Любовь и самопожертвование

21 августа 2010
От чего зависит милость Бога? История о Мадхавендре Пури и горшочке кхира. История о Санатане Госвами и сладком рисе. Как понять что приемлемо в служении, а что нет? Что понимается под служением Кришне? Что такое карма-канда? Если я ни разу не видел Кришну, как я могу ему служить? Мы поклоняемся Кришне потому, что Он дорог Шримати Радхарани.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:50:05 | качество: mp3 128kB/s 45 Mb | прослушано: 120 | скачано: 134 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:20 Но это значит, что вопросы не серьезные. Если у человека есть вопрос, который является для него вопросом жизни и смерти, то он вряд ли его забудет. Просто разные вопросы, которые время от времени приходят к нам в голову. Но если, если в вопросе содержится некая суть, то, рано или поздно, он, так сказать, всплывет. В Бхагавад Гите говорится о тех качествах, которыми должен обладать человек, задающий вопросы духовному наставнику о духовной жизни и на языке Шрилы Шридхара Махараджа, он это определял, как то, что гуру по его словам не является справочным бюро. Поэтому невозможно задавать ему все, что взбредет в голову. Когда с Госвами Махараджем мы сидели на выставке «Новая Эра» очередная, и на его столике кто-то догадался поставить табличку, на которой было написано: «Отвечу на любые вопросы». Вот... и люди там, действительно, стали задавать любые вопросы. Как бы одна дама спросила, стоит ли ей с её мужем оставаться жить в Москве или лучше переехать в Санкт Петербург. Какая-то тетушка там… да… Бабушки спрашивали о своих внуках и т.д. Что с ним будет, когда он вырастет, она спросила. А еще, некоторые люди, когда они узнавали, что вопросы на ответы бесплатные, просто разворачивались и уходили. Т.е. они ищут кого-то, кто мог бы их обмануть

От чего зависит милость Бога?

00:03:35 (вопрос из зала)Вот, до того, как Махарадж пришел, мы обсуждали такой вопрос: от чего зависит милость Бога. Ну, в общем, как её получить? И у всех было столько разных мнений, столько всего… каждый что-то своё добавил. Хотелось бы узнать мнение Махараджа. Т.е. в чем… От чего зависит милость Бога и как её получить? Это, как бы, был совместный вопрос. (другой человек добавляет) Не столько милость Бога, а как становятся преданными? (Первый человек снова) Это и есть милость Бога (смеется).

00:04:14 Прабхупад имел обыкновение говорить, приводить пословицу о том, что если ты любишь меня, люби и мою собаку. Шрила Шридхар Махарадж также говорил это и Говинда Махарадж говорит это. И в этом заключается некий секрет. «Любишь меня – люби мою собаку» означает в данном смысле, что если вы любите кого-то, то вы любите то, что с этим человеком связано. И наоборот, если вы не испытываете никаких чувств к тем, кого я люблю, тогда ваша любовь ко мне фиктивна. Просто плод вашего воображения. Мы слышали о том, как, однажды, некогда Парвати Деви, супруга Господа Шивы, спросила у него: «Из всех видов поклонения Богу, какой является наивысшим?» Помните, что на это говорит сам Шива. Господь Шива сказал: «Из всех видов поклонения, поклонение Господу Вишну является наивысшим». Для нас, в данном случае, Вишну означает Кришну, поклонение Кришне. Парвати Деви была смущена этим, несколько, потому, что она сказала: «Я поклоняюсь тебе, Шиве. Ты же утверждаешь, что поклонение Господу Вишну – высочайшее. Как мне быть?» И далее Господь Шива сказал: «Но выше поклонения Господу Вишну – поклонение тем, кто дорог Ему» И Парвати Деви подумала: «Я поклоняюсь тебе, ты – преданный Господу Вишну, тогда все… все хорошо».

00:08:04 Нам говорят, что природа чистых, безраздельных преданных Кришны такова, что они не позволяют возникнуть ни малейшей лазейке, через которую к ним могло бы прийти некое вознаграждение или отдача за их служение. Они лишены любых отдельных интересов, интересов, не связанных с их служением Кришне. И поскольку высочайший интерес Самого Кришны заключается в Шримати Радхарани, Ее личность интересует Его в высочайшей степени, то интерес и забота этих преданных, Его преданных состоит в том, чтобы всегда выдвигать на первый план Ее. И это положение вещей в высшей степени противоположно тому, что мы видим в этом мире. Здесь в этом мире то, что Дарвинская теория эволюции обозначает как выживание сильнейших, в этом мире это закон. Когда имеет место борьба, соревнование, целью которого является оттеснение в сторону других. Но на земле преданности также имеет место соперничество, борьба. Но это борьба за то, чтобы продвинуть, выдвинуть вперёд других. Чистые безраздельные преданные Кришны лишены иных желаний и интересов, кроме служения Кришне. Но, как было сказано, они не ожидают никакого вознаграждения за своё служение и они не позволяют этому вознаграждению прийти к ним.

00:10:45 Поэтому Кришна оказывается в затруднении. Те, кто дороги Ему более всего на свете, Он хотел бы служить им, но они не позволяют Ему этого делать. Именно в этом заключается наша перспектива, наша надежда на будущее, связанная с будущим. Мы должны стараться служить этим преданным, и, говоря более точно, нашему Гурудеву. И Кришна увидит, что то служение, которое Он Сам хотел бы оказать Своему преданному, это служение совершаете вы. И тогда Кришна прольет Свою милость на тех, кто делает это. Именно такое непрямое, а, как сказать…косвенное обращение, не непосредственное, а опосредованное, такое обращение приносит величайшую отдачу, вознаграждение.

История о Мадхавендре Пури и горшочке кхира

00:13:05 Шрила Шридхар Махарадж сравнивал однажды Санатану Госвами и Мадхавендру Пури. Он говорил о той высочайшей жертвенности, которую Санатана Госвами особенным образом показал в одном случае. О Мадхавендре Пури мы слышали, что Божество, которому он поклонялся, Гопал…поскольку Он страдал от жары, то попросил Мадхавендру Пури принести Ему сандаловую пасту для того, чтобы тот умастил пастой Его тело и Он смог бы испытать прохладу. И когда Мадхавендра Пури оказался в Ориссе, в поисках того, о чем попросило его Божество, то он увидел, что Божеству Гопинатха в том месте предлагают каждый день 12 горшков с кхиром, чудесным кхиром, и он подумал, что было бы замечательно, если бы я смог предлагать такие прекрасные подношения своему Гопалу. А после этого мысль…к нему пришла такая мысль, он подумал, что под предлогом предложения этой еды Божеству, я наслаждаюсь сам. И он был очень смущен и опечален этим.

00:15:54 Такова природа преданных, даже самых возвышенных преданных – они думают о том, что в них есть недостатки и изъяны. И то, что происходит с ними вовсе не есть некий психологический, или как угодно можно назвать, психоэмоциональное переживание вины или что-то в этом роде. Мы могли бы назвать это перфекционизмом. Перфекционизм в том смысле, что если, скажем, кто-то в современном мире стремится к высочайшим достижениям в области музыки, искусства, технологий и чего угодно, то в английском языке такого человека называют перфекционист, тот, кто стремится к совершенству. Мы не побуждаем людей…их…этих людей принимать что-то более низкое. Хотя кто-то может и делает это. Однажды Ачьютананда Махарадж в Калькутте подготавливал к изданию к печати книгу подношений Шриле Прабхупаде ко дню его явления. И он несколько раз приносил книгу издателю. Наконец, когда издателю это надоело, он сказал ему: «Ты что, пытаешься сделать свою книгу совершенной?» - «Да, так в этом то и суть!» - отвечал он ему. Потому что они думали, что чтобы внести все эти исправления… там потрачено так много бумаги и т.д.

00:18:42 И вот, Гопинатх знал сердце и душу и настроение Мадхавендры Пури, и он знал, что в существе, в личности Мадхавендры Пури не было и следа эгоизма или чего-то подобного. И вечером этого дня, одного из дней, Божество явилось во сне пуджари, преданному, который Ему поклонялся и сказал…Кришна сказал ему, что Он спрятал, скрыв в складках Своей одежды один горшок с кхиром, сладким рисом, для того, чтобы отдать его Мадхавендре Пури. Пуджари проснулся утром, пошел в храм и увидел, что, действительно, в складках одежды Божества на алтаре, был горшок с кхиром. И этот пуджари понял, кто такой Мадхавендра Пури и он немедленно отправился в ближайшую деревню и стал ходить по улицам и громко кричать: «Где этот удачливый Мадхавендра Пури? Где этот Мадхавендра Пури, для которого Гопинатх украл горшок с кхиром?» И, встретив его, он сказал: - Ты Мадхавендра Пури? Мадхавендра Пури ответил да. «Гопинатх украл для тебя горшок с кхиром». Мадхавендра Пури был вне себя и он в экстазе тотчас же стал есть рис, кхир. А после этого он подумал, что люди… люди слышали в этой местности, что говорил этот пуджари и молва разойдется и все будут говорить, вот он великий преданный. И, боясь почитания и славы в свой адрес, той же ночью он ушел из этого места.

00:21:54 И опять же, это еще один признак преданного – он никоим образом не стремится дать всем знать о своей преданности. Это выразил Махапрабху, когда Он говорил: «У Меня нет и капли любви к Кришне». Махапрабху прибывает в состоянии преданности, высочайшей, которая только мыслима или немыслима. И тем не менее, Он говорит: «У меня нет ни капли любви к Кришне».

История о Санатане Госвами и сладком рисе

00:22:50 И все-таки молва разошлась и люди узнали о том, что Гопинатх похитил горшок с кхиром для Своего дорогого преданного Мадхавендры Пури и слава Мадхавендры Пури стала повсеместной. Это история Мадхавендры Пури, но с Санатаной Госвами случилось нечто другое. Мы знаем о том, что Рупа Госвами и Санатана Госвами жили как нищие. Говорят, что обычно они оставались, жили, ночевали под одним деревом два-три дня. После этого они уходили в другое место и спали под другим деревом. И ели они ровно столько, сколько нужно было, чтобы душа оставалась в теле.

00:24:12 Однажды Рупа Госвами захотел предложить что-то замечательное своему брату и Гурудеву Санатане Госвами. Он принес ему прекрасный восхитительный сладкий рис. Санатана Госвами попробовал его и нашел, что вкус риса был поистине необычайным. И он, прекрасно зная, что Рупа был нищим и у него не было вообще ничего, он спросил: «Как? Откуда ты достал рис? Как ты смог приготовить его?» На что Рупа Госвами отвечал: «Одна девочка из близлежащей деревни принесла этот рис мне и я дал его тебе». И Санатана Госвами был очень опечален. Он сказал: «Та личность, та, служение лотосным стопам которой является смыслом и целью и устремлением нашей жизни, Она послужила тебе» Он говорил о святых лотосных стопах Шримати Радхарани.

00:26:18 Такова природа чистых преданных, не в их природе. В их природе не принимать какое бы то ни было служение от Кришны. Но эта возможность иногда, если нам везет, если мы удачливы, может прийти к нам.

Как понять что приемлемо в служении, а что нет?

Еще вопросы?
Мурали, объясни вот.. пусть вот к этому вопросу еще… вот вопрос такой…а в общем то на том уровне, на котором мы находимся, мы должны принимать то, что нравится Кришне в первую очередь, правильно? Т.е. мы должны принимать то, что нравится Кришне и отказываться от того, что Ему не нравится. Ну… т.е. вот это правильно?

00:27:42 А как мы узнаем, что есть что? (ответ из зала) ну… через то, что говорит Гуру.
Верно, то, что его слуги говорят. Да, это факт, если человек стремится к духовному прогрессу, он должен в своей жизни принять новые критерии в отношении того, что приемлемо, а что нет, что такое хорошо и что такое плохо. Именно в таких выражениях это описывается в священных писаниях – принимать то, что благоприятно для служения Кришне и отвергать все то, что неблагоприятно. Но мы можем не знать, лично мы можем не знать, что есть что. Поэтому мы слушаем Гурудева и его представителей, узнавая от них, что приемлемо, что нет.

00:29:22 (продолжение вопроса из зала) Т.е. надо постоянно быть с мыслью о том… с вопрошением к Гуру… правильно ли я вообще делаю или неправильно…
(переводчик) В уме?
(голос из зала) Ну да. Постоянно иметь, как бы такой…вопрос постоянно должен быть в голове?
(ответ лектора) Ну по правде говоря, это же не может быть 24 часа в сутки, это не может присутствовать в нашем уме или сознании. Т.е. это не в буквальном смысле слова, но речь идет о новых критериях. Если мы хотим совершать движение вперед, идя по этому пути в этой линии, то естественно мы обратимся к тем, кто занимает более высокое положение, чем мы.

Что понимается под служением Кришне?

00:30:00 (следующий вопрос) Что понимается под словом «служение Кришне»? как правильно это понимать? Если в начале я предлагаю все Гурудеву, потом по парампаре предлагаю Кришне. А что понимается под словом служение Кришне? На нашем уровне..
(Госвами Махарадж) Это означает, Бимал слышишь, это означает, покорность или послушание вайшнавам. Вот это и есть служение Кришне. Слушаться вайшнавов. Служение Кришне - это не означает каждый день предлагать Кришне цветы. Если вайшнав попросил тебя предложить цветок Кришне, это служение. Но если ты сам решил предлагать цветы Кришне, то это твоя собственная затея.

00:32:25 Шрила Шридхар Махарадж рассказывал об одной личности в Гаудия Матхе, который был учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и они его называли, ну как-бы он ему являлся профессор Саньял. И профессор Саньял имел обыкновение говорить, он говорил: «Я не сделаю ни шага, я не сдвинусь ни на пять…там… буквально говорил ни на дюйм, если на то не будет приказа или воли моего Гурудева». Это можно назвать фанатизмом, это можно назвать как угодно, но таково отношение преданного. И также профессор Саньял говорил Шриле Шридхар Махараджу, что… он говорил, что «если ты будешь читать Шримад Бхагаватам или любое Священное Писание по собственному почину, по собственной воле, ты можешь получить то, что называется гьяной, знанием, но это не будет преданностью.

Что такое карма-канда?

00:33:55 Преданность присутствует там, где выполняется воля вайшнава. И Сарасвати Тхакур говорил: «Предположим, вайшнав говорит, принеси мне цветок» - ты приносишь ему цветок, а вайшнав говорит: «Нет, мне нужна вода». В этом случае, если ты будешь по-прежнему говорить: «Ну вы же просили о цветке.. вот он» - это относится к категории «карма-канда», но не преданности. Карма-канда в данном случае означает – та ситуация, когда мы так сказать проецируем свои собственные желания и представления на божественное, но это категория кармы, т.е. обычных поступков, но не преданности.

00:35:18 Подлинное преданное служение нисходит свыше на этот уровень бытия через посредников…посредников Господа. Поэтому положение преданного – верховное. Потому, что они, преданные, знают, что приносит Кришне счастье.
(вопрос из зала) Значит, мы должны быть постоянно настроены на эту волну служения Говинде Махараджу, постоянно это чувствовать и воспринимать… а через кого это может прийти сюда, здесь, через каких преданных? Кто такие вайшнав и как это все как бы совместить вот..? один может по несовершенству сказать одно, другой по несовершенству может сказать другое... как это как бы сгармонизировать?

00:36:50 Ну, Бимал, я думаю, можно не переводить… как бы Джаганнатха Валлабха тот…, он сказал, кто по воле Говинды Махараджа… и это в высшей степени практично. Ну, можно как бы использовать пример армейский. Вот, допустим, тебе говорят, ботинки у тебя должны быть надраены до блеска. А униформа должна быть… и там… на стрельбищах ты должен как бы из ружья стрелять безукоризненно. И тебя в армии учат делать все эти вещи. А потом наступает время настоящего сражения и тебе говорят, ну давай, парень! Нужно рыть окоп! То, что нужно прямо сейчас это рыть окоп. И невозможно в этот момент отойти в уголок и сказать, ну я же чищу ботинки. Этому нас учили, когда мы стали солдатами. Мне говорили, что чистые ботинки – вот, что важно, а рытье окопов может помешать чистоте моих ботинок. С какой же стати? Как так? Грязные ботинки…как можно в них ходить?

00:38:54 Есть разные вещи, которые присутствуют в нашей жизни, практике сознания Кришны, которым мы учимся. Но если сознание Кришны - это реальность, а не некая фантазия, если это реальность, тогда мы должны быть готовы делать то, что необходимо и когда это необходимо. Если Кришна живой и настоящий и то, о чем мы говорили прежде, что служение Кришне означает служение Его преданным, тогда, например, служение Ему - это сесть в машину и поехать встретить преданных в аэропорт, например. И этот незатейливый поступок может дать нам больше духовной сути, больше духовного нечто, чем так сказать пребывание в уединенной комнате с четками в руках и повторение.

Если я ни разу не видел Кришну, как я могу ему служить?

00:40:21 На самом деле, напротив даже, это, этот поступок может послужить тому, что святое имя низойдет к нам.
(вопрос из зала) Мы хотим служить Кришне… Вот я могу сказать о себе…о себе, что я не хочу служить Кришне, я Его не знаю, я не знаю, кто это, я с ним не знаком, я Его не видела. Я знаю только то, что я слышала о Нем от преданных и соответственно от Гурудева, но я не знаю Его лично, поэтому как я могу служить [неразборчиво], я могу только служить под руководством того, кто Его знает. …вот, хотела сказать вот, что Махарадж об этом думает? У меня нет вот такого желания вот конкретно лезть там Кришна, Кришна! Пожалуйста! Я Тебе буду служить! Нет у меня этого, потому что я не знаю, кто это. Если я узнаю, кто это, тогда может быть это будет тогда. Но сейчас какой…что говорить о служении Кришне таким вот образом, как вот преданный спрашивает. Я просто не понимаю.

00:41:49 Гурудева мы знаем, встречали его лично. Гуру и вайшнавы, это… для нас… они в любом смысле… они живые реальные личности, с которыми мы встречались, есть, с которыми мы общались, которым мы можем служить на самом деле. И поистине в этом заключается секрет в сознании Кришны. Шрила Шридхар Махарадж цитировал многие высказывания профессора Саньяла. Интересно, что даже среди преданных он имел репутацию… как бы фанатика, ну … как бы в соответствующем смысле, разумеется. Но Шрила Шридхар Махарадж он очень как бы… любил и приводил уже в поздние годы, много лет спустя, многие слова профессора Саньяла.

00:43:35 Однажды во время одной из Вьяса Пудж Шрилы Сарасвати Тхакура профессор Саньял сказал ему: «Поскольку Вы говорите нам поклоняться Кришне, мы делаем это, но сами по себе мы не знаем, кто такой Кришна, и мы бы не делали это… не делали бы этого, если бы не Ваш наказ». Шрила Шридхар Махарадж говорил впоследствии, что когда я впервые услышал такие слова, такое высказывание, я не понял его. Но впоследствии, говорил он, позже я стал понимать, что он имел в виду, что он говорил и я пришел к тому же заключению, что вайшнавы это вся и все. И здесь скрыт духовный поток, который приводит нас к очень возвышенной духовной концепции и представлению.

Мы поклоняемся Кришне потому, что Он дорог Шримати Радхарани

00:45:34 Мы говорили прежде о милости. Гопал Бхатта Госвами в своих стихах говорит: «Существует поток милости, нектара, источником которого являются лотосные стопы Шримати Радхарани. И этот поток нисходит в этот мир, течет в этот мир через Шри Гуру. Поистине Шри Гуру является проявлением Шримати Радхарани. Она знает, что такое служение Кришне. Она одна, и только Она знает, что это. Ее желание служить Кришне нисходит к нам, в этот мир через Гуру и вайшнавов». Мы связаны с этим, с этим нечто по милости Гурудева.

00:47:35 Однажды во время Враджа Мандала парикрамы, паломничества по всем святым местам Враджа, Вриндавана, Парамананда Прабху, один из учеников, любимый ученик Сарасвати Тхакура, когда Сарасвати Тхакур со своими учениками были возле Радха Кунды, он заметил как Махарадж Бхарат Пура, имеется в виду правитель, царь со своей семьей совершает обход святого озера и они делают это традиционным образом. Т.е. они делали дандават, полный поклон, они кланялись, делали дандават, затем вставали, делали дандават и т.д., они обходили все озеро. И он обратил на это внимание Сарасвати Тхакура. Он обратился к Сарасвати Тхакуру и сказал: «О! Эти люди, его семья обладают великой преданностью Радхарани».
И Сарасвати Тхакур ответил на это очень уникальным образом. Он сказал: «Они поклоняются Радхарани потому, что Она любима Кришной, Она дорога Ему». «Но наше положение», - сказал он – «совершенно другое». И далее он сказал: «Мы поклоняемся Кришне потому, что Он дорог Шримати Радхарани». Она занимает положение номер один, верховное положение, Кришна же – на втором месте. Этот принцип присутствует в высшем измерении бытия как такового, и он так же приложим к нам в этом мире.