Проповедь

Пушкино - 01 августа 2010
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:40:01 | качество: mp3 128kB/s 91 Mb | прослушано: 432 | скачано: 777 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:02:10 …Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе! Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе

00:16:36 Все счастливы? Всем удобно? Все сыты? Никто не болеет? Не жарко? Не холодно? Столько усилий, чтобы организовать что-то, чтобы мы чувствовали себя счастливыми. Всегда будут какие-то препятствия к счастью. Почему? Живое существо борется в этом мире за существование. Причина несчастий заключается в том, что душа отделяется от Всевышнего, от полного целого. Чувствует некую слабость, незащищенность. Каждый знает об этом, опыт любого человека. И единственная задача – это выжить. Век Кали.. Характеристика века Кали такова, что каждый борется в одиночку. Каждый сам за себя. В этом причина слабости. Прабхупада объясняет: «Есть огонь, большой огонь…[заминка с микрофоном] Прабхупада объясняет: «Есть большой огонь, и есть искры, и искры зависят от присутствия огня. Насколько она связана с огнем. Если она близка к огню, она имеет свои свойства огня. Если удаляется от огня, она теряет свои свойства огня».

00:18:42 Итак, люди боятся потерь, боятся потерь, но мечтают о приобретениях. Это слабость, это недостаток века Кали. Материальное сознание. Нехватка энергии, поэтому люди думают, что это можно решить при помощи накопительства. Каждый что-то накапливает. Но в Бхагават Гите Кришна говорит, что нужно понять одну вещь, в чем вклад вот этот вот, особенность трансцендентного знания. Что при помощи трансцендентного знания мы можем увидеть, что на самом деле все, все живые существа принадлежат Верховному. Все они – его частицы. Нет ничего отделенного от Него на самом деле. Отделенность – это некая иллюзия, недостаток знания. И Кришна об этом говорит, что просто необходимо получить трансцендентное знание, чтобы восстановить свои отношения искры, чтобы мы не чувствовали нехватки энергии. Как Прабхупада говорит, мы же вечные. Бхагават Гита говорит, что мы вечные, душа вечная. Тогда почему мы должны терпеть разрушения, подвергаться влиянию разрушения, уничтожения, смерти. Чтобы снова рождаться и подвергаться постепенному разрушению и смерти. Почему?

00:20:09 Нет связи с поддерживающей силой Вишну или Кришны. Есть связь только с энергией созидания и разрушения. Само живое существо вкладывает туда свою силу. То есть неправильные вклад делает. Как, скажем, бизнесмен, если он делает неправильный вклад, то он становится банкротом. И вот эти усилия, которые люди вкладывают в майю, в иллюзию, они опустошают нашу жизнь, приводят к несчастьям, к полным потерям, потери себя, забвению себя. И материальному краху и духовному забвению. И это называется слабость, незащищенность, беззащитность, это платформа страхов всевозможных. Итак, каждый боится человек за своё существование. Поэтому вступает в борьбу не на жизнь, а на смерть. Это страх существования. Итак, слабость разделенность – это [бхина, прокрити]. Материальная природа, она отделена от Кришны. Отделенная. Отделенная, потому что не сознающая. Если мы связываем свою жизнь с бессознательных энергиях Кришны, мы так же становимся как бы отделенными от него. Стоит только приобрести что-то значительное в том мире, как тут же почувствуем свою независимость от всех.[ Прокрити] Я отделен. То есть это наше стремление становится. Подспудное стремление отделиться, обособиться. Как? При помощи того, чтобы стать самодостаточным, накопить потенциал и стать независимым. Деньги, землю, власть, но что угодно, что угодно. Любые богатства.

00:21:45 И, кажется, что так человек выходит из под рабства материальной природа. Но нет, что говорит Бхагават Гита [Прокрити крийаман кармани сарва ша…] Он становится глупцом. Он думает, что это он наработал, это его приобретение. А на самом деле все это совершают гуны материальной природы. Это никогда не станет нашей собственностью. То, что мы делаем, получаем плоды деятельности, никогда не становится нашей собственностью. Это всегда остается собственностью Бога. Нам выделяется лишь некоторая доля. Мне нужно понять, какой смысл в этой доли? Зачем мне эта доля, для чего она мне нужна? Материалисты превращают эту человеческую жизнь в игрушку, в способ развлечения, способ извлечения чувственных наслаждений. А на самом деле мы попадаем в долг. Веды говорят, это очень ценная, ценный дар. Дар. Это не продажа. Дар. И от того, как человек использует этот дар, этот дар человеческого существования, воплощения, будет зависеть его будущее.

00:23:00 Как Иисус приводил пример, немножко по-другому Он говорил, аналогию. Что отец дал по одному динарию каждому сыну, это ценный дар. Теперь смотрите, каждый использует по-разному. То есть человеческое тело можно по-разному использовать . Один.. один сын просто потратил на чувственные наслаждения. Это человеческое тело. А что? Удобная форма для чувственных наслаждений. Есть для этого разум. Можно изобретать все новые и новые удовольствия в этом мире, способы развлекаться. Любая цивилизация материалистов в этом преуспевает. Столько развлечений. Столько возможных развлечений бывает! Боже мой! Наука и техника работает на это вся, чтоб как можно лучше развлечь человека, увести в какие-то иллюзии, в какие-то воображаемые вещи. Итак, очень легко можно забыть о существовании, о ценности существования, просто не заметить, как человеческая жизнь пролетит в чувственных наслаждениях.

00:24:02 А другой, более совестливый сын, не стал тратить деньги так по пустякам. Он подумал: «Все-таки дар отца. Как не хорошо просто транжирить эти деньги. И я ведь все-таки несу какую-то ответственность перед ним. Это же его дар. Его милость». И он потратил эти деньги, сделал бизнес из них. Вложил, получил 2 динария. Удвоил состояние. Но одно состояние потратил все же на себя. И динарий взял, динарий вернул отцу. Хотя бы честно поступил. Ну а остальное он использовал так, как ему хотелось. А третий сын подумал: «Я жил по милости отца, он меня поддерживает, он обо мне заботится, он исполняет все желания мои. Таким образом, я увеличу это богатство, которое он мне дает. И все до копейки ему отдам. Просто потому, что я благодарен ему. Из любви это сделаю». Вот и вся история.

00:25:03 Но там есть вопрос. И он спрашивает: «Какому из этих трех сыновей отец доверит наследство. Ну и сразу все ясно стало. Тут не нужно комментариев никаких. Вот о чем речь идет. Речь идет, что эта доля выделена с особой целью. Это не наше богатство, нет. Здесь в этом мире богатств наших нет. Ничего нашего. У нас есть доля. Есть предназначение. Это возможность завязать свои отношения с Богом в своей человеческой жизни, говорит Прабхупада. Только человек может задуматься о Боге. Религии нет в животном мире. Вот этот ценный дар, если мы сможем понять, что дает нам Бог, мы почувствуем то же самое. Да, вот этот долг я ему верну, но гораздо больше ему отдам. Фактически это человеческое тело дается мне для спасения души. Душа – это седок в этой колеснице, колеснице тела. Как ответить на вопрос: седок в колеснице, он связан как-то с лошадьми, с вожжами, с возничим? Никак не связан. Нет. Он использует, как средство передвижения колесницу. У него есть своя личная жизнь, свои интересы. Согласны, что отличаются интересы седока от интересов лошадей, допустим? Тогда почему же они живут ради удовлетворения чувств? Почему же они думают, что интересы лошадей важнее, чем интерес седока в колеснице? А? Вот философия сознания Кришны.

00:26:42 Хорошо. Мы это знаем. Мы слышали это множество раз. Но возникает вопрос, смогу ли я, смогу ли я воспользоваться этим знанием? Да, это знание уже толкнуло на преданное служение. Толкнуло настолько далеко, что мне уже страшно возвращаться к материальному существованию. На самом деле это повлияло на меня. Я уже полгода, как скажем, повторяю 16 кругов или 4 круга. Да, это революция. Уже не хочется возвращаться к старому. Ну, а дойду ли я до конца? Вот в чем вопрос. Ведь цель очень высока. Цель практически недостижима. «На самом деле, это факт, - говорит Прабхупада, - она не достижима эта цель». Но все же в Гите Кришна говорит одну вещь, что вся сила заключается индивидуальной души в осознании полного целого. И каждый человек сейчас подумал о чем: «Моя сила, моя личная сила, моя личная сила зависит от осознания полного целого. А где же моя личная сила? Сейчас я настроюсь на полное целое, стану я сильнее. Нет, такой же. Что же нужно делать? Может, как то еще может, что-то еще вообразить можно». Нет. Наша философия практична.

