Бхакти-йога как цель всей системы йоги

Аюрведа радио - 14 September 2007
Ценность изучения священных писаний. Какую деятельность можно назвать благотворной? Две категории неудачливых йогов. Йога как процесс воссоединения с Богом. Бхакти-йога ‒ цель всей системы йоги. Ответы на вопросы. Где можно заниматься бхакти-йогой? Как обрести непоколебимую веру в Бога? Для чего создаются общества духовной традиции? Достаточно ли иметь одного духовного наставника и при этом не состоять ни в каком обществе?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:33:56 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 104 | скачано: 255 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:24 [Ведущая] Уважаемые радиослушатели, рада приветствовать вас вновь на волнах аюрведа-радио, и сегодня мы продолжаем нашу программу. Несмотря на то, что у нас нет возможности корректировать расписание на сайте, Владимир Критский сегодня с нами в прямом эфире на волнах «Аюрведа» радио. Обзор различных систем йоги, а также ответы на вопросы по «Бхагавад-гите», те вопросы, которые вы нам пришлете. Добрый день, Владимир Георгиевич!

00:00:49 [Критский В. Г.] Добрый день. Дорогие друзья, сегодня у нас заключительная передача по главе 6 «Бхагавад-гиты» – «Дхьяна-йога», затем будет небольшой перерыв, на две недели, и затем в начале октября мы продолжим, уже начиная с главы 7.

Ценность изучения священных писаний

00:01:10 И, как обычно, я хочу вначале сказать несколько слов по поводу значимости передачи, в которой мы с вами принимаем участие. Многие утверждения «Бхагавад-гиты» и других ведических произведений могут показаться нереальными, фантастичными. Это, по сути, следствие различных подходов, восточного и западного типа мышления. Как говорил знаменитый писатель Редьярд Киплинг: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад».

00:01:48 И восточный подход можно назвать интегральным, он рассматривает такие глобальные понятия, как Абсолютная Истина, понятие кармы. Западный подход является дифференциальным, то есть он пытается проанализировать понятия по их составным частям. Мы в прошлый раз с вами говорили о книге Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физика?», это характерный пример того, как современная наука пытается изучать жизнь.

00:02:20 Другой пример, из моей собственной практики, моего опыта, – мой отец. Он был доктором биологических наук, профессором, он работал в Институте биохимии АН им. А.Н. Баха. И он водил меня в свой институт с детских лет, я видел этот процесс, скажем так, «делание» науки. Там в подвале был виварий, в котором держали животных, несчастных животных, на которых ставили опыты: мышей, крыс, кроликов, собак. Мой отец изучал влияние радиации на обмен нуклеиновых кислот, и для того чтобы провести эксперимент, выяснить каким образом повлияло на это животное облучение, животное просто убивали, я видел это всё собственными глазами. То есть, по сути, для того чтобы изучить жизнь, нужно вначале убить жизнь. Это, разумеется, во благо науки, на благо человека. Это так называемый научный подход, скажем так, эмпирический, дифференциальный метод. Это, по сути, не изучение жизни, а изучение материальной оболочки, и вся современная культура, по сути, основана на таких телесных, механистических представлениях.

00:03:52 Когда же человек знакомится с реальной культурой, культурой духовного мира, то на него находит определённое просветление, он понимает, что он познакомился с более возвышенным, реальным миром, а не каким-то материальным подобием. Мир – это духовное творение, и здесь на каждом шагу мы видим личности: мы с вами личности, животные тоже личности, даже растения тоже личности. В одной из наших передач мы говорили о книге «Тайная жизнь растений», которая блестяще доказывает, что растения тоже обладают сознанием.

00:04:39 И в конце концов мы должны понять, что из себя представляет Верховная Личность Бога, которая является обладателем всех качеств, всех энергий, является источником всего сущего. В этом заключается, по сути, цель духовной жизни, в этом заключается процесс йоги. То есть йога – это путь духовного развития, восстановление отношений с Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога, а не просто какая-то система гимнастических упражнений. Есть такое красивое выражение, я не знаю кто его автор: «Дорога к истине – есть дорога к счастью». То есть, по сути, это путь духовного познания, познания высшего смысла человеческой жизни, и практикой этого пути является система йоги.

