Ачар и прачар - привлекательно!

Пушкино - 02 августа 2010
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:33:54 | качество: mp3 128kB/s 86 Mb | прослушано: 277 | скачано: 560 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – киртан

00:20:11 Харе Кришна! Итак, продолжим нашу тему, так называемый семинар. Мы не хотим раскрывать какие-то большие темы, но очень важно поговорить о каких-то основных вещах, от которых мы очень сильно зависим. Иногда мы не думаем о главном, потому что философия очень обширна, очень обширна. Как, например, Бхагават Гите утверждается, что Кришна очень близко и очень очень далеко. И чаще всего нас посещают мысли, что он очень-очень далеко. То есть мы забываем, что он также близко. То есть мы можем забыть очень главные важные вещи. И вот как увидеть близко Кришну, тут необходимо знание. Почему Шрила Прабхупада построил общество сознания Кришны? Почему вайшнавы могли бы развиваться без общества, индивидуально. Собственно, у многих из нас может такие представления еще сохранились. Что нужно быть независимым от общества, не обязательно.

00:21:24 Но на самом деле, как Арджуне говорит Кришне: «Ты не сможешь уединиться. Ты пытаешься избежать битвы и уйти в уединенный образ жизни, как брахман, как отшельником стать. Ты не сможешь, потому что ты кшатрий. Это твоя связь с обществом, твоя природа. Быть связаным с обществом в таком качестве. Если даже ты уйдешь с поля битвы, ты не будешь счастлив, потому что о тебе распространятся слухи, а ты услышишь это. О тебе будут говорить, как о трусе, который оставил поле битвы. То есть, смотрите, он был великим великим воином. Каким он стал сейчас? Как он стал таким трусом, таким малодушным? Враги будут торжествовать. Друзья будут скорбеть. И когда ты это услышишь, для тебя это будет хуже смерти, Арджуна. Ты не сможешь думать о Боге. Ты не достигнешь никакого совершенства. Потому что твоя собственная природа обратиться против тебя. Потеряешь себя таким образом».

00:22:30 Итак, Кришна говорит Арджуне, что он душа, а потом говорит более важную вещь, смотрите, он его социализирует с обществом: «Ты кшатрий». И вот в Бхагават Гите очень умело соединяет эти вещи. Как быть кшатрием и преданным Кришне. Или как быть, не важно кем, и быть преданным Кришне. И вот этот принцип не только для Арджуны, для каждого человека, как быть связанным с Кришной, думать о Кришне. И Шрила Прабхупада говорит, что самый лучший способ думать о Кришне – повторять Его святое Имя. А самый лучший способ повторять святое Имя – это повторять вместе с преданными. То есть опять мы приходим к обществу. То есть в обществе вайшнавов это легче. Вчера мы говорили об этом, что общество дает им силу представлять учение. Силу. Общество имеет основу, законы какие-то конституцию какую-то имеет. Наша конституция, закон – это книги Шрилы Прабхупады, основа общества. Он основатель ачарья.

00:23:39 На этой основе строится общество вайшнавов. Есть свой этикет, своя структура это называется [варнашрамадхарма]. Вот она строится, имеет уже какие-то черты обозначающиеся. Есть ашрамы, есть варны, есть отношения в этом обществе. Если мы социализируем, отождествляем с обществом духовным, духовным обществом, у нас появляется сила передавать духовные знания. Просто на основании того, что есть примеры, великие примеры, такие, как Шрила Прабхупада, его последователи. Это дает им силу, что в обществе есть лидеры, есть ачарьи. Они твердо следуют примеру предыдущих ачарьев. Они повторяют в точности послания предыдущих ачарьев. И таким образом у нас появляется сила и уверенность делать точно так же, ничего не выдумывать.

00:24:30 Итак, общество – это ачар и прачар. Ачар и прачар вместе. И поведение и проповедь, общение здесь вместе. Они взаимодействуют. И, как в любом обществе, есть структура есть снизу вверх иерархия существует. Есть начинающие преданные, есть те, у кого какой-то опыт есть, есть те, у кого какой-то уровень ответственности есть. Есть разные уровни: [канечна, маньтьна, пута мати кари]. Там говорится конструктивно об этом. И если Нарада Муни говорит, что если человек сможет разобраться в этих трех отношениях, он достигнет совершенства. Как общаться с младшими, с равными, со старшими, он достигает совершенства. Вся наука заключается в этом. То есть именно в обществе он достигает совершенства. Путь к Богу через общество вайшнавов. Это лестница, возможность двигаться. Есть разные уровни. И вот искусство общения с разных уровней создает движение вперед. Общество – это так же движение. Как я слышал одну вещь, что есть цивилизация, а есть культура. Как бы эти вещи один философ разделил все-таки. Разделил, объяснил, что это разные вещи. Прабхупада нам не говорил о цивилизации, он говорил о культуре. Но в материальном мире чаще слышим определение общества, как цивилизация.

00:26:00 И вот, объяснил один человек филосов. Не знаю, кто он, или социолог, или историк. Но он сказал, что культура – она вечна. А вот цивилизация, она временна. Цивилизация – это возможность, когда общество создается из чувственных наслаждений. Он привел пример цивилизации Рима. Были яркие такие проявления. Или современные западные цивилизации. Цивилизация дает всевозможные удобства, всевозможную выгоду. Как можно достичь какую-то выгоды, удобств, наслаждений максимальным образом. Зрелища, хлеба – вот формула Рима. Это цивилизация называется. Где люди пресыщаются. Удовлетворение чувств, ищут какие-то новые и новые способы удовлетворения чувств, новизна, новизна, новизна. Они создают маркеты, супер-макреты, какие-то зрелищные кинотеарты, всевозможные формы виртуальных взаимодействий. Чтобы, как можно тоньше изощренней наслаждать чувства. Это называется цивилизация, удобства.

00:27:02 А культура, она всегда одна и та же. Это простая жизнь, возвышенное мышление. С материальной точки зрения нет никакого развития. С материальной точки зрения не требуется развития. Как усовершенствовать воздух, как усовершенствовать воду, Прабхупада сказал: «Как вы усовершенствуете жизнь, вы не сможете. Вы просто можете испортить. Ведь ничего не портите. Вы не усовершенствуете молоко. Вы не усовершенствуете воду, добавив какие-то вещества для улучшения. Нет ничего лучше молока. Нет ничего лучше чистого воздуха». И так далее. То есть эти вещи не улучшаются. Они поддерживаются культурой человека. То есть вот это развитие цивилизации совершенно ложное определение. На самом деле нет необходимости в развитии цивилизации чувственных наслаждений. Но есть необходимость в культуре. И когда культура одна на всех, общество становится гармонично счастливым. То есть люди могут выполнять разные обязанности. Арджуна – кшатрий, он сражается. Кто-то работает, занимается бизнесом. Кто-то обучает. Но культура у всех единая. Это называется уже общество. Одна культура.

00:28:17 Прабхупада построил общество сознания Кришны. Где конституция, смотрите, какая – Священные писания. Все. Простая жизнь, возвышенное мышление. То есть мы с вами не имеем интереса к материальному прогрессу, как к таковому. У преданных нет такого яркого интереса. Если есть, он не мешает. Мы как раз будем жить просто. Простая одежда, простые условия жизни. Как один гуру ИСККОН, Смета Кришна Свами, в Швеции, он построил себе домик из глины, сам все это сделал и живет там, как отшельник, рядом с храмом, цивилизованный, с удобствами там, с горячей водой, все остальное, там все удобства есть. Но он хочет дать пример простой жизни, возвышенного мышления. Однажды он об этом очень убедительно говорил на лекции в Швеции. Ну, и шведы, представьте, люди из Стокгольма приехали послушать лекцию, и они слышат такое, что человек может жить вообще без электричества, утверждает свами. Нет необходимости в таком развитии. Он стал объяснять, что можно просто на земле с коровой. Все.