00:28:01 Давайте очень практично рассматривать, что такое полное целое для нас в практичном смысле. От этого будет зависеть наша сила. Личная сила каждого. Стать очень могущественным. Если ответить на этот вопрос. Ничего сложного в этом ответе нет. От чего же зависит? Что такое полное целое для нас, преданных, последователей Шрилы Прабхупады, международного общества сознания Кришны? Что такое для нас полное целое? Общество преданных прежде всего. Вот вы думаете, откуда черпать силу. Прабхупада дает пример: к вам приходит человек в форме. Звонок в дверь. В форме, у него погоны, он представляется авторитетно. Система то есть. Власть пришла к вам. Представитель власти пришел. Всего лишь один человек. Показывает бумажку – ордер на обыск. И вы должны пропустить его. И позволить делать ему все, что он пожелает. Откуда такое могущество? Всего пришел один или несколько человек. И вы не можете остановить их. Власть пришла в одном человеке. Не один человек пришел, не правда. Не один пришел человек. Если вы думаете: «Ну это один человек. Я его сейчас с лестницы спущу, он больше не придет». Нееет. Он придёт тогда с нарядом милиции. Власть безгранично могущественна. Она может уполномочить множество, множество, множество.

00:29:38 И вот так же, как этот один человек в форме чувствует такую уверенность и силу, потому что представляет всю власть государства. Так же и преданный, если он чувствует связь с Прабхупадой, с Обществом сознания Кришны чувствует силу, могущество проповедовать. Как проповедовать? – преданный еще в невежестве. Он говорит: « Вот это так, - я вам говорю честно, - душа вечна. И Кришна – это Бог». «А с чего ты взял?» - его спрашивают. «Я не могу вам всего объяснить. Но Прабхупада это очень хорошо объясняет. Почитайте». Честно искренне проповедуйте. Вы даже ничего выдумывать не должны. Если мы чего-то не знаем, говорим: «Не знаю. Но он знает» - показываете на духовного учителя. Вы всегда показываете. И Кришна все знает. Что мы знаем в этом мире? Мы в этом мире вообще ничего не знаем. Мы что-то прочитали, что-то услышали, но мы ничего не знаем. Мы даже не знаем, почему нас комары кусают. Мы не знаем, почему они кусают, почему так.. Зачем так? Но мы хорошо с вами понимаем, зачем сотовый телефон, зачем автомобиль. Это мы хорошо понимаем, потому что это творение человеческое. Мы понимаем человеческие желания, поэтому знаем, зачем телефон, зачем машина. А вот зачем комар кусает меня, я не понимаю, потому что это не мое желание, а желание Верховного.

00:31:02 Кришна знает, зачем он кусает. Кришна создает человека и создает комара. Зачем? Чтобы комар кусал человека. Потому что он исполняет желание не только человека, но и комара. Он равно ко всем относится. Никому не завидует. То есть нужно понять, почему Кришна устроил именно так, что нам выделяется только доля, а не все сразу. Не все сразу выделяется. Мы хотим все сразу получить. Но говорится, что только твоя доля и больше ничего, кроме твоей доли. И то, если ты её неправильно используешь, ты потеряешь все. Тебе больше ничего не вернется. Карма бандана. Ты можешь обнищать в этом богатом мире. Такой богатый мир, посмотрите, такие ресурсы в России, весь мир завидует, говорят: «Повезло ж ведь дуракам: у них столько леса, столько нефти, столько рек. Боже мой! Там же неиссякаемый источник энергии. У них нет денег, есть нечего». Вот пример того, что на самом деле нужно уметь правильно пользоваться этой долей. Человеку не нужно ничего, никаких богатств не нужно, только своя доля. И эта доля, она меняется, потому что в этом примере говорится: «Кому наследство перейдет». Это уже не доля. Это уже настоящее богатство. Не какое-то иллюзорное богатство в этом мире. А подлинное богатство.[ И как человек богатым], Кришна говорит в Бхагават Гите: «В какой степени человек предается мне, в такой степени его вознаграждаю».

00:32:38 Сколько мы получаем за это? Сколько угодно. Там не стоит цены, не стоит номера. Насколько предаешься, сколько хочешь, столько и бери. И Прабхупада говорит: «Если мы возьмем один прут, его легко сломать. Одну соломинку вообще. А если возьмете пучок большой соломы, вы не сможете его разорвать. Или пучок прутьев. Невозможно. Какая сила». Понимаете пример? Это лишь те же самые прутья, но просто вместе. Вот и все. То есть, как важно понять это единство. Единство всех энергий человека, всех энергий в одно русло направить, в служение Богу. Это мощь, это сила, какая это цивилизация могущественная. Даже одно небольшое общество людей, если действуют таким образом, очень могущественно. Вот есть войско многочисленное, но не организованное. А есть малочисленное, но хорошо организованное. Древняя Спарта славилась этим. Войны были прекрасно организованы. Каким образом? У каждого был принцип защищать соседа. Не себя, а соседа. Они были непобедимы. Как бы ни организовывали перед ними фаланги, они были непобедимы. Никто не понимал этой стратегии. Они не заботились о самосохранении, о выживании. То есть это тактика боя.

00:34:00 Если мы говорим, что мы воюем с майей, то в одиночку мы не выиграем. И когда человек живет, скажем, в храме, то ему легко понять, что есть коллектив, и все во время поднимаемся, все вместе делаем, у нас есть дисциплина. Там есть команда, этот дух команды, он помогает, они становятся сильными, они представляют команду. Храм. И нам нужно делать то же самое в общение. Научиться чувствовать команду. За своей спиной у нас есть целая община, наши интересы, наше развитие, наши цели. Вы думаете, мы слабые? Мы слабые в отдельности. Мы не слабые, мы очень могущественные, когда поймем вот этот принцип полного целого. Можем делать чудеса. То, что делает один человек, кажется незначительным. А то, что делают сразу 10 человек, удивляет. Особенно удивляет их сотрудничество. Когда они делают все в одном направлении. Это становится уже чем-то потрясающим. А то, что делают миллионы людей в этом направлении, это может поражать воображение на много веков вперед. Вот это в истории человечества уже пишут, что создали, что построили эти люди. Вот мыслящие, действующие в одном направлении.

00:35:21 И когда Кришна передает это знание Арджуне, он вдохновляет его в Бхагават Гите. То есть сомнения у каждого могут быть. Могу ли я это осознать, потому что у меня запас кармы, необусловленность рождения. Вот в этом теле я смогу это сделать? Вот конкретно. Теоретически да. Но вот в этом теле, в этих обстоятельствах смогу ли я это осуществить? Поэтому Кришна говорит в Бхагават Гите: «Если ты даже самый грешный среди всех грешников, поднявшись на корабль трансцендентного знания, ты пересечешь океан». То есть то, что в этой фразе написано: «ты можешь проповедовать». А что это означает фраза? Что за формулировка «ты можешь»? Это означает, что нам нужна вера: «Ты можешь это делать». Потому что мне кажется, я не очень то могу проповедовать. Он говорит: «Нет, ты можешь проповедовать». То есть вера в себя. От чего эта вера в себя зависит? От веры в преданных. Это очень связано. Эта вера дает силу. И на самом деле каждый может проповедовать. Прабхупада говорит: «Все, у кого есть язык, он же будет говорить. Разве он будет молчать, если есть язык?» Скажите, кто будет молчать? Неет. Он будет говорить без умолку.