Какую деятельность можно назвать благотворной?

00:05:38 Итак, мы с вами в прошлый раз остановились на стихе 40, где Господь Кришна отвечает на сомнения Арджуны. Итак, стих 40:
श्रीभगवानुवाच
पार्थ नैवेह नामुत्र विनाशस्तस्य विद्यते ।
न हि कल्याणकृत्कश्चिद्दुर्गतिं तात गच्छति ॥ ४० ॥

śrī-bhagavān uvāca
pārtha naiveha nāmutra
vināśas tasya vidyate
na hi kalyāṇa-kṛt kaścid
durgatiṁ tāta gacchati

«Господь Верховная Личность Бога сказал: „О сын Притхи, трансцеденталист, занятый благочестивой деятельностью, никогда не гибнет, ни в этой жизни, ни в следующей. Того, кто творит добро, мой друг, никогда не одолеет зло”».

00:06:06 Вот сейчас мы с вами рассмотрим, что это означает – творить добро, и мы будем время от времени зачитывать отрывки из комментария духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, который наиболее авторитетно отвечает на эти вопросы:

00:06:25 «Людей, идущих по пути добра или благочестивой деятельности, можно разделить на три категории. К первой относятся те, кто следует предписаниям священных писаний, Вед, и стремятся при этом к материальному счастью. Ко второй – те, кто пытается освободиться из плена материального рабства. И к третьей категории относятся люди, которые занимаются преданным служением Господу в сознании Бога.

00:06:56 Первые, те, кто следует правилам и предписаниям священных писаний, чтобы обрести материальное счастье, можно в свой черёд разделить на две большие группы: 1) те, кто трудится ради плодов своего труда; 2) те, кто не стремится использовать плоды своего труда для удовлетворения своих чувств. Те, кто занимается кармической материальной деятельностью ради удовлетворения чувств, могут достичь более высокого уровня жизни и даже подняться на высшие райские планеты, но поскольку они продолжают оставаться в плену материальной природы, путь, по которому они следуют, нельзя назвать наилучшим.

00:07:37 Единственной по истине благотворной деятельностью является та, которая ведет человека к освобождению. Любая деятельность, которая в конечном счете не направлена на достижение духовного самосознания или освобождение от материального рабства, не является благотворной. Но деятельность в преданном служении Господу – это, по сути, единственная благотворная деятельность, и того, кто стремится несмотря на все трудности развить в себе сознание Бога, можно назвать совершенным йогом.»

Две категории неудачливых йогов

00:08:11 В «Шримад-Бхагаватам» приводится цитата, в которой Нарада Муни дает совет Вьясадеве, составителю ведической литературы: «Если, оставив материальные устремления, человек посвящает себя служению Господу, он никогда не встретит в жизни потерь или поражений. С другой стороны, непреданный, даже неукоснительно исполняющий свои предписанные обязанности, по сути, ничего не достигает». И в следующих стихах Господь Кришна начинает разъяснять свои слова из предыдущего стиха.

00:08:49 Стих 41:
प्राप्य पुण्यकृतां लोकानुषित्वा शाश्वती: समा: ।
श‍ुचीनां श्रीमतां गेहे योगभ्रष्टोऽभिजायते ॥ ४१ ॥

prāpya puṇya-kṛtāṁ lokān
uṣitvā śāśvatīḥ samāḥ
śucīnāṁ śrīmatāṁ gehe
yoga-bhraṣṭo ’bhijāyate

«После многих лет жизни на райских планетах, где живут благочестивые существа, неудачливый йог рождается в семье праведников или богатой аристократии».