00:29:25 И кто-то из людей спросил: «А вы можете дать такой пример?» И он подумал: «Да, действительно, нужен пример. Я же просто говорю об этом. Это прачар. Нужен еще ачар.» И вот с тех пор прошло уже около пятнадцати лет. Он живет в этом глиняном домике без электричества, живет вот так вот просто. И даже экскурсии приезжают из Стокгольма. Он уже стал известен этим. На фоне материальной культуры он стал очень известным человеком, который живет просто в землянке какой-то. Человек, путешественник, проповедует, большие знания имеет, при этом живет в очень простых условиях. Не нуждается в материальном прогрессе вообще. Он не нуждается в прогрессе материалистов. И когда его спросили: «Можете ли вы дать пример?» Он сказал: «Да, вот я могу дать пример». До сих пор он вот живет таким образом.

00:30:14 Итак, есть определённые ценности и общества. Оно разное, общество материалистов есть, есть духовное общество, общество капиталистов, коммунистов. Ну разнообразные есть группы людей. Они выдвигают различные идеалы, которые соизмеряют положение человека в обществе, насколько он соответствует этим идеалам, установленным обществом. Как, скажем, ученые сами выдвигают какие-то премии там научные, награды какие-то правительства. Они сами это издают, такие законы, медали придумывают, проектируют. И сами же награждают друг друга притом. То есть они устанавливают нормы сами. Отличие Общества сознания Кришны в том, что мы нормы не устанавливаем сами, они уже установлены Священными писаниями. Если мы сами установим какую-то норму, означает, что мы отклоняемся от Священных писаний. В этом нет необходимости. Нормы уже есть. Законы Бога уже существуют. Солнце уже светит, мы не можем это изменить. Верно? Законы Бога не меняются. Вы не можете согнуть солнечный луч, говорится. Все уже работает по законам Бога. Как вы можете менять законы? Только на бумаге формально? Это единственное, что возможно делать.

00:31:27 Итак, общество, и также культура общества изменяется по уровню стандартов чистоты. Насколько высоки стандарты чистоты в обществе, настолько развита культура. Так. Это критерий будет. Чистота внешняя и внутренняя. Даже вплоть до того, как люди моются в обществе. Сколько раз в день они моются или в неделю, или в год. То есть, есть разные стандарты чистоты. От этого тоже будет зависеть культура. То есть даже от условий материальной жизни может зависеть культура. Где люди живут: на крайнем севере, или в пустыне, или на берегу соленого моря. При таких обстоятельствах. Или в благоприятном климате. Также цивилизация будет отличаться. То есть условия для наслаждения чувств отличаются. Условия чистоты могут отличаться. И поэтому культура отличается. То есть заповеди могут отличаться. Место, время, обстоятельства.

00:32:24 Например, если человек живет в пустыне, как ему делать омовение дважды в день, согласно нашим принципам? Культуре вайшнавов. Дважды в день браман совершает полное омовение. А если жаркая погода, как сейчас, трижды. Иначе он теряет квалификацию брамана. Как быть, если человек живет в пустыне, где воды практически очень-очень мало? Нельзя так расходовать воду. Чем мыться? Вот, он знает, как добывать воду. Видимо, он жил в пустыне когда-то какой-то в этой жизни. Но ему надоело. Он теперь в обществе вайшнавов, видите. Он не хочет больше песком омываться. Да, песком. Место, время, обстоятельства. Стандарты ниже, но, тем не менее, тоже стандарты. И в том обществе, если вы не помылись песком, вы грязные считаетесь. Общество вайшнавов, если помылись песком, вы не очень чистые. Но, конечно, если помылись пылью из Вриндавана, вы всё равно чистые, если даже весь в пыли. Потому что пыль из Вриндавана, она чище любой воды. Она самая чистая субстанция во Вселенной, говорится.

00:33:32 Итак, даже цивилизацию, культуру можно определить по качеству воды в этом материальном смысле слова. Какой водой омываются, какую воду пьют, потому что тело из воды состоит. Также пищу, которую люди едят, какой уровень чистоты этой пищи. Что они едят? Также можно судить о культуре, которая будет в этом обществе. Есть культура мясоедов, Прабхупада говорит, открыл нам это. Мы не знали, что культуру мясоедов отдельно надо рассматривать. Мы не думали об этом. А культура людей, которые едят тараканов, нужно еще выделить отдельно. И они будут совершенно уже другие, эти люди. А люди, которые едят рыбу исключительно, они уже третья культура будут. А люди, которые едят гнилую рыбу, это четвертая культура будет. Смотрите. А люди, которые едят все, что шевелится, движется и плавает, летает, кроме пароходов, машин и самолетов, это уже четвертая десятая культура. Смотрите, как много-много видим культур на планете в соответствии с местом, временем, обстоятельствами. Материальные условия.

00:34:31 Но теперь мы видим, что смотрите, Сознание Кришны распространяется и в Китае, и в Америке, и в России, и на Крайнем Севере, и в Индии. И стандарты преданные одинаковые могут поддерживать эту культуру при любых обстоятельствах. Вот интересный вопрос. Это вопрос, оказывается, не столько возомжностей материальных, сколько сознания, желания человека. То есть можем при помощи желаний изменить обстоятельства. Это говорится в Ведах, что человек может менять природу. То есть природа меняет человека – одна сторона. А человек может тоже менять природу, когда сотрудничает с Богом. Как Прабхупада пишет, что по милости Кришны у человека всегда есть возможность получить чистую воду. Как? при помощи бурения. Под землей будет вода. Везде будет вода. По милости Бога вода доступна. Нужно уметь её просто добывать. Но вот нефть научились просто добывать.

00:35:29 А! Нечистая вода. Она, может быть, чистая сейчас продается, но мертвая. Нет настоящей воды. Не научились это делать. Надо знать, как сотрудничать с природой. Так, общество вайшнавов сотрудничает с окружающим миром при помощи главного принципа – ахимса. Этот принцип постепенно расположит все общество к обществу вайшнавов. Постепенным образом. Когда люди убедятся в этом, что эти люди преследуют один единственный принцип – ахимса, ненасилие. И Прабхупада раскрывает, что принцип ахимса раскрывается в полном смысле слова не только, не только, как то, что не причинить боли, зла, не убивать никого, не убий. Но и распространять невежество – это тоже насилие. Как всевозможные виды реклам, как вы думаете, из любви к человеку делается реклама? Там большая любовь, наверно? Так ярко представляют плохие вещи человеку, что начитают верить, что они хорошие.

00:36:39 Это химса. Это разновидность насилия. Причем очень тонкого и самого опасного. То есть, когда кто-то бьет другого, тут очевидно, что это вот насилие. А когда видим рекламу, мы запутываемся, мы не думаем, мы забываем, что это насилие. Потому что приятное насилие. Оно преподнесено приятным образом, вот в чем ловушка, обман. Обманывают чувства людей. То есть преданные, поскольку контролируют свои чувства, их трудно обмануть. Это утвержденные уже которые преданные на самом деле могут контролировать чувства, их обмануть сложно рекламой, какими-то условиями, или обещаниями в этом мире. Они не верят в материальную часть. Тот, кто управляет чувствами, такой веры не имеет. Поэтому в обществе, где очень высокие духовные стандарты, мы видим, будут совсем, совсем другие взаимоотношения. Представьте, ведь каждый хочет соответствовать стандартам общества, чтобы быть признанным. Признанным обществом. Не быть отвергнутым. Это очень важная вещь - чувствовать связь с теми, кто нам очень дорог. Как для ученика дорог духовный учитель. Ученик думает об этом. Я не хочу делать то, что разорвет связь между мной и гуру. Он боится этого, потому что это очень глубокие, очень дорогие отношения.

