Стоит ли проповедовать в начале духовного пути?

Пушкино - 31 July 2010
Пути познания Бога. Какова ценность мгновения общения с чистым преданным? На материальном уровне трудно понять где ты находишься. Как изменить вкус на высший? Какое преимущество получает человек, который имеет гуру? Ответы на вопросы. Можно ли проповедовать без инициации, будет ли это эффективно? Каково соотношение времени на проповедь и на воспевание Святого Имени? Как воспитать детей в Сознании Кришны? Как проповедовать не навязываясь? Как совместить проповедь и необходимость реализации себя, своих талантов? Стоит ли проповедовать людям в других конфессиях? Как проповедовать без реализации духовного опыта?Библия разрешает есть мясо? Выбор духовного учителя. Будет ли прогрессировать курящий человек? Как преодолеть разобщенность с родными, когда встаешь на путь духовной практики? Кому воспевание мантры должно приносить удовольствие? Как утешить скорбящих? Сколько сейчас преданных людей? Как относиться к литературе? Как относиться к тому что остаются дурные привычки? Как говорить материальному миру НЕТ? Чем выше взлет в духовной жизни, тем круче падение?
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 02:06:04 | качество: mp3 128kB/s 115 Mb | прослушано: 2095 | скачано: 1268 | избрано: 47
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Вступление ведущего

00:00:15 Харе Кришна, дорогие преданные! Позднее будет официальное открытие фестиваля вечером перед гостями, но пока маленькое вступление, просто хотелось бы поблагодарить за то, что вы приехали. Мы тут во всех направлениях свои приглашения, фестиваль бахти вришки, фестиваль, приезжайте, пожалуйста. Но мы не знали, приедут, не приедут, сколько приедет, но похоже, что много приедет. Это очень хороший знак. Знак того, что усилия не напрасны, что Кришне нравится эта попытка. Попытка развития бахти врикша, попытка создания такого всероссийского ежегодного фестиваля бахкти врикш.

00:01:03 Я сразу бы хотел принести извинения за любые недостатки организационные, которые могут быть по началу. Потому что, как всегда на такого рода фестивале работы много, преданных, которые сюда могли приехать заранее готовить немного, поэтому у нас было некоторое напряжение последние несколько дней, поэтому что-то там сегодня может там что-то ещё будет несовершенно или совершенно. Пожалуйста, простите нас. Но чтобы вы в нас не разочаровались, фестиваль идет своим чередом, все будет во время, все будет очень хорошо. Но даже то, что уже есть, это удивительно на самом деле. Видели бы вы, что было в этом зале два дня назад! Неделю назад. Это был абсолютно заброшенный, пустующий санаторий, именно по этому была идея его использовать по дешевой цене. В этом зале, он весь был завален мусором, весь абсолютно. Преданные всё вытащили, вычистили, помыли, украсили, а сейчас это нормальный фестивальный зал.

00:02:03 И это вообще то, что меня больше всего вдохновляет на фестивалях бахти врикш, что у нас настолько много энтузиазма у преданных, что настолько искреннее желание преданных настолько искренне служить, что наверняка это перекроет любые какие-то организационные недочеты, которые могут быть. Поэтому ещё раз большое вам спасибо, что вы приехали. Официальное открытие сегодня вечером, но уже сейчас, чтобы не терять время, мы попросили его милость Чатанья Чандра Прабху прочитать первую лекцию. Он наш самый первый гость приехал на этот фестиваль. Давайте его поприветствуем.
Апплодисменты

00:03:01 В прошлом году Чатанья Чандра Прабху был тоже первым, кто приехал на лесной фестиваль бахти врикша, даже раньше, чем мы с вами. Пока мы оделывали газету, он уже читал лекцию по Бхагават Гите на лесной полянке ну через год у вас уже будет в четыре раза больше преданных, Чатанья Чандра Прабху сказал: «Ну через год, когда я приеду, у вас уже будет в четыре раза больше преданных». В общем так получилось, похоже по благословению. И мы тогда просили Чандра Прабху быть покровителем московских бахти врикши, вообще бахти врикши в России. По милости он согласился. В этом году он опять здесь первый. И он четыре дня будет на этом фестивале.

00:03:40 У будет проводить лекции на этом семинаре. Я просил, чтобы тема его семинара была..., главная тема нашего фестиваля, которая звучит так: «Ты можешь проповедовать». Вот это и будет тема нашей сегодняшней встречи. Харе Кришна! Большое вам спасибо!

00:04:16 Микрофон для гармони есть?
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама, Харе Харе!
…....
[киртан на 25 минут]

Пути познания Бога

00:30:32 Харе Кришна! Это ещё не начало фестиваля, открытие будет немного позже. Мы с вами просто встретились перед началом перед открытием, чтобы послушать лекцию, послушать тему. Я кое-что прочту из новой книги Шиварама Махараджа «Шуддха Бхакти Чинтамани». Итак, речь идет о чистой преданности в этой книге, тема основная – чистая бахкти. Представление о чистой бахкти принес Господь Чайтанья. Мы считаемся его последователями, находимся в линии его настроения. Потому что есть разные пути, существуют разные традиции и разные настроения познания Бога. Есть путь постижения через аскезу. То есть многие люди, которые убеждены, что, не совершая аскез, нельзя душе представление о Боге получить. Есть люди, которые утвержают, что нельзя получить понимание Бога без напряженных умственных усилий гьяны, глубоких философских размышлений. И так же есть мнение, что необходима медитация, без медитации очень трудно постичь духовные предметы.

00:32:29 Все это правда. Необходима тапасья, аскезы. Этот пример дал Господь Брама в начале творения. Он при помощи аскезы обрел связь с Богом, то есть йогу, этапы аскезы. И есть также философский путь познания, как четверо кумаров. Они шли этим путем они всю свою жизнь оставались брамачарьями для этой цели. У них не было иной цели, кроме познания Брамана. Поэтому они отказались от развития материального, которое связано с фазами развития тела. На каждом этапе тела потребуется какая-то деятельность, понимание, развитие. Но если не развивается тело, не будут развиваться и материальные интересы. Они остались пятилетними брамачарьями навечно. Так они остановили материальный прогресс в принципе, чтобы умы сосредоточить на абсолютной истине. Это гьяна. Это очень великие примеры приводим: пример Господа Брамы, Творца Вселенной, пример четырех Кумаров, которые являются детьми Брахмы непосредственно. То все в начале творения были даны эти методы.

00:33:53 И есть также путь медитации. Йоги, они практиктикуют этот путь медитации. Кришна об этом пути сам говорит в Бхагават Гите, какие сложные требования. Таким образом практика, духовная практика, она всегда понималась, как нечто очень сложное, чрезвычайно трудное, сверхъестественное. Это нечеловеческие усилия нужно совершить. То есть не дано это обычному человеку. Это подтверждается в писаниях, обычный человек не сможет практиковать такие методы. Это исключения. И Кришна говорит об этом в Бхагават Гите, что из многих, многих тысяч людей, обычных тысячи тысяч людей один человек заинтересуется вопросом, что такое совершенство, начнет просто думать об этом. Но из достигших совершенства многих, многих тысяч может быть один поймет Бога, отношения с Богом. Бог находится за пределами всяческих представлений и собственных усилий. Более того говорится, что собственными усилиями Бога познать невозможно, недостаточно собственных усилий. Нельзя Его постичь какими-то усилиями человеческими. Практиками, примерами.

00:35:09 Только один метод существует познания Бога, это побудить Его, просто побудить Его по беспричиной милости раскрыть себя – это единственный путь познания. То есть пока Бог себя сам не раскроет, никто никогда не сможет понять, что такое Бог. И в этом смысле живое существо имеет роль такую как бы побуждающую, просящую, просящую побуждает к действию. Но это также означает, что нужно иметь какие-то близкие отношения, чтобы просить. То есть мы обычно не можем просить какого-то обычного человека. Может выполнить процесс каких-то наших усилий, может заплатить нам денег, если мы будем работать на него, то есть просьба здесь не очень уместна. Но обычно просьба относится к очень близким отношениям. Прабхубада объясняет, когда человек может обратиться с просьбой к Господу. Вы должны очень смиренно и терпеливо воспевать Святое имя. Терпение должно быть как у дерева, а смирение, как у соломы, валяющейся на дороге. Вы должны ничего ждать с этой жизни, но ко всем выражать почтение, уважение.

00:36:41 В этом настроении, когда вы воспеваете Харе Кришна, можете ощутить, что Кришна проявляет себя. И вот тогда в этом смиренном состоянии присутствия Господа вы можете обратиться с просьбой. Это единственный способ. То есть речь о том, как правильно остановить ум, в практике йоги это самая главная вещь. Ум очень силен, он сильнее, чем ураганный ветер, Кришна говорит в Бхагават Гите. Мы не знаем могущество ума, мы в полной власти его. И поэтому даются разные методы, такие как карма йога, гьяна йога, аштанга йога - это косвенные методы, но тоже преданное служение. Но поскольку ум заинтересован в какой-то материальной выгоде, в этом умонастроение бахти йога становится карма йогой. Ум невозможно поменять мгновенно. Так, выгода – хорошо. Ты мыслишь с выгодой, ты не можешь мыслить иначе никак, ты не видишь мир по-другому. Если нет выгоды в этом мире жить, ты не знаешь, как жить. Тогда займись карма йогой. Делай это, работай. Но свяжи плоды деятельности или саму деятельность с Кришной. Это уже бахти йога, видите, тоже уже связь с Кришной, для Него, но с учетом моих желаний.