00:09:05 Согласно Ведам, жизнь есть практически на всех планетах Вселенной. Это достаточно революционная точка зрения, и её довольно трудно доказать с научной точки зрения, но легко объяснить. На самом деле тут нет противоречий с научными данными. Дело в том, что жизнь на других планетах существует в иных формах. Материальные тела состоят из более тонких материальных элементов, таких как вода, воздух, огонь, эфир. Здесь, на Земле, преобладающим элементом является земля, то есть самый грубый элемент, который является носителем качества твердости. Поэтому здесь, на Земле, преобладают вот эти самые тяжелые элементы: земля и вода, и, соответственно, самая сложная система устройства материального тела.

00:10:03 Стих 42:
अथवा योगिनामेव कुले भवति धीमताम् ।
एतद्धि दुर्लभतरं लोके जन्म यदीदृशम् ॥ ४२ ॥

atha vā yoginām eva
kule bhavati dhīmatām
etad dhi durlabha-taraṁ
loke janma yad īdṛśam

«Тот же, кто оставил занятия йогой после многих лет практики, рождается в семье трансценденталистов, наделенных духовной мудростью. Такое рождение – большая редкость в этом мире».

00:10:23 Итак, в этих двух стихах Господь Кришна разъясняет, что есть две категории неудачливых йогов: первая – это те, кто оставили занятия йогой, едва его начав, а вторая – те, кто сошли с этого пути, пройдя значительную часть. Первые отправляются на планеты, где живут благочестивые существа, так называемые райские планеты. А вторые после многих лет практики йоги вновь попадают на Землю… Большая удача появиться в семье йогов-трансценденталистов, поскольку ребенок, родившийся в такой семье, с самого начала жизни получает мощный толчок к духовному развитию. Члены семей, где чтут традиции и дают детям надлежащее воспитание, сведущи в духовной науке и являются преданными Господа, поэтому с течением времени они становятся духовными учителями.

00:11:18 В Индии ещё сохранились семьи, которые из поколения в поколение воспитывают трансценденталистов, появиться на свет в таких семьях – это огромное преимущество. И духовный учитель, который перевел «Бхагавад-гиту», Бхактиведанта Свами Прабхупада, а также его учитель Бхактисиддханта Сарасвати Махарадж, оба родились в таких семьях и с самых первых дней могли заниматься преданным служением Господу.

00:11:48 Стих 43:
तत्र तं बुद्धिसंयोगं लभते पौर्वदेहिकम् ।
यतते च ततो भूय: संसिद्धौ कुरुनन्दन ॥ ४३ ॥

tatra taṁ buddhi-saṁyogaṁ
labhate paurva-dehikam
yatate ca tato bhūyaḥ
saṁsiddhau kuru-nandana

«Родившись в такой семье, йог возрождает божественное сознание его предыдущей жизни и вновь начинает занятия йогой ради достижения полного совершенства, о потомок Куру».

00:12:06 Итак, имеет место определённая преемственность в развитии духовного сознания. В следующей жизни мы начинаем своё духовное развитие с того момента, на котором остановились в прошлой жизни. Пример, который приводится в ведической литературе, – это история царя Бхараты, который родился в семье благочестивого брахмана. В своей предыдущей жизни Бхарата был императором всего мира и правил огромным царством, и в его честь эту планету называют также Бхарата-варшей. Но, будучи ещё молодым, император решил отречься от мира, он покинул свой дворец и отправился в лес ради достижения духовного совершенства. Но, так или иначе, он не сумел достичь поставленной цели, и в одной из последующих жизней он родился в семье благочестивого брахмана под именем Джада Бхарата. Он всегда искал уединения и избегал всякого мирского общения с кем бы то ни было. Это была его последняя жизнь, и в конце он вернулся обратно домой, обратно к Богу. И на этом примере видно, что всё, что достигнуто трансценденталистом в процессе практики йоги, не пропадает даром, и по милости Господа он снова получает возможность полностью развить в себе сознание Бога.

00:13:44 Другой, очень интересный, уже современный пример приводится в номерах нашей газеты «Золотой век», о которой, я думаю, вы знаете. В прошлом году к нам в Москву приезжала женщина, которая родилась в Индии, и эта женщина интересна тем, что она вспомнила свою прошлую жизнь. То есть к ней пришли воспоминания о том, что в прошлой жизни она жила в Англии, она была юношей и жила в индусском храме (в Англии очень большая община индусов и последователей ведической традиции).

00:14:28 И в предыдущей жизни, примерно 30 лет назад, она была молодым юношей и пыталась заниматься бхакти-йогой, но трагически погибла: этого юношу сбила машина. И вот, она примерно двадцать с лишним лет назад родилась в Индии уже в теле женщины. Она дала интервью, её история была в печати, и в том числе в газете «Золотой век». Она приезжала в Москву и здесь рассказывала о своём опыте. Это не просто фантазии, потому что всё, что она рассказала, проверялось. Группа исследователей приезжала в Англию, нашла этот город, где она родилась в прошлой жизни, и проверила все её данные. Действительно, в указанные ею годы там жил такой юноша, который решил посвятить свою жизнь йоге, ведической культуре, и он трагически погиб примерно в возрасте двадцати лет.

Йога как процесс воссоединения с Богом

00:15:40 Стих 44:
पूर्वाभ्यासेन तेनैव ह्रियते ह्यवशोऽपि स: ।
जिज्ञासुरपि योगस्य शब्दब्रह्मातिवर्तते ॥ ४४ ॥

pūrvābhyāsena tenaiva
hriyate hy avaśo ’pi saḥ
jijñāsur api yogasya
śabda-brahmātivartate

«Обладая божественным сознанием в предыдущей жизни, такой человек естественным образом начинает следовать принципам йоги, даже не ища их. Трансценденталист, стремящийся к духовному знанию, всегда стоит выше ритуалов священного писания».

00:15:40 Дело в том, что есть разные уровни духовного развития. Большинство людей знают только морально-этические принципы, которые являются внешней оболочкой духовной жизни. Но йогов, достигших высокой ступени духовного развития, не интересуют внешние принципы и ритуалы, описанные в священных писаниях. Их естественным образом привлекают внутренние, глубинные принципы йоги, которые помогают им развить сознание Бога и достичь духовного совершенства.

00:16:40 Это достаточно тонкий момент. Дело в том, что священные писания предназначены для всех людей, в первую очередь для начинающих духовную жизнь, поскольку продвинутым йогам хорошо известны все эти принципы. И здесь Господь Кришна говорит о принципах бхакти, которая является высшей системой йоги, и она начинается с прослушивания и повторения святых имен Бога. Те, кто следует данной системе бхакти-йоги, каждый день повторяют святые имена Бога. В нашей традиции повторяется Харе Кришна мантра, которая часто звучит на волнах радио «Аюрведа».

00:17:22 Стих 45:
प्रयत्‍नाद्यतमानस्तु योगी संश‍ुद्धकिल्बिष: ।
अनेकजन्मसंसिद्धस्ततो याति परां गतिम् ॥ ४५ ॥

prayatnād yatamānas tu
yogī saṁśuddha-kilbiṣaḥ
aneka-janma-saṁsiddhas
tato yāti parāṁ gatim

«После многих лет духовной практики, искренне стремясь к духовному прогрессу, такой йог в конце концов очищается от материальной скверны и обретает духовное совершенство».

00:17:37 Стих 46:
तपस्विभ्योऽधिको योगी ज्ञानिभ्योऽपि मतोऽधिक: ।
कर्मिभ्यश्चाधिको योगी तस्माद्योगी भवार्जुन ॥ ४६ ॥

tapasvibhyo ’dhiko yogī
jñānibhyo ’pi mato ’dhikaḥ
karmibhyaś cādhiko yogī
tasmād yogī bhavārjuna

«Йог выше аскета, выше философа-эмпирика и выше того, кто занимается материальной деятельностью, поэтому, о Арджуна, при всех обстоятельствах будь йогом».

00:17:54 Вот комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Йога – это процесс воссоединения нашего сознания с Высшей абсолютной истиной. Разные категории людей по-разному называют этот процесс, в зависимости от выбранного метода духовной жизни. Когда процесс воссоединения со Всевышним основан на материальной деятельности, его называют карма-йогой, когда он связан с философскими исследованиями, он носит название гьяна-йога, а когда в основе процесса лежит преданное служение Господу, его называют бхакти-йогой. Бхакти-йога, или метод сознания Бога, как будет объясняться в следующем стихе, является высшей ступенью йоги, которая даёт человеку полное духовное знание и поэтому является наиболее совершенным методом духовного сознания.»