00:38:06 Только по этой причине. Здесь нет страха другого, нет. Нет, никакого наказания не будет. Просто человек уйдет в другое общество, и все. Но поскольку он ценит это общество, эти отношения, любовь его здесь, он сильно привязан к Кришне, к вайшнавам, то вот эта любовь и привязанность к обществу, она очень могущественна. Фактически она заменяет нам совесть высочайшего уровня. Вот посмотрите, как интересно, вот каждый человек склонен к беззаконию, каждый склонен к этому по природе вещей. То есть склонность удовлетворять чувства есть у каждого человека. Совершить какое-то преступление это сродни чувственному наслаждению. Тут есть острота какая-то, жизнь в уме, можно этим насладиться, какой-то опасностью, преступностью. Сейчас горят поселки, сгорели уже под Воронежом где-то. И что люди делают? Как вы думаете? Мародерство, видите, сразу склонность есть. У соседей даже, у наших добрых соседей есть склонность нас ограбить. И у нас тоже есть такая склонность, видите. Если брать просто человека, его природу, у каждого есть склонность нарушать закон, закон Бога, или закон государства – не важно, какой закон.

00:39:26 Но в целом все общество не думает так. Вот те же самые люди уже против преступности. Собранные в одно общество, уже не думают о преступности. Вот интересно как. Вот каждый склонен к преступности, а все вместе нет. Как только мы слышим, что кто-то нарушает закон в нашем обществе, у нас возникает страх и паника в уме. Я боюсь стать жертвой беззакония. Хотя и сам склонен к этому, но я боюсь стать жертвой беззакония. Сам то я не прочь кого-то обмануть, но против, чтобы меня обманывали. Поэтому, если находят в обществе вора, я говорю: «Наказать!» Хотя и сам в уме такой же человек. Где-то в глубине. То есть, смотрите, как удивительно устроено общество людей. Общество как бы олицетворяет разум, как бы вот такой высокий уровень совести. И особенно, если стандарты общества высокий уровень чистоты, представьте, какая будет сила этого общества. Можем ли мы на глазах у преданных совершать греховную деятельность? А на глазах материалистов можем. Вот видите, можем. Там нет проблем, они вас не осудят. Можете пойти в город, посмотреть – преданных нет? Нет. Достать сигарету у всех на виду прям и еще попросить прикурить. И вам еще дадут даже прикурить. Пожалуйста! Они даже помогут вам в этом.

00:40:53 Когда то в Петербугре стали появляться люди в метро во время перестройки, которые стали просить пожертвований, это шокировало тогда еще вагоны метро. И просто ради Бога дайте что-нибудь, есть нечего. Такие люди стали появляться в перестроечные времена. Там сокращались штаты, люди выбрасывались на улицу. В общем, не понятно, что в стране происходило. Но практически никто внимания на это на обращал, потому что напряжение в вагоне, напрочь настроены ничего не давать. Люди вот несколько даже были озлоблены даже такой ситуацией: «Кто их вообще пускает сюда в метро таких людей?» Но однажды вошел человек утром в метро. Я тоже ехал там. И сказал, громко сказал: «Дайте денег опохмелиться!» Так громко ко всем обратился: «Дорогие граждане, дайте мне денег опохмелиться!» И все дружно: «Ха Ха Ха Ха» Он сказал: «А что вы смеетесь? – этой женщине, - У вас голова не болит? А у меня болит». И деньги просто посыпались к нему в руку. Материалисты поддерживают эти стремления. Но если вы увидите в обществе материалистов хотя бы одного преданного, вы не можете нарушать принципы.

00:42:03 Какое влияние, смотрите. Хотя у каждого из нас есть такая склонность, но когда мы собираемся все вместе, мы не можем нарушать принципы. Но у каждого отдельно есть такая склонность. Отдельно, видите, отдельно. Вот, в чем проблема. Отдельно это все делается. Отделенно. Еще это называется «гриха», отделенный образ жизни. Гриха, дом, отделенное пространство, он же означает замкнутое мышление. То есть у меня внутри, как у индивидуума, есть всякие вещи в закрытом этом состоянии. А вот если я начинаю открывать, я открываю все самое лучшее для общества. Очень важно жить в обществе преданных. Если мы не можем жить в большом обществе преданных, мы себя отождествляем с обществом преданных, думаем об обществе преданных. Связь поддерживаем внутреннюю. То есть она даже более ценна, более важна. Как Кришна говорит в Бхагават Гите, что Он поддерживает миры тремя способами: как птица, как рыба, и, как черепаха.

00:43:02 Птица поддерживает птенцов касанием, что сродни грудному младенцу, он воспитывается при помощи касания. Если вы не берете ребенка на руки, вы не сможете с ним общаться в этом возрасте. Он общается, чувствуя, как вы его держите, как вы его хлопаете, как вы его гладите, как вы раздражаетесь, какие вы движения делаете в этом случае. Так, иногда мать берет такого ребенка и вот так начинает трясти, вот так тебе нравится, нет? Вот так он понимает что-то. То есть касания необходимы, она его гладит, ласкает, трясет, шлепнет. И вот это вот постоянно на руках. Он общается таким образом. Как птица постоянным касанием держит своих птенцов, так она их воспитывает, так она их взращивает. Но он вырастает, достигает другого уровня, когда рыба, она просто смотрит глазами, и все приходит в порядок сразу же. Просто взгляд брошен, и все. Ребенок уже более взрослый, понимает настроение.

00:43:55 Как мы играли в детстве во дворе. И тут же окна. И если мать или отец выглядывают, просто смотрят, все сразу хорошо во дворе. Взгляд. Все контролируется. То есть тут большее сознание необходимо. Так же есть преданные, на которых нужно смотреть регулярно. Не подсматривать, а смотреть за ними. Или на них смотреть, как он выглядит сейчас. Вчера был таким, сегодня какой? Нормально. Улыбается еще. Энтузиазм есть. Значит, все в порядке. Не танцует? Танцует. Так, все. Ну так можно уже определить, что человек делал до этого, чем занимался, о чем думал. Взглядом. И ученик чувствует взгляд гуру, как ребенок чувствует взгляд родителей, если он уже немного созревает, он чувствует. Так он поддерживается, помня, как смотрит гуру. И он смотрит, прям внутри сердца может видеть, никуда не спрячешься. Представляете, какая ответственность.

00:44:54 И на третьем этапе Кришна говорит: «Можно поддерживать мысленным образом». Неофит что думает: «А, гуру, наверно просто думает и медитирует, держит меня таким образом, контролирует меня». Возможно. Здесь имеются в виду мысли ученика так же. Он может думать о гуру, и гуру постоянно присутствует и в уме, и в сердце. Так все контролируется. Вот это общество вайшнавов. То есть используются все три момента. То есть в обществе материалистов вряд ли можно увидеть все три составляющих, поддержания. То есть, поддерживающей силы нет. Люди каждый сам за себя. Они не чувствуют связи, никто на них не смотрит, они дверь закрывает за собой, и окна, и шторы завешивают. Никто не смотрит, нет. Но преданный знает, в уме, в сердце связь остается. Вы никуда не спрячетесь от Кришны. Никто. То есть на таком уровне сознания человек относится к обществу Сознания Кришны, он связан с обществом Сознания Кришны. Через Кришну мы знаем друг друга. Мысленно ли, взглядом ли, или непосредственно общаясь. Это не имеет значения в итоге.

00:46:08 Итак, вчера мы обсуждали, что общество нам помогает представлять Сознание Кришны, дает в этом уверенность, потому что есть основа, фундамент, есть старшие лидеры, которые дают нам пример, веру. Эта вера, энтузиазм помогают нам проповедовать, представлять. Сегодня мы сказали о том, что общество так же нам дает моральные высокие устои, принципы соблюдения, чтобы мы соблюдали их. И когда мы их представляем Общество Сознания Кришны, соблюдая все регулирующие принципы, это сила. Внутренняя сила. Есть внешняя убежденность, что за мной большое общество. Есть еще внутренняя убежденность. Чистота называется. Чистота на самом деле – это истинная связь с Богом. Чистота – сестра Божественности, говорится. Если человек достигает саттва гунны, чистоты и знаний, он очень близок уже к совершенству, к контролю чувств, ума и тому, чтобы развивать отношения с Богом.

