрести счастье в материальном мире и в процессе своих попыток разочаровываются и пытаются уснуть, забыть, то преданные Господа пытаются понять смысл жизни, пытаются понять Абсолютную Истину.

Абсолютная Истина – это личность

00:11:43 Ошибка современной науки в том, что она с самого начала вместо вопроса «Что такое жизнь? Откуда всё взялось?» задаёт вопрос «Как устроен мир?» и пытается на него ответить. Но проблема в том, что мы сами ограничены в своих умственных возможностях и чувственном восприятии, и мы не способны понять полностью, как устроен мир. Но мы можем до определённой степени понять Абсолютную Истину. Почему? Потому что Абсолютная Истина – это личность. Это Верховный Господь. Если мы убедим Его себя раскрыть, то мы сможем это сделать. Подобно тому, как мы можем получить доступ к какой-то великой, уважаемой личности через его, скажем, жену или секретаря, так мы можем получить доступ к Абсолютной Истине, к Верховной Личности Бога, через Его преданных. Это, так сказать, женский аспект, аспект служения Абсолютной Истине. Ну и процессом является, как вы уже знаете, смиренное слушание ведического знания от авторитетных преданных Господа, которые представляют Абсолютную Истину.

00:12:55 Продолжаем читать стихи. Стих 21. Кришна говорит:
आदित्यानामहं विष्णुर्ज्योतिषां रविरंश‍ुमान् ।
मरीचिर्मरुतामस्मि नक्षत्राणामहं शशी ॥ २१ ॥

ādityānām ahaṁ viṣṇur
jyotiṣāṁ ravir aṁśumān
marīcir marutām asmi
nakṣatrāṇām ahaṁ śaśī

«Среди Адитьев Я Вишну, среди светил Я сияющее Солнце, среди Марутов Я Маричи, а среди звёзд Я Луна».

00:13:14 Комментарий: «Двенадцать Адитьев – это сыновья матери Адити и Кашьяпы Муни, одного из праджапати, прародителей данного мира. Главным из них является Вамана, экспансия Господа Вишну, или Кришны. Из всех светил, мерцающих в небе, главным является Солнце, которое в «Брахма-самхите» называется сияющим оком Всевышнего Господа. В космическом пространстве дует двенадцать потоков воздуха, и Маричи, божество, управляющее их движением, является представителем Кришны. Среди звезд самой яркой на ночном небосклоне является Луна, которая также представляет Кришну. Из этого стиха следует, что Луна относится к числу звезд, поэтому звезды, мерцающие в небе, также отражают солнечный свет. Веды отвергают представление о том, что существует много светил в этой Вселенной. Солнце только одно. И звезды, как и Луна, сияют отражённым светом».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху. Предельно ясный и глубокий, мне тут просто нечего добавить.

Разница между материей и духом

00:14:33 Стих 22:
वेदानां सामवेदोऽस्मि देवानामस्मि वासव: ।
इन्द्रियाणां मनश्चास्मि भूतानामस्मि चेतना ॥ २२ ॥

vedānāṁ sāma-vedo ’smi
devānām asmi vāsavaḥ
indriyāṇāṁ manaś cāsmi
bhūtānām asmi cetanā

«Из Вед Я „Сама-ведаˮ; из полубогов Я Индра, царь небес; из чувств Я ум, а в живых существах Я сознание».

00:14:47 Комментарий: «Разница между материей и духом заключается в том, что в отличие от живого существа материя не обладает сознанием, которое имеет высшую, вечную природу. Сознание не может возникнуть в процессе соединения материальных элементов».

00:15:06 Стих 24:
रुद्राणां शङ्करश्चास्मि वित्तेशो यक्षरक्षसाम् ।
वसूनां पावकश्चास्मि मेरु: शिखरिणामहम् ॥ २३ ॥

rudrāṇāṁ śaṅkaraś cāsmi
vitteśo yakṣa-rakṣasām
vasūnāṁ pāvakaś cāsmi
meruḥ śikhariṇām aham

«Знай, о Арджуна, что среди священнослужителей Я главный из них, Брихаспати. Среди военачальников Я Картикея, а среди водных просторов Я океан».

00:15:22 Комментарий: «Господь Индра является главой полубогов, живущих на райских планетах, его называют царем небес, а планету, на которой он правит – Индралокой. Брихаспати – это главный священнослужитель Индры, и поскольку Индра – глава полубогов, Брихаспати считается главным среди священнослужителей. Подобно тому, как Индра – царь полубогов, Картикея, сын Парвати и Господа Шивы – это глава всех военачальников. А из всех водных просторов величайшим является океан. Будучи представителями Господа, все они дают лишь небольшое представление о величии Кришны».

00:16:07 Стих 25:
महर्षीणां भृगुरहं गिरामस्म्येकमक्षरम् ।
यज्ञानां जपयज्ञोऽस्मि स्थावराणां हिमालय: ॥ २५ ॥

maharṣīṇāṁ bhṛgur ahaṁ
girām asmy ekam akṣaram
yajñānāṁ japa-yajño ’smi
sthāvarāṇāṁ himālayaḥ

«Из всех великих мудрецов Я Бхригу, а из всех звуков Я божественный звук Ом. Из жертвоприношений Я повторение Святых Имён, а из всего неподвижного Я Гималаи».

00:14:33 Комментарий: «Господь Брахма, первое живое существо во вселенной, произвел на свет нескольких сыновей, давших начало различным видам и формам жизни. Среди его сыновей-мудрецов самым могущественным является Бхригу. Из всех трансцендентных звуков Ом символизирует Кришну. Из всех жертвоприношений чистейшим представителем Кришны является повторение мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Иногда Веды рекомендуют приносить в жертву животных, но жертвоприношение, состоящее в повторении мантры Харе Кришна позволяет полностью избежать насилия. Это самое простое и самое чистое из всех жертвоприношений. Всё возвышенное в мире является представлением Кришны. Поэтому величайшие горы на Земле, Гималаи, также представляют Кришну».
Я от себя хочу напомнить, что, мы говорили в прошлый раз, Имена Господа Кришны являются звуковым воплощением Верховной Личности Бога и поэтому очень могущественны.

