С чего начинается духовный прогресс?

Рига - 28 июля 2009
Душа не нуждается в прогрессе. Необходимо осознать себя - без этого мы не сможем прогрессировать. Важно научиться управлять гунами материальной природы. Препятствия на пути духовного прогресса. Ложное отречение. Что есть «Я»? Духовное самоубийство. Необходимо видеть вещи так, как они есть на самом деле. Наша цель – очистить разум. Отречение – это когда мы служим Кришне, не меняя обстоятельств. С чего начинается духовный прогресс? Важность повторения Святого Имени. Деградация - всё материальное, а прогресс - всё духовное. Как научиться быть бескорыстным? Святое Имя является лекарством. Ответы на вопросы.
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:39:11 | качество: mp3 64kB/s 45 Mb | прослушано: 1427 | скачано: 737 | избрано: 4
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Душа не нуждается в прогрессе

00:09:21 Харе Кришна. Я первый раз на фестивале в Прибалтике, не был здесь лет 11, я не помню когда был последний раз в Риге. Многое изменилось, почти никого не знаю. Состав меняется, преданных становится больше, и также меняется представление о сознании Кришны со временем. Сегодня мы слышали утром текст из Бхагаватом, что преданное служение может быть связано с материальными гунами природы. Хотя оно неизменно, оно не отличается от того преданного служения, которое выполнялось тысячи лет назад в традиции вайшнавов. Но вечное по своей природе – неизменно.

00:10:14 Но тем не менее мы видим перемены, например в искконе. Есть перемены между тем искконом, который был СССР или СНГ 20 лет назад, или 25 и сейчас, есть большая разница. Это означает, что мы прогрессируем, но в каком смысле? В области гун материальной природы. Но тема нашего семинара такова будет, связана с прогрессом духовным.

00:10:41 Я не знал какую тему представить здесь и спросил совета, и преданные посоветовали, чтобы это касалось анартх и методом лечения этих анартх, но в целом это назвали духовный прогресс. Потому что конечно все, что касается материальных гун, это анартхи, все что касается очищения души, это можно назвать прогрессом. Но душа не нуждается ни в каком прогрессе, на самом деле, она духовна. Ей не нужно совершенствоваться как таковой.

00:11:12 Прабхупада говорит, что ничего не меняется, когда мы приходим в сознание Кришны, мы просто восстанавливаем своё забытое прошлое вечное. Изначальное сознание, хотим вспомнить себя, это все. То есть прогресс в области гун материальной природы будет выглядеть как прогресс, на самом деле это будет просто восстановление. Подобно как больной человек, он болен, ему нужно выздороветь, и врачи будут говорить: неплохо, у вас прогресс, все хорошо, вы поправляетесь. Но это возврат в изначальное, здоровое, естественное положение. Вот таким образом можно это понять, что такое прогресс духовный. Для души нет необходимости прогрессировать.

00:11:52 То есть, есть мнения у людей, мы слышим, что душа также, она обретает определённый опыт, в материальном мире обогащается таким образом. Не совсем так, не совсем так, этот опыт негативный называется. Нельзя обогатиться негативным опытом. Подобно тому, как человек попавший в тюрьму, отсидев срок, нельзя сказать, что он обогатился опытом, он приобрел, несомненно, опыт, но негативный опыт. Нельзя назвать это богатством, теперь он просто будет осторожным в следующий раз. Он будет иметь ввиду, что могут быть последствия его поступков – страдания. Но страдания, как таковые не обогащают душу.

00:12:33 Это говорится в Бхагаватом, вы можете прожить тысячи лет в форме дерева, они будут бессмысленны, они не дадут никакого позитивного опыта, счастья. Тысячи лет, и никакого опыта счастья. Но если вы проживаете одно мгновенье в полном сознании, в сознании Кришны, вот с этого и начинается ваша уже вечная жизнь. Нужно произнести чисто святое имя, вот с этого начнется уже как таковое чистое и преданное служение. Один раз, услышать святое имя или произнести чисто святое имя – это даст весь необходимый опыт жизни. То есть гуны материальной природы дают негативный опыт, и прогресс означает, что мы теперь хотим избавиться от этих негативных представлений о жизни. Ну, то есть прогресс он связан с тем, что мы сталкиваемся с какими-то трудностями, с чем-то негативным, с какими-то препятствиями. От них нужно избавиться, вот это называется прогресс.