00:47:05 И третий момент, о котором я хочу сегодня сказать, это качества, как мы представляем учение Сознания Кришны, философию, как её представлять. Как упомянули, материалисты, они распространяют какие-то плохие вещи, убеждая, что это хорошо, влияя на наши чувства. Как? каким образом? Они делают это привлекательно. Правда? Вот если просто пойти по городу, очень много привлекательных всяких витрин, вывесок, на высшем уровне сделано это все. Как они достигают качества, имитаций всевозможных, как это все исполняют под западный этот манер, удивительное качество. Когда мы были впервые заграницей еще в доперестроичной России, и мы поняли, что такое качество, как они, скажем, обрабатывают стены. Мы подходили и близко смотрели, их чего это сделано, и еще так пальцем царапали специально. Надо ж было понять, из чего это сделано. Такое качество, что трудно было понять, что это такое вообще. Вот всему придается такое значение. И это привлекательно. И люди начинают верить в это только потому, что это подано очень хорошо.

00:48:21 То есть, смотрите, человек не обращает внимания, ЧТО предлагается, но КАК предлагается. Предлагаются обычно всякие глупости, но КАК предлагаются!!!! Это же культура, это же шедевр, как они предлагаются. Каким талантом талантом они предлагаются! Какие талантливые люди все это распространяют! Удивительно! Безбожие распространяли великие ученые, философы, великие практики. Да, плохая вещь распространяется так хорошо. Прабхупада говорит: «Ночами не спите и думаете, как привлекать на распространение Сознания Кришны». Вот это уже другой момент. То есть не нужно слишком усложнять философию. Простые вещи. Но раскройте их привлекательно. «Я не есть это тело» - что в этом привлекательного? «Разве тело привлекательно? Без души» - Прабхупада говорит. Оно преподносится привлекательно, но вообще тело – это кусок плоти. Иногда, знаете, что вот там говорит, это просто моча, кал, кишечник там есть, кровь, слизь. Вот эти ингредиенты если увидите наружу, испугаетесь, убежите с фестиваля. На таком фестивале не хочу. Это тело. Но оно становится привлекательным под влиянием какой-то энергии и культуры. То есть она культивируемая. Эта форма культивирована многими-многими жизнями. Это напоминает какое-то очень высокоразвитое живое существо. То есть в Бхагаватам говорится: «В процессе долгой-долгой эволюции душа приняла эту форму человеческой жизни, которая выглядит практически совершенным по сравнению с другими». Далеко не совершенным, но так выглядит, что оно совершенно. Но посмотрите, если душа уходит из тела, оно теряет привлекательность. Мгновенно. Люди говорят другое слово. Труп называют. Все. Это уже отталкивающее явление.

00:50:24 Итак, вот эта привлекательность. И поэтому когда люди привлекательно распространяют Сознание Кришны, то что мы должны сделать человеку шоу из этого, приглашать каких-то великих артистов-материалистов, или еще что-то в таком духе, хотя это тоже можно использовать. Как Гуаранга Баджан Бэнд здесь проходил в Москве в 90-каком-то году. 2м или 3м. 2м году. Проезжали спортивный комплекс недавно, вспомнили, что здесь было 35000 людей в этом комлексе, когда приезжал Гауран Баджан Бэнд и пел Харе Кришна несколько часов под разные мелодии, под разными фантиками была только Харе Кришна все. Может быть, несколько баджанов. И был Бой Джордж. Известный Бой Джордж. Это звезда эстрады западно-американской что-ли. Бой Джордж, он был другом Кришны. И он приехал тоже, откликнулся и пел с нами Харе Кришна. Спел несколько песенок, так сказать, популярных, так парочку. А потом стал петь Харе Кришна.

00:51:30 Это использовалось, чтобы людей привлечь к движению. Так привлекательно, Бой Джордж будет присутствовать на концерте, приходите. Вы знаете, что случилось на том концерте? Кто-то был? Бой Джордж потускнел, как ни странно. Хотя у нас не было таких певцов, как Бой Джордж. Не было таких певцов. У нас был Титиксава Каруника, еще кто-то там, ну такие певцы среднего такого уровня эстрадного, но пели Харе Кришна. И Бой Джордж как то он на этом фоне потерял значение совсем. Все были удивлены этому. Потом сказали: «Зачем тогда пригласили Бой Джорджа? Ему ж не выгодно выступать, он теряет как бы престиж на этом фоне». Мы говорим: «Мы хотим, чтобы люди пришли. Это реклама будет соответственная». Но Харе Кришна – это было мощно. Люди все скандировали: «Харе Кришна» в конце. Никто не расходился. И все забыли про Бой Джорджа, про все на свете. Харе Кришна, Харе Кришна! И разогнать их было невозможно. Все.

00:52:36 В Петербурге было тоже самое. Титиксава Каруника в Петербурге, он со сцены все это наблюдал и говорит: «Фантастика. Они не уходят. Они требуют дальше киртан еще. Уже три часа мы поем, они не уходят. Но кто-то разошелся, какая-то группа особо аутентичная внизу человек, наверно 500, вот что-то, наверно. И требовали продолжения киртана и кричали, скандировали: «Харе Кришна! Харе Кришна!» И вот так они вприпрыжку, выпроваживали их из дворца. Так и вышли оттуда «Харе Кришна!» Такое было ощущение. То есть привлекательно и … Поэтому внешняя культура она очень привлекательная изначально в сфере музыки и танцев, взаимоотношений, театра и всевозможных вещей. Потому что эта культура служит Кришне. То есть самые привлекательные формы подачи были, конечно, связаны с Богом. Если вы говорите о Боге, это должно быть наилучшим образом организовано. Наилучшим образом преподнесено. Так люди думали об этом. Такой была культура.

00:53:43 Сейчас другое. Сейчас говорят: «На тебе, Боже, что нам не гоже». Если вы идете просить пожертвование на рынок, вам что-то дадут ненужное, но еще можно использовать, например. Но бывает, что люди хорошее что-то дают, конечно, например. Ну, в общем то вот так вот. То же касается нашей жизни. Какую жизнь мы хотим предложить Кришне? Которая нам уже не нужна. Пока я молод, красив, подожди, Кришна, подожди, подожди. Я приду к тебе позже, позже. Не знаю, когда, но мы знаем, когда. Когда уже последний зуб останется. А теперь какая разница!!! Кришна, забирай все! Ничего не нужно. То же самое. Но на самом деле это нужно, чести обучать с молоду, говорится. В этом красота человека. В этом прелести культуры, что молодые люди контролируют чувства. Старикам это не нужно. Они уже… Так контролировать нечего. Не думайте, что старые люди контролируют чувства. Они угасли и все. Там и нечего и нечем контролировать. Если бы они контролировали чувства, они бы все уходили к Богу. Но они рождаются снова, чтобы получить новое тело, чтобы возобновить эту вспышку чувственных наслаждений, новый шанс получить. Желания остались прежними. А контроль – это совершенно другое. Когда управляете чувствами, чтобы возвыситься. И возвысить других. И не просто состариться. Не путайте эти вещи.