Бхакти-йога – цель всей системы йоги

00:18:51 И вот, наконец, последний стих главы 6. Стих 47:
योगिनामपि सर्वेषां मद्ग‍तेनान्तरात्मना ।
श्रद्धावान्भजते यो मां स मे युक्ततमो मत: ॥ ४७ ॥

yoginām api sarveṣāṁ
mad-gatenāntar-ātmanā
śraddhāvān bhajate yo māṁ
sa me yukta-tamo mataḥ

«Господь Кришна сказал: „Из всех же йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда думает обо Мне в глубине сердца и постоянно служит Мне с любовью и преданностью, наиболее тесно связан со Мной в йоге и он из всех является наивысшим. Таково Моё мнение”».

00:19:21 Комментарий: «Занятия йогой достигают своей кульминации на уровне бхакти-йоги, все остальные методы йоги всего лишь ступени, ведущие к бхакти. Строго говоря, йога и означает бхакти-йогу. Начиная со ступени карма-йоги и заканчивая уровнем бхакти-йоги живое существо проходит долгий путь духовного осознания. Началом этого пути является карма-йога, то есть работа без стремления к плодам своего труда. Когда человек, занимающийся карма-йогой, обретает знания и способность к самоотречению, он поднимается на уровень гьяна-йоги. Когда занятия гьяна-йогой приводят его к уровню медитации на Верховную Душу через систему различных физических упражнений, то он способен сосредоточить свой ум на Господе и достигает стадии аштанга-йоги. Поднявшись ещё выше и осознав Верховную Личность Бога – Кришну, человек достигает уровня бхакти-йоги, кульминации всех йог.

00:20:28 Бхакти-йога является высшей целью занятий йогой, но чтобы глубоко понять суть этого метода, человек должен познать и содержание остальных методов йоги. Тот, кто, достигнув определённой ступени йоги, останавливается на ней и не продвигается дальше, называется, соответственно, карма-йогом, гьяна-йогом, раджа-йогом, хатха-йогом и так далее. Если человеку посчастливится подняться на уровень бхакти, то он поднимается над всеми остальными методами йоги, поэтому развить в себе сознание Бога – это значит достичь высшей ступени йоги. Только тот, кому посчастливится, может обрести сознание Бога, следуя путём бхакти и выполняя предписания Вед. Идеальный йог, достигший совершенства, способен сосредоточить свой ум на Господе Кришне, которого именуют также Шьямасундара.

00:21:30 Господь приходит в материальный мир в разных воплощениях, появляясь на Земле в облике человека. Он известен под именами Рама, Кришна, Говинда, Васудева. Он самый совершенный сын, совершенный муж, друг и господин. Он исполнен всех достояний и трансцендентных качеств. Того, кто полностью осознал эти качества Господа, называют совершенным йогом. Достичь высшей ступени совершенства можно занимаясь бхакти-йогой, всё это подтверждается в Ведах.

00:22:09 yasya deve parā bhaktir
yathā deve tathā gurau
tasyaite kathitā hy arthāḥ
prakāśante mahātmanaḥ

«Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается смысл ведического знания» (Шветашатара-Упанишада 6,23).

00:22:22 Итак, бхакти-йога, преданное служение Господу, не оскверненное желанием материальной выгоды, является целью всей системы йоги. Этим заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к главе 6 «Бхагавад-гиты», которая называется «Дхьяна-йога», или «Йога медитаций», и на этом я, соответственно, хочу закончить свою передачу на сегодня. Если у вас есть какие-то вопросы или замечания, пожалуйста, звоните по нашим телефонам или пишите на наш сайт. Напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич.