Царь среди людей

00:17:42 Стих 27:
उच्‍चैःश्रवसमश्वानां विद्धि माममृतोद्भ‍वम् ।
ऐरावतं गजेन्द्राणां नराणां च नराधिपम् ॥ २७ ॥

uccaiḥśravasam aśvānāṁ
viddhi mām amṛtodbhavam
airāvataṁ gajendrāṇāṁ
narāṇāṁ ca narādhipam

«Среди коней Я - Уччайхшрава, появившийся на свет во время пахтания молочного океана. Среди могучих слонов Я Айравата, а среди людей Я царь».

00:17:58 Комментарий: «Есть знаменитые истории из пуран о том, как полубоги, преданные Господу, и демоны взялись однажды пахтать молочный океан. Это очень интересная история, она исполнена глубокого смысла. Однажды в процессе сражения демоны и полубоги решили обрести нектар бессмертия. Господь Вишну предсказал им, что они не смогут получить нектар независимо друг от друга, они должны договориться о совместном взбивании, или пахтании, молочного океана. И вот им удалось договориться, и в результате они получили вначале яд, который выпил Господь Шива, а затем нектар. Из нектара на свет появилось много живых существ, среди которых был конь Уччайхшрава и слон по имени Айравата. Среди людей представителем Кришны является царь, поскольку Кришна заботится о благосостоянии всей вселенной, а цари, обладающие божественными качествами, пекутся о благополучии своих подданных. Такие великие цари, как Махараджа Юдхиштхира, Махараджа Парикшит и Господь Рамачандра, были в высшей степени благочестивыми царями, которые всегда заботились о своих подданных. Веды называют царя представителем Господа на Земле. Однако в нынешнюю эпоху вместе с утратой религиозных принципов монархия пришла в упадок и в конце концов была упразднена. Однако очевидно, что в прошлом люди были более счастливы, находясь под опекой праведных, благочестивых царей».

00:19:45 Мне хочется сказать несколько слов о монархии и демократии. Как мы знаем, в ведической традиции была монархическая форма правления, так же как на Руси в древности и в других странах. Это не означало эксплуатации простых граждан, напротив – это была своего рода защита, поскольку главной обязанностью царя была забота и защита своих подданных. Не следует понимать, что мы за восстановление монархии любой ценой, поскольку в ХХ веке происходит повсеместное падение монархии из-за отсутствия достойных личностей, претендентов на престол. В некоторых странах востока до сих пор сохранились вот эти монархические формы правления, и я не думаю, что люди живут там хуже, чем у нас. Там, по крайней мере, нет столько насилия, наркомании, проституции в таких масштабах, как в странах запада. Ни один хороший правитель не станет допускать деградации своего народа под эгидой демократии, равенства и других лозунгов. Это мой небольшой комментарий к данному стиху.

00:21:00 Стих 28:
आयुधानामहं वज्रं धेनूनामस्मि कामधुक् ।
प्रजनश्चास्मि कन्दर्प: सर्पाणामस्मि वासुकि: ॥ २८ ॥

āyudhānām ahaṁ vajraṁ
dhenūnām asmi kāma-dhuk
prajanaś cāsmi kandarpaḥ
sarpāṇām asmi vāsukiḥ

«Из всех видов оружия Я молния, а среди коров Я сурабхи. Из причин появления потомства Я Кандарпа, бог любви, а среди змей Я Васуки».

Комментарий: «Молния, поистине сокрушительное оружие, является представителем могущества Кришны. На Кришналоке, планете в духовном небе, есть коровы, которых можно доить в любое время суток и получить сколько угодно молока. Разумеется, таких коров нет в материальном мире, но в писаниях говорится, что они живут на духовной планете Кришналоке. Кандарпа олицетворяет половое влечение, которое ведет к зачатию благочестивого потомства, поэтому он является представителем Господа Кришны. (Его более популярное имя на Западе – Купидон, бог любви. – ВГК.) Половые отношения, в которые вступают ради удовлетворения собственных чувств, не могут удовлетворить Господа Кришну. Однако ради зачатия благочестивого потомства половые отношения называются Кандарпой и представляют Кришну».

00:22:18 Стих 30:
प्रह्लादश्चास्मि दैत्यानां काल: कलयतामहम् ।
मृगाणां च मृगेन्द्रोऽहं वैनतेयश्च पक्षिणाम् ॥ ३० ॥

prahlādaś cāsmi daityānāṁ
kālaḥ kalayatām aham
mṛgāṇāṁ ca mṛgendro ’haṁ
vainateyaś ca pakṣiṇām

«Среди демонов Дайтьев Я преданный Прахлада, из всех разрушительных сил Я время, среди зверей лев, а среди птиц Я Гаруда».
Комментарий: «Дити и Адити – это сестры, жёны праджапати Кашьяпы Муни. Сыновей Адити называют Адитьями, а сыновей Дити – Дайтьями. Все Адитьи – преданные Господа, а Дайтьи – безбожники и атеисты. Хотя Прахлада Махараджа появился на свет в семье Дайтьев, он с самого детства был великим преданным Господа. Поскольку он беззаветно служил Господу и был наделен божественными качествами, его считают представителем Кришны. Есть много разрушительных сил, но время кладет конец всему в материальной вселенной и поэтому представляет Кришну. Среди зверей самым сильным и свирепым является лев, а среди птиц самый великий – это Гаруда, который носит на себе Господа Вишну».