00:55:17 Старость никого не возвышает. Но вот когда контролируются чувства, означает, направляются выше по вертикали вверх. Вот это контроль чувств. Вот это прославляется, вот это путь. Это настоящая молодость. Это правильно использованная энергия человеческая красота, способность говорить, действовать. Это полно энергии он использует для Кришны, это великая слава на самом деле. Когда люди красивы, молоды, интеллектуально возвышены и отречены от всего этого одновременно. То есть все это отдают Кришне в служение. То есть величайшая культура, она очень привлекательна. Разве не привлекательно, когда вы видите красивого человека преданного. И преданного одновременно. Конечно, привлекательно. Или когда вы заходите в храм, а там одни старики, или уже лежащие такие калеки, или гроб стоит какой-нибудь. Что привлекательней, скажите? Заходите в храм, там молодые люди танцуют, поют в экстазе. Или заходите, там больные, трупы. Ну, подумайте, что ж такое культура, Общество сознания Кришны. О чем Прабхупада говорит: «Это не больница, нет. Мы не будем строить больницы. Мы будем строить храмы, где люди будут воспевать Харе Кришна».

00:56:46 Сказала: «Что, вы знаете средство от рака, Шрила Прабхупада, раз больницы не нужны? Только Харе Кришны достаточно? Вы что знаете средство от рака?» Прабхупада сказал: «Да», - очень уверенно. Когда он сказал: «Да», все аж затихли. Он так уверенно отвечает, а мы не знали, что есть средство от рака, он никогда не говорил об этом. Тогда обещали построить золотой памятник сделать человеку, который найдет средство от рака. Прабхупада говорит: «Знаю средство от рака». Все аж затихли, знаете, шок был такой небольшой. «Вы должны повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе. Так вы сможете научиться контролировать чувства, привяжитесь к Кришне, оставите это тело, вернетесь в духовный мир, и никакого рака. Все. Никакого рака. Средство от рака есть» - он сказал. Но вот здесь не принимают это. Можно ли остаться в материальном мире и не болеть раком? А можно ли остаться в материальном мире и не стариться? Можно ли не умирать здесь?

00:57:52 Как одна женщина пошла к мистику и сказала: «Дайте мне благословение, нет ребенка. Я нуждаюсь в благословениях». В Индии, если нет ребенка, могут сделать ягью необходимую, чтоб помочь вот. Есть такие церемонии специальные. Он совершил ягью, дал ей кокосовый орех: «Вот, иди, выпей этот орех и у тебя будет ребенок». Она выпила орех – ребенка нет. Снова возвращается: «Не работает ваша ягья». «Так, постой, а муж у тебя есть?». «Мужа нет. Я хочу ребенка». Бога нет, и хотите счастья? А Бога нет, значит, и счастья нет. Вот и все. Как же можно сочетать эти вещи? Прабхупада не хотел, чтобы мы все куда-то уходили из жизни, наоборот, он сказал: «Оставайтесь там, где вы есть, и распространяйте Сознание Кришны. Но это делайте привлекательно». Когда спрашивали, как. Ночами не спите и думайте, как. Кришна должен сказать каждому, как это делать, что у каждого будет своя форма привлекательности. Это не стереотип. Стереотипов не будет, потому что каждый по-своему будет Кришне привлекателей. Это индивидуальность, это творчество.

00:59:05 В этом вся суть. Потому что не то, что мы сейчас создадим закон «Вот так привлекательно распространять сознание Кришны», что все так будем делать. Вот в такой форме, вот с такими словами, вот с такими прическами, и все прочее, прочее, прочее. Нет. Как сказал [Бахкти Свами] однажды, как он ходил на санкиртан, и наблюдал, как преданные распространяют книги по-разному. Он рассказывал очень смешно, он же может смешить. Он привел пример, там в Германии был преданный очень полный, там 130 килограмм что ли было. Очень толстый круглый такой ходил в шляпе, знаете, в дхоти, в широких одеждах, улыбался всем. Видел человека какого-то и хватал в объятья сразу, на животе его мял, подбрасывал. И человек, знаете, он сразу расслаблялся и начинал смеяться. Такой добряк, такой толстяк его мнет просто так вот, так весело себя чувствовал. Давал книгу, и все, брал деньги. И следующий. Точно так же. Книги просто отлетают от него. Не проповедовал вообще, а просто использовал свой живот и тело, и доброту.

01:00:07 Махарадж посмотрел: «Ну, у меня так не получится, у меня такого живота нет». Посмотрел, там другой стоял преданный выше всех на голову в толпе. Преданный был атлет такой красивый в обтянутой футболке, специально одевался в джинсах, чтобы показать свою фигуру. Кепка такая. И когда он стоял, смотрел на толпу, все смотрели на него. Он сразу выделялся. Ему не нужно было кого-то звать, привлекать. Он просто глазами останавливал кого-то и показывал пальцами. Этот человек шел к нему против своей воли. Тот давал книгу, показывал. Давал деньги. Следующего сразу выдергивал. Все очень просто и просто книги раздает. Но он использовал такую природу. Махарадж подумал, если он такое умеет, я тоже попробую. И тоже встал, говорит, стал смотреть, с кем-то удалось встретиться взглядом, позвал, тот показал мне так и ушел. Это разные вещи. Все мы разные, разные тела, разные характеры, разные природы.

01:01:04 Так, как привлекательно книги распространять? Это каждый делает по-разному. Мы же иногда интересуемся, как это проповедовать, вот, как ты можешь проповедовать. Твоя природа будет проповедовать. Ты должен это делать. Итак, вот с этого начинается самосознание. Он просто думал, как это делать привлекательно. Он говорит: «Ночами не спите, думайте. И что? Кришна даст вам столько возможностей». Прабхупада говорит: «Почему я могу доказать материалистам, что они не это тело? Почему я могу найти столько много примеров и аргументов, чтобы опровергнуть все их аргументы и доказать, что душа существует». «Почему?» Прабхупада: «Ну, вы знаете». «Нет». «Потому что я об этом постоянно думаю. Вот и все». Думает. Мы думаем, как лучше служить Кришне, а потом получаем ответ, как это делать. Как, визуализация называется современным языком? Секрет. Ум. Ум должен думать. Это правильно, свой ум нужно направить на преданно служение. А все остальное к человеку приходит спонтанно, автоматически.

01:02:11 Мы не знаем, какими мы станем проповедниками, скажем, через 5 или 10 лет. Мы не знаем, какими мы станем. Это спонтанно. Это Кришна все устроит. Мы даже не знаем, как мы будем выглядеть через 10-15 лет. Итак, это другая сторона, вот эта привлекательность. Вот видите, как она могущественна. Привлекательность, это качество Кришны именно. И поэтому при помощи привлекательности можно распространить даже плохие вещи. Люди их примут с благодарностью. Но наша задача – распространить Кришну при помощи привлекательности, его же энергии. Показать, насколько привлекателен Бог, объяснить людям. Когда у преданного есть такая бхава, такая привязанность к Кришне, это очень привлекательно для Кришны. Не важно, что люди будут думать о Харе Кришна. Если они видят бхаву, они скажут: «Это что-то удивительное, я не знал об этом». Помните, когда Прабхупада говорил с одним ученым-материалистом. В конце концов доказывает, что все есть Кришна вокруг. Где-то через час беседы наконец-то проясняется, что Кришна – это все, все вокруг это и есть Кришна, о чем вы думаете? Ученый открывает рот и говорит: «О, я не знал, что это Кришна».

01:03:34 Видите, как. Бхава. Прабхупада говорит, поскольку он с Кришной, и люди говорят: « А я не знал». А Прабхупада не уступает: «А вы много, чего не знаете, и продолжает наступать. Вы много, чего не знаете и говорите, что знаете, обманываете людей. Хотя ничего не знаете. Вы не знаете Кришну, а я знаю Кришну. Поэтому я лучше вас» - он наступает и наступает. И вот это наступление Прабхупады, оно очень привлекательно. Даже мы читаем, как происходят эти беседы, это настолько привлекательно, что это публикуется в книге, люди читают и учатся на этом примере. Простые вещи обсуждает Прабхупада. «Почему это сухое дерево мертвое?» – он говорит. «Ну, высохло, нет там больше этих веществ, как ученые сказали». «Ну, введите новые вещества, пусть оно живет» - он продолжает говорить все это. Очень привлекательные примеры находит повсюду, каждую секунду находит, он думает от этом, думает о прововеди. И он сказал преданным: «У вас никогда не кончатся аргументы, никогда не кончится запас примеров. Вы всегда найдете новые и новые возможности доказывать людям, что они не это тело, если вы об этом думаете».