00:36:47 Все говорят. И не только люди. И лягушки квакают, все, все, все пользуются разговорами, речью, человек, люди, они не умолкают с утра до вечера. Вопросы, ответы, вопросы, ответы, мнения, мнения, мнения, разногласия. Все на уровне языка происходит сначала. Речь. Вот и все. Каждый может проповедовать. Видите? Ведь не умолкает же язык. И Господь Чатанья говорит: «Просто нужно говорить о Кришне». Кого увидишь, встретишь, от двери к двери, от человека к человеку, кого знаешь, говори о Кришне. Все остальное произойдет автоматически. Рост происходит автоматически. Если мы поливаем дерево, дерево растет само по себе уже. Бхакти врикша – это же дерево. Дерево бхакти. Если есть хороший полив, оно растет само. А наше дело удивляться просто, что происходит. Не присваивать себе плоды, а удивляться. Надо же, как удивительно. С каждым разом будет все удивительней и удивительней. Что может произойти из одного семечка.

00:37:55 Как моя тетя одна на огороде работает всю жизнь свою, каждый сезон там что-то делает, вся жизнь у нее в частном доме на земле. Когда бы я к ней ни приезжал, у нее одно и то же: «Пошли на огород!» Сразу зовет меня на огород. Ну, там что-то попробовать, что-то показать. Но она всегда удивляется. А я удивляюсь через нее. Я не удивляюсь, потому что на огороде не работаю. Я захожу на огород – ну ничего удивительного, ну растения кругом. Она говорит: «Ты посмотри вот тут, ты посмотри, что тут растет. А здесь смотри». Так какой-то куст, все в цветах вообще. Она говорит: «Ты знаешь, вот такое одно семечко бросила всего. Смотри, что выросло». И ей уже там лет под 80. Она удивляется на каждом шагу ходит. Клочок земли, она там просто восхищена ходит, просто потрясающе! Каждый год! Каждый год! Не перестает удивляться, всегда в каком-то развитии позитивном.

00:38:51 Но если это семечко не посадил, не поливал, мне не удивительно кажется. Ну и что? Кругом все и так растет, всегда растет. Но, когда мы взращиваем что-то, мы удивляемся. Мы даже можем не представить, что из этого получится. Например, мог ли я представить, что будет с нашим движением через 20 лет тогда. Не мог. Никакие воображения не соответствуют этому, ни наши планы, никакие воображения. Мы думали одно, получилось другое совсем. Но как это возможно, если вы взращиваете дерево? Дерево, у него еще есть свой характер. Это же бхакти врикша. Куда оно будет расти? Прабхупада говорит: «Она будет расти до Голоки Вриндаваны». Оно не будет считаться с нашими представлениями об этом. Оно будет строить какую-то клеточку там хорошую, домик для бхакти врикши. Поливать, потом знаете, пробьет потолок, пойдет дальше. Сказка о горошине. И Прабхупада говорит: «Оно пробьет все оболочки вселенной, это дерево бхакти. И там, у лотосных стоп Кришны оно на Голоку Вриндавана оно дотянется и там даст плод. Прям бхакти. Туда. Не здесь, а туда. Вот туда мы отправимся по этому дереву бхакти врикша».

00:40:09 То есть мы не знаем, оно не уместится ни в какие представления, воображения, ни в какие концепции. Можем что-то планировать, но единственное, что мы должны планировать, это проповедь, как я сейчас понимаю. Все остальное не умещается ни в какие концепции. Что будет, мы не знаем. Помню, что когда-то мы думали, что нужно строить [варанашу адхаму], нужно решить, кто браман, кто кшатрий, кто вайши, кто шудра. И распределение обязанностей, у нас будет [варанашиадхарма]. Но так не получилось. [Провашнадхарма ] так и не получилась. Она так не строится. Мы так думали . Она строится совсем по-другому. Она строится, как некое явление, как восход Солнца, как приходит знание. Всходит Солнце и все видно. И все просто удивляются: «А! [Варанашмаадхарма]». А разве можно было это придумать? А разве можно было создать это человеческим разумом? Кришна говорит: «Я создал все это. Все эти различия, единства одновременно». И вот мы видим различие. А вот единство. От Кришны зависит, как это все объединить теперь.

00:41:17 Если видим различие, мы слабые. Недостаточно видеть различие, индивидуальность, обособленность. А вот как жить в единстве, как это осознать? Вот это осознание Кришны принес Прабхупада. И он спрашивает: «Если вы просто будете говорить людям о Кришне, вы все будете чувствовать единство с людьми. Так будет расти наша семья. Всякий, кто говортит о Кришне, слушает о Кришне, живут в одной семье Бога» Но мы то сможем, как реальный факт. Не теоретический, а можем ощутить единство душ. Когда мы съезжаемся на фестиваль, это помогает нам осознать единство. Это одно из важных предназначений фестиваля, чтоб преданные могли видеть, чувствовать друг друга вместе, единство, единение. Мы вместе воспеваем, вместе слушаем. Это дает нам эту эту силу в единстве. Видим массу подтверждений, сотни подтверждений, что каждый, кто тоже думает о бхакти, каждый думает о Кришне, каждый хочет делать все возможное в служении Кришне здесь сидящие. Все возможное. Каждый. При разных обстоятельствах. Но каждый все возможное. Но когда мы собираемся вместе, то усиливаем. То есть мы уже можем делать невозможное.

00:42:37 Понимаете, в чем смысл? То есть с одной стороны, это очень приятно быть на фестивале. С другой стороны, можем сделать что-то невозможное, что в обычные представления не вмещается. Но все вместе. В одиночку нет. Если даже в одиночку очень талантливые преданные, одаренные способностями говорить, понимать, действовать, всё равно личные силы иссякнут без поддержки рано или поздно. Ведь пловец, даже если хороший, в океане всё равно утонет, Прабхупада объясняет. Океан нельзя пересечь вплавь. Может быть, это мастер спорта, но тем не менее. Это будет очень трудно. Нет, скорее всего. Еще есть пример, океан пересечь, держась за хвост собаки. Собаку вперёд пустить и за хвост, и через океан. И вот это индивидуальное сознание сравнивается с сознанием сумасшедшего. Потому что, когда человек плывет в океане, и корабль на встречу, и человек за бортом: «Вот тебе спасательный круг! Вот тебе трап! Давай поднимайся сюда!» Он говорит: «Нет, нет, погодите! Я мастер спорта по плаванию. Я уж как-нибудь сам доберусь. Мне помощь не нужна». Это сумасшедшее сознание. Человек просто не адекватен.

00:43:51 То есть мы находимся в океане, безбрежном океане материального существования. Но а нам кажется, что у нас не плохо все тут в Москве, или в Ярославле, или в Санкт Петербурге, или в моей квартире, или в моей общине и так далее. Нет, это океан существования. Мы на гребне волны можем находиться, а следующий удар и мы не знаем, куда. Следующее воплощение. Мы не знаем, куда пойдем. Прабхупада говорит: «Вы удивитесь. Вы думаете, может быть, что-то. Но вы удивитесь, какой будет результат». Очень странный результат может быть. Прабхупада говорит про ученых, что ученые сейчас хорошо говорит, а в следующей жизни собака лает во дворе просто. Вы удивитесь. Подумаете: «Как такое может быть?» Вот такие законы природы, потому что законы Бога совершенно иные, никто их не знает. Поэтому все удивляются. Зачем комар кусает человека? Это ж закон Бога. А Кришна знает, зачем.

00:44:52 А зачем мне нужно пахать на земле каждый год? Неудобно. Лучше сделать машину, и пусть они пашут. Мне просто есть удобно. Я понимаю свои желания и в соответствии со своими желаниями здесь все не так. Но если я понимаю желания Бога, все правильно происходит. Здесь все очень правильно и разумно. Кришна знает, зачем, чтоб мы вот так пахали каждый год землю прежде, чем поесть. Что мы каждый выполняли свои обязанности. И только так мы можем быть счастливы. То есть, есть высший замысел. И если понять, в чем же высший замысел, то Он говорит, что мы должны трудиться вместе для одной цели для удовлетворения Верховной Личности Бога. Не трудно пахать землю, если все другие исполняют свои обязанности тоже. Если каждый будет выполнять свои обязанности, будет не трудно жить. Ни пахать, ни управлять, ни учить не будет трудно. Это процесс блаженный [варнашадхармы].

00:45:50 То есть бхакти врикша – это процесс блаженный. Это не труд. Все самые ценные вещи создаются именно бескорыстным бесплатным образом. За плату еще ничего ценного не создавалось в этом мире. Ничего. За что люди платят, просто удовлетворение вкусов. Больше ничего. Если вы платите кому-то деньги на заказ, его задача просто удовлетворить ваши вкусы. Вот и все. Ничего ценного не будет здесь. Будет лишь то, что отражает мой вкус, удовлетворяет мои вкусы. Но ценность то в другом в жизни. В аскезе. Если мы хотим достичь бессмертия. На самом деле, если мы верим, что душа вечная, мы хотим бессмертия. Прабхупада говорит: «Одно единственное средство к этому – путь аскезы. Начинай с брамачарья ашрама». Вот есть варны, а есть еще аскезы брамачарья ашрам. Значит, контролировать своё сексуальное желание. Это главная причина, почему живое существо приходит в материальную природу. Снова, снова, снова, снова и снова. Согласны на любые условия жизни, лишь бы было сексуальное наслаждение рядом. То скажет: «Я неплохо устроен в принципе. Да, я тяжело работаю, как осел, но у меня есть чувство наслаждения. Я счастлив. У меня есть близкие люди, которые удовлетворяю свои чувства».

00:47:13 Прабхупада рассказывает историю, как один христианский священник пошел проповедовать в шахту шахтерам. Глубокая шахта, там темно, там сыро, там холодно, там грязь угольная, все черное. И он говорит, что вы должны принять Иисуса Христа, следовать всем его заповедям, иначе пойдете в ад. Все. И такие люди черные все вышли, грязные, знаете, все такие, мрачные, и слушали про ад. Священник пугал их, они не пугались. Они просто спросили: «А что такое ад?» «Ад – там темно, мокро, холодно. Там грязно очень». Они молчали. Их как-то не впечатлило это. Но они уже были в таких условиях все. Тогда священник сказал им: «Там нет газет». Все спросили: «Как? Газет нет?! Так это же ад!» Ну в нашем случае сейчас не газеты, думаю, нужно слово «интернет» сказать. Там нет интернета, и ДВД нет там, и компьютерных игр, нет там этих всех виртуальных вещей. «Как? Нет? Тогда зачем же мы работаем вообще? Зачем же рубим эти все? Зачем же прозябаем в таких условиях жутких?»

00:48:37 Но ради чувственных наслаждений люди примут. Примут такие условия жизни и скажут: «Я хорошо живу». Они так скажут. А на самом деле факт заключается в том, что люди страдают. За горстку счастья, за крупицу чувственных наслаждений, небольшое количество. Это не удовлетворит душу никогда такое количество счастья материального, временного. Это приносит только беспокойство. Лишь несколько мгновений, говорится, волна на гребне, а потом она уже падает и разбивается в пену. Нужен другой вал, чтобы поднять живое существо. У нас есть всего две попытки в жизни. Жизнь дает два шанса мужчине. До 50ти – первый шанс. Не успел? Еще немного после 50ти остается времени. Но там уже будет сложнее это делать, но еще можно что-то успеть сделать. Прабхупада говорит: «В крайнем случае после 50ти отстраняйтесь от материальных дел». Это крайний случай. Если уж так трудно было жить, что до 50ти вы так были заняты этими материальными обязанностями, то после 50ти у вас хотя бы остается лет 10-15, отдайте их Кришне. Еще можно успеть что-то сделать. То есть два шанса.

00:50:02 Но мы видим, что человек до 50ти успевает и после 50ти повторяет те же самые ошибки, что делал до 50ти. Что стар, что мал, говорят, - одно и то же. Он будет делать то же самое, то же самое. Он может в 50 лет влюбиться в кого-нибудь, чтоб начать снова семейную жизнь. Так же, как он сделал когда-то в 20 лет. Вот и все. Все, что он видел. Как можно больше сохранить потенциал наслаждаться сексуальной жизнью до самой старости. Видел афишу с Леонтьевым. Я его не видел лет 30, наверное. Он помолодел за это время. Стал даже моложе, мне кажется. София Ротару тоже. Я её даже не узнал. Время не действует на неё вообще. Оно в обратную сторону время действует. Они не стареют. Они достигли вечности. Они хотят вечности. Они не хотят стариться. Знаменитые люди особенно. Страшно. Страшно красивому стать старым. Страшно богатому стать бедным. Страшно ученому столкнуться с трудными вопросами. Страшно, живущему в этом теле умереть. Не страшно только тому, кто отречен от всего этого. Уже не страшно.

00:51:27 Итак, наше отречение мы должны опять понимать практически. Это не значит, что мы должны почти все выбросить, вынести всю мебель из квартиры, выкинуть на помойку. Отречение. Саньяса называется. Но если продолжать эту тему, то почему только мебель? Тогда уж и квартиру тоже выбрасывайте. Нас за это критикуют некоторые материалисты, что они настолько отречены, что они свои квартиры оставляют, кому-то отдают. А потом им жить негде всю жизнь. Называется отречение. Это не отречение. Это ложное отречение. Настоящее отречение – у нас есть доля, от нее отрекаться не нужно, её нужно использовать для удовлетворения Кришны. При этом сам человек будет более, чем счастлив, так говорится. Более, чем счастлив. Потому что это счастье в обычное представление не укладывается.

00:52:28 Итак, счастье проповеди… Каждый преданный испытал этот опыт, распространяя книги, может, проводя намахаты, бхакти врикши. Счастье проповедовать, что на этом корабле трансцендентного знания каждый ведет себя, как капитан: указывает всем путь, объясняет, хотя сам ничего не знает. Но он повторяет. Вот. Вот и все. Он знает цель. Он слышал по цепочке преиемственности. Он может сказать, что Кришна – цель. Никто не знает, какая цель. Но преданный может сказать, что Кришна, потому что так написано в Бхагават Гите, Кришна так говорит. То есть преданный может утвердить истину, хотя не знает её, на основании авторитета. А другой не может утвердить истину и авторитетом не пользуется. Что лучше из этих двух? Прабхупада говорит: «Я могу сказать, что Кришна – верховная личность Бога. А вы не можете. Хотя вы они не совершенны. Кто лучше?» «Я лучше, - он сказал, - потому что я могу показать выход, а вы не можете. Хотя и я несовершенен. И вы не совершенны. А я все же лучше. Потому что я могу указать выход». Он дается шастрами.

00:53:46 Итак, если о Кришне, значит, что мы знаем Кришну. Ну, узнали от кого-то. И мы говорим: «Вот Кришна – верховная личность Бога». Но когда вы это говорите, Кришна соглашается с вашими словами внутри сердца. И говоря, вы понимаете: «Кришна – верховная личность Бога». Вы сами учитесь у себя. Вы сами можете осознать, что Кришна – верховная личность Бога. Когда вы это осознаете, человек смотрит вам в глаза и верит, Кришна – верховная Личность Бога. Вот и все. Все простые слова. Много доказывать не нужно, потому что, не Кришна, спросите, кто?» Он не знает. Если не Кришна, то кто тут подскажет? Не знает. Есть много имен Бога. А почему не Кришна? Никто не может опровергнуть это. Тогда утвердите другое имя Бога. Пожалуйста. Просто воспевайте другое имя Бога. Если у вас нет другого имени Бога, воспевайте Кришна.

00:54:48 То есть ведические писания практичны. Если мы воспеваем святое имя Кришны, это практически доказывает истину. Не нужно её выдумывать. Мы же действуем практично. Если вы покупаете ботинки, вы же покупаете ботинки своего размера, не чужого. Если ботинки жмут, мы же не покупаем. Они как раз. Вот поэтому мы предлагаем повторяйте «Харе Кришна». «О! так это же мои ботинки, мой размер, как раз. Это все мое». Просто попробуйте, увидите. Кришна, Он для каждого, Он абсолютен. Он с каждым имеет совершенные отношения. Это есть наше истинное положение слуг Кришны. Близких. Близкие отношения с Богом, любовь к Богу. Это то, что очень-очень близко к нам и очень-очень далеко одновременно. Это путь, который никогда не кончится. Но всегда находится в глубине сердца при этом.

00:55:48 Поэтому, когда преданный проповедует сознание Кришны, он обретает сознание Кришны. И это помогает множеству людей, даже можем не знать, как это помогает, каким образом. Как, однажды я сказал, что каждый – слуга Кришны. Все живые существа – частички Кришны. И положение так, что мы слуги Кришны. Я сказал это новым людям в конце семинара. И я не знал, что потом будет. То есть я логически к этому привел. Я закончил семинар Харе Кришна мантрой, что мы все слуги Кришны, частички Бога, часть целого и так далее. Люди молчали. Потом выяснилось через долгое время, что несколько человек просто были шокированы этим выводом. Они пришли послушать семинар научный по психологии и так далее ведической. А в конце – «мы все слуги Кришны». Вывод. Они были шокированы. Вот те, кто были шокированы, все стали преданными. А те, кто на это внимание не обратил, ну так нейтрально…

00:57:00 Шок означает, что люди обратили на это внимание, услышали это. И поскольку они были шокированы, у них появился вопрос: «Как это? Почему? С какой стати я слуга Кришны?» Этот интерес только усиливал у них. Ну-ка, объясните мне теперь. Другие преданные много объясняли, у них, оказывается, был целый процесс, путь был целый. И они стали петь Харе Кришна мантру, чтобы проверить, насколько они слуги Кришны на самом деле, связаны с Кришной или не связаны. Какая же индийская религия, так кажется. Нет никакой индийской религии, нет никакой русской религии, одна религия существует, один Бог. Разные традиции, потому что мы в разных обстоятельствах находимся. И как вырастет это дерево, вот эта ветвь Господа Чатаньи в России, никто не знает. Как она растет в Индии, как она растет в Австралии, как она растет в Америке, несколько разные, разные будут формы, разные обстоятельства. Это будет то же самое дерево, корень будет тот же самый, дерево Господа Чатаньи.

00:58:02 Так же, как мы видим, что есть в христианском мире Старый Завет, Новый Завет. Все произрастает из одного того же корня, но сколько разных, смотрите, групп. Сколько разных представлений, сколько разных колоритов. И, может быть, они не так уж связаны с корнем бывают, это уже другой вопрос. Но это пример того, как это все может развиваться безграничным образом, неповторимым образом. Поэтому мы не можем точно прогнозировать такие вещи, кроме одного, что проповедует. Для этого нужна вера в себя. На самом деле в начале движения каждый верил в себя именно больше всего. Мы читали, как Прабхупада проповедовал, читали Бхагават Гиту, повторяли Харе Кришна мантру. Все. Мы повторяем Харе Кришна мантру, значит, можем проповедовать. Получил инициацию – все! Тем более. Никаких подтверждений не требовалось. Никто не должен говорить, что ты теперь должен проповедовать. Понятно все. Инициацию получил, проповедуешь. Все проповедовали. Но поскольку все проповедовали с ошибками в то время большей частью, то сказали: «Ты не можешь проповедовать. Хватит проповедовать. Хватит людям голову морочить». То есть нужно образование получить сначала.

00:59:34 Ну инивидуально это нормально. А в общественном смысле это не хорошо вить проповедь. Все же мы можем проповедовать. Может, мы еще не умеем проповедовать, но мы учимся проповедовать. Хорошо. Мы оставим время на обсуждение темы. Пожалуйста. Ну, тема интересная, важная. Давайте вместе подумаем.
[Вопрос из зала неразборчиво]
Плохо слышу вас
Как мы можем усилить веру [неразборчиво]
Вера уже есть. Сначала научитесь пользоваться той верой, которая уже есть. При этом не бояться. Страх мешает и говорит: «Как усилить веру?». Вот, преодолевайте страх в первую очередь. Труса лечат опасностью. Да, так говорится. Используйте ту веру, которая есть сейчас. Если веры нет вообще, то мы не проповедуем, мы ничего не делаем, мы даже мантру не повторяем. Но мы повторяем мантру с вами? Повторяем мантру. Мы следуем процессу? Следуем процессу. Значит, мы должны проповедовать. Что мешает? Просто страх.

01:01:12 Какой же выход? Просто проповедовать и все. Такой выход. Но в моем случае так это было. Больше всего на свете боялся проповедовать. Больше всего на свете. Страх был выйти к людям и говорить что-то. Это было невозможно. А меня заставляли это делать. И перед лекцией я шел в туалет и молился там. Я скрывал. Мне было стыдно признаться, что я боюсь. Как я скажу, что я боюсь выходить? Ну, стыдно же. Я ж мужчина. И что делать? «Иди! Люди там сидят!» Когда старый преданный такое говорит, вы же не можете спорить с ним. Люди ждут, тем более. Я выходил, говорил и сам не помнил, что говорил от страха. Ну, думал, все последний раз, просто последний раз. Ну, говорит: «Ничего, нормально. Давай еще раз иди!» И меня так подставляли, подставляли постоянно. А потом вообще на сцену вытолкнули в каком-то ДК. Так случилось, что тот старший преданный не приехал, для которого организовывали, большая программа, он не смог приехать. А кто теперь? Люди то пришли. «А, ну давай, ты теперь иди туда!» Я ту свою первую программу помню хорошо, как я встал на сцене, на меня это свет направили, микрофон был. Я стоя в дхоти вышел. Ну, как дурак полностью. Босиком. Все, как надо. Люди там в зале культурные какие-то сидели. И они смотрят на меня. Я не могу долго понять, почему они все на меня смотрят. Потому что от страха ничего не мог понять.

01:03:10 И все, что говорю, ничего не помню, ни одного слова. Мне говорят: «Не плохая была лекция. Хорошо. И так будешь проповедовать. Все». А потом на радио. Я чуть вообще не парализовало меня, когда эфир включили. Я говорю, я не понимаю, что я говорю. «Ну, нормально, нормально, - говорят, - продолжай». То есть на автопилоте. Потом на телевидение попал. Еще хуже. То есть все хуже, хуже и хуже. Зато после радио провести намахату показалось уже не так сложно. Это уже, как отдых такой. Времяпрепровождение. Вера есть. Я хочу ответить на вопрос так, что вера уже есть. Без веры вы бы не практиковали. Но если вы практикуете, вы можете проповедовать. Здесь написано: «Ты можешь проповедовать». Ты уже можешь проповедовать. Не ждите, что должно быть что-то еще. То есть денег всегда будет мало. Верно? Что делать? Ждать, когда их будет больше? Нет. Используйте то, что есть.

01:04:32 [вопрос из зала] - Скажите, пожалуйста, Люди просто не готовы воспринимать знание, когда ты им что-то рассказываешь. И то, что ты говоришь, вызывает у них оскорбительную реакцию. Начинают смеяться над словами и по сути совершают оскорбление. Может, не стоит проповедовать людям, которые не готовы это воспринимать? Не толкать их к оскорблению?
- Некоторые люди такие, но некоторые другие. Ради того, чтобы кто-то стал преданным, мы идем на этот риск, мы проповедуем, чтоб слышали все, может быть, кто-то услышит. Да, есть такие категории людей, которые будут гневаться, раздражаться. Нас не должно слишком беспокоить это. И потом важно, насколько мы связаны с парампарой внутри, потому что, когда преданный говорит о Кришне, сердца тают все-таки у людей. Мы не просто утверждаем, что Кришна есть. Зачем нам это нужно? Зачем нам просто флаг какой-то поднимать? И показывать, что мы кришнаиты и Кришна есть. У нас не эта цель. У нас цель другая. Мы говорим: «У каждого взаимоотношения с Богом, взаимоотношения с Богом, так как Бог всепривлекающий». То есть наше дело – добраться до сердца человека. А там он уже сам решает, принимать или не принимать.

01:06:16 [Читает записку из зала]: «Вы сказали, после пятидесяти лучше отойти от материальных дел. Если такая деятельность позволяет говорить о Кришне, но при этом приносит доход. Например, профессия консультант. Ее тоже оставить?»
Нет, нет, вы не поняли. Не поняли. Если вы проповедуете, делайте все по-прежнему. Но если вам мешает вот эта материальная обусловленность, мешает проповедовать, вы погибните. После 50ти вы погибните. То есть все-таки какое-то время придет, когда вы должны предаться Кришне больше, каждый из нас. Время – неумолимый фактор. Об этом мы говорим, чтобы решимость , она увеличилась немножко. Если кто-то нерешительный еще в этом, то нужно подумать, чтобы решимость была. Время отберет у нас все материальное. Душа пойдет куда-то дальше, без этого багажа, все оставит. Накопили в этой жизни миллион долларов – хороший труд, но в следующей жизни вы не можете заявить права на этот миллион долларов. «Я в прошлой жизни заработал это. Пожалуйста, переведите это все в этой жизни». Нет, нет, нет. Не сработает. Вы все теряете. Это факт.

01:07:45 То есть я сейчас о другом говорю, если вы проповедуете на работе, проповедуете дома, проповедуете на бхакти врикшак, проповедуете всюду, то зачем что-то менять? Ничего менять не нужно. Как раз об этом Господь Чатанья говорит: «Ничего менять не нужно. Просто проповедуйте». Но если обстоятельства материальные не дают им проповедовать, это проблема, или вы так думаете, то это проблема. Просто после 50ти должны сказать вслух: «Теперь я начну проповедовать, - чтоб все слышали, - мне 50 лет. Имею право. В шастрах написано. Я 50 лет служил, понял свои материальные обязанности, теперь у меня есть еще немножко времени, я должен проповедовать». Вот и все. Все, что нужно сделать.

01:08:51 [Читает записку]: «Если ученик не все понимает, присутствуя учителя на его лекциях, но занят его миссией, на все готов ради него, мешает ли это его прогрессу?» Не все понимает? Ну и что? Мы не все все понимаем. Я тоже не все понимаю. Я даже, когда говорю, не все понимаю. Как можно все понимать? Я почти ничего не понимаю. Что вы говорите? Мне иногда кажется, что понимаю, иногда кажется не понимаю. Я пытаюсь просто служить Кришне. Никаких проблем не вижу.
[Читает записку]: «Вы на все письма отвечаете? А все ли читаете?» - вопрос. Читаю все письма. А отвечать иногда просто не могу физически из-за глаз и компьютера. Серьезная проблема бывает с компьютером и глазами. Смотреть не могу в экран просто. И к тому же еще набирать шрифт постоянно. С экрана на клавиатуру: туда – туда. И иногда просто не хочу ничего. Но читаю письма.

01:10:20 [читает записку]: «Ученик Нараяна Махараджа и по его благословениям изучает русские Веды. Он говорит, что арии в Индию пришли с севера. Что староверы тоже поклонялись Радха-Кришне. Ваше отношение?» Ну, это не новое. Да, если изучить русские Веды, то можно такую информацию встретить. Я уже слышал это. Какая разница: с севера или с юга? Веда одна была. Она не с севера, не с юга пришла. Кришна говорит, сначала эту науку рассказал Богу Солнца Вивасвану. Он рассказал это Ману-прародителю всех людей, а Ману рассказал Икшваку – первому царю на планете. Поэтому тут не нужно обсуждать эти вещи: с севера или с юга, с запада или с востока. Сейчас есть такие ориентиры. Сейчас есть Россия, скажем, есть Индия. А когда Кришна рассказывал Бхагават Гиту, была Россия или Индия? Сами подумайте, были такие названия вообще? Была одна планета с ведической культурой. Потом уже, это уже исторические какие-то течения были, как это все превратилось в наше общество, в эти границы, в эти названия, - это уже другой вопрос. Зачем нам сейчас спорить о названиях и границах современного мира, когда знания имеют начало с зарождения вселенной. Так написано. Это знание от Кришны. Вот, что нужно понять. А не от русских или индусов.

01:12:00 [Читает записку]: «Если ученик полностью занят служением, которое дал учитель, имеет ли он право отказаться от служения, которое для него сложно, не соответствует его природе?»
Конечно, может. Это нужно обсудить с духовным учителем. Надо обсуждать с духовным учителем. Если просто откажетесь, это будет не очень хороший тон. Если гуру доверяет какое-то служение, вы отказываетесь, это не очень хороший тон. Но если вы обсудите это вместе с ним, почему нет? То есть преданное служение – это не профессия какая-то конкретная. Не путайте эти вещи. Служение внешне может быть разным. Это не суть важно. Это детали. Важно служить. А уж как, это детали. Человек может это делать. Не получается так, делайте по-другому. Разные вкусы есть у преданных, понятное дело.
[Вопрос из зала] Вы упомянули, что Прабхупада сказал, если не Кришна – верховная личность Бога, то кто? Многим такое говоришь, они говорят: «Как это кто? Вот, говорят, в Шива пуране, допустим, написано, что Шива – верховная личность Бога, и там не написано, что он полубог и не написано, что он преданный. Шива – верховная личность Бога.
Написано?
Да.
Там написано, что Господь Шива – величайший лучший преданный во Вселенной. Так написано
[Вопрос из зала]: Молодые преданные начинают проповедовать, даже если не обладают этим знанием. [ неразборчиво]

01:13:52 Да, да, да, вот хороший вопрос. Почему начинающие преданные так успешно, так смело могут проповедовать? Они чувствуют связь с полным целым. Вот и все. Вот тот самый пример, когда человек представляет правительство, приходит в форме, и он уверен, он могущественен. Потому что представляет власть, всю власть в одном лице. Или президент страны, он представляет всю страну. Очень сильная фигура. Верно же? Так же мы слуги Кришны, Прабхупады. И когда новички, они это воспринимают таким буквальным образом и становятся очень сильными. Вера в старших помогает им это делать в основном. Но вот когда они увидят в старших недостатки, они ослабляются в проповеди, как правило. Например, как я впервые вышел на улицу книги распространять. Это было очень страшно. И я попросил одного старшего преданного, вдохновлялся выходить на улицу книги распространять. Он говорит: «Я дал обет каждый день распространять одну Бхагават Гиту». В те времена это было невозможно, что он говорил. Но он делал это. Поэтому просто все рот раскрывали, ну, супер-мен, просто супер-мен человек был. Очень бесстрашный.

01:15:09 И однажды я собрался с духом и подошел к нему. Ну как считалось, что он, наверно, ходит по улицам и распространяет книги. Так вот каждый думал. Я говорю: «Ты не мог бы взять меня на улицу книги распрострянять?» Я перепугался до смерти, но думаю, ну вот не страшно, он же умеет так делать. Это после его лекции. И он аж побледнел от страха, когда услышал. Ну то есть, когда он один, он мог скрываться там, прятаться, то есть полицию, милицию замечать, ориентироваться как-то. А тут вдвоем с кем-то, еще с неофитом идти на улицу. Ну, он дал лекцию только что, неудобно было ему отказывать. Хорошо. И стал настолько серьезным, как будто на войну собрался человек. Говорит: «Хорошо, пойдем». И я сам тоже, тааак. Вот это настроение «пойдем!»

01:16:04 У него была такая сумочка с собой, там несколько Бхагават Гит, Упанишад. И прям на Невский проспект вышли. А все, что я знал, это из его лекций было, все мои знания. Тогда эти примеры поражали меня. Примеры Прабхупады от него я слышал, меня вдохновлял этотчеловек. В конце концов вот я вышел на улицу, заслушался. И он смотрит, вот так стоит у стены на Невском проспекте. Толпа идет на Невском проспекте. И мне, самое главное, нужно понять, к кому подходить, чтобы не ошибиться, чтобы вас не сдали потом в милицию. Чтобы на воинствующего атеиста не нарваться. И вот я доверял его глазам просто, его опыту. Полная вера была в него. Полная. На 100%. Он видит. То, что когда он дает лекцию, он на все вопросы отвечает не спрашивая. Если не спросим, всё равно все вопросы видит, видит. Я понял, что он видит что-то. Он дает мне Бхагават Гиту, я её запазуху. Он меня учил за пазуху, и смотреть на людей. Я тоже смотрю – ничего не вижу. Кому? Куда? И на него смотрю просто.

01:17:07 А он смотрит, у него глаза, как рентген, знаете? Опасность его научила быть мистиком. Он говорит: «Вот человек идет. Ты видишь? С бородой. Иди к нему». И он на месте стоит. И я оторвался и прямо уверенно. Что? Он же видит. Я думал, он видит. Я с полной верой: «Стойте! Подождите! Секунду! К вам пару слов». Человек: «Да, да? Что-что?» Я говорю: «Вот есть книга для вас. Как вы? Смотрите. Вот-вот-вот». Стал что-то говорить, картинки показывать. Он стал серьезно смотреть на меня, на книгу, на меня. Слушал, слушал минут где-то 3-4. Он говорит: «Сколько стоит?» «25 рублей». Цена была невероятная. Четверть зарплаты. 25. Но, то есть деньги то не для меня. Я сейчас отдам все туда. Я говорю смело: «25». Все. Он достает молча деньги, ровно 25 одной бумажкой, отдает мне. Я глазам не верю вообще. Такая у меня радость. Я говорю: «Спасибо вам». И эти деньги, прям иду к нему и отдаю ему все. И такая радость. Он так на меня посмотрел. «Еще, - говорит, - книга, держи запазуху».

01:18:18 Он опять смотрит, человек идет. Я говорю: «Простите, куда вы идете? Стойте, стойте! Сейчас поговорим». Уже никакого, знаете, нет страха. Уже освоился. Еще несколько минут 10, 10, 5. Берет книгу, уходит. Я ему, прыгаю уже от радости. Он говорит: «Не радуйся. У тебя еще одна книга». Опять смотрит. И так одна за другой 4 книги. И я уже, как дома с людьми: «Куда пошел? Стой! Подожди! Не торопись! Тут что-то важное у меня есть!». И я возвращаюсь, и книг больше нет. И он у меня спрашивает: «А что ты им еще говоришь?» «Ну, то, что ты на лекциях говоришь, я просто повторяю». У меня была вера. Это старший преданный. Вот эта вот связь со старшими, вот эта вера в преданных дает очень большие силы. Очень важный момент. Очень-очень важный момент. Но если мы не будем верить в общество преданных, мы ослабнем. Мы говорим: «Осознайте полное целое». Практически сложно понять. У нас есть общество ИССКОН, что мы одно целое. С этого начнем. У нас сильная вера.

01:19:48 [Читает записку]: «Вы сказали, что отречение, это не избавление от имущества, а использование своей выделенной доли. Как увидеть, в чем эта доля?» Вот как вы видите, что вы можете занять в служении Кришне, это ваша доля. Все просто. Все, что в служении Кришны, это ваша доля. Прабхупада говорит, никакой разницы внешней нет. Человек строит дом, материалист. Преданный тоже строит дом, он же не будет на улице жить. Или будет? По глазам некоторых вижу, что они даже на улице жить. Но вообще нет, нельзя. Если вы семейный человек, то нельзя на улице жить. Нужно тоже строить дом. А в чем разница тогда? Почему у одного отреченного, другой - привязанный. В чем разница? Потому что когда преданный строит дом, он думает: «Здесь будет алтарь. Здесь будет кухня для Кришны. Здесь будут приходить гости. Здесь будут намахаты». Вот и вся разница.

01:20:52 Он живет в доме Кришны практически. Хотя это его доля, его дом считается. Каждый скажет: «Это его дом». Но каждый ходит туда, как к себе домой тоже. Регулярно. Приходит. Съедает все и уходит. И не платит. Как к себе домой. Если преданных пригласили на намахату, они, как к себе домой идут. Все правильно. Это сознание Кришны. Этим и отличается все. Мой дом, твой дом – какая разница? Дом Кришны. Но это твоя доля и я уважаю. Это твоя доля. Но дом этот Кришны. Это выделена твоя доля. Пользуйся. И вот занимайте это служение Кришны. И все. А вот то, что не можем на служение Кришны и прячем, это не моя доля. Хотя Прабхупада тоже был практичен, он говорил, что в век Кали вы должны иметь хоть какие-то сбережения на черный день в семейной жизни, говорил. Это тоже, тоже говорил. Но мы сейчас не говорим, а сколько процентов нужно оставлять, сколько не нужно, просто сознание Кришны. Займите все в служении Кришны. Все, что имеем.

01:22:16 [Читает записку]: «Свою Бхагават Гиту я приобрел в начале 90-х на Невском. Спасибо вам и всем преданным санкиртаны». Вот видите, как Кришна устраивает. Мы не знаем, что будет.
[Записка из зала] «Обязательны ли личные отношения с гуру? Как быть, если хочешь принять гуру из числа учителей, которые редко бывают с тобой рядом? И получить их милость лично для себя бывает невозможно». В этом смысле, вы поймите только правильно, что я сейчас скажу в этом смысле, вот в этом контексте общество будет ИССКОН важнее гуру. В этом смысле. Понимаете, о чем я говорю? Если говорить как бы прямо, то нет ничего важнее связи с гуру. Так ведь? Но как эта связь с гуру поддерживается? Почему гуру употребляется во множественном числе? А не в единственном в Ведах. Множественное шикши гуру. Единственное дикши гуру, нет шикши гуру, очень сложно будет поддерживать отношения с дикши гуру непосредственно.

01:23:55 ИССКОН – это общество, целое общество, шикша гуру. И мы друг друга вдохновляем. Это вдохновление есть поддержка отношений с дикша гуру. То есть дикша гуру надеется, что у него много учеников, но они все в обществе ИССКОН, они сотрудничают, они общаются, они вдохновляют друг друга, проповедуют, эта связь поддерживается. Подтверждение, видите. Истинная связь поддерживается через наставление, исполнение наставлений. Но. Опять же есть «но». Для ученика на начальном этапе это важно общаться лично с гуру. У многих есть такая потребность очень сильная. Не знаю, у нас такой потребности обычно не было в те времена. Я лично заранее знал, что гуру, он не приедет, не известно, когда приедет в Советский Союз. Невозможно. Мы даже не думали об этом, что возможно когда-то так вот лично просто общаться с гуру. Мы даже не знали, как это будет выглядеть. Есть лекции, мы слушали, есть наставления, есть книги. Все.

01:25:00 И когда он приехал через 10 лет, что он сказал прежде всего? Какая связь, говорит, существует, посмотрите, между учеником? Он говорит: «Вам лучшее доказательство: я сюда не мог приехать 10 лет. А вы так прогрессируете. А вы прогрессируете» - он сказал. «А вы тут целое движение создали» - он сказал. «Какое еще доказательство нужно?» Без личных отношений. То есть физически личных отношений. Если говорить о лекциях, то у нас всего несколько лекций, переведенных на русский язык. Мы их слушали постоянно. Там 2 или 3 лекции мы слушали каждый день одни и те же. Книги Прабхупады, Бхагаватам не было еще, не читали. Потом вышел источник, мы его читали все вместе.

00:26:02 Время как? Пора? [Читает записку]: «Если человек только познакомился с Сознанием Кришны, и у него присутствует фанатизм, не будет ли его проповедь антипроповедью?» Каков ответ на этот вопрос? «Ты не можешь проповедовать?» Но у нас другой девиз сегодня. Как же быть? Как быть с фанатизмом? С фанатиками?
- Мне кажется, что каждый преданный выглядит, как фанатик. К сожалению
- Вот, есть мнение, что каждый преданный выглядит фанатиком. Меня часто называли фанатиком ителлигентные люди.
- Чтобы добиться чего-то, нужно быть фанатиком
- Чтобы добиться чего-то, нужно быть фанатиком.
- [из зала неразборчиво]
- То есть вот такой практический совет. То есть фанатичные преданные, они должны быть слишком самостоятельные, независимые. Так? Но не избежать проблем всё равно пока есть фанатизм.

01:27:22 Когда Прабхупада дал энтузиазм ученикам, они стали проповедовать активно, то посыпались жалобы. Там письмо, помните, было даже опубликовано в книге «Наука самосознания». Письмо опубликовано одной женщиной, которая критикует учеников Прабхупады, пишет ему письмо, или беседа была. Но она пришла к нему и увидела: «Вы не такой, как они. То есть вы ученый разумный человек. Но почему ваши ученики такие? Они, если у них не берут книги, обзываются демонами. Или требуют пожертвования. То есть, просто требуют пожертвования. Иначе, говорят, в ад пойдете». Это фанатизм такой вот, давление. И Прабхупада сказал, стал защищать своих учеников, и он назвал их так: «Мои возлюбленные ученики, простите их. Простите моих возлюбленных учеников. Они только учатся. Понимаете, они вот только дурно поступают, но они на верном пути, они очистятся». Стал приводить стихи из Бхагават Гиты, что путь верный, но так они [не] должны делать, это их служение Богу. Но они вот еще такие. Но со временем они приобретут качества. Так он защищал движение.

01:28:44 Неизбежно это будет. Вот, если мы боимся таких вещей, проповедь может быть остановлена. Одна из причин. Как остановлена проповедь? Очень просто. «Я хочу проповедовать!» «Ложный энтузиазм!!!» Ложный энтузиазм, да. Все. Ложный. А если у меня другого энтузиазма нет, что мне делать? И когда появится истинный? Он не появится, если я этот ложный не использую энтузиазм, не появится истинного энтузиазма.

01:29:24 [Читает записку]: «Долгое время духовной практики мешал недостаток веры. Сейчас вера появилась, но мешает недостаток смирения». Так, видите, постепенно проясняются наши проблемы, мешающие нам проповедовать. Сначала не было веры, но была вера. Нет, не было веры.
[Из зала]: Теперь вера появилась. Теперь смирения нет.
теперь нет смирения?
- недостаток смирения, как с этим бороться? Расскажите, пожалуйста.
Недостаток смирения? Это тот же самый вопрос. А как вы думаете, почему люди падают вниз в материальном мире? Почему не поднимаются вверх? Вот по этой причине. Вот тут меня критикуют мои недостатки, не пойду туда! Все. Останусь здесь. На том месте. Мне спокойно просто.

01:30:29 Зачем мне все эти проблемы? Со смирением . Да лучше забыть это все. Одна кружка пива, другая кружка пива – все нормально! Вот к этому все сводится. К забвению. К забвению. Потому что, как только вы начинаете путь, сразу трудности возникают. А зачем мне эти трудности? А, может, это не мой путь? А, может, мой путь – просто наслаждаться жизнью, забыть обо всем? Зачем вообще об этом обо всем думать? Голову сломаешь только. Когда мы поднимаемся из гуны невежества в гуну страсти, будет очень много проблем от нас и в уме тоже. Это не означает, что нужно вернуться в гуну невежества. Совсем не означает. Нужно подняться дальше. Пройти через страсть не просто. Но тот, кто пройдет, достигнет благости, успеха.

01:31:20 И это сказано с самого начала. Путь будет не простой, не легкий. Проповедуй! Проповедуй! И станешь совершенным. Мммм. Пришел Прабхупада и начал проповедовать. Это очень трудно. То есть вы хотите проповедовать? Это очень трудно. Прабхупада даже разгневался, когда это услышал. То есть только в невежестве можно думать, что это легко. Духовная жизнь. Он аж закричал: «А кто сказал тебе, что это легко?! С чего ты взял вообще?! Почему ты решил, что духовное что-то дешевое, легкое?» Он стал говорить: «Трудности – это не духовная жизнь, нет. Она должна быть легкая, спонтанная. Такая, знаете, каждый шаг – танец! Каждое слово – песня!» Вы слышали об этом. Вайкунтха. И в итоге человек оказывается в тамасе. Воображаемом таком счастье. К этому нужно прийти ногами. Понимаете? Пройти это все нужно. Непосредственно ногами. А эти ноги материальные, они имеют свойство уставать.

01:32:28 Получать ранение тело может, стариться. Когда ноги уже не идут. Нужно на четвереньках идти. А потом уже даже ползком нужно идти. Вот какой это путь. Не думайте, что так дешево. Вся человеческая жизнь полностью предназначена для самосовершенствования от начала и до конца. Я не вижу в этом ничего страшного. Мы просто должны быть готовыми, стать сильными. Не так, что при малейших неудобствах мы отказываемся идти дальше.

01:33:18 [Читает записку]: «Как осуществить проповедь матаджам до 50ти и после?» А в чем там особенность? Я не знаю, матаджи. Ну, у нас одна матаджи была молодая, она очень успешно проповедовала, потому что была молодой и красивой. Успешно это делала. В то время считалось, что чем больше книг человек распространяет, тем более он духовно совершенен. Поэтому все восхищались, если кто-то много в этот день книг распространил, значит, он был в каком-то особом экстазе, особая милость Кришны, мы всегда так к этому относились. То есть, количество книг было показателем духовности. И вот у нас появилась одна женщина, помню, давно, молодая девушка. Из Ташкента приехала. Стала книги распространять больше всех. Ну, и как же так? Даже опытные такие инициированные преданные. А она раз-раз-раз! Она самая продвинутая. А потом увидели, она не проповедовала их вообще. Она ходила, улыбалась. И все книги покупали, и все. Так тоже можно проповедовать.

01:34:40 Я правду говорю. Там есть, конечно, свои границы. Но вы можете так проповедовать. Надеть такие сережки, знаете, такие. Глаза накрасить так. Прически сделать какие-нибудь там, ногти там накладные, ну как это там. Вы ж знаете все, да? Ну, и главное, походка такая духовная. Все годится, если люди покупают книги, почему нет? У вас такая природа, женщина же привлекательна. Не скрывайте свою привлекательность в этом смысле слова. Не распространять пошлые вещи, но женщина должна быть привлекательной, это её природа. А тогда насильно. Если она не привлекательна, значит уверенности. Как матаджи рассказывала, как она пришла в Сознание Кришны. Ей книгу распространил брамачарьи на улице храмов. Это ученик Прабхупады, в Германии она жила, по-моему. Или в Америке это было.

01:35:43 Он предложил ей книгу. Он был такой весь, знаете, худой, в шафрановой одежде такой он был, такой несчастный вид у него был. Без носок стоял. Такой робкий, еще к ней подошел. В глазах у еще какая-то. И он говорит: «Купите книги, будете счастливы». Еще на улице было холодно, он в дхоти. В общем совершенно жалкий вид. И она просто из жалости. Видимо, ему нужны деньги, он монах какой-то вот совершенно несчастный. И она дала ему деньги, пожертвование, взяла книгу из такого сострадания в общем. А потом стала преданной.

01:36:25 Другой преданный, он пошел книги распространять, и он дарил благовония людям. Если не брали у него, он всё равно брал благовония, вытаскивал, дарил им там. Или после книги приятное делал. И в этот раз он эти благовония взял высыпал к себе в карман сюда вот так вот. Он уже подготовил, чтобы распространять. И позвонил в дверь. А это были те благовония, которые у него аллергию вызывают. Дверь открывается, у него слезы из глаз текли. Он говорит: «Пожалуйста, купите книгу». И у него слезы от аллергии. И человек думал: «Ну, несчастье какое-то у человека. Нужно помочь ему». И купил книгу. А вы думали, как мы книги распространяем. Что люди думают вообще. Вы думаете, я трансцендентный, я то, я се. А люди то что думают?

01:37:10 Мы не знаем, как мы выглядим, поэтому будьте красивы, привлекательны для людей на улице. И женщины должны распространять, как женщины. Мужчины, как мужчины. Почему нет? Почему женщины должны, как мужчины распространять? Кто сказал? Одна красивая женщина может 500 мужчин привести в Сознание Кришны в Москве. Почему нет? Ну а после 50ти это уже трудно будет таким способом. Потом менять уже нужно тактику. О времени говорите мне, чтобы я не злоупотребил.[Читает записку]: «После 50ти лет женщине можно выйти замуж? Или посвятить свою дальнейшую жизнь проповеди?» Замуж после 50ти? Так одна женщина сказала: «Если получить инициацию, омолодиться, то можно еще выйти замуж». После 50ти я не могу сказать ничего на этот счет. Я не хочу говорить какие-то формулы ведические. Мы в жизни всякое видели. Так что это уже на индивидуальное рассмотрение.

01:38:43 Я знаю, что точно после 70ти лучше не выходить замуж. После 50ти еще не знаю. При наших современных технологиях женщина в 50 лет, она еще, как молодая. Не знаю, не буду ничего говорить на этот счет. А то меня будут цитировать. Скажут, вот Чатанья запрещает замуж выйти после 50ти лет. Или разрешает. Нет, не знаю. Индивидуально. Харе Кришна! Большое спасибо вам! Шрила Прабхупада ки!
Джей! апплодисменты
Большое спасибо Чатанье Чандра Чаран Прабху. Большое спасибо тем, кто приехал сегодня на эту лекцию, и тем, кто неразборчиво. Мы напоминает, что Чатанья Чандра Прабху [неразборчиво] можно приобрести на столике, получить автограф. Еще пара объявлений.

транскрибирование: Ирина Островерхова | Москва | Россия | 16 декабря 2014