Ответы на вопросы

00:23:01 [Ведущая] Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем нашу программу. Владимир Критский в прямом эфире на волнах «Аюрведа» радио, «Обзор различных систем йоги». А в данный момент – ответы на вопросы по ведической философии. Итак, у нас есть первый вопрос. Владимир Георгиевич, вы с нами?
[Критский В. Г.] Да, да, конечно.

Где можно заниматься бхакти-йогой?

00:23:20 [Ведущая] Вопрос звучит так: «Где можно заниматься бхакти-йогой?»

00:23:26 [Критский В. Г.] Это вопрос достаточно простой. Существует несколько обществ ведической культуры, я назову только основные из них, наиболее авторитетные, популярные. С одной стороны, есть общество, созданное самим Прабхупадой, духовным учителем, который, по сути, возродил на Западе интерес к ведической культуре. Есть «общество Сознание Кришны», которое находится по адресу Ленинградский проспект, дом 39, за комплексом «Старт», это примерно одна остановка от метро «Динамо» в сторону аэровокзала. Также есть достаточно крупный центр, храм общества Гудия-матх, так называется Шри Чайтанья Сарасват Матх. Он имеет храм на Кисельном переулке, в центре, недалеко от метро «Кузнецкий мост» (см. на карте). И есть ещё несколько других обществ, которые имеют небольшие центры, не столь крупные. То есть сейчас ведическая традиция достаточно широко распространена у нас в стране и на Западе, и наиболее серьезные и авторитетные представительства я назвал.

00:24:53 Но есть целый ряд других обществ ведической культуры, и не все из них придерживаются того же философского направления, что и наше, которое называется бхакти-веданта. Есть другая интерпретация «Бхагавад-гиты», так называемая адвайта-веданта, или концепция имперсонализма. Я кратко упоминал и сейчас ещё раз скажу, что это довольно сильно отличается от наших представлений, хотя внешне, вроде, все то же самое. Они тоже опираются на Веды, «Бхагавад-гиту», они следуют тем же самым регулирующим принципам, но с философской точки зрения – это учение о пустоте, о том, что Высшим Абсолютом является безличный Брахман.

00:25:49 Наше учение бхакти, или бхакти-веданта, по сути очень близко, скажем, к христианству. То есть это монотеистическая традиция, которая признает существование единого Бога, Высшего Разума и очень глубоко и философски это обосновывает. Имперсональные направления уже, по сути, отрицают то, что Всевышний Господь является изначальным источником, для них Бог – это некая абстракция, и, по сути, эти направления в какой-то степени материалистичны. Поэтому я не случайно назвал именно два центра, которые следуют авторитетной трактовке учения веданты, именно центр около метро «Динамо» (Ленинградский проспект, 39) и центр «Шри Чайтанья Сарасват Матх» на Кисельном переулке. Вот такой ответ на данный вопрос.

Как обрести непоколебимую веру и забыть о страхе

00:26:54 Как обрести непоколебимую веру в Бога, в то, что делаешь, если совместить благоприятные мысли с благоприятными действиями, забыв о страхе? Как совместить благоприятные мысли с благоприятными действиями, забыв о страхе?

00:27:10 [Критский В. Г.] Обрести непоколебимую веру не так просто. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «будь у вас вера хотя бы с горчичное зерно, скажете горе: «Иди», и гора пойдет» (От Матфея 17:20 – прим. ред.) То есть вера – это великая вещь, на самом деле, хотя в современной культуре превозносится именно знание, как бы это сказать, некое научное, философское, понимание. Но в духовной традиции ничуть не меньшее значение имеет также вера, и здесь во многом всё зависит от того, во что ты веришь. То есть верить-то нужно в то, во что нужно верить, то есть в то, что является действительно авторитетным духовным путём.

00:27:59 И обрести непоколебимую веру можно, в принципе, следуя двумя путями. Во-первых, через индивидуальную духовную практику, то есть следуя предписаниям священных писаний, следуя принципам священных писаний, воспевая святые имена Бога. И второй путь – следование примеру великих душ. Даже, может быть, ещё важнее найти такую личность, которая обладает такой верой и способна вдохновить вас, дать вам пример, повести за собой.

00:28:37 Для всех нас таким идеальным примером является духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада, который почти в 70 лет уехал из Индии, приехал в Америку и основал там общество ведической культуры и институт Бхактиведанты. И в течение 12 лет он проповедовал по всему миру и распространял это древнее ведическое знание. Разумеется, это сделать не так просто и в молодом возрасте, а в 70 лет тем более. Но он был настолько силен своей верой в то, что Господь его защитит, Господь даст ему силы, что он осуществил эту великую миссию, и у нас сейчас есть возможность следовать этим путем, читать ведические произведения в авторитетном переводе, в том числе «Бхагавад-гиту», которую мы изучаем.

Зачем нужны все эти ведические общества?

00:29:36 [Ведущая] А зачем нужны все эти различные общества, о которых вы говорили, отвечая на предыдущий вопрос?

00:29:43 [Критский В. Г.] Эти общества нужны для того, чтобы человеку было легче следовать по духовному пути, потому что в современную эпоху, когда материалистическая культура преобладает, индивидуальное духовное развитие практически не осуществимо. Об этом говорится, собственно, и в «Бхагавад-гите», и Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет о том, что когда вы общаетесь с людьми аналогичного настроения, аналогичного менталитета, то вам гораздо легче, вы гораздо удобнее себя чувствуете. И если вы находитесь в семье, где вас любят, уважают, вы чувствуете себя очень удобно, комфортно и можете полностью раскрыть себя, раскрыть свои способности.

00:30:35 Если вы живете в среде, где к вам относятся недружелюбно, с каким-то недоверием, непониманием, то вам будет очень трудно. Вы должны быть великим аскетом, великим йогом, чтобы принести свою жизнь на алтарь вот этого служения, что может, конечно, далеко не каждый. И вот как раз в этих обществах духовной традиции люди западной культуры, которые, по сути, ничего не знают о ведической традиции, могут найти круг близких по духу людей и в их обществе следовать вот этому духовному методу, методу бхакти-йоги, которая является наиболее совершенной ступенью в лестнице йоги. Вот в этом смысл всех этих обществ.

Разве не достаточно одного духовного учителя?

00:31:29 [Ведущая] Ещё вопрос: разве одного наставника не достаточно?

00:31:35 [Критский В. Г.] В принципе, достаточно, если у вас настолько совершенный учитель, как, например, Бхактиведанта Свами Прабхупада. В этом случае, несомненно, вы сможете достичь духовного совершенства, но реально такое случается очень редко. Большинство людей, которые познакомились с ведической культурой, в глаза никогда не видели духовного учителя. Они познакомились с этим либо через книги, либо услышав какую-то передачу по радио или по телевидению, и им зачастую вообще очень трудно продвигаться по духовному пути до той поры, пока они не найдут людей, которые близки им по настроению.

00:32:21 Это даже не обязательно называть громким именем «духовный наставник» или «духовный учитель», это могут быть просто какие-то наши духовные братья и сестры, которые уже раньше нас стали на этот путь и могут помогать нам. А в дальнейшем, когда человек продвинется на этом пути и поймет, что действительно необходимо найти совершенного учителя и принять от него посвящение, то он, естественно, обратиться и найдет такую личность, потому что таких личностей не так много, всего несколько человек во всём мире, и он постарается найти такую личность, обратиться к нему и принять от него духовное посвящение, вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:33:07 [Ведущая] Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич. Вопросов больше нет, очень рады были вас слышать!

00:33:14 [Критский В. Г.] Я ещё раз вам напоминаю, что следующей передачи не будет, потому что я через несколько дней уезжаю под Новороссийск, где у нас состоится слет последователей ведической культуры, поэтому я прощаюсь с нашими радиослушателями «Аюрведа» радио до начала октября, когда состоится очередная передача, уже по главе 7 «Бхагавад-гиты».
[Ведущая] Хорошо, спасибо большое, всего доброго и удачной вам поездки!
[Критский В. Г.] Спасибо, до свидания.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 30 November 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 23 December 2021
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 08 January 2022