01:04:47 Значит, главное настроение Прабхупады, чтобы проповедовать: «Думайте о том, как это сделать привлекательно». Кто-то это при помощи музыки делать, кто-то при помощи танцев, кто-то при помощи философии. Я не знаю, как угодно. Столько талантов в людях разных есть. Все это составляет нашу культуру, возвышенную. Возвышенное мышление должно сопровождаться привлекательными действиями и атмосферой. Например, чистота привлекает. Если вы всегда в чистых одеждах, это тоже привлекает людей. Если вы мягкий доброжелательный со всеми, это тоже привлекает. Если вы умный, вежливый, привлекает. Смотрите, это же культура. Это тоже нужно применять. Все самые лучшие средства нужно применять, чтобы распространять сознание Кришны. Как один преданный распространял книги в подземном переходе. Он был одноногий, одной ноги не было у него. И он зимой прям выходил на марафон в подземный переход. И он говорил: «Мне легче, потому что одна нога у меня не мерзнет. Только одна нога, мне легче, - говорит, - согреться». Все удивлялись, что он мог там очень долгое время зимой в подземном переходе распространять книги. Он на костылях стоял на одной ноге. Иногда присаживался. Ему привозили туда много упаковок книг. И поскольку подземный переход, там очень много людей ходят, он громко говорил о книгах. Предлагал людям покупать. А тех, кто не покупал, называл их иногда демонами или как-то еще.

01:06:21 «А вы не привлекаетесь, потому что вы демон, - он говорил, - у вам материальные привязанности прочие». Люди злились, останавливались, вступали в спор, они ругались там. И пока они ругались, книги просто разлетались. И все люди покупали книгу, уходили злые-злые от него. И говорили вслед: «Если бы у тебя было две ноги, я бы показал тебе. Скажи спасибо, что у тебя одна нога». И прям злые уходили и читали, что ж там такое вообще. Он очень привлекательно мог ругать людей. Я не рекомендую этот способ подражать, но он так книги распространял. Другая женщина сделать что-то подобное, выходила на улицу с покупками книг и громко говорила: «Покупайте книги, иначе будете жить, как животные». Те очень удивлялись, смотрели на нее: «Почему так?» «Покупайте, почитаете, узнаете, почему». Она вообще ничего не говорила. И она так доброжелательно говорила, что люди вокруг собирались, немножко думали, смотрели книги, несколько вопросов. «Да, некогда, - говорит, - объяснять. У нас миссия. Мы книги распространяем. Смотрите, сколько людей. Покупайте! И там сами разберетесь. Иначе, как животные будете жить. Все». «Ну, ладно, тогда разберемся». Люди брали, и сразу у них просто все книги разлетались, никакой проповеди. Вот так она, она своей простотой привлекала людей.

01:07:36 Но если это я начну делать, я не знаю, что получится. Если я начну подражать кому-то, я не знаю, что получится. Ничего хорошего не будет. Итак, поймите, проповедь – это мое искреннее желание говорить о Кришне. И все. Все. Никаких других способов не нужно. Нужен только этот способ. Мое искреннее желание проповедовать и распространять знания. И чем глубже это желание, тем более квалифицирована проповедь. Может быть оратором, может быть не оратором, но люди почувствуют это сильное желание. Они это оценят. То есть форма… По форме это может быть очень совершенно выражено, допустим, можем путать какие-то предлоги, или спряжения, или глаголы ставить не туда, или ударения. Как иногда я говорю, я сам удивляюсь. Как я долгое время в лекциях говорил «ложить», не «класть», а «ложить». Образования ж нет никакого. Ну, преданные, они же милостивые, они слушают, головой кивают: «Ну, какая разница, мы же понимает, о чем он говорит». Все нормально среди преданных.

01:08:49 Но есть люди культурные, интеллигентные, они не могут слышать такие слова. У них режет ухо, режет слух, сердце «ложить» мое, позор вообще. Это же русский язык! Если вы скажете «ложить» в интеллигентном обществе, они не примут сознание Кришны. Они очень чувствительны. Называются гнилая интеллигенция. Они чувствительны к этому, как вы преподносите, насколько вы грамотны, насколько вы можете интонации подбирать, вы должны быть актером еще немножко для них, то есть развлечь их чем-то интересным, смешным. Они скажут: «Это другое дело! Сознание Кришны хорошо преподнесено. Его можно принять. Можно этот диск послушать». Вот все, что интересует людей. Я удивляюсь, как в Средней Азии они примут любую философию, если за неё платят деньги. В Средней Азии даже вот в этом плане они там больше склонны к зарабатыванию денег. Если это принесет мне богатство, почему нет? Хорошая религия. То есть один из аргументов таких важных. Да, Прабхупада говорил: «4 круга повторяйте, ваши материальные дела пойдут в гору». Да, это другое дело, надо попробовать. Если дела пойдут в гору, ничего, надо рискнуть.

01:10:03 Или там ценят родственником, там очень связи родственные очень крепкие, они помнят своих предков, запоминают. Тут ко мне приходили люди местные из Средней Азии, там они живут. И они принесли списки родословной, там далеко-далеко уходящие по именам, чем занимался прадед и все, что. Здесь, я не знаю, есть у кого такие списки в России. Это посмертно списки где-то, я не знаю. Сейчас обычно никто родословную эту не помнит, как правило. Уже даже мы не знаем, кто наш дед, или прадед, тем более, или там троюродный брат. Все, мы уже забываем. А там люди более внимательны к этому. И им так же интересно, какие обряды для того, чтобы родственников умерших как то вот вспомнить там, благо принести какое-то. Они этим интересуются серьезным образом. И на них другой аргумент действует, когда вы говорите, что род, в котором нет ни одного святого, проклятый род, они задумываются. Они задумываются об этом. У вас есть списки родословны? Есть там святой хоть один? Нету. Так вот вы можете спасти весь свой род, если начнете повторять Святые Имена. Это тоже для них очень важно.

01:11:11 То есть вот есть разные культуры, разные ценности. Это все правда. Но здесь, если вы скажете про какой-то род, люди не обратят своего внимания. Я сам по себе, я даже с родителями долго не общаюсь, уже не живу долго, у меня независимое существование. Здесь, может быть другое нужно настроение проповеди. И сейчас люди очень интересуются семейным счастьем. Мы с женой сейчас ездим по всем городам, проповедуем вместе. Она поет баджаны, киртаны, я ей подпеваю обычно. Люди слушают её пение, все, хотят её запись там. Голос нравится, как правило, всем. А я еще при этом говорю что-то, а она еще в конце поет. Семейная пара – очень сильный аргумент для неё, для людей для обычных. Просто потому, что семейная пара это делает, у них есть еще ребенок, выросший в этой культуре. У них доверие увеличивается. Вот, у меня дочь 25 лет с рождения никогда не ела ни мясо, ни рыбу, ни яиц вообще. Не знает этого вкуса. Все, это аргумент для них. Вот, она сейчас танцует, пожалуйста. Люди иногда плачут сидят на лекциях. Оказывается, такие семьи могут быть. У них же есть мечта, не разрушаете эту мечту. Хорошо, если будут хорошие семьи. Но говорите, как донести, чтобы у нас были хорошие семьи, и традиции возродились. Все это привлекательно распространять Сознание Кришны. Все это использовать культура, она возрождает.