И, наконец, последний стих, который мы сегодня с вами прочитаем. Стих 32. Кришна говорит:
«О Арджуна, Я начало, конец и середина всего творения. Из всех видов знания Я трансцендентная наука о душе, а из логических доводов Я окончательная истина».
Такой удивительно красивый и глубокий стих. Мы с вами на этом остановимся. В следующий раз мы продолжим чтение этого стиха и прочитаем комментарии к ним. Сейчас я приглашаю наших радиослушателей звонить нам и писать на наш сайт, задавать вопросы и внести какие-то предложения. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите».

Ответы на вопросы

00:24:27 Ведущая: Да, вопросы можно присылать в чат скайпа или на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим. У нас сегодня замечательная беседа на тему ведической культуры и философии. А сейчас Владимир Георгиевич Критский будет отвечать на вопросы. Вопрос, который прислал Николай:
Нужно ли выражать почтение полубогам и как это делать?

00:25:23 Критский В.Г.: Это хороший вопрос. Как мы знаем, в древней славянской культуре имело место поклонение различным полубогам, и в современной культуре это считается язычеством. Слово «язычество» обрело немножко негативный характер, как будто является ложной религией. Но мы видим, что в «Бхагавад-гите», а с нашей точки зрения это квинтэссенция всей ведической мудрости, Кришна рассказывает о различных полубогах, в частности в тех стихах, которые мы с вами прочитали. И говорится о Господе Индре, о Господе Брахме, о Господе Шиве. И также упоминается, что фактически многими стихиями управляют тоже различные полубоги. Это будет в дальнейших стихах. Есть, скажем, бог ветра, бог солнца, бог воды и так далее. И это вполне соответствует славянской культуре, которая была на Руси в дохристианскую эпоху. Насколько я могу судить из бесед, из общения с представителями вот этой древней славянской традиции, которые сейчас также живы и здравствуют, славянская культура неразрывно связана с ведической. И, если вы слышали, есть даже книги «Русские Веды», «Велесова книга», в которых видна эта связь с ведической традицией. Они говорят о том, что поклонение полубогам не противоречит поклонению Всевышнему Господу.

00:27:24 И в этих «Русских Ведах» также есть поклонение Крышеню и Вышеню, то есть это два главных божества. Но это не два бога. Представители славянской культуры понимали, что Бог един, но в то же время Он существует во многих формах или ипостасях, и полубоги считаются Его различными проявлениями в материальном мире, которые ответственны за материальное творение, за поддержание материального космоса. И с таким правильным сознанием мы можем выражать почтение полубогам. Даже изучая «Бхагавад-гиту», читая стихи «Бхагавад-гиты», мы фактически служим. Во-первых, служим Всевышнему Господу, мы узнаём о Его могуществе, о Его силе и совершенстве. И мы узнаём о Его различных преданных слугах, которые отвечают за различные, скажем так, департаменты материального творения, которые были перечислены.

00:28:40 Это вполне соответствует, я думаю, теистической философии, что Всевышний Господь един, но Он проявляет себя в бесчисленном множестве образов, экспансий. Есть так называемые полные экспансии, которые обладают всем могуществом Бога. Например, мы здесь говорили об экспансии Махавишну. Другие полные экспансии – это Господь Рамачандра, он является главным героем «Рамаяны». Ну и так далее, есть много других экспансий. Господь Нрисимхадева, полулев-получеловек. Есть частичные экспансии, есть атомарные экспансии, дживатмы, то есть это мы с вами. Мы с вами тоже являемся экспансиями Верховной Личности Бога, Кришны. Мы называемся на санскрите дживатма, или индивидуальные души, и мы имеем, в принципе, ту же природу. Качественно мы имеем ту же природу, что и Всевышний Господь, то есть чистую природу, которая имеет свойство сат – чит – ананда (вечность – знание – блаженство). Точно так же, как Господь вечен, мы тоже вечны. Господь полон всего знания, мы обладаем каким-то знанием, которое нам необходимо для того, чтобы поддержать своё существование. И так же, как Господь исполнен всего блаженства, мы, в принципе, можем быть абсолютно счастливы, если находимся в своём истинном, скажем так, изначальном положении преданного служения. Поэтому живые существа в Ведах называются качественно едиными, качественно неотличными от Верховной Личности Бога. Полубоги, как правило, могут относиться либо к разряду дживатм, то есть индивидуальных душ, либо они могут быть частичными экспансиями, как, например, Господь Шива. Или даже полубоги могут быть экспансиями Господа Вишну.

00:30:44 То есть в Ведах говорится, что в тех случаях, когда нет достойной личности, чтобы занять какой-то пост (скажем, Господа Брахмы или Господа Индры), сам Господь распространяет себя и даёт экспансию, которая исполняет эту функцию в течение определённого периода времени, потому что полубоги живут очень долго, в течение так называемой манвантары, правления Ману. Один год на Земле является одним днём по летоисчислению полубогов, то есть в 360 раз больше. Полубоги живут тоже сто лет, но их год, как я уже сказал, другой, нежели на Земле, поскольку у них один день равняется одному году на Земле. Так я могу ответить на этот вопрос. Ещё раз кратко: поклонение полубогам, в принципе, не противоречит поклонению Всевышнему, если это делается с пониманием того, что все полубоги не равны Всевышнему Господу и не могут с Ним равняться, но являются Его верными слугами. Таков ответ.

00:31:54 Ведущая: Я прочитаю ещё один вопрос, он небольшой. Как избавиться от таких пороков, как суетливость, гневливость, жадность и напряжённость?
Критский В.Г.: Спасибо вам за ваш вопрос. В Ведах и, в частности, в «Бхагавад-гите» говорится, что человек может избавиться от всех пороков через процесс йоги. То есть йога – это система духовного совершенствования, которая начинается с карма-йоги, затем идёт гьяна-йога и так далее доходит до бхакти-йоги. Но, как мы с вами говорили, система бхакти-йоги является самодостаточной. Поэтому если человек, скажем, уже пожилого возраста, на пенсии, у него нет возможности не только заниматься, скажем, аштанга-йогой, делать какие-то асаны, но даже и карма-йога для него сложна, он просто может заниматься бхакти-йогой, то есть слушать о Господе, читать священные писания, рассказывать об этом своим друзьям и знакомым и стараться помнить о Боге, потому что в этом высший смысл человеческой жизни. Как в Ведах говорится, анте нарайана-смритих: «Смысл жизни в том, чтобы постоянно помнить о Нараяне». Нараяна – это имя Всевышнего Господа, который находится на планетах Вайкунтха в духовном мире. Вот так я могу ответить. Разумеется, есть какие-то психологические способы, какие-то способы медитации, самовнушения, но в итоге они не меняют нашей кармы. Все вот эти дурные качества: и гневливость, и жадность, и вожделение, являются несомненно врагами человеческой души, врагами нашего стремления к истине и счастью. И по-настоящему избавиться от них, то есть изменить, улучшить свою карму, можно через трансцендентный процесс бхакти-йоги и, по сути, невозможно это сделать какими-то материальными способами, такими как лечение, самовнушение и так далее. Все эти методы могут дать какое-то временное, ограниченное благо, улучшение. Но они не выходят за пределы кармы. То есть все они находятся, скажем так, в пределах того, что нам предписано нашей кармой. Изменить свою карму мы можем только через духовный процесс – преданное служение Верховной Личности Бога. Так я могу ответить.

00:34:41 Ведущая: Я прочитаю следующий вопрос, он с небольшим вступлением, с цитатой: «В эту эпоху раздоров и лицемерия не существует иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Имя есть сущность всех мантр, так гласят все писания: только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эту эпоху Кали нет, нет, нет иного пути. Господь сказал: «Я поведал вам эту Махамантру, поэтому пусть каждый воспевает Её с надлежащим усердием. Поступая так, вы все достигнете совершенства, воспевая непрестанно. Других правил не существует» (Шри Чайтанья Бхагавата). Вопрос:
Это значит, что в нашем месте, в наше время другого пути не существует и попасть на Кришналоку можно только через Cознание Кришны?
Критский В.Г.: Да, это хороший вопрос. Вначале автор этого вопроса прочитал цитату из такого произведения, как Чайтанья Бхагавата, которое описывает жизнь Господа Чайтаньи Махапрабху, который жил в Индии 500 лет назад и считается воплощением Господа Кришны в Кали-югу. И, действительно, Господь Чайтанья цитировал пураны и тот самый стих: «В этом веке ссор и разногласий повторение Имени Бога, Имени Бога, Имени Бога. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». То есть единственным путём духовного совершенствования в данную эпоху является пение, повторение Имён Бога. В данном случае Он говорит: «Имя Хари». Хари – это одно из имён Господа Вишну. Цитата вполне правильная и, так сказать, может быть, нуждается только в какой-то литературной редакции. Что касается вопроса, то нет иного пути, чтобы достичь Кришналоки, кроме как Сознание Кришны. Фактически, сам вопрос и подразумевает ответ: Сознание Кришны означает, что мы можем попасть на планету Господа Кришны. Если человек ничего не знает о Кришне, если человек, скажем, следует другой духовной традиции, христианской, мусульманской и так далее, то он попадёт на ту планету, на которой находится божество, которому он поклоняется: Господь Иисус Христос, Магомет и так далее. Я думаю, что наши радиослушатели, слушающие радио «Аюрведа», прекрасно понимают, что, скажем, если Иисус Христос жил 2000 лет назад, а потом был распят, – это не значит, что его больше нет. Иисус Христос живёт вечно, так же, как и все живые существа, но он является великой личностью, великим посланником Господа и находится тоже в какой-то сфере, в какой-то области духовного мира. И если человек поклоняется Иисусу Христу, он вернётся к Иисусу Христу. Для того, чтобы вернуться к Кришне, нужно находиться в Сознании Кришны. То есть в самом вопросе содержится ответ.

00:38:06 И это, в общем, простое и логичное правило, которое разъяснил духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада и о котором, по сути, говорится в «Бхагавад-гите» в главе 8 «Достижение Всевышнего», где Кришна говорит: «В каком состоянии своего сознания человек оставляет тело, он достигнет этого состояния в своей следующей жизни». То есть если вы умираете в материалистическом сознании, помня о каких-то материальных вещах, о каких-то там животных или о чём-то ещё, то вы получите соответствующее тело для того, чтобы вот обрести такое сознание. Почему Веды говорят, что в момент смерти нужно помнить о Боге? Потому что тогда вы обретёте божественную природу и вернётесь обратно домой, обратно к Богу. Если вы будете помнить о своих, скажем, кошках и собаках, то есть вероятность, что вы получите соответствующее тело. Поэтому для человека очень важно хранить чистоту своего сознания, и от этого зависит собственная следующая жизнь, его судьба в будущем. Ну и, соответственно, как задал вопрос наш уважаемый слушатель, для того, чтобы вернуться к Кришне, на планету Кришналоку, нужно находиться в Сознании Кришны. Всё очень просто.

00:39:37 Ведущая: Я прочитаю следующий вопрос:
Как будет происходить санкья между Кали-югой и вкраплением Золотого века, Сатья-юги? Земля требует восстановления природы за счёт уменьшения людей, связанных с технологией, и увеличения животных и растений. Значит ли это, что с наступившим вкраплением Сатья-юги останутся только осознающие себя души, чтобы дать рождение душам с высших и средних планет, а остальные ныне живущие люди получат тела на низших планетах и низшее рождение на Земле? Люди Золотого века имеют другое течение времени, их рост 1 800 метров. Как эта закономерность будет отражена в нынешний Золотой век с такой короткой продолжительностью в 10 000 лет?
Ведущая: Вот такой вот достаточно странный вопрос прислала нам слушательница, но тем не менее она проявляет интерес. Владимир Георгиевич, как-то мы сможем ответить?
Критский В.Г.: Самый первый вопрос: как будет проходить санкья между Кали-югой и вкраплением Золотого Века? Вот, собственно, сейчас она и имеет место. Согласно предсказаниям мудрецов, в эту Кали-югу будет так называемый Золотой Век, он продлится 10 000 лет. Кали-юга длится 432 000 лет, поэтому 10 по сравнению с 432 – это не так много, это всего лишь где-то 2,5%. И эта Золотая эпоха началась с явления Господа Чайтаньи, то есть 500 лет назад. И поэтому мы сейчас с вами наблюдаем, что по всему миру пробуждается интерес к ведической культуре, к ведическому знанию. Радиослушатели старшего поколения наверняка помнят, что в России, в Москве, ещё 30 лет назад никто вообще не слышал о какой-то ведической культуре, о ведическом знании и «Бхагавад-гите». По крайней мере вот в той среде, в которой я находился. Я учился в МГУ и общался, так сказать, с интеллигенцией естественных факультетов. Я не знаю, гуманитарии в этом плане, может быть, более просвещённые, чем естественники, но у нас и понятия такого не было, как вот какая-то древняя система йоги. Для нас это было какой-то эзотерикой, чем-то совершено нереальным, мифическим.

00:42:25 И вот, буквально 30 лет спустя Бхактиведанта Свами Прабхупада был несколько дней в Москве, это был 1971 год. Я в то время как раз учился в МГУ. И через несколько лет от человека, которого он научил (он в России один), люди стали узнавать об этом. Я познакомился с его учеником где-то в конце 1979-го года на лекции по йоге, по различным системам йоги. Кстати, очень интересно, что наш с вами цикл тоже называется «Обзор разных систем йоги». Это как раз то, с чего началось моё знакомство с ведической культурой. И этот человек, его звали Анатолий Федорович, стал рассказывать о разных системах йоги, о которых мы с вами говорили в самом начале цикла: карма-йоге, гьяна-йоге, аштанга-йоге и бхакти-йоге. Я смотрел на всё это как, прошу прощения, баран на новые ворота, потому что, хотя я и занимался йогой, ходил на какую-то группу йоги, делал упражнения, никто не рассказывал мне о философии, о том, что существует такая древняя, очень глубокая система знаний, которая отвечает на все вопросы.

00:43:52 И сейчас ситуация поменялась настолько, что центры ведической культуры существуют практически во всех крупных городах мира. В Америке, Англии, практически во всех странах Европы есть центры, есть храмы. В Москве тоже есть центр ведической культуры. Причём не один, я думаю, не меньше десятка. Различные общества, Гаудия-матхи, есть Общество Сознания Кришны, Институт Бхактиведанты, есть общество, которое называется «Миссия Господа Чайтаньи». То есть я сейчас даже не смогу все перечислить, я даже не все сейчас сразу вспомню. Также есть общество Рерихов. И все они пытаются, с одной стороны изучить, с другой стороны – распространить ведическую культуру. Это свидетельствует о том, что сейчас как раз началась вот эта вот санкья, промежуточный этап между обычным течением Кали-юги и вот этим вкраплением Золотого века.

00:45:54 Следующий вопрос о восстановлении природы за счёт уменьшения технократических людей. Этот вопрос, конечно, нужно задавать не мне, а, скорее всего, Господу Кришне: как Он планирует осуществить восстановление природы, уменьшение технократических людей или их увеличение. Мне на этот вопрос ответить, конечно, сложновато. Вопрос немножко не по адресу. Надо молиться Кришне, чтобы Он как-то помог ответить. Я даже не знаю, что сказать. «Очевидно, что в наступившем вкраплении Сатья-юги останутся только осознавшие себя души, чтобы дать рождение душам с высших и средних планет, а остальные получать тела на низших планетах и низшее рождение на Земле». Нет, слишком сложно, извините, мне не по плечу ответить, как будет осуществляться переход от Кали-юги к Сатья-юге. Дальше вот тоже вопрос очень сложный: «Люди Золотого века имеют другое течение времени, и их рост 1800 метров». Может быть, здесь какая-то опечатка? Может быть, 18 метров? Потому что я слышал, что в другие эпохи действительно люди были большего роста, буквально в 2–3 раза выше. И сохранились отдельные археологические какие-то находки предыдущих эпох, отпечатки стоп. И там действительно стопы крупнее, где-то раза в 1,5–2. Вот, в принципе, эти какие-то отдельные данные отвечают, соответствуют этим представлениям, что в предыдущие эпохи рост людей на Земле был где-то в 2–3 раза больше, но уж не 1800 метров, я думаю. Вот, вроде бы, все вопросы, на которые я смог ответить.

00:47:00 Ведущая: У нас есть ещё один вопрос.
Как понять, что Иисус Христос – это сын Бога? Как раскрыть это определение? Почему сын Бога? Это не экспансия Господа, а только джива – великая личность?
Критский В.Г.: Это вопрос терминологии. Несомненно, Господь Иисус Христос является величайшим преданным, и он является, как мы считаем, так называемым шакти-авеша-аватаром (то есть частичной экспансией, экспансией Бога), и он наделён особыми полномочиями, особой энергией, потому что то, что он совершил на Земле, не под силу ординарным личностям. И это говорит о его славе, о его величии. Теперь что касается «сына Бога», это, скорее, метафора, потому что все мы в каком-то смысле сыновья Бога. Даже самая последняя букашка-таракашка тоже является творением Бога и значит Его, так сказать, детищем. И, по-моему, эти идеи есть и в Библии, не только в Ведах. Поэтому принцип вегетарианства, ненасилия существует как в ведической традиции, так и в библейской традиции. В первой главе «Бытия» говорится: «Бог дал людям в пищу растение, сеющее семя». И каждой твари, в которой душа живая, Он дал в пищу растение, сеющее семя. Я помню эти слова, когда я читал Библию, я сразу обратил на них внимание. Это в самом начале, это буквально первые страницы Ветхого Завета. И поэтому, отвечая на вопрос «Почему Иисус Христос – сын Бога, а не экспансия?», я могу сказать, что одно другому не противоречит. Это и сын Бога, и в то же время это Его экспансия. Это великая личность. Вот всё, что я могу сказать.

00:49:02 Ведущая: У меня есть вопрос к вам: подскажите, пожалуйста, что же больше всего поразило вас в Ведах, что вам запомнилось и стало большим открытием?
Критский В.Г.: Я познакомился с ведической культурой на лекции Анатолия Фёдоровича, который был учеником Прабхупады. Это было в конце 1979-го года, я помню это место. Это было напротив старого американского посольства в Большом Девятинском переулке. Я толком ничего не понял, но у меня было какое-то стремление к истине, у меня было уже какое-то разочарование в материальной науке. Я после окончания в МГУ учился в аспирантуре, и все те ожидания, которые у меня были в отношении науки, не подтвердились. По сути, наука не может объяснить и ответить на вопросы: что такое жизнь, откуда возникла жизнь, откуда возникла Вселенная? Да, есть какие-то гипотезы, которые очень странны и нелогичны, вроде гипотезы большого взрыва: вот, вначале ничего не было, потом взорвалось, и всё появилось. Это всё, скажем так, игра слов. Может быть, конечно, что-то и взорвалось, но только не само по себе, потому что ничто само по себе не взрывается. Случаются какие-то взрывы, скажем, террористы взрывают где-то, в Чечне, но правоохранительные органы ищут террористов. Они не считают, что это само по себе взорвалось, они говорят: нет, значит кто-то заложил бомбу. Если бы правоохранительные органы придерживались современных научных представлений, то вообще тогда никто не стал бы искать террористов. Это было бы нечто очень странное. К счастью, они не столь, скажем так, наивны; не мыслят, так сказать, какими-то фантазиями. Раз взрыв, значит есть причина, значит есть кто-то, какая-то личность, какой-то разум, который устроил этот взрыв.

00:51:04 И это было для меня понятным: современная наука, скажем так, неадекватна, она не способна ответить на основные вопросы. И у меня был такой этап поиска, когда я искал, читал разные книжки, читал Библию, ходил в разные клубы, в разные общества, занимался йогой, потому что у меня после окончания МГУ была куча хронических болезней, меня не могли вылечить врачи. И когда я стал заниматься йогой, мои болезни стали проходить сами собой. Я убедился, во-первых, что йога – это великая наука, йога способна дать то, что не способна дать современная так называемая медицина как наука, что без каких-то особых лекарств, каких-то лечебных процедур у меня стали проходить все болезни, я стал себя нормально чувствовать. И у меня, естественно, появилось доверие к ведическому знанию, к авторитету ведической традиции, и поэтому, когда я встретил Анатолия Фёдоровича, услышал его лекцию, хотя я там толком ничего не понял, по крайней мере я почувствовал, что в этом что-то есть. И я стал ходить на лекции, стал искать, где он читал лекции.

00:52:20 В то время среди московской интеллигенции интерес к ведической традиции был огромный, и Анатолий Фёдорович давал лекции иногда даже каждый день. Его приглашали то в один клуб, то в другой клуб, то в один дом культуры, то в другой дом культуры. Причём его приглашали в самые престижные места, были лекции в Доме архитектора, в Доме композиторов, вот в таких местах, где собиралась интеллигенция. И это был 1980 год, год Олимпиады, и Москва вся жила в преддверии, так сказать, огромного события, притока гостей. И как раз на этом фоне интерес к ведической традиции был огромным. И со временем я стал не просто ходить на его лекции, я стал помогать устраивать его лекции, потому что я понял, что это уникальное, совершенное знание, которое превосходит современные научные представления. И долг каждого порядочного человека не только изучать это, но и помогать другим. Вот так я могу кратко ответить на этот вопрос.

00:53:34 Ведущая: А что сейчас вас удерживает в ведическом знании?
Критский В.Г.: Тут много что удерживает! [Смеётся] Удерживают как духовные аспекты, так и материальные аспекты. То есть, как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где лучше. Я половину… ну, может быть, одну треть своей жизни, до 28 лет был физиком и работал какое-то время после окончания МГУ, учился заочно в аспирантуре, но для меня это стало уже не очень интересно. Я написал заявление по собственному желанию и перешёл, скажем так, на другую работу, на другой способ существования, который основан на вот этом древнем духовном знании. И, по сути, сейчас моя работа состоит в том, что я рассказываю людям об этом, и это (хотите – верьте, хотите – нет) даёт мне то, что мне необходимо для жизни, и с материальной, и с духовной точки зрения. То есть всё наше радио «Аюрведа», по сути, основано на этом, начиная с Олега Геннадьевича Торсунова, который не ходит по утрам на какой-то завод или институт, чтобы там отработать, а вечером заниматься аюрведой. Он много лет занимается этим, посвятил этому свою жизнь.

00:55:05 И сейчас уже многие сотрудники радиостанции тоже стали заниматься этим профессионально. Не стоит думать, что духовное знание не подразумевает никакого материального аспекта. Оно даёт человеку также необходимую материальную основу, то есть Господь, говоря христианским языком, даёт нам всё, что необходимо для жизни. Всё, что нужно: есть, пить, одежду, жилище и так далее. Так вот, кратко.
Ведущая: Я почему задала этот вопрос. Мне недавно задали этот вопрос, также спросили: «Что тебя удерживает в ведической культуре?» Я немножко растерялась, потому что достаточно неожиданно для меня был задан этот вопрос, в этот момент я занималась чем-то другим. И я ответила: «Ну как? Люди замечательные! Все такие добрые, такие отзывчивые, и знание такое хорошее». А мне говорят: «Ну знаете, вот в той-то той-то организации тоже очень хорошие люди, очень добрые, очень отзывчивые…». Я поняла намёк человека, и, в принципе, у нас состоялась очень грамотная беседа. Вот, мне хотелось знать также ещё ваше мнение. К нам поступают вопросы по мере нашей беседы с вами. Можно ли их ещё задавать?
Критский В.Г.: Давайте.

00:56:17 Ведущая: Молодой человек по имени Матвей задаёт вопрос.
Кто такие йоги-мистики? Что такое «сиддхи» и что даёт сама йога? Какие виды йоги есть? К какой системе йоги лучше прибегнуть как к духовной практике?
Ведущая: Владимир Георгиевич, у нас уже были эфиры, где вы говорили о том, что такое йога и какие виды йоги бывают. Но вы всё-таки ответите сейчас на этот вопрос?
Критский В.Г.: Я кратко отвечу. Дорогой Матвей, весь наш цикл называется «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», и буквально с первых передач мы говорим о том, что в самой «Бхагавад-гите» рассматриваются системы йоги: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога, и каждая глава «Бхагавад-гиты» называется как определённая система йоги. Кульминацией всех систем йоги является бхакти. То есть основная идея «Бхагавад-гиты» такова, что бхакти, или преданное служение Верховной Личности Бога, является совершенством всей этой лестницы йоги. С одной стороны, высшей ступенью, с другой стороны – совершенством. Для того, чтобы начать заниматься бхакти-йогой, нет нужды скрупулёзно проходить по каждой ступеньке: карма-йоге, гьяна-йоге, аштанга-йоге, потому что бхакти-йога включает в себя элементы всех предыдущих систем. У нас есть элементы карма-йоги, это значит, мы добросовестно исполняем свои обязанности, не ради корысти, не ради каких-то материальных благ, а ради исполнения своего долга. Это, кстати, идея, которую очень настоятельно подчёркивает наш уважаемый президент Владимир Путин. Я не исключаю, что он читал «Бхагавад-гиту», потому что уж очень близка эта его идея к тому, о чём говорит Кришна.

00:58:11 Следующий этап – это гьяна-йога, то есть философское постижение истины через изучение писаний. В частности, мы с вами изучаем «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией ведических писаний. Затем идёт аштанга-йога, или система упражнений, физических и дыхательных. Она не является обязательной, потому что для этого человек должен быть достаточно молодым, гибким, но если у вас есть возможность, то вы можете делать какие-то простые упражнения, например сурья-намаскара. Это занимает буквально 10–15 минут. Это очень простые упражнения, многие из которых входят в нашу обычную физкультуру, разминку, потому что учителя физкультуры тоже не слепые, они знают, что есть очень древняя система, которая уже отработана и проверена не то что столетней, а тысячелетней практикой. Вы можете делать хотя бы вот эту простую систему упражнений сурья-намаскара, которая за 15 минут позволит вам размять основные мышцы, восстановить жизненный тонус.

00:59:18 В систему йоги также входят принципы чистоты, то есть мы должны каждый день поддерживать тело в чистом состоянии. Нужно принимать по утрам душ. Это простое правило, но очень важное и полезное, о котором даже не все знают. И, собственно, основное внимание нужно уделить главной системе йоги, то есть бхакти-йоге, поскольку это является кульминацией всей системы йоги. Я начал с вашего последнего вопроса. Что касается йогов-мистиков, то йоги-мистики – это личности, которые достигли совершенства в аштанга-йоге. Аштанга-йога приводит к определённым мистическим совершенствам – сиддхам, когда человек может делать какие-то вещи. Может очень, скажем так, уверенно контролировать себя, контролировать свой ум, контролировать чувства. И в Ведах описываются эти так называемые сиддхи. Человек может, скажем, летать, он может стать легче, легче, чем пушинка. Могут подниматься в воздух, если вы слышали. Есть йоги, которые владеют этими сиддхами, хотя сейчас уже не эпоха аштанга-йоги. Аштанга-йога была в другую эпоху, в Сатья-югу. Но некоторые йоги в Индии обладают такими способностями, я даже своими глазами видел это на фотографиях. Есть другие сиддхи. Я расскажу вам одну интересную историю, которая произошла во времена английского владычества в Индии.

01:01:07 Как вы знаете, Индия в течение двухсот лет была колонией Англии, и поэтому через англичан в Индию, собственно, попала западная культура, и через Англию в Европу попала ведическая культура. То есть в Англии до сих пор совершенно огромные общины индусов. И там проявляют достаточно большой интерес и большое уважение к ведической традиции за счёт того, что в течение двухсот лет было такое тесное, скажем так, общение. И вот однажды на улице Калькутты был один йог, который вёл себя как-то не очень красиво и ругал английскую королеву. По-моему, тогда была королева Виктория, если мне не изменяет память. Но, во всяком случае, он неуважительно относился к королеве Англии, и полицейские на улице, естественно, это не могли, так сказать, пропустить мимо ушей. Его взяли, арестовали, отвели в каталажку, посадили его, заперли в камере. На следующей день, когда эти полицейские шли на том же месте, они увидели этого йога, он опять там сидел и опять ругал королеву Англии. Его опять арестовали, отвезли. И когда его доставили, то спросили у стражника: «А почему вы отпустили этого негодяя? Кто велел?» Но, представьте их изумление, оказалось, что его никто не выпускал. И двери этой камеры, где находился йог, были заперты. Вот, хотите – верьте, хотите – нет, но эта история документально подтверждена, она рассказывается очевидцами. Этот йог, по всей видимости, обладал сиддхами. Он смог выйти за пределы своей камеры, приняв очень маленькую форму, в какую-то замочную скважину.

01:03:12 Я помню, когда я был молодой, лет 30-40 назад был такой популярный фильм «Человек проходит сквозь стену». Так вот, оказывается, что, с точки зрения аштанга-йоги, это реально, человек действительно может пройти сквозь стену, если он владеет йога-сиддхами. Вот так кратко я отвечу на ваши вопросы.
Ведущая: У нас ещё есть вопросы.
Сурья-намаскару надо делать только в светлое время суток или можно выполнять его после захода солнца?
Критский В.Г.: Вы знаете, как правило, упражнения йоги делаются по утрам. Особенно, сурья-намаскару – это приветствие солнцу. Смысл этого упражнения в том, что там повторяется мантра богу солнца Вивасвану, и самое лучшее – делать её утром, в предрассветные часы, до восхода солнца, но уже близко к восходу. Это так называемые часы брахма-мухурта. И заодно я скажу, что это самые лучшие часы для духовной практики. То есть во всех храмах, во всех церквях именно в это предрассветное время начинаются службы, молитвы, потому что по Ведам это так называемое влияние саттва-гуны, гуны благости, когда с небес идёт такая чистая, положительная энергия. И именно в это время у человека появляются мысли о смысле жизни, о душе, о Боге, и это самое лучшее время для духовной практики, для молитвы и так далее. И упражнения йоги тоже лучше всего выполнять в это время. Если нет такой возможности, то можно выполнять вечером, так сказать, на заходе солнца. Уже, может быть, будет меньший духовный эффект, но физический эффект всё равно будет, потому что упражнения есть упражнения. Так я могу ответить.

01:05:08 Ведущая: Ещё вопрос. В Ведах говорится, что любое желание человека будет выполнено. Есть ли какая-то практика, которая помогла бы сжечь неблагоприятные желания?
Критский В.Г.: Да, это чудесный вопрос. Действительно, в Ведах, а именно в «Шри Ишопанишад», говорится, что Всевышний Господь с незапамятных времён исполняет желания всех существ. Но люди не знают, каким образом Он исполняет желания, поскольку у всех людей есть желания и далеко не все они исполняются в этой жизни. Но на самом деле схема творения такова, что если человек умирает, оставляя невыполненные материальные желания, то он исполнит их в следующей жизни. То есть Господь даст человеку такое рождение, чтобы он исполнил свои оставшиеся желания в следующей жизни. По сути, это тоже своего рода интерпретация закона кармы: человек получит то тело, ту форму жизни, которая поможет ему исполнить неисполненные желания. В этом милость Всевышнего Господа. Не все могут заслужить исполнение желаний в этой жизни. Для этого нужна очень хорошая карма, благочестивая, человек должен трудиться на благо других живых существ. И не исключено, что человек может исполнить свои желания в этой жизни. Для этого он должен стать преданным, то есть следовать процессу бхакти-йоги. В случае бхакти-йоги человек получает особую милость Кришны. Эта милость заключается в том, что он уже в этой жизни может исполнить свои желания. Проблема в том, что для того, чтобы стать преданным, то есть следовать пути бхакти-йоги, человек должен постепенно отказаться от материальных желаний. То есть Кришна достаточно разборчив, и Он не каждому позволяет стать преданным.

01:07:22 Есть такой ведический афоризм, по-моему, в одной из пуран. Кришна говорит: «Тот, кто называет себя Моим преданным, на самом деле не Мой преданный. Но тот, кто считает себя преданным Моего преданного, действительно Мой преданный». То есть секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы найти личность, которая является преданным Господа. Вот такая личность – это гуру, или духовный учитель. И в нашем случае нашим учителем является Бхактиведанта Свами Прабхупада, который открыл нам тайну ведической мудрости, написал книги, переводы основных произведений ведической философии. И, собственно, он является наставляющим гуру для всех преданных во всём мире. Конечно, сейчас в мире очень много различных обществ ведической традиции, различных матхов, в которых есть другие учителя. И, насколько я знаю, практически все представители нашей традиции Вишнуизма, то есть те, кто поклоняется Всевышнему Господу Вишну, или Кришне, признают Бхактиведанту Свами как величайшего учителя всех времён и народов, потому что он сумел то, чего не смог ни один духовный учитель: вынести ведическую культуру из Индии на запад и распространить её в западном мире. И это не просто какие-то отдельные личности, отщепенцы, это огромное движение, которое включает в себя сотни тысяч людей в самых разных странах, практически во всех странах мира. И причём это движение растёт и ширится. Вот так я могу ответить. Ещё есть какие-то вопросы, Наталья?

01:09:13 Ведущая: Нет, вопросов больше нет.
Критский В.Г.: Что касается неблагоприятных желаний… Я два слова добавлю, что процесс бхакти-йоги очищает сердце человека. И как я уже говорил в отношении нежелательных качеств, таких как гнев, вожделение, точно так же я могу сказать по поводу материальных желаний: все эти нежелательные вещи уходят в процессе бхакти. То есть в процессе слушания о Боге, повторения Имён Бога, изучения священных писаний и так далее. Все процессы бхакти-йоги ведут к очищению сердца и улучшению нашей кармы, и, соответственно, все негативные желания уходят, потому что мы просто будем понимать, что эти желания неблагоприятны для нашего духовного прогресса, они замедляют нашу духовную эволюцию. Вот так я отвечу.
Ведущая: Замечательно, мы ответили сегодня на все вопросы радиослушателей. Я думаю, что в следующий раз вопросов будет ещё больше, потому что интерес к духовной практике и вообще ко всем религиозным конфессиям никогда не угасает, а только растёт и развивается. Спасибо, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами. Нам было очень интересно.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До новых встреч!
Критский В.Г.: До свидания.

транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 15 January 2013