00:13:35 Есть какие-то качества внутри нас, есть внешние обстоятельства, которые нам как бы мешают продвигаться в духовной жизни. Мы понимаем, это так, мы видим, есть помехи. Но в Бхагавад Гите, в 14-й главе это описывается, что это наиболее важные знания, из того, что было изложено до 13-й главы, а изложено было очень много: все пути йоги, философские заключения, преданное служение в 12-й главе, вселенская форма в 11-й главе, что можно еще больше. Но Кришна говорит, что в 14-й главе нечто большее, еще ожидает Арджуну, три гуны материальной природы. Ты можешь понять все вокруг, кроме себя самого, и ты ни к чему не придешь.[неразборчиво] ученых, Прабхупада говорит, они знают все вокруг, кроме себя самого.

Необходимо осознать себя - без этого мы не сможем прогрессировать

00:14:21 Если мне нужно попасть в Москву, я прекрасно знаю кару мира, я хороший географ, ученый, академик. Мне нужно попасть в Москву, или во Владивосток, или в Нью Йорк, мне кажется я просто найду на карте мира эту точку и смогу приехать туда. Нет, пока я не узнаю свою точку отправления, я никуда не смогу поехать. Это важнее всего. То есть можно знать об абсолютной истине, о душе, увидеть вселенскую форму, можно все, что угодно узнать, прочитать. Пока человек не поймет своё положение в этом мире – он не сможет прогрессировать.

00:14:57 Итак, нужно определить себя, точное нахождения в гунах материальной природы, найти своё точное место положения. Как Прабхупада говорит: ученые, они очень гордятся, они думают, что они стали богами. Эта не та точка отсчета. Точка отсчета будет: я слуга Бога. С этого начинается духовное продвижение, то есть реальность, вход в реальность. То есть начало, хорошее начало – определить себя, кто я в этом мире. Сейчас я слышу, что есть душа, она трансцендентна, но я еще не трансцендентен. Где же я нахожусь, я не нахожусь в духовном мире, я слышу о душе, но я боюсь смерти, страхи преследуют меня. Я знаю о Боге, но у меня куча проблем в этой жизни. Я не знаю, Бог видит меня или не видит с моими проблемами, понимает меня или не понимает, защищает или не защищает?

00:15:47 Итак, в каком же месте человек должен начать свой прогресс? В том месте, где он упал, и с того же места он должен подниматься, Господь Чайтанья. Когда оскорбитель Шривас Тхакура - Гопал Чапал, он получил реакцию за это – проказу, он заболел проказой, страшная болезнь. Страшная позорная в те времена, потому что это результат каких-то серьезных оскорблений. Итак, люди не просто будут видеть, что у вас проказа, еще будут видеть, что вы оскорбитель при этом. Что-то какую-то апарадху вы совершили, какое-то кощунство, что-то атеистическое сделали, что-то демоническое сделали, что-то нечистое совершили, вот результат такой нечистый.

00:16:31 Поэтому он ушел туда к Ганге, подальше от людей, чтоб никто не видел его, скрывался. Этот известный тантрик, он страдал. Но он осознавал в чем причина его болезни, он понимал – это я совершил оскорбление. А они преданные Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья – Верховная Личность Бога, он стал догадываться, понимать в этом сознании. Я оскорбил его последователя, его преданного, который не находится в гунах материальной природы вообще. И тут Господь Чайтанья проходил в том месте, просто как бы случайно там оказался, гулял по Ганге, Чапал Гопал упал в ноги:
- Прости меня, я сильно страдаю, я так страдаю, прости мне мои оскорбления.
- Ты страдаешь, спросил Господь Чайтанья, уже страдаешь? Дорогой, а что ж ты будешь делать в аду миллионы лет? Это только начало, сейчас [неразборчиво] придет, ты что потерпеть проказу не можешь? А что ж ты в аду будешь делать, дорогой, наслаждайся, пока у тебя есть возможность.