01:12:58 Культура мира, это культура также семьи, но культура войны означает, что семья уходит на другой план. Сейчас война, сейчас нужны брахмачарьи и саньяси. Война идет. На передовую люди идут, которые не привязаны к семье, не бояться там за какую-то жизнь. Сам идет один и все , и рискует жизнью. Вот так. Это тактика войны, такой проповеди, когда необходимо делать это. Прабхупада создал аршам брахмачарьев и армию саньяси для проповеди. Вот с этого все начиналось. Потому что была война с майей серьезная. Нужно было распространять по всему миру то, что Прабхупада заложил. А теперь все больше-больше мы тактику мира вводим уже. Уже мирные отношения с властями, с государством, с их законами, с их культурой. Отношения уже начинаем устанавливать. Ведь верно же? Это другая тактика, тактика мира. А тогда мы не учли никаких законов, все было запрещено. Нам ничего не разрешали. Мы все делали вне закона, мы воевали просто. Все. Нельзя на харинаму, пойем на харинаму, все. Нельзя книги распространять - пойдем книги распространять. Все делали наоборот. Что там еще «нельзя» говорите, мы будем делать. Вот вы говорите «нельзя», мы это все будем делать. Вот так мы распространяли Сознание Кришны в начале.

01:13:59 То теперь нет, мы учитываем закон, учитываем культуру, в которой мы находимся, то есть тактика мира, меняется форма проповеди. Теперь нужно привносить формы культуры. Более чистой культуры. Чтобы люди привлекались более чистыми стандартами. Почему преданные занялись общим делом? Насколько это трансцендентно? А это привлекательно, что делают это преданные. Вот эти отреченные люди, смотрите, они помогают культуре. Они заботятся, чтобы культура очистилась. Чтобы Россия не деградировала до животного состояния, алкоголизма. Это серьезная вещь, наркомания – серьезная вещь. Итак, это тоже очень важно учитывать место, время, обстоятельства. И нужно еще думать, какие еще формы проповеди мы можем с вами найти. Это очень важно, потому что многие преданные чувствуют, что не могут занять себя в преданном служении, не могут найти какую-то деятельность. Но просто мы недостаточно еще думаем об этом.

01:14:56 Очень много из форм деятельности преданного служения. Как один преданный однажды всех поразил в те времена, когда книги было опасно на улице распространять, он распространял около 10 книг каждый день. Мы не понимали, как он это делает вообще. Вот я иду на Исакиевскую площадь, сейчас у них Сенная, по-моему, площадь. И там стоят много экарусов экскурсионных автобусов, там же люди съезжаются со всей страны в Петербург – город, центр культуры России. И там экскурсии очень важные экскурсоводы ездят по этому, смотрят все места, достопримечательности, там, где был Пушкин, там, где Фонтанка, где Петр Первый, и все остальное. И он заходил в автобус, подходил к экскурсоводу и говорил: «У нас тут есть новое издание, совершенно новое для петербужцев на русском языке, недавно переведенное «Бхагават Гита», мы хотим представить ее. Вот, можно представить это вот людям приезжим, познакомить?». Они: «Да! Еще одна достопримечательность Петербурга!» Пожалуйста, пару слов, дает микрофон преданному, он говорит минут 10-15 о книге, и все люди покупали книги практически. Он очень много книг распространял. Десятками книги распространял. Он просто думал, как это делать.

01:16:18 Итак, все приносили какие-то свои новые и новые формы. А затем в [Адиш…] в России в 90х годах один за марафон распространил вагон книг. Вагон. Скажете: «Как он мог это сделать?» Это, нужно было, знаете, с такой скоростью надо было выдавать книги, что вы не успевали бы еще деньги собирать. Как он смог все это сделать один? Но он сделал это другим способом. Он заходил к начальству заводов и фабрик там, не знаю. И по подписке их распространял. Они оплачивали каким-то там расчетом. Он просто заходил потом в цеха, людям раздавал эти книги, а потом с них снимались постепенно деньги с зарплаты. Нашел такой вот способ распространять. Я просто говорю о том, что это преданные сами все находили способы. Гуру не говорил: «Делай так, так или так. Просто думайте, думайте, думайте». Вы живете в этом месте, вы поймете как это делать, вы знаете местные обстоятельства, вы знаете менталитет людей. Здесь выросли. Вот тут и проповедуйте. Тут вы сможете это сделать. И привлекательно. То есть культура, знания, внешний вид, конечно же, должен быть приятный для людей. Вот для этого мы и стараемся поддерживать культуру. Не для себя.

01:17:35 Харе Кришна!
[Все из зала] Харе Кришна! Аплодисменты.
Какие будут вопросы, пожалуйста. У нас сколько время осталось до… Без пяти два уже. Несколько вопросов
- Вы говорили про три уровня связи [неразборчиво] Как поступать, если тебе что-то не нравится в другом человеке [неразборчиво] Но тем не менее всё равно делаешь что-то не так [неразборчиво] Нужно поправить его или нет? И как это правильно сделать? [неразборчиво]
- Я не понял вопрос. Может, сформулировать как-то его.
- Вот если кратко сформулировать, как правильно поправлять другого человека?
- Грубого человека?
- Нет, нет. Ты просто видишь, что человек делает что-то не так. И когда ты начинаешь анализировать, что происходит, ты вдруг понимаешь, что у тебя, похоже, те же самые проблемы. А с другой стороны человек…
- Это уже не вопрос, это объяснение обстоятельств. Вопрос заключается: «Как поправлять человека?»
- Как это правильно действовать? И как..

01:19:37 Не нужно никого поправлять. Это должны требовать обстоятельства. Не нужно никого поправлять.
- А как тогда правильно?
- Если это относится к нашему долгу, нужно. Если нет, не нужно поправлять никого. Например, старший должен поправлять младшего. Это нормально. Старший не должен вскользь смотреть не это. Старший должен поправить. Но равный уже не обязан это делать. Младший не поправляет никого из старших вообще. Итак, есть долг. Считает ли он вас старшим, это раз. На самом ли деле вы являетесь старшим. То есть нужно оценить обстоятельства правильно, чтобы сделать правильный вывод. Не нужно никого поправлять. Не об этом думаете. Нужно служить. Поправлять – это исключение. Гуру должен поправлять своих учеников. И то мы должны еще найти подходящие место, время, обстоятельства. Это не главный менталитет наш.

01:20:46 - А что тогда делать со своим сознанием, когда?…
- Повторять Харе Кришна. Вы ж знаете ответ. Забыли. Именно в этом заключается вся суть - повторять Харе Кришна. То есть при всех обстоятельствах.
- У меня похожий вопрос, скажем, очень близкий. Скажем, если человек находится, он соблюдает определённые стандарты чистоты, и он находится, попадает в общество, которое этим стандартам не следует [неразборчиво] . И ты понимаешь, что ты не в праве один в общем то указывать на эти недостатки, потому что это определённая гордость. Ты начинаешь ощущать, как более возвышенным над другими существами. Получается вот в этой ситуации. Ты понимаешь, определённая гордыня. И ты не имеешь права, получается, указывать на их недостатки
- В Гите говорится, что не нужно указывать на недостатки этим людям. Нет, нет. Но нужно подать пример. Личный пример. На это требуется время и терпение, прежде, чем они на это обратят внимание, то есть отреагируют каким-то образом. Именно пример.

01:22:00 Читает записку: «Что является критерием культуры: чистые привычки или уважение к личности?» А как вы думаете, уважение к личности можно назвать привычкой? Привычка… Ну как природу если рассматривать. Привычка – это вторая природа, еще говорят. Мы должны привыкнуть уважать личность. Автоматически. Кого ни увидели, должны быть настроены на уважение. Автоматически. Это должно быть, как нашей природой вайшнавской. Это чистая привычка с этой точки зрения. Чистая привычка – это не только пальцы в рот не брать, когда с кем-то разговаривать. И в носу не ковырять, когда вы говорите что-нибудь. Или не отрыгивать громко при разговоре. Хотя это описывается. Но уважение – это понятно, что стандарт чистоты также.
[Вопрос из зала неразборчиво]

01:23:49 Как сформулировать вопрос?
[Из зала неразборчиво]
Оставаться в обществе – это главное, что Прабхупада говорил. Что при всех обстоятельствах оставайтесь в обществе, даже если вы не можете себя занять должным образом, всё равно он сравнивал это общество с поездом, что общество движется, продвигается. Мы видим, что есть пассивные преданные, не очень занятые служением, но они остаются в обществе. Есть преданные, которые неплохо следуют стандартам, но они не общаются с обществом близко, есть такие примеры, в жизни бывают. И можно видеть, что те преданные, которые тверды в своей садане, не общаются с обществом, они остаются на том уровне развития, на котором когда-то ушли из общества тоже. А те, не очень активные преданные, которые все же находятся в обществе, они продвигаются дальше вместе с обществом, я имею ввиду. Это поезд, где вы даже пролежите на полке всю дорогу, всё равно он едет. Вот такой пример Прабхупада давал, как важно оставаться в обществе. Кто-то там что-то делает, вы просто на третьей полке лежали все это время, но поезд всё равно едет.

01:25:15 - Такой стандарт существует женской половины [неразборчиво]
- Это дает нам сосредоточенность, чтобы мы могли думать о Кришне сосредоточенно. Только две вещи выводят из равновесия ум человека. А строго говоря, одна. Две вещи – это золото и женщины. А строго говоря, одна – это женщины. Противоположный пол. Поэтому хорошо, когда мы соблюдаем этот.
- [Неразборчиво] в соседнем здании [неразборчиво] смотрит, может еще больше…
- Нет, если кто хочет, он может и на расстоянии поддерживать связь с женщинами. Если такое желание. Но если человек как раз настроен контролировать чувства, это поможет ему. Если он не настроен контролировать чувства, ему какая разница, он может издали смотреть, похотливым взглядом рассматривать все – какая разница. Это вопрос уже желания. Но мы же хотим культуры. Поэтому вот этот порядок способствует культуре чистоты.

01:26:17 - Какие мысли, чтобы понять… распространять это Сознание Кришны Вы говорили, каждый должен сам понять, как ему распространять. Какими мыслями можно вдохновляться, [неразборчиво ] чтобы понять распространять ну у себя там?
- Должно быть просто искреннее желание. И потом будет процесс, каким он будет, я не знаю, вот конкретно, скажем, у вас или у кого-то. Ну, вот у меня тоже как-то было это, каким-то образом было. Например, я прошел через очень сложный опыт проповеди в институтах, университетах в Петербурге. Очень болезненный опыт был у меня. Это были 90е годы. И мне дали задание в Петербуржском храме, чтобы я провел в университетах, институтах студентам, молодежи. Но время уже было такое, когда нас стали признавать сектой опасной. То есть в институты нас не пускали. Ранее мы приходили, куда угодно, впускали, потому что не знали, кто это, но Восток, учение, интересно. Люди сбегались со всех курсов. Представьте, там ажиотаж был, там киртан начинали с ними петь до потолка. Ну, а потом была обратная реакция, и вот в это время я должен был ходить по университетам, именно в это время. Это было в течение где-то двух лет примерно. Около двух лет опыта тяжелого.

01:27:56 И куда бы мы ни пошли, нас нигде не принимали. Как только узнавали, Сознание Кришны, все, нет. Только не кришнаиты. Тогда тактика изменилась. Мне дали одну брахмачарини красивую, самую красивую брахмачарини. У нее такая прическа была, она макияж делала в то время. Вот её выбрали. И она ходила к этим ректорам всевозможным и говорила, что-то косвенное. Что мы там о вегетарианстве что-то расскажем, например, о чистом образе жизни. У вас кто-нибудь курит? Вот мы об этом поговорим тоже. Ну, вот она могла так представить все это. И вид у нее был соответствующий. И двери открылись повсюду сразу же. А я даже не знал, что она предлагала, я понятия не имел. Я просто проповедовал и все. И нас просто посредине лекции останавливали и выгоняли. Бывало такое. Просто преподаватель вставал и говорил: «Нет! Все понятно! Вон отсюда вообще!» Вот так было. А потом, потом ситуация изменилась, они вдруг открыли двери: «Сознание Кришны? Хорошо, заходите!» Но они работали со студентами. Было интересно, кто кого победит, потому что вот перед вами секта – уже прорабатывали студентов, перед вам сейчас придут сектанты, у них есть своя философия учения, у них есть свои сети, вам нужно распознать все эти сети, разоблачить, короче, одержать победу.

01:29:16 Я не знал этой установки. То есть ситуация менялась постоянно. И они слушали лекцию. Очень слушали внимательно и записывали. Я думал: «Вот здорово!» А потом! Боже мой! Это был ад вообще. Нападали все на меня, только успевал отбиваться. Иногда преподаватели потом мне жали руку, трясли: «Вот это потрясающе было здорово! Это запомнится на всю жизнь!» Ну просто, как битва! Просто, как битва. Просто, как вы знаете, гладиаторы показывают своё искусство, вот в таком духе. Не столько учение задевалось, сколько вот это вот способность отвечать на вопросы, знания какие-то и побеждать, то есть искусство опровергать. Это было около двух лет. Потом подумал, нужно что-то сделать по-другому. Видимо, моя проповедь не доходит, не квалифицированна, не убедительна. То есть у них есть какая-то установка, у всех есть какая-то установка, правильно. Ну, проповедь должна быть убедительной, более сильной, значит, какой-то. Как же им все это представить убедительно? Вот логично так вот. И тогда у меня вот эта схема появилась в уме из стиха из Бхагават Гиты «Жги чувства выше мертвой материи. Ум еще выше» у меня схема. Все. Я попробую.

01:30:36 И интересно, что произошло. На первой же лекции такое. Я показал схему, все эти уровни сознания, до сфер души уже добрались, стали говорить о сверхъестественных вещах, которые в жизни тоже существуют и подтверждения. Атмосфера стала меняться. Преподаватель сказал: «Можно с вами поговорить после лекции?» Он почувствовал доверие. Он говорит: «Вы, наверно, со сверхдушой связаны? Ну, вы ж сказали, ну? Вы ж занимаетесь йогой» Я: «Ну как-то связан. А что вы хотите?» «У меня сын пропал. Он уехал в Америку много лет и не вернулся. Вы можете сказать, где он? И когда вернется?» Я не знаю, что сказал: «Ну, вернется осенью». Я просто подумал, что зимой же холодно. Как только холода наступят, он вернется в Россию, наверняка. Денег нет, жить негде. Холодно будет – вернется. Осенью вернется. И он вернулся осенью. И я их потом видел в метро, я видел их потом в метро в Петербурге случайно. Я зашел просто в метро, они сидели, он уже с сыном сидел. И он ко мне идет, улыбается через весь вагон. И прям ко мне в объятья. «Как вы сказали, так и произошло! Он вернулся! Вон он, - говорит, - смотрите! Видите. Он вернулся осенью. И все, как вы сказали, был разочарован, денег не было. Все. Вернулся. Приходите в институт, - говорит, - я вам открою дверь во все аудитории. Проповедуйте!»

01:32:13 То есть потом я понял, что здесь важно быть убедительным. Находить какие-то аргументы. Я просто думал об этом. И вот, вот эта схема затем, на этой основе я стал говорить одно и то же везде, но всегда разные вещи. Она помогла людям воспринимать это знание логично. Это один из примеров.
- Вот как раз есть семинар из этой темы [неразборчиво]
Так, даршан будет в пандале?
Чрезвычайное объявление: к нам приехали неразборчиво
Харибол!!!!!

транскрибирование: Ирина Островерхова | Москва | Россия | 06 апреля 2015