00:38:26 И кто-то полагает, многие люди думают, что без развития Знания, мы не можем обрести Cознание Кришны. Это лишь правильно от части, но на самом деле нет. Гьяна дает некое представление, отличие Бога от материи. Это и всё. При помощи гьяны можно понять, что Бог отличается от материи. Невозможно понять, кто Он, отличающийся Сам от материи. Я могу сказать с уверенностью, что я от вас чем-то отличаюсь, а вы от меня чем-то отличаетесь – это правда. Но этого недостаточно. Нужно ещё точно знать, как мы отличаемся друг от друга, кто мы, индивидуальность. Вот эта индивидуальность не раскрывается никакими методами, нет такой методики. Если вы разработаете какую-то методику, чтобы разобраться со мной, мне будет неприятно быть под влиянием вашей методики. Скорее всего, что вы не узнаете ничего обо мне с помощью какой-то методики. Как только я пойму, что это какая-то методика, я сразу замкнусь. Как только я пойму это. Никаких методик нет, не существует, кроме любви, бакхти йоги.

00:39:44 Это умонастроение принес Господь Чатанья. Вот чистую беспримесную любовь. Что это означает? Это настроение, умонастроение. Когда человек имеет это умонастроение, Cознание Кришны, любви к Богу, он настолько тесно связано с Богом, что качественно от Него не отличается. Железо, когда его вынимают из огня, бросают раскаленное в кузнице, затем оно теряет свой накал и становится с виду обычным железом. Знаете, как мастер учит подмастерьев? Первый урок называется. Он говорит: «принеси мне этот кусок железа», с виду обычное железо. Но как только вы его схватите, там кожа останется на этом металле. С виду это обычное железо. Итак, человек, который на самом деле связан с Богом бахти йогой, он только с виду обычный человек. Это как раскаленное железо, качества у него такие же, как у Бога. Не в таком, конечно, количестве, он никогда не становится Богом, мы не маявады, мы персоналисты. Но факт в том заключается, что преданные от Кришны не отличаются качествами. Это означает, что этому человеку Бог открывает себя. Вот это симптом как бы. Не то, что мы просто получаем какую-то информацию о Боге, не путайте с информацией, это не гьяна, это не карма, это не просто йога. Это выше всех представлений, всех путей, всех методов.

00:41:33 И здесь мы немножко почитаем конечно, что пишет Шиварама Махарадж, есть глава, как преданность с примесями ведет к чистой преданности. Мы только что говорили, есть примеси: карма, гьяна, йога. И как она ведет к чистой преданности, каким образом. «Благочестивые живые существа, которые соприкасаются с преданным служением, даже если они ещё осквернены корыстными мотивами, тем не менее приближаются к концу своего долгого странствия в материальном мире». То есть они приближаются уже. Они не чисты, но они уже близки к этому. Это тоже преданность. «Ближе или дальше, но они находятся у врат Вайкунтхи. Однако затянувшаяся нечестность может лишить их осознания близости величайшего блага». То есть многие люди могут не понимать, куда они приходят. Что такое Cознание Кришны? Могут долго не понимать, где они находятся, практикуя Харе Кришна. Здесь вот в этой книге утверждается, что мы на пороге Вайкунтнтхи уже находимся. Этот метод такой. Значит, мы прошли с вами уже долгий путь. Невозможно мы с вами уже прошли пути аскез, медитаций, религиозных практик, всевозможных усилий таких, как жизнь в [анашраме] дхарме, исполнении долга, обязанностей, в прошлой жизнях, возможно, мы уже много завершили.

00:43:26 А, может, и нет, потому что есть просто ещё милость. Можем по милости здесь ещё быть, по милости Шрилы Прабхупады, по милости Господа Чатанья, по милости Святого имени, которое распространяется в век Кали. Но суть в том, что мы можем не понимать, что находимся на пороге к совершенству. Об этом речь идет. Такие преданные продолжают желать материальных наслаждений или освобождения вместо того, чтобы искать прибежища у лотосных стоп Кришны. То есть они приходят к Кршине, чтобы искать освобождения. Ну а если человек приходит к Кришне, зачем ему искать освобождение, скажите? Вот. В этом смысле человек может не понимать, куда он пришел.

Какова ценность мгновения общения с чистым преданным?

00:44:20 А когда история с демонам. С одним грешным демоном, которого посетил однажды Нарада Муни. Знаете эту историю? Я её вкратце расскажу. Он стал проповедовать ему чистое бахкти. И демон пришел в ярость, когда услышал это чистое бахкти, чистую преданность – такова природа демона. И он стал ругать Надараду Муни, называть разными именами, такими, как святоша, проваливай отсюда со своей проповедью! Я сам Бог! - вот в таком роде что-то. Так очень грубо обошелся. Но Нарада Муни был очень мягкий и очень хитрый. Он не мягкий, он хитрый, разумный, он трансцендентный разум. И он сказал демону: «Я уйду! Я просто прости, я ошибся, я явно не по адресу пришел. Моя глупость, моя глупость… Прости меня. Я не должен тебе ничего этого говорить. Но самом деле просто у меня к тебе есть просьба».

00:45:20 И знаете, как демонам нравится, когда святой приходит к нему с протянутой рукой. Им очень нравится, когда от них что-то зависит. Просьбу выполнить для них честь тоже. Это престиж. В обществе престиж тоже. Это показать свои величие, могущество, превосходство над другими. Если сам Нарада Муни с просьбой обращается, то кто же я! То есть это престижно очень. Он сразу стал внимательным: «Да, слушаю». «Когда ты умрешь», - сказал Нарада. И он очень удивился, о чем он говорит, демоны о смерти же не думают. «Но все же умирают, ты тоже умрешь. И когда ты окажешься перед Ямараджем, - демон вообще сбился с толку, - то пожалуйста спроси у него один вопрос, просто у меня просьба к тебе. Задай один вопрос. Всё, что я от тебя хочу». «Ну хорошо, ну когда буду, задам. Давай говори, какой вопрос?» «Спроси, какова ценность общения одного мгновения с чистым преданным»

00:46:30 Какой-то глупый странный вопрос? подумал демон. «Ну если ты хочешь, я спрошу. Ты что, сам не можешь спросить? Ты везде путешествуешь». «Нет, ты вот знаешь, я боюсь Ямараджа. Но ты демон. Ты смелый. Ты можешь». И так Нарада Муни просто обхитрил его, и он ушел, больше никогда не появлялся в жизни этого демона, и тот больше никогда не соприкасался ни с каким бахкти, ни с каким преданным служением. То что жил как грешник, и умер, как грешник. И после смерти он оказался в одно мгновение ока перед взором Ямараджа. Знаете, как страшно? Не знаете абсолютно? Ну потому что преданные не попадают, они не боятся, они улыбаться будут. Мы в небо пойдем. Мы Харе Кришна повторяем. Ямадуты не придут близко. Если я Харе Кришна повторяю, ко мне ямадуты не придут.

00:47:27 Но говорят, что это очень страшно. Почему? Что самое страшное для человека? Когда он ничего не может скрыть. Это очень страшно. Если вы приходите к кому-то, и на вас смотрят такими глазами и все видят насквозь. Это очень страшно. Вы не можете ничего скрыть. Ни одного греха, ни одной ошибки. И Ямарадж смотрит на этого демона. И присуждается ему наказание. Там все же посмотрели записи его жизни, прокрутили несколько раз, тщательно проверили. Это бысторо, секунды считанные занимает у него. Но очень много умирающих, там некогда. У Ямараджа нет времени свободного.

00:48:15 Всё. Присудили Ад. «В Ад. Ад. Ну, к сожалению, такой результат, дорогой. У тебя ещё есть время передать что-то близким, если какая-то просьба у тебя есть, какую-то просьбу». «Так. Просьба, просьба, просьба, просьба… Да! Просьба же! Есть просьба! Простите, сейчас я вспомню, была просьба одна. Меня же просил Нарада... Вопрос! У меня есть вопрос! Просьба-вопрос». «Вопрос? - Ямарадж, - передам». «Философский вопрос. Сейчас я вспомню! Секунду!» Сосредоточился демон и вспомнил слова Нарады: «Какова ценность одного мгновения общения с чистым преданным?» - задал демон такой вопрос.

00:49:10 Ямарадж удивился. Читрагупта стал чесать затылок. «Странно! Это не похоже на демона. Демоны такие вопросы не задают. Ладно вопрос. Но как ответить? Он же не понимает ничего! Он же не проходил бахкти шастры. Нам нужно срочно наказывать уже. Нет времени на вопрос отвечать, а нужно ответить. Это же просьба. А погоди, нужно быстро, сжимается время. Нужно сжать время и разобраться».

00:49:40 И Ямарадж говорит: «Нужно идти к Брахме, мы не можем решить этот вопрос. Пусть Брахма, Творец Вселенной решает проблемы во Вселенной, зависла одна программа» И они уже на Брахма Локу все отправились: Ямарадж, этот демон и Читрагупта там же уже, все пролистывают, Брахме говорят: «Вот случилось уже, станный демон идет в ад, но при этом он спрашивает странный вопрос». «Что он спрашивает?» – спрашивает Брахма. И демон уже более уверенно: «Какова ценность хоть одного мгновения общения с чистым преданным?» У Брахмы четыре головы задымились аж. «А как же ответить на такой вопрос? У него нет интеллекта духовного. Его нужно воспитывать заново. Столько времени займет! А времени нет. Наказание нужно. Во Вселенной нет таких законов. А! к Шиве нужно идти. Он вне материального творения. Он найдет выход какой-нибудь».

00:50:41 «Да, Господь Шива, проблема», - Брахма пришел, Ямарадж пришел, Читрахгупта пришел, демон сияет весь. Он уже на уровне Шива тхамы, сияющий весь такой, чистый. И так громко декламируется уже вопрос: «Какова ценность общения одного мгновения с чистым преданным?» И Господь Шива видит такую радость демона трансцендентного, он теряет сознание просто. «Нет, я не могу ответить на этот вопрос. Этому человеку я не могу. Нужно идти к Господу Вишну. И к Господу Вишну уже пришла вся свита: там Брахма, и Ямарадж, и Шива, и Читрагупта и демон. Демон сиял весь. Он уже очистился, пока поднимался вверх. И вот он с таким восторгом произнес этот вопрос: «Какова ценность общения одного мгновения с чистым преданным?» И Вайкунтха вся ликовала от такого вопроса. Все просто в экстазе были от такого вопроса. Экстаз от этого демона просто исходил, знаете. И Шива в этом состоянии, Брахма в проблемах весь, Ямарадж тоже в проблемах. Господь Вишну не смутился. Он улыбался и был абсолютно безмятежный: «Его ценность в том, что ты должен был пойти в ад, а находишься на Вайкунтхе. Этот вопрос привел тебя на Вайкунтху!

На материальном уровне трудно понять где ты находишься

00:52:18 И.. О чем мы говорили до этого, помните? Вы тоже не помните?
[Из зала неразборчиво]
Да, да, да, да, вот этот момент описывается, что преданные ещё на материальном уровне, они могут не понимать, что находятся у ворот Вайкунтхи, да, вот эта тема. То есть они ещё продолжают желать материальных наслаждений или освобождения, хотя уже находятся у лотосных стоп Кришны. Но Кришна не хочет, чтобы его преданные вновь падали в материальную пропасть. Как человека задержать преданным служением? Вот вопрос. Ну что ж тогда. Как? Ведь он пока пришел, а ведь, что будет, не известно. Могут отвлечь материальные желания. Как только ему станет лучше, он станет счастливее, более чистые, он может снова уйти в майю. Реванш взять над ней захочет. Еще одна попытка у него появится быть счастливым. И Кришна думает о том же самом, видите? И преданные думают от том же самом, и гуру думают о том же самом, все старшие думают о том же самом. Как же сохранить нас всех здесь в преданном служении, вот в семье Прабхупады, чтобы мы снова не прельщались этими материальными желаниями.

00:53:43 И здесь говорится, что Кришна этого не хочет. Значит, если мы этого не хотим, это одно. Но если Кришна не хочет, это уже другое. Это значит, включается в процесс творения Его желания или нежелания. Это часть. Это уже Творение становится. Потомучто это , Кришна хочет или не хочет. То, что Кришна хочет, это закон того, что нужно делать. А то, что Кришна не хочет – это закон того, что не нужно делать. И то, что не нужно делать, но мы делаем, вызывает страдания, потому что Кришна не хочет. Это один из ответов на вопрос: «Почему мы можем страдать, если совершаем чистое и преданное служение?» Потому что Кришна не хочет, чтобы снова проснулись материальные желания. Страдаем из-за чего? Не получаем желаемого. Верно же? А почему? Написано же: «Кришна не хочет». То есть я совершаю служение Кришне, но я же ещё хочу материальных желаний, я хочу исполнения. А Кришна не хочет. Вот проблема, видите? И кто кого, интересно?

00:54:58 Итак, Кришна не хочет, чтобы перевернулись в материальную пропасть. Он проявляет к ним особый интерес. И сам устраивает так, чтобы дать им прибежище у своих лотосных стоп. Каким образом? Кришна преданных только возвышает. Вот материалистов он не только возвышает, Он их может сбросить вниз, где он говорит об этом «Могу сбросить и в самые низшие формы жизни – в адские, в тела животных, в людей злонравных, завистливых, нечестивых, вожделеющих, похотливых». Жизнь за жизнью Он их сталкивает ниже, ниже, ниже, ниже. А преданных нет. Он не хочет их сталкивать вниз. Он их только возвышает преданных. Только возвышает, действуя через духовного учителя. Духовный учитель никогда ученика вниз не столкнет. Только возвышает. В этом отличие. То есть сам Кришна, сама сверхдуша может столкнуть вниз, но гуру – нет.

00:56:04 Пристрастность Кришны к своим преданным, даже к тем, кто не полностью предался Ему, окружены особой милостью Господа. Тем, кто даже не полностью предался Кришне, Кришна пристрастен к таким людям. Вот это очень интересный момент. То есть он к нам интереса имеет, может быть, даже больше, чем мы. Вот, согласно этому утверждению. В этом смысле

00:56:31 Может быть, мы пришли к Богу, чтобы исполнить также материальные желания. Но у Него более чистый интерес к нам. У Него совершенно чистый интерес к нам. У Него нет никаких материальных желаний, Он не хочет иметь последователей. Не то что как можно больше нужно иметь последователей. И так все его последователи, даже демоны. Ведь Он говорит: «Каждый идет моим путем. Ему не нужны последователи в этом смысле слова. Кришна говорит, если человек занимается духовным любовным служением Мне, но в то же время жаждет материальных наслаждений, то он очень и очень глуп. Жаждет преданного служения и хочет материальных наслаждений, например. Представляете такое сочетание? Материальное наслаждение – это как сон. Это так же, как сказать, что я хочу проснуться, но буду спать. Это глупость.

00:58:08 Это так же, как во сне вы пробовали поесть? Ну как, насытились? Идите сходите в туалет во сне. Очень интересный эффект. Это глупо, правда? Прям во сне идти в туалет, и по-настоящему все делается. Вот это такое сочетание. Получается, что человек хочет Кришне предаться и одновременно хочет чувственных материальных наслаждений, не возможно совместить. Просто это глупость называется. Тут что-то одно надо выбирать. Он подобен человеку, который отказывается от нектара, чтобы выпить яду. Подобен такому человеку. «Нектар?» - «Нет-нет!» «Яд?» – «да!» Не, он серьезно так делает, не шутит, это не шутка. Он так серьезно хочет. «Яду мне, яду», - говорит. «Я очень разумен, так зачем же Я буду наделять этого глупца материальным процветанием? - Кришна говорит, - будет лучше его побудить принять сладчайшее убежище у лотоса моих стоп и заставить его забыть о материальном наслаждении». И как забыть о материальном наслаждении? Нас беспокоит этот вопрос. Большинство. Память остается и вкус остается.

Как изменить вкус на высший?

00:59:47 Но Кришна в Гите объясняет это в двух словах: пробудив более высокий вкус. Вот это особое пристрастие Кришны. У нас есть куча материальных желаний, много несовершенства и недостатков у всех. У нас уже есть вкус бахкти. Вот это есть особая милость Кришны. Его пристрастие даже к не совершенным преданным. Любой здесь человек - начинающий или неначинающий - уже имеет вкус. Уже в киртане может танцевать, до потолка прыгать. Системы уже обвиты. Это с прошлых фестивалей ещё осталось. Не могут понять, как они так танцуют без спиртного, без причины. Нет никакой причины так прыгать, нет никакого стимула материального у них. Это вкус.

01:00:50 Стратегия Кришны по исправлению преданных, чья преданность не чиста, и превращение в чистых вайшнавов проста. Он пробуждает чистую веру в их сердцах. Чистая вера побуждает чистых преданных совершать чистое преданное служение и отказаться от его разных форм с примесями. Кришна проводит эту статегию одним из двух способов. Косвенно – вдохновляя преданных, постоянно очищать их от этой скверны. И прямо – вмешиваясь в их жизнь так, что они становятся готовы сразу принять чистую веру. Вот так Кришна делает. Когда при этом выхода нет просто – только предаться Кришне. Пусть Кришна выхода иногда не дает при этом. И так плохо, и так – везде заподня просто. И остается только прямо непосредственно к Кришне идти. «Кришна, конечно, я хотел тебе предаться, но не до такой же степени. Я не сейчас, главное, я думал когда-то я ещё это сделаю…» Вот Кришна устраивает такие вещи. Так что у нас есть две ловушки: ловушка майи и ловушка йога-майи. Мы просто выбираем в какую ловушку идти. Либо нас поймает материальная природа, либо поймает Кришна.

01:02:16 Он говорит: «Разумные люди выберут Кришну, потому что с ловушки всё равно не сбежать». Как Маричи демон, помните, выбирал, кто его убьет: либо Равана, либо Рамачандра. Не миновать. Всё. Судьба явила пред ним лицо: «Неотвратимо ты умрешь, но вот выбирай, как: либо от руки Раваны, либо от руки Рамачандры» «О, разумный демон, что толку, если я умру от твоей руки демона? Если я умру от руки Рамачандры, я освобожусь» И пошел к Господу Рамачандре. Выполняя волю Рамы вообще-то. Это воля Всевышнего такая. Итак, по воле Всевышнего может это произойти. И так же происходит благодаря усилиям самого преданного, который желает очистить своё сердце. Если он желает, но не может, Кришна помогает ситуацию. Как это было с [Трумахараджем], или с Нарадой в прошлой жизни. И со многими из нас тоже в этой жизни в век Кали. Многие из нас пришли в Cознание Кришны, не понимая, как.

01:03:37 Один преданный рассказывал мне свою историю, он говорит, что я пришел в Cознание Кришны, он говрит: «Можно наедине с вами поговорить, наедине, чтобы никто не слышал?» Он жил в ашраме в то время в 90х годах. Он мне сказал, вот так вот руку сделал, знаете: «ведь я не по своей воле пришел в Cознание Кришны». «А по чьей?» И он рассказал целую историю, как он пришел в Cознание Кришны. Он не хотел, не хотел приходить в Cознание Кришны. Но он пришел, стал жить в ашраме, стал мыть полы, хотя этого не хотел делать. «Я до сих пор не хочу мантру повтрорять, но нет другого выхода – нужно повторять». И он так всю жизнь повторяет мантру, у него нет проблем. Но он говорит: «Это не по моей воле произошло». Я не скажу, как это было, это запрещено говорить. Может быть, потом в ходе фестиваля нескольким человекам только расскажу. Отдельно в уединении.

Какое преимущество получает человек, который имеет гуру?

01:04:44 И когда преданный получает это особое расположение Кришны, то оно выражается в том, что он получает духовного учителя. И вот кто знает, какое преимущество получает человек, который имеет гуру.
– Связь с парампарой
– Связь с парампарой, так. И какое преимущество есть. Есть люди связаны, есть не связаны с парампарой. Ну, что хорошего есть?
– [неразборчиво] милости. Ловушка милости, духовный учитель, более защищенный
– Да, да. Вот что он может делать? Читать на плакате, что он может делать?
– Проповедовать. А! Ясно! Выполнять волю.
– Он может проповедовать, хотя он ничего не знает, о Кришне. Он только начинает. Он памяти не имеет, что это за процесс. Не то, что он прошел по шастрам и все понял. Нет. Это ещё очень далеко. Но судя по тому, что написано здесь, кто такой Кришна вообще. Это не потому, что мы шастры изучаем и знаем Кришну, а только потому, что Он сам себя раскрывает. До этого ещё далеко, чтобы общаться с Ним лицом к лицу. И все же преимущество заключается в том, что человек может говорить о Кришне.

Способность говорить о Кришне

01:06:06 В соответстветствии с Бхагават Гитой, Кришна говорит: «Стать очень близким для Него слугой. Тот, кто говорит, становится очень дорог мне, и дороже его не будет», - Кришна говорит. Итак, ученик, получивший посвящение, получает эту привилегию – способность говорить о Кришне. Заметьте, такой способности нет ни у кого, только у преданных в ученической приемственности. Конечно, многие могут сказать, что идея кришнаитов. Читайте кришнаитские книги, но в этом нет никакой бхавы. Там нет силы слова, там нет полномочий, нет преимуществ никаких. Какие-то слышите моменты наравне с другой информацией. Но если человек получает связь с парампарой, он поднимает значение этих слов выше всех других. Выше всех других понятий, просто потому, что он повторяет слова духовного учителя. Даже не понимает до конца их смысла.

01:07:07 Прабхупада говорит: «Смотрите, вот кусок провода. Вот и все, его качества. Но если вы берете кусок провода, вставляете в розетку. Потрогайте теперь». Дышшшш! Это же просто кусок провода! Нееееет. Через него уже проходят Знания. Он может ещё думать, что я кусок провода. Только почему, когда ко мне притрагиваются, от меня отлетает все? Так же преданные думают: «Почему-то, когда мы говорим о Кришне, люди воспринимают все всерьёз. Какие хорошие люди. Мы будем всегда восхищаться, как люди восприимчивы. Насколько благородны их души». Но это происходит по милости парампары. Потому что человек соединен с парампарой. Это и есть особые полномочия Кришны. Его особая милость, Его особое расположение к преданным. Он присоединяет её в свою семью берет посредством приемственности ученической, посылая духовного учителя.

01:08:13 И когда один преданный спросил Прабхупаду: «Я на самом деле не знаю, как проповедовать, Шрила Прабхупада. Как мне быть? Я не умею проповедовать». Но Прабхупада сразу сказал: «Ты все усложняешь. Это очень просто. Это проще, чем кто-то может даже думать. Повторяй за мной все, всё, что ты слышал. Если даже не запомнил, своими словами повторяй. Будешь проповедовать». И там была девочка, которая Сарасвати маленькая, она взяла за руку, подвела к микрофону и стала говорить Сарасвати на ухо, она в микрофон: «Кришна – верховная личность Бога», Сарасвати громко сказала «Кришна – верховная личность Бога», потом передала микрофон. Вот так просто. Вот так делать.

01:09:22 Хорошо. Не можешь говорить, может, у тебе есть комплексы. У людей в Кали югу есть большие проблемы с речью. Именно говорить не могут, бояться говорить. Тогда возьми книгу, говорить не нужно, и предложи. То же самое. Там гуру все говорит. Еще лучше, чем я скажу. Книга лучше скажет. Ее писал чистый преданный. Там Кришна говорит, чистый преданный объясняет. Я могу дать книгу. Это приравнивается к той же самой проповеди. Хотя языком практически ничего не говорю, просто говорю: «Здравствуйте! Харе Кришна! Посмотрите книгу. Столько то стоит». Все. Это уже форма гуру. То есть каждый, кто получает посвящение от гуру, становится гуру. Нет полномочий указывать путь правильный.

01:09:53 Итак, Кришна занимает особым служением своих преданных, особой деятельностью. Он их занимает такой деятельностью, которая очистит их сердца и оттолкнет от той деятельности, которая, от которой люди деградируют и страдают. Вот это особая милость Кришны. Поэтому это важно попытаться понять, где мы находимся сейчас, что это за процесс, что мы очень близки к совершенству, здесь говориться, Прабхупада это утверждал, что вы служите Кришне, вы уже освобождены, вам не о чем больше беспокоиться. Просто делайте это, как можно лучше, совершенствуйтесь в преданном служении, ни о чем больше думать не нужно. Таково это значение в преданном служении, даже неочищенный преданный, он близок к совершенству. Харе Кришна!
- Харе Кришна!

Ответы на вопросы

01:11:00 – Какие-нибудь вопросы? У вас фестиваль бахти врикша, вы привыкли все обсуждать, вы любите обсуждения. Давайте сейчас попробуем обсудить эту тему вместе.

Можно ли проповедовать без инициации, будет ли это эффективно?

01:11:01– Я хотела спросить, а если человек не получил инициации, можно ему проповедовать? Или лучше пока подождать, когда получит инициацию
– Если человек хочет проповедовать, ему никто не может запретить.
– Будет ли это эффективно?
– Да, это будет эффективно в том смысле, что он будет связывать людей с книгами Шрилы Прабхупады, совершенными преданными. Это эффективно в этом смысле.

Каково соотношение времени на проповедь и на воспевание Святого Имени?

01:11:40 – Каково соотношение? То есть у нас процесс в кали югу, воспевание Святого Имени. Каково соотношение проповеди с воспеванием Святого Имени?

01:11:59 – Шрила Прабхупада говорил, что есть брихат-мриданга. Помните такое выражение? Большая мриданга. Что обычная мриданга, если вы выйдите на харинаму, она может озвучить квартал или полквартала, люди услышат Святое Имя. Но брихатмриданга услышит весь мир. Это печатание, издание книг, распространение и проповеди. Прабхупада ещё лучше, чем воспевание, однажды сказал. Видите, как важную деятельность Прабхупада. Возможно, мы не поем круглые сутки, 16 кругов. Может, несколько раз в неделю мы приходим на киртан, или раз в неделю, кто-то реже. Но деятельность в сознании Кришны очень необходима сейчас для распространения. Прабхупада дал нам возможность спасать мир и самих себя тоже. То есть нас привел к очень возвышенной деятельности. Это высший альтруизм, высшая благочестивая деятельность спасать людей, передавать знания. Он дал эту миссию нам, хотя мы не достойны по своей природе. Он сказал, минимум 16 кругов, это каждый может научиться серьезный преданный, каждый преданный может научиться. И преданная деятельность в сознаии Кришны.

01:13:19 Ну и, конечно, на фестивале мы хотим много воспевать, это понятно. На фестивале много воспеваем.
[Из зала неразборчиво]
– Мм? Бахки врикши? Энтузиазм.
– Еще раз вопрос?
– Каковы критерии, связан ли преданный с парампарой или нет?
– Каковы критерии, связан ли преданный с парампарой? Или нет? Это вопрос его интересов. Критерии. В чем его интересы? Если интересы парампары становятся его интересами, конечно, связывают. Если он не собирается помогать приемственности, то он не связан, конечно.
– Даже дикши ?
– Да. Это не такой самый важным момент дикши. Важна связь в сердце. Дикша тоже необходима, но важнее связь в сердце. Если вы чувствуете боль, что мир катится в ад, если вы это чувствуете и видите, как много людей страдают, дегдарируют и чувствуете на себе какую-то ответственность помогать, не обращаясь к знаниям парампары, конечно, вы связаны с парампарой.

Как воспитать детей в Сознании Кришны?

01:14:54 – Скажите, пожалуйста, что самое главное в том, чтобы воспитать детей в сознании Кришны?
- Как воспитать детей в сознании Кришны? Просто будьте в сознании Кришны и все. Все просто. Кто сказал, что детей нужно учить? Они сами учатся. Вы же не знаете, какие они вырастут. Они сами научатся. У каждого пример в правильной семье. И все. Это самое главное. Учить А, Б, В - это не сложно. Это каждый может научить. В этом нет никаких трудностей.

Как проповедовать не навязываясь?

01:15:43 – Назовите, пожалуйста, самый эффективный способ, как можно проповедовать, но не навязывать людям, не применяя насилие?
– Как проповедовать, не применяя насилия? Это невозможно. Проповедь – это насилие над невежеством. Как обучать ребенка, вот сейчас вот обучение, если его обучать приходится, воспитывать приходится без наказания. Можно? Это невозможно. Это форма насилия - обучение. То есть вы хотите проповедовать, нести знание, вы будете совершать насилие, но в благости. Не в страсти, не в невежестве. Драться с людьми не будете, конечно. Не будете брать оружие, Крестовый поход организовывать, не будете, нет. Вы будете просто давать знание. И гневаться, когда они говорят, утверждают ложные какие-то истины. Гнев может разрушить ложные концепции.

01:16:36 – А разве это не будет вызывать негативное какое-то отношение, отвращение людей мысли, которые пытаются навязать себе?
- Не навязывается, нет. Но разбивается невежество. Если человек не хочет принимать, это другой совсем вопрос. Не нужно, чтобы он принимал сразу. Услышал – и достаточно. Всё. Как рассказывали, как на улице с людьми общаться. Показываете книгу, он говорил: «Ой, кришнаитская литература не-не-не-не!» и уже собирается уходить. «Хорошо, тогда вот это благовоние понюхайте». «Мне что-то не нравится». «А вот это вот нравится?» «Это лучше». «Возьмите вот это. Вот вам ещё шарик». Что-то же человек примет. С философией согласны не все. Но с прасадом согласны почти все. То есть мы не настаиваем, чтобы он прям сейчас принял всё. Но что-то принял. Что-то принял.

Как совместить проповедь и необходимость реализации себя, своих талантов?

01:17:38 – Сегодня человеку [неразборчиво]скажите, пожалуйста, могут ли стать препятстсвием на пути преданному служению творческие амбиции? И как можно.. С какой пропорцией можно соотнести необходимость проповеди и реализации себя.. своих наклонностей природных?
– Да, да. Свяжите их с проповедью. То, что вы хотите добиться, свяжите это с проповедью.
– Спасибо. А вот ещё дополнение такое. Возможны ли ипровизации? И в какой степени возможны импровизация в этой связи? То есть, если я связываю, я понимаю, что это возможно, но насколько я могу, я не имею духовного учителя, который может напрямую указать соотношение хотя бы примерно. Насколько я свободен?
– Чтобы творить в сознании Кришны, вы должны чувствовать бхаву, настроение. А творчество там, театр, что там, музыка, они допускают какие-то импровизации, какие-то спекуляции, какие-то просто театральные трюки, приемы, чтобы привлечь внимание зрителя. Но бхаву не изменяйте. То есть в результате вашего творчества должны любить Кришну. И все. Тогда вы полностью 100% успешны.

01:19:01 – форму. Какую тогда форму?
– Выбор формы может отличаться. Конфета та же самая. Фантик другой.
– Не понятно вот, когда была история про совершенство служения, [неразборчиво]. За счет чего он совершал?
– Почему совершал служение преданное служение? Но есть много причин. У каждого могут быть свои причины. Мы тоже, может быть, не хотим заниматься преданным служением, но нас заставляют обстоятельства. 2012 год, например. Правда. Сейчас очень много людей стали переходить к Ведической культуре только потому, что они боятся этого года. Ищут какой-то выход тоже. Ну, там пророчества из Ванги, что выживут только добрые люди. Они хотят стать добрыми, стать на добрый путь. На них влияет на людей это. А в других местах, например, хорошо развитых материально, очень стабильных, там очень трудно проповедовать. Люди явно показывают, что им не нужно заниматься преданным служением, что у них все хорошо, на материальном уровне, все хорошо. Не снилось нам, какой там уровень жизни. Мне пишут письма из Америки, из Италии. Я поражаюсь, какая там сильная майя материальная. Даже старики счастливы там. Такая забота, такой уход, что им невозможно показывать Бхагават Гиту, о смерти, о душе, материальном мире - ничего не слушают. Они счастливы.

01:20:39 То есть если человеку дать вот все желаемое в материальном смысле слова, скорее всего, он не будет заниматься преданным служением. Кришна вот только что говорил об этом здесь. У нас тоже есть какие-то свои материальные причины, что стимулирует к этому. Кришна говорит, что есть четыре типа людей, которые приходят к Богу. И все материальные. Они могут страдать, из-за страданий, или из-за нужды денежной, или из-за любопытства, или ищут Знания. Все это материальная материя. Но встретить человека, который именно хочет служить Кришне, интересуется Кришной, это очень редко. Это исключительный случай. Но мы можем стать такими по милости Кришны. Прабхупада сказал, что много будет таких преданных появится, пройдя через процесс очищения, много станет чистых преданных.

Стоит ли проповедовать людям в других конфессиях?

01:21:42 – Скажите, как проповедовать и стоит ли проповедовать людям в других конфессиях, когда они не следуют тому, чему хотят следовать? С другой стороны очень убеждены в том, что это единственный путь? И стоит ли вообще?
- Как проповедовать людям другой конфессии, которые не могут следовать, чему хотят следовать? То есть они хотят следовать.
– Они курят. Едят мясо и считают, что православие, там например, – это единственный верный путь к Богу и обвиняют тебя в том, что…
- Конечно, единственный путь, потому что православие прощает курение и мясоедение. Все, это вообще единственный путь…
– Стоит ли вообще с ними говорить?
– Это единственный путь для тех, кто курит и ест мясо. Не беспокойте их. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути…. Для тех, кто курит и ест мясо, другого пути нет. Такие формы религии необходимы тоже, они нужны тоже. Ну вот такие есть люди.
– Оставить их в покое?
- Их надо уважать. Не то, что оставить в покое, уважать надо. Они с этими привычками материальными, все же они обращаются к Богу прямо или косвенно. Это благородные души, в Гите говорится. То есть нужно уважать любые стремления

01:23:07 – Ну а проповедовать, что нужно соблюдать четыре регулирующих принципа?
– Им не нужно соблюдать принципы, они не давали обетов никаких. И не собираются давать обеты. У них другая философия. Их прощает Иисус Христос. Все. У них другая философия. Они ищут просто милости. Не хотят никаких усилий совершать. Это не приемлемо в нашем движении – это другой вопрос. Но в их движении это приемлемо. Они его специально создали. Иначе они бы никак не смогли к Богу прийти. У них не было бы шансов. Если сейчас поднять им стандарты, то люди бы сильно забеспокоились, были бы несчастны. Это не проблема, как таковая. Проблема в том, что есть распри между людьми. Вот это это уже проблема.

Как проповедовать без реализации духовного опыта?

01:24:04 – Как проповедовать без реализации духовного опыта?
– Как проповедовать без реализации духовного опыта
– Человек видит, что то, о чем я проповедую, то, что я говорю, во мне этого нет...
– Хороший вопрос. Он может видеть, что этого нет. Но в то же время он видит, что человек очень уверен в этом, предан, отражает чью-то веру. То есть очень уверенно говорит все эти вещи. То есть вот только что он знал этого человека, вместе они там могли покурить выйти куда- то по-дружески. И вдруг он ему начинает проповедовать активно. С полной верой такой, знаете, с уверенностью, что услышал уже. Истинный источник слышал, у него появилась эта вера. Поэтому слушайте и повторяйте. Слушайте и повторяйте. И постепенно люди увидят, что вы уже другой человек на самом деле. Сначала был такой же, как и я. А сейчас вот уже другой человек.

Библия разрешает есть мясо?

01:25:12– Такой вопрос. Какой аргумент можно привести в споре про мясо, когда человек говорит, что в Библии сказано, что можно..
– Когда опираются на священные писания, что можно есть мясо?
– Ну да, когда в Библии там написано про раздвоеные копыта у животных или сдвоенные, которых можно есть...
– С какими копытами кого можно есть?

01:25:42 Да, мы однажды с этим христианином в автобусе ехали. Всю дорогу спорили с ним. У него была Библия, у меня была Бхагават Гита в руке. И мы читали книги, а потом стали читать друг у друга. Потом разговорились. Оказалось, очень фанатичный человек такой настоящий. Настоящий такой твердый последователь фанатичный. Я тоже фанатичный, тоже твердый. И столкнулись лбами в этом автобусе. Он говорит, (про мясо стали говорить), что мясо можно, вот в Библии Бог дает. Это значит надо есть мясо, а вы отказываетесь. Где же ваше смирение? Где же ваше почтение к Богу? Бог вам предлагает, а вы отказываетесь. Не смиренны, не почтительны к Богу! И мне даже тоже неудобно стало...

01:26:30 Я Библию не читал в то время, я попросил показывать его стихи, где об этом говорится. И он сразу нашел стихи, он ориентируется, он раз-раз-раз, хоп – вот! Читайте! И точно про эти копыта все написано. Даю вам в пищу. Ну, думаю: «Все, надо есть мясо, похоже». Опускаю глаза ниже, и там другой стих: «Но и за это спрошу с вас!». Я ему этот стих показываю, он мне верхний. Я ему - нижний, он – верхний. Всю дорогу...

01:27:02 Если посмотреть внимательно в священные писания, там есть выбор всегда. Там не что-то утверждается одно. Люди разные, они выбирают разные вещи оттуда. И я выбираю, значит, не есть мясо. Он выбирает есть мясо. В одном же писании и том же. Поэтому человек не обязан есть мясо. Не обязан.

Выбор духовного учителя

01:27:31 – Скажите, пожалуйста, я выбрал учителя. Другие говорят, что надо пообщаться с другими духовными учителями. Но я не сомневаюсь в своем выборе духовного учителя.
– И? вопрос?
– Мне говорят, что надо пообщаться. Но я же уже выбрал.... Так надо или нет?
– То есть ты выбрал духовного учителя, но тебе говорят, подождать и пообщаться с другими духовными учителями, которых ты не видел еще?
– Да.
– Но ты не хочешь общаться с другими духовными учителями. Общайся с другими духовными учителями, конечно. Это может не повлиять на твой выбор, а может и повлиять на твой выбор. Не спеши. Пообщайся. Хоть одну лекцию послушай. Чтоб как-то шире понимать ISKCON.

01:28:23 ISKCON – это очень сложная организация. Очень сложно понять ISKCON, вот находясь вот просто здесь, вот в этой группе преданных. Нужно иметь представление о мировом ISKCON, чтобы понять, что такое ISKCON. Вот прямо здесь мы что-то делаем, организовываем фестивали. Но если вы приедете на фестиваль, скажем, на майпурский фестиваль, вы поразитесь, будете просто потрясены размахом, могуществом ISKCON там.

01:28:54 Берете ISKCON, скажем в Европе, в Америке вы увидите ISKCON. Это тоже поразитесь в общем. У нас есть небольшое представление об ISKCONе здесь, Москва, Подмосковье, Центральная часть России. Но Гуру Махарадж часто, когда ездил здесь, показывал слайды просто по вечерам допоздна, что происходит в мировом ISKCON. Картинки. Вот это вот Лос Анжелес, вот это Австралия, в Африке такое происходит. Чтобы у преданных было некое представление об ISKCONе, более широкое.

Будет ли прогрессировать курящий человек?

01:29:35 – Скажите, пожалуйста, если человек практикует йогу, слушает Бхагават Гиту, так или иначе считает, что он духовно прогрессирует, но при этом он употребляет интоксикации и считает, что это ему не мешает на данном этапе. Это какой уровень человека? Сможет ли он дальше прогрессировать?
– Читает Бхагават Гиту, практикует мантру?
– Ну иногда читает мантру…
– Читает мантру и иногда курит…
– Ну, курит, это стабильно.
– Стабильно курит и считает, что это не мешает ему прогрессировать?
– Да, он считает, что не мешает
– Это очень сильный преданный. [Смех в зале]. Он может прогрессировать даже, куря сигареты. Но я не сомневаюсь, что он прогрессирует, этот человек. Он прогрессирует.
– А только со временем уйдет у него это?
– Может быть, не уйдет. Может, так с сигаретой и пойдет к Кришне. Я не знаю. Есть разные преданные. Я уже боюсь что-то утверждать. Мы всякое видели. Сейчас уже вы каких только преданных не увидите. И пьющих, и курящих, и никотинных, и децибельных, и наркоманных. Преданные, всё равно они преданные. Может, они инициацию не получают, потому что они не могут следовать всему. Но они преданные Кришны, они верят Ему.

01:31:09 Уму не постижимо. Если бы мне сказали в 90х начале годах об этом, что ISKCON станет именно вот таким, как сейчас, я бы застрелился бы. А сейчас думаю: «Нормально. Нормально, хорошо. Пусть будет так. Милость Господа Чатаньи Кришне. Пусть все знают о Кришне. Пусть все пытаются согласно своим усилиям». Но если бы в то время мне сказали, что в будущем преданные будут курить, пить и мантру повторять и Гиту изучать, я бы застрелился точно. Я бы не знал, проповедовать или не проповедовать. Но сейчас я думаю, это нормально. Что будет дальше, не знаю.

01:31:59 Прабхупада сказал, что люди примут единого Бога. Примут руководство Шримад Бхагаватам, Бхагавата Пураны, Гиту. Они придут к этому. Но это будут разные преданные, разного уровня, разных культур. В ISKCONе, Прабхупада сказал, сохраняются самые высокие стандарты. Но и вне ISKCON будет очень много преданных, сказал Прабхупада с другими стандартами. Но ISKCON – золотой стандарт будет, будет поддерживать, вот как фонарь висит, можно все будет освещать. Все будут пользоваться именно стандартами ISKCONа, традициями ISKCONа, будут поддерживать. Прабхупада говорил, что мы, если приходим в ISKCON, будем носителями этих высоких стандартов. Старались получать посвящение, посвящать свои жизни, по-настоящему понимать имя Кришны в полной мере.

Стандарты ISKCON

01:32:56 – А расскажите немного о стандартах ISKCONа.
– О стандартах ISKCONа? Просто все. Четыре регулирующих принципа, 16 кругов мантры каждый день – это минимум. Минимальный стандарт. Но это золотой стандарт. Особенно, если вы это делаете внимательным образом, будете преданным очень высокого уровня. Уже благодаря этим всего лишь вещам: четыре принципа и 16 кругов.

Как преодолеть разобщенность с родными, когда встаешь на путь духовной практики?


01:33:25 – Скажите, пожалуйста, как преодолеть разобщенность интересов между родными, которые начинают практиковать, просто общие интересы..
– Это обычный, обычное явление сейчас, поскольку кто-то один принимает Cознание Кришны в семье революция происходит. Родственники там муж и жена, и дети там, и все, все остальные, все беспокоятся. На работе, друзья. Переполох. Потом преданные ещё это скрывают, не говорят ещё родственникам, мясо не едят, придумывают какие-то причины. Страх потому что. В семье разногласия начнутся. Вот это кали юга. Такова кали юга.

01:34:09 Ничего не нужно делать. Нужно быть терпеливым, смиренным и твердым в своих обетах. И постепенно родственники привыкнут. А потом сами откажутся от мяса, может быть. Как родители моей жены, они уже ушли из жизни. Но отец сначала не мог понять, что зачем, почему так, почему нужно отказываться от такой пищи и зачем всему этому следовать. Много спорил сначала, был недоволен. Но был несчастлив скорее за нас. Моя жена, его дочь, стала проповедовать, как дочь, даже ударила один раз его. По плечу как даст. Он убежал сразу. Вот так вот в споре каком-то. Он стал там что-то критиковать. Ну семейные дела. Нет проблем. Я, конечно, сделал замечание. Она говорит: «А что он вообще?» Ну она дочь. Они, понимаете, родственники близкие. Прошло полгода, отец… мать им приносит мясо на стол, он кулаком дышшшш: «Убери отсюда! Больше никогда не приноси. Всё!».

01:35:27 То есть людям нужно время осмысления. Знаете, привычка – вторая натура. Они привыкли так жить, это их природой стало уже. Поэтому сначала просто шок. Культурный шок человек получает. Образ жизни такой. С ума сошли! А как же наши предки пили, ели. А пращуры то же самое. Правда, обезьяны вегетарианцы, вот не знаем, откуда это у человека. Кстати, да. Обезьяна же вегетарианец. Почему человек ест мясо? Но то есть, если вы проявите терпение и родственные отношения не будете разрушать. Именно вот это важно, не разрушать родственные отношения, уважать эти чувства. То постепенно они примут чистый стандарт. Они будут уважать тоже.

01:36:17 – А на какие темы общаться, если общие интересы разные?
– На какие темы общаться, вы решайте сами, как общаться с родственниками. Не проповедуйте им, если не хотят. Но мясо не ешьте. Спиртное не пейте даже на праздники. Они всё равно будут вас спрашивать, тогда проповедуйте. Не спрашивают, молчите. Все просто. Все просто. Им не нужно проповедовать активно просто. Тем более это ж ваши родители. Они же прекрасно помнят, как меняли пеленки у вас. И тут он сел на спину и проповедует. Они никогда не забудут это. Это вы забыли просто. Вы считаете, что выросли. А они так и видят вас, связанным с прошлым. Какой он был, ходить не умел, говорить не умел то толком. А сейчас вот, видите, наставления дает. Я его учил А, Б, В, а теперь он мне проповедует. Это же в своем отечестве нет пророка. Не надейтесь на это.

Кому воспевание мантры должно приносить удовольствие?

01:37:39 – [Из зала неразборчиво]
– Кому удовольствие? Кришне? То есть воспевание, воспевание для удовольствия людей и для удовольствия Кришны
– [неразборчиво] когда мы проповедуем [неразборчиво] внутреннее, внутреннее наше состояние?
– Это можно различать, а можно не различать всё, что вы сейчас сказали. Это называется проповедовать согласно месту, времени и обстоятельству.

01:38:34 Один ученик Прабхупады был президентом в одном храме. И всё, что он делал, он играл на гитаре в своем кабинете и пел Харе Кришна. К сожалению, больше никакими делами не занимался. Весь храм жаловался на него Прабхупаде. Он не управляет, не занимается, обязанности не выполняет. Он сидит в кабинете, на гитаре играет целый день вообще и поет мантру Харе Кришна. Прабхупада пришел к нему и сказал: «А что ты здесь сидишь? Бери гитару и путешествуй по всем городам, пой Харе Кришна. Прям с гитарой, ты хорошо играешь на гитаре. Давай, путешествуй». Место, время, обстоятельства.

01:39:11 Что плохого, если люди получают то же удовольствие от киртана? Я смотрю музыкальный, скрипки там какие-то, проигрыши музыкальные, люди все сидят. Интеллигенция, знаете. Они любят все эти вещи. Я думаю, многие люди тоже любят. Харе Кришна, если она звучит, то все звучит. И музыка тоже звучит. И с Харе Кришной музыка же вся происходит. Знали об этом? Она всё равно проявится, музыка. Если поете Харе Кришна, музыка проявится. Вы услышите много музыки оттуда.

01:39:51 Это можно, это не различать. Так или иначе пойте Харе Кришна. Под барабан, или каратавы, или под музыку какую-то. И под симфоническую музыку Говинда Махарадж поет. Оркестр симфонический. И там такая интеллигенция. Все одеты, все в галстуках, все с прическами. Ну такая публика настоящая, ценители искусства. И там Говинда Мхарадж поет под симфонический оркестр. Харе Кришна мантру. И потом все встают и хлопают. Овации там. Браво! Нормально? Что плохого?

01:40:32 Не хотите людей удовлетворить? Не хотим служить мясоедам этим, правда? Но у них есть чувства, человеческие чувства, и в них можно пробудить добродетель. Человек – это очень ценное существо. Очень ценная жизнь. Можно пробудить сердце, что он никогда этого не забудет. Ежесекундно побуждение забудет на всю жизнь человек. Мы стараемся разными методами. Да к тому же и многим преданным нравится музыка со временем. Вкус очищается. Они становятся ценителями настоящими. Для Кришны музыка – это очень хорошо. На самом деле музыка – это одна из форм отречения, написано. Прабхупада объясняет, это есть форма отречения в этом мире. Музыка. Поэтому мы применяем музыку в киртанах. Она очень далеко может увести человека из этого мира. Цепь приемственности.

Как утешить скорбящих?

01:41:50 – говорит о том, что [неразборчиво]
– Кришна заботиться об этом. Если даже увидите, что преданный формально куда-то уходит, то Кришна в сердце заботится об этом. Но с опытом видим, что никто никуда не уходит. Так кажется, что уходит. Физически может быть он не приходит, не присутствует. А в сердце он никуда не уйдет. Как это возможно?
– [неразборчиво] что вы можете на это сказать?
– Ребенка?
– Нет, мать.
– Матери, у которой такой ребенок? Нужно рассказать о законах судьбы, о смысле жизни. Человек должен знать об этом. Есть неотвратимые законы судьбы. Таково устройство. Ну расскажите немного об этом устройстве. О Боге хорошо рассказать в сердце. Чтобы люди искали прибежище в Боге именно. Не просто в семье, в детях. Судьба не дает прибежище. Ни своя, ни чужая. Кажется так.

01:43:19 Как история со слоном Гаджендрой, когда он руководил стадом слонов, был царем слонов на райской планете. Гаджендра – великий слон. Но он попал в трудное положение в озере. В озере он потерял силу в воде, и крокодил сильнее в воде, чем слон. И ситуация оказалась смертельной для него. Судьба. Смотрите, его сила не помогла ему. Стадо слонов стояло на берегу, не входило в воду, боялось. Если уж Гаджендра попал в беду, то что уж о нас говорить. Там описывается закон судьбы, неотвратимое время. И тогда он просто обратился к Богу, вспомня прошлые жизни. Такая история о слоне о Гажденде, о его спасения. Нужно проповедовать, давать людям знания, чтобы они не скорбели. Причин для скорби нет в этом мире. Все родившиеся умрут. Все умершие родятся снова. Ведь так?

Сколько сейчас преданных людей?

01:44:38 – Чатанья Чандра, скажите, пожалуйста, сколько сейчас преданных людей?
– Преданных в мире? Я думаю, что даже Нарада Муни не знает этого.
– Даже Кришна не знает.
– Он говорит, что даже Кришна не знает. Трудно сказать, потому что слово преданный – понятие очень растяжимое. В Индии там практически все преданные люди. Прабхупада так говорил, что практически все преданные.
– А осознанные?
– А осознанные преданные? Вы имеете ввиду чистые преданные? Чистых мало преданных может быть. Таких великих каких-то личностей, великих имеется в виду. Но вообще преданных очень много. Основные цели ISKCON какие?
– Возродить духовную культуру в человеческом обществе.
– Возродить духовную культуру в человеческом обществе, такая цель, основная цель ISKCONа. Знаете, в чем проблема? Не то, что разные классы, разные нации, разные страны, разные формации, законы. Потому что разная культура. Нужна единая культура, при этом различие, но нужна одна культура. Это цель ISKCON. Восстановить самые высокие стандарты культуры, культурных ценностей, когда бы все люди стремились.

Как относиться к литературе?

01:46:09 – На фестивале я купил книгу одну помимо книг Прабхупады. И там психотерапевт Майкл Ньютон занимался тем, что водил людей в регрессию, и они в состоянии транса вспоминали все свои прошлые жизни, и ему рассказывали. Он проводил своего рода исследования. И там как бы он пишет в своей книге много разных вещей, что-то подтверждает из Ведического знания, что-то опровергает. Как относиться к этой литературе? Вот, допустим, там пишет, что ни разу среди исследований души не видели ада тоесть они считали что ад здесь на земле, что-то типа того.

01:47:57 – Когда вы читаете какие-то относительные знания, то должны заранее знать, что это чье-то относительное мнение. Не вступать в спор. Просто ради информации получать такое знание. Интересно, как люди думают, понимают – все по-разному. Просто вот заглянуть в эту область размышления человеческого. Почитать их записи, книги. Исследования какие-то. Вы не должны ожидать, что там абсолютная истина. Они обычные люди, имеющие недостатки, как и все, могущие ошибаться, в чем-то не совершенны, склонны к обману. Поэтому не питайте иллюзий, когда читаете такие книги.

01:47:37 Но если вы читаете Бхагават Гиту, то вы должны знать, что говорит Бхагаван, то есть близким другом, очень серьезно относитесь к этому. Понятно, что это нужно принять очень серьезно. Но когда мы просто общаемся друг с другом, мы должны быть довольно терпеливы, понимать, что у нас есть какие-то несовершенства, и мы можем по-разному понимать какие-то вещи. Пока. На данном этапе развития. Это нормально. Но развитие это все очистится. Итак, сейчас не так важно, кто что думает, о том, кто он, а важно, что мы все в процессе развития. Вот это важно. Находясь в одном процессе, мы не очень придаем значение различиям, разногласиям. Но если нет процесса одного, это опасно. Вот тогда это опасно.

Как относиться к тому что остаются дурные привычки?

01:48:48 – Я разговаривала со своей православной подругой... [неразборчиво] cовершенно случайно открыла на 100й странице, и там была выдержка из Бхагават Гиты по поводу того, что чтобы ты ни делал в этой жизни, какие бы поступки ни совершил, тебе все простится, думай обо Мне [неразборчиво] Он сказал, что все думают только о будущем. Значит, здесь можно делать, что угодно, думай, повторяй [неразборчиво] можно тогда не стыдиться за женщин, которых насилуют [неразборчиво]
– Это скорее ваш вопрос, чем её вопрос.
– Я не знала, что ей ответить.
– Нужно изучать Бхагават Гиту полностью целиком, не одну выдержку.
– Я понимаю. Пока [неразборчиво]
– Так, как вы ставите вопрос? Еще раз? Сформулируйте его.
– Почему так вот, на этой 100й странице сказано, чтобы ты ни делал в этой жизни, тебе все простится, какие бы ты поступки не совершал...
– Даже если ты самый грешник из грешников, поднявшись на корабль трансцендентного знания, верно...?
– Нет, как-то не так было
– Тогда дайте мне 100ю страницу этой книги. Здесь есть? [Разговоры в зале] «Даже если человек совершает самые ужасные поступки, но занят чистым преданным служением, считайте его садху ибо он на верном пути». Это? Интересно, что это за стих такой был? Этот стих? Прочитай громко.

01:51:34 – «Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, то следует считать его праведником, ибо он на верном пути» - Бхагават Гита, 19. Теперь нужно читать что? Комментарии Шрилы Прабхупады. Как он комментирует этот стих. Как это относится к случайным падениям. Видите, все сразу стало на место. Вот как опасно выдергивать из контекста фразы. И делать вывод. Намеренный грех не прощается. Намеренный грех не прощается. Человеку ответственность дали. А не намеренный грех прощается. Человек не хотел, но так случилось. И он раскаивается. Зачем же его наказывать? Это можно простить.
– Не хотел украсть, а обстоятельства так сложились, что украл, да?
– Не заметил даже, что было.
– Сила привычки, может, следовал?

01:52:47 – Сила привычки. Один вор, помните, он захотел стать святым и примкнул к группе святых. Они шли в места паломничества. Он тоже притворился святым, присоединился к ним. Но каждую ночь он просыпался. Он же вор. Они ж ночью не спят. Клиптомания называется. Вы не уснете. И тут все спят. Столько вещей вокруг. Он вставал тихонько, все эти вещи забирал и уходил. И когда уходил, к нему снова возвращалось желание стать святым. Он возвращался, снова клал вещи на место. И снова ложился спать. И снова просыпался, снова брал вещи, уходил. И когда все просыпались святые, садху, они видели, что все вещи перепутаны. Каждую ночь все перемешивает кто-то. Стали уже ругаться, ссориться: «Не ты мои вещи брал? Зачем чужие вещи берешь?» В конце концов сказал: «Да, это я». «Зачем ты это делаешь?» «Ну, я вор. На самом деле я вор. У меня привычка воровать. Вот я ворую ночью, а днем возвращаю. Я же хочу стать садху, поэтому возвращаю снова обратно».

01:53:51 Понимаете смысл? То есть вы практикуете духовную практику, но у вас ещё остались какие-то привычки. Верно? Вас за это наказывать не будут. Вас будут считать святой, потому что вы встали на верный путь. Понимаете, в чем смысл стиха. «Ибо он на верном пути». То есть он случайно совершает эти вещи, по привычке. По дурной привычке еще, потому что он не образован, не обучен, не очищен. Ребенок много совершает ошибок? Много. Вы же не убиваете, сурово слишком не наказываете? Вы воспитываете его. Считая, что это хороший ребенок, и будущем будет ещё лучше. Совсем не трудно понять этот стих. Просто Кришна милостив и помогает. И Прабхупада говорит этим стихом нельзя пользоваться, как оправданием своих грехов. Там в комментарии.

01:54:47 – [неразборчиво] историй и браманы различных традиций и философских школ школ, они собирались и выясняли [неразборчиво] и потом, если кто-то побеждал в споре [неразборчиво]
– Побеждала истина
– И вопрос такой: возможен ли такой диалог в настоящее время? Если не возможен, то по каким причинам? И какие должны быть для него условия? [неразборчиво]
– Диалог с кем?
– Ну, с представителями других конфессий, браманами других конфесcий.
– Чтобы стать учениками? Они стали учениками.
– Нет, с целью выяснения истины.
– Такие встречи совершаются, бывают такие встречи. Например, Удупи Кришна, это место явления Мадхава Ачарьи недалеко. И там эта линия Мадхава Ачарьи это наша, наша Мадхава Ачарьи. Но в какой-то момент времени сказали, что ISKCON не относятся к линии Мадава. Не признавали, что ISKCON – это линия [Мадава]. Тогда наши духовные учителя, они пришли и общались там с браманами, с лидерами. И в течение беседы они пришли к выводу, что это та же самая линия.
– [из зала неразборчиво]
– Неважно. Неважно. Можно это делать при желании. При желании найти общий язык
– [неразборчиво ]абсолютная истина [неразборчиво] такой диалог с ними построить [неразборчиво]
– Официальный диалог такой не знаю, состоится или нет. Но неофициально такие диалоги происходят постоянно. Неофициально всегда. Официально не знаю, стоит это делать, можно.

01:56:42 – [из зала неразборчиво]
– Нет. Нет. Я не думаю, что нужно с ней постоянно продолжать какие-то беседы. По интересам, по необходимости. У них своя традиция. Все. Например, если я что-то хочу узнать об Иисусе Христе, я пойду к человеку, кто хорошо знает об этом. Я могу поговорить, спросить, узнать. Все. Вот на таком уровне это очень хорошо. Если они хотят узнать что-то о Кришне, они должны прийти сюда, и послушать здесь, и все станет ясно.
– [из зала неразборчиво]
– Ну, преданные, скажите, подавать стакан воды или не подавать стакан воды? Кто за то, чтобы подавать стакан воды, поднимите руку. [Смех в зале]. Хорошо. Единогласно у нас. [Смех в зале]. Записано на видео у нас. Стакан воды подадут.

Как говорить материальному миру НЕТ?

01:58:23 – Как говорить материальному миру - НЕТ? То бишь отречься от всего и так далее. Но большую часть своей жизни мы проводим в материальном мире. Соответственно очень сложно хоть что-то получать в такой ситуации, когда у тебя сознание, одна программа говорит материальному миру «нет», а в другом тебе постоянно говорят «да». Какое вот материальное поведение преданного? И [неразборчиво] баланса?

01:59:03 – Реальное поведение в материальном мире оставаться свободным от низших качеств. Вот это реальное поведение в материальном мире. Вот такое оно должно быть. Свобода от низших качеств. Не та свобода, которая в Западном мире провозглашается, свобода чувствам, когда свободу похоти, жадности. Нет. Этим качествам свободу давать нельзя. Нужно освободить душу, высшую энергию из плена низшей энергии. Поэтому здесь нужно жить именно свободным от низших качеств. Независимо от пороков. Отказаться от них. Такой образ жизни должен быть. Прабхупада сказал, что люди думают, что они свободны. На самом деле они порабощены, они страдают, они порабощены низшими гунами природы.

Чем выше взлет в духовной жизни, тем круче падение?

02:00:12 – Скажите, пожалуйста, Александр Геннадьевич, среди преданных есть мнение, что чем быстрее человек, ну, вот начинает практиковать, чем выше он взлетает то по-любому это [неразборчиво] как бы априори. И главное, чтобы за это время было человка [неразборчиво] такие отношения учителем спасают, а просто один-два друга, которые помогут, не осудят. Я хотела бы…
– Какая-то теория просто. Теория, разработанная в Москве. Я думаю, что есть у кого-то опыт подобный, конечно же. Не на пустом месте разработана теория, что за большим взлетом следует потом падение.
– Да. Ну, хотелось бы узнать, для чего..
– Смотря, что называть взлетом. Если взлетает ложно эго, ждите падения. Это будет очень сокрушительное падение. Если взлетает дух, то он взлетает в смирении, в служении. Он никогда не возвышается над другими, он служит другим. Куда же он будет падать? Падать то будет некуда. Это совсем другой взлет.

02:01:30 Вот, скажем, старый преданный так утверждает, говорите, некоторые. И вот старый преданный сидит перед вами. Вот он никогда не падает, сколько его помню. Не собирается, стабильный. Самый стабильный в российском ISKCONе, всё это знают. Потому что он служит, терпеливо служит много, много лет. Но если понятно, что человек в лучах славы находится, это может быть опасно для него. Он себя будет отождествлять с этой славой, с этим могуществом, влиянием, то есть риск. Риск потерять все это. Мой гуру махарадж сказал однажды, что человек потеряет то, чем он злоупотреблял. Ничто другого он не потеряет никогда. Вы можете иметь вечное богатство и вечную славу, но если не злоупотребляете этим.
– Имеется в виду злоупотребление на что? Когда человек начинает наслаждаться и забывать про обязанности?
– Злоупотребление? Что такое злоупотребление? Да, это чувство наслаждение может быть.

02:03:49 Обычно это выражается в высокомерии, гордости, в критике других, противопоставлениях. Как это в источнике Змей Калия накопил много яда и поэтому уже не мог жить в мире с другими. В этом прогресс виден, что яд уже не дает ему покоя. Он хочет.. Он давит его из нутри, этот яд. Или слишком большие богатства – тоже гордость. Или слишком большие знания – тоже гордость. Так опасность и гордыня. Ложное эго падает. Душа не падает. Гордость разрушает плоды аскетизма. Это другое выражение того, что вы говорите. Падение. Горость. Плоды аскетизма означает, что вы поднимаетесь, а гордость под ножку разрушает дшууушш – и вы падаете. Гордость разрушает все плоды аскетизма всех достижений. Поэтому называется высоким искусством преданное служение. Что вы можете сделать и великие вещи, но оставаться смиренным. В этом все искусство деятельности. То есть не отождествляется это с телом, с плодами деятельности этого тела. Это смирение называется. При этом может быть очень успешным.

01:04:33 – [из зала неразборчиво]
– Не хочет принимать духовного учителя
– [из зала неразборчиво]
– Может, он принял в сердце какие-то наставления, пока ему достаточно? Я не знаю, в чем причина. Не всегда это должно быть опасным. Если он следует наставлениям, я не вижу опасности. Немножко попоем? Можно спеть 5 минут? Ага, тогда давай положи.
Шрила Прабхупада Ки!!!!
– Джай!!!
Аплодисменты.

транскрибирование: Ирина Островерхова | Москва | Россия | 18 September 2014