00:17:36 И пошел дальше вообще, не обернулся даже.
- Аааааай, я понимаю, я признаю вину, я каюсь. Ну хорошо, нет прощения мне, я согласен. Но дай возможность мне не совершить новых оскорблений, скажи, как избежать этих оскорблений?
И тут Господь Чайтанья обратил внимание, повернулся и сказал:
- Вот там, где ты упал, там поднимайся. Кого ты оскорбил, иди к нему и проси прощения. Он простит, все очистится. В этом же месте, с этого же места.

00:18:09 Итак, у нас с вами есть какие-то обстоятельства, есть работа, есть семья, есть место проживания, есть много чего, есть количество денег, есть количество образования, количество разума, соответствующий тип тела – мы воплощенные живые существа, мы получили все это. Откуда же нам теперь начать своё развитие? Вот именно с этой точки начать своё развитие. Большинство людей недовольны своим положением, никто не хочет развиваться со своего уровня. Все смотрят на других: хочу вон как тот быть сейчас, или как этот, а нет, лучше вот как этот все-таки. Нет, погодите не так, вот еще лучше есть.

00:18:46 Как мышка помните, помните? Мышка, ну известная история. Нашла йога в лесу, повезло ей, мистика, а йог добрый оказался. Несчастная мышка, она так страдала, она сказала:
- Тут кошки кругом, мне так сложно жить, ты бы только знал. Войди в мое положение, дай мне благословение: пусть я стану кошкой. Я буду счастлива, если тебе это принесет счастье – это прогресс.
Это же прогресс, верно, мы же о прогрессе сегодня говорим?
- Стань кошкой.
Это не проблема для мистика. Любое материальное чудо, в материи все, что угодно возможно.
- Кроме одного: никакой любви к Богу, никаких чистых мотивов, никакого покоя тут никогда не будет. Всегда будет борьба, и любовь будет только мерещиться, и счастье будет только мерещиться, казаться. Ну а из мышки кошку – не проблема. Получить новое тело – это разве проблема?

00:19:40 Итак, немножко благочестивой деятельности, и хорошее рождение, и мистик говорит: стань кошкой. Стала мышка кошкой:
- Ну что ж, лучше гораздо, уже можно не бояться кошек. Но вот несчастье – собаки еще есть, оказывается. Я не предусмотрела все это. Пришла к мистику, говорит:
- Дорогой, я извиняюсь, я не все видела, когда я была мышкой. Сейчас у меня, на самом деле, появилось какое-то видение, сделай меня собакой – вот, что мне нужно. Я буду счастлива.
-Ну, если это принесет тебе счастье, о конечно, стань собакой, какие проблемы.
Стала кошка-мышка собакой. Стала собакой, про мышь и вообще забыла, что такое было. Кошек уже не боялась, наоборот гоняла их повсюду, хозяйничала уже над кошками. Но когда ходила в лес – тааам, жил тигр, о-о-о-о, вот в чем счастье. Я просто ничего не знала о тиграх, мало информирована была, не изучала веды. Теперь изучаю веды, я знаю куда нужно идти. Все планетные системы описаны, все райские миры. Боже мой, теперь-то понятно. Пошла к мистику:
- Последняя просьба, больше не буду тебе докучать. Я поняла, что мне нужно – я хочу стать тигром.
-Нет проблем, любую форму, все это майя, иллюзия, ничего не стоит. Стань тигром, хоть кем можешь стать здесь – конец будет одинаковым. Для мистика совсем не сложно, это фокусы.

00:21:06 Итак, мышка стала тигром, можете себе представить. И представьте, мышку, и тут тигр. Большая разница? Прогресс на лицо. Интересно, что гуны материальной природы – это лишь форма. То есть простите, это содержание, мы видим формы, но мы еще не видим содержания. Форма отличается от гуны. Мы говорим о форме прогресса мышки, но содержание каково, качество, содержимое этого всего? Как только эта мышка стала тигром, она с большим интересом посмотрела на мудреца, ……и облизнулась. Это тигр облизнулся, запах мудреца очень манил его, очень приятный.
- Мудрец, я тебе признаюсь честно, я тебе сейчас что-то сокровенное скажу, из сердца. Я хочу тебя съесть. Я честно говорю, это желание появилось вдруг. Я не могу понять, что нас связывало все эти жизни друг с другом. Теперь я понимаю. Ты же исполнил все мои желания, осталось только съесть тебя, последнее желание осталось исполнить. Я тигр, это моя природа, я страшно удивился.
- Я тебя сделал кошкой, я тебя сделал собакой, я тебя сделал тигром, и ты меня же хочешь съесть?
- Ну, я же тигр, пойми. Понимаешь, что такое тигр?
- Понимаю, сказал мудрец. Стань мышкой.
Мышка в нору увввиить, от кошек. Где же прогресс?

00:22:40 Итак, то, что мы когда говорим о гуне, гуна материальной природы, мы не имеем ввиду какие-то предметы, которые нас окружают, не совсем то. Гуны – это значит качество. Что вы переживаете, когда созерцаете материальные предметы, объекты, вот что такое гуна. Это содержание, это качество. Что вы чувствуете, что вы ощущаете, как вы себя понимать начинаете. Вы даже не замечаете, что это гуна материальной природы. Она же ничего не говорит, она же мертва. Она очень влиятельна, она не мертва. Она под управлением живого существа. Сама она выглядит, как мертвая природа, в этом её обманчивость. Нет, она прекрасно управляема. [Санскрит]. Подвижное, неподвижное существа в этом мире – под моим контролем. Санскрит. Это энергия моя, вы не сможете её преодолеть, очень трудно. Она управляема, но создается впечатление, что она абсолютно неуправляема. Управляй мной, и делай, что хочешь, ты свободен.

Важно научиться управлять гунами материальной природы

00:23:51 Привлекает, на самом деле, давайте проследим, что происходит, когда мы созерцаем какие-то объекты чувств. В Бхагавад Гите говорится: созерцая объекты чувств, развивается привязанность. Созерцание относится к гуне благости, мы нейтральны, мы созерцаем просто. Если вы чувствуете нейтралитет, ум в нейтральном состоянии – это вне гун материальной природы. Просто берете все целиком и ощущаете это космическое пространство, вселенскую форму, можете это понимать. Можете философски мыслить, медитировать. Это очень важно – вернуться к этому состоянию, в Бхагаватом говориться, что выше этого состояния не бывает, нейтралитет, вот с чего начинается уже духовное развитие. Но созерцая объекты чувств, поскольку это также объекты для чувств, что это означает? Чувства – это тоже гуны, вот в чем дело, ведь гуны еще внутри меня есть, и они взаимодействую. Я чувствую что мне все, что я вижу нравится. Я прекрасно это понимаю, хочу, желаю, боже мой, как мне это все понятно, близко, вот эта вот форма, эти движения, голос, стихи, чтоб начинать писать. Смех.

00:25:13 Гуны взаимодействуют, так люди чувствуют, общаются друг с другом, что-то чувствуют, а кого-то они ненавидят, кому-то не нравится, другая уже гуна, другое уже качество.
Так гуна – это непосредственно то, что мы имеем внутри себя, чем же мы живем в этом мире? Деньгами, квартирами, машинами, землей. Нет, нет, в Бхагаватом говорится: иллюзия, скорбь, жажда, голод, старость, смерть, страх, привязанность, вожделение, гнев, раздражение, иллюзорное счастье какое-то, мечта. Вот она, наша жизнь, вот эти гуны материальной природы, вот теперь мы их обнаружили, давайте их изучим, что там у меня. Как прогрессировать, что мне с этим делать?

00:26:01 Если, например, внешний прогресс, то с точки зрения гунн, мы деградируем. Как сейчас - это хорошая иллюстрация современного мира, с точки зрения материальной цивилизации – цивилизация, на самом деле, очень сильно продвинулась. Прабхупада говорит: очень сильно продвинулись ученые, сильно продвинулись, то, что они сейчас творят, на уровне биохимии, биофизики, энергетик всевозможных, компьютерные техники и другой техники, военной техники – чудеса показывают. Но что происходит с человеком. Прабхупада приводит простой пример, чтоб понять все это. Ранее они бросали камни с крепостных стен, на головы врагов: уввиить, хлопок, попал. И лили еще кипящую смолу :аааааа, вот вам, ааа враги, гори, нравится? Ну враг, понимаете, это удовольствие врагу, кипящую смолу на голову, не пробовали ни разу?

00:26:56 Ну в прошлой жизни что мы только не делали, но сейчас мы отказались, почему? Потому что придёт время, когда мне будут на голову бросать ядерные бомбы, вот прогресс. Это прогресс гун материальной природы. Что имеется ввиду, естественный ход развития называется. Мы не называем это прогрессом, это естественный ход развития. Из гуны благости – созерцание, развивается привязанность к объекту, из привязанности вожделение: мое, только попробуй забери. Ты мой враг, подожди, будь осторожен, я отомщу, я тебя после смерти найду. За такие деньги я тебя живого съем просто.

00:27:36 Привязанность сильная, неотвратимая привязанность, но из этой привязанности, неудовлетворенного вожделения - возникает гнев: ну точно убью, я готов, теперь я готов, я знаю что это сделаю, ничто не остановит. Или он, или я убью, кто-то из нас двоих должен умереть, таков наш прогресс, такое мое решение. В Гите говорится, что такой прогресс придёт к тому, что рано или поздно уничтожают весь мир, весь, весь, весь. Оружие готово уже. Вот смотрите внимательно, где же прогресс? Конечно, потрясающая техника – и мир на волоске. Все ждут 2012 года, не дождутся, время считают, 2009-й только.

00:28:18 Знаете когда смерть приближается – время как бы замедляется. Эти три года люди будут напряженно думать, мыслить, потому что на самом деле люди обеспокоены этим событием, 2012 года. Я это знаю так, поскольку езжу по городам, и везде спрашивают об этом. Полный зал собирается и все спрашивают на фоне кризиса 2012 года, и мы открыли подготовительные курсы к 2012 7году. Потому что все только об этом спрашивают, записки только 2012 год, скажите подробно, к чему готовиться. И мы открыли подготовительные курсы, мы повторяем с ними Хари-Кришна мантру. Потому что тот, кто повторяет Хари-Кришна мантру даже не заметит какой там год сегодня. Спросите любого брахмачарьи в храме, он не знает, какой это год, и что там в Америке, и что 2012 год, он может не знать ничего. Если слышал кто, значения не придает

00:29:10 Когда мы занимались преданным служением в Армении, это экстремальные обстоятельства были, землетрясение, и мы жили в школьной столовой, которая есть пристроечка к спортивному залу, такая была одноэтажная пристроечка бетонная. Там была огромная громадная плита, и вот она подключалась, там готовили, мы там же жили. Все там было отключено, все эти сети, все водоснабжение, и люди жили в палатках на улице. А мы жили там же в неотапливаемом помещении, там была плита, были еще какие-то у нас одеяла, нам дали власти, чтоб мы могли это делать. И мы занимались служением интенсивно, мы спали 5-6 часов, и очень много работали, с утра до ночи.

00:29:56 Сами же готовили, сами же развозили, [неразб] там тоже был, аскет, и где-то через месяц я чувствовал, что у меня уже сил нет никаких.
Я замечал, что по городу бегают сотни тысяч крыс, резвятся веселятся, такое значит странное впечатление, апокалипсис какой-то. Разрушенные дома, люди в палатках, пустые окна, все в скорби, потому что жертвы большие, трагедия страшная. И крысы эти, толпами, стаями, бегают веселятся, резвятся, визжат, кричат. И они пришли к нам все эти крысы, понимаете что такое тысяча крыс ночью, когда вы спите? Они по нам ходили, они могли нас съесть, в принципе, сейчас я понимаю это. Сейчас, поскольку я не брахмачарья, то понимаю, что с крысами жить нельзя. Тогда мы жили как брахмачарьи, и нам было все равно, мы просто стряхивали крысу ночью с себя и продолжали спать.

00:31:00 Это сосредоточен человек на преданном служении. Да, это в Гите говорится об этом. Говорит на санскрите. Научись терпеть эти вещи так, чтоб они не тревожили тебя, не замечай их. То есть можно подготовиться к любым обстоятельствам, да, для чего? Для того, чтобы совершать прогресс. Дело в том, что пока мы боимся, живем в страхе в этом мире, мы не можем прогрессировать. Страх плохой мотив, плохая основа для прогресса, страх означает – оборона. Оборона означает, что каждый Бога тянет на свою сторону, ради самосохранения. Прабхупада шутил: эти американцы, они молятся Богу: «Боже, помоги нам одолеть этих коммунистов». А коммунисты тоже молятся Богу: помоги нам победить американцев, империалистов. Бог озадачен, не знает, кому помогать?

00:31:56 Это самооборона просто, это не духовный прогресс, потому что люди обращаются к Богу с мотивами страха. Страх – это главная причина беспокойств в этом мире. Но Кришна говорит в Бхагавад Гите: небольшое продвижение по этому пути, незначительное, избавляет от всех страхов.

00:32:15 Итак, сначала нужно получить самбандха гьяну, прежде чем совершать прогресс. Прогресс невозможен на уровне намаапарадхи, на уровне самообороны. Прогресс – это намабхаса, намабхаса – это почти что святое имя, с полным вниманием, с сосредоточенностью, с определёнными усилиями. Всегда человек должен прогрессировать, желать очистить сердце, он начинается тогда, когда человек получает самбандхагьяна. Умиротворяется, шанти, успокойся, Бог все видит, Бог в твоем сердце, не надо беспокоиться, все под Его контролем, ничего не случиться, до поры до времени. Всему свой срок, ты не знаешь этого, тебе не о чем беспокоиться вообще. Ты должен положиться и верить на Бога. Вера слабая, люди, поэтому бояться. С этой слабой верой они обращаются к Богу – результат нулевой.

00:33:15 Служение без веры не приносит никакого положительного результата, мало чем отличается от материальной деятельности религиозной. Мало, только добавляется еще понятие Бога, но уже интереса к Богу нет, в области религии, удивительная вещь. В области религии очень редко встречается интерес к Богу. Кришна об этом и говорит: четыре категории религиозных людей становится. Первая – это люди, которые просто страдают в этом мире, их не интересует абсолютная истина, они просто страдают. Другие нуждаются, третьих [неразборчиво], вот четвертые ищут абсолютную истину, вот это лучше. Вот с этого начинается уже какой-то бхакти, интерес к Богу должен быть.

00:33:59 Итак, самбандхагьяна устанавливает взаимоотношения с Богом, я - душа, частичка Бога, и я - часть этого полного целого, я часть этих высших энергий. Я себя должен отождествлять качественно с высшей энергией, с Богом, но количественно нет. В положении слуги оставаться, функция другая. У каждой энергии Бога своя функция, и все его энергии – это слуги, их функция. Все энергии: материальная энергия, духовная энергия, все они слуги. Он же, Он же над ними возвышается, отличается от всех этих энергий, хотя они от него не отличаются. Мы не отличаемся от Кришны качественно, но количественно нельзя сравнить, он все же отличается от нас.
Ну, представьте каплю океана, как Прабхупада говорит, и целый океан, но качество то же самое. Попробуйте на вкус – то же самое, такой же вкус, такой же состав, качество идентичное. Но в океане корабли плавают, а в капле нет. В океане шторма поднимаются, в капле нет. В глубинах океана такие чудеса можно найти, в капле нет. Большая разница, несоизмеримая разница, но одно и тоже. Санскрит.

00:35:21 Итак, мы себя можем отождествлять с качествами Бога, мы должны стремиться стать качественными как Он, почему? Высшие качества – это прогресс. То есть без Бога, без точки измерения, без эталона не может быть прогресса, куда прогрессировать? Есть вопрос: откуда прогрессировать, они не могут дать точку отсчета – откуда взялся, вообще, человек? От обезьяны говорят, кто-то говорит от обезьяны, кто-то говорит: внеземные цивилизации забросили сюда. Это еще хуже ответ. Вопрос: откуда там взялся этот человек? Может там какая-то обезьяна была, иноземная. От иноземной обезьяны, тут таких обезьян еще нет, не все иностранцы, не иноземные, инопланетные обезьяны. Это еще хуже, нет, нет, они не отвечают непосредственно на сам вопрос: происхождение жизни, эту точку отсчета они не знают. Откуда взялся человек, живое существо, почему существует эволюция, куда, цель? Неизвестно, ни начало, ни конец, поэтому непонятная середина.

00:36:27 Поэтому непонятная середина, что мы должны сейчас делать? Потому что мы не знаем куда идем, и откуда мы начали свой путь. В гунах материальной природы, говориться в Бхагавад Гите, невозможно проследить историю возникновения живого существа. Нет души, нет Бога, в гунах нет ничего этого. Кришна говорит: я здесь и не здесь, в Гите он говорит, все во мне, ноя не в них. Как интересно: «Все во мне, а я ни в ком, никто не знает меня, я за пределами всего этого»

00:37:02 Итак, за пределами гун материальной природы, не нужно представлять за какое-то большое пространство и время, нужно передвинуться, чтоб увидеть границу, как эта Земля, плоская говорится, где ж эта граница там, край земли? Где ж этот предел? Нет, замкнутый цикл, пределов никаких нет. «За пределы» – это означает: глубоко, глубоко, глубоко, в сердце, в моей изначальной природе, в глубине ее. Это за пределами гун материальной природы, и вне её тоже. Но это не дано увидеть, слишком большое измерение, мы не можем увидеть Маха Вишну вот этими глазами. Только пишется, что есть вселенная, есть Маха Вишну. Но Маха Вишну, он трансформируется в Гарбодакашайи Вишну, потом Кширодакашайи Вишну, это тоже самое. Кширодакашайи Вишну, параматма входит в сердце каждого живого существа, здесь. Эта трансцендентная атмосфера, о чем мы говорим, находится прямо в сердце.

Препятствия на пути духовного прогресса. Ложное отречение

00:37:57 Итак, прогресс – это внутреннее движение вглубь себя, постичь свою суть, качественно. Поэтому мы говорим о гунах материальной природе, о качествах. Отличить качественно материю и дух, Прабхупада сказал, вы не увидите при помощи химии и физики, но качественно вы хорошо можете отличить качество материи и качество духа. Прямо противоположны: одно исключает другое, как масло и вода, не смешиваются, заметили? Они всё равно отдельно существуют, масло плавает в воде, оно не смешивается. Тем не менее нам нужно смешать, иначе не будет вкуса жизни, так? И мы смешиваем, в миксере масло и воду. Постоянно поддерживаем в таком состоянии, чтоб они были вместе, постоянно усилия нужно приложить, чтоб счастливым быть. Постоянно работаете, как белка в колесе, тогда будете чувствовать, чо какая-то истинная энергия какая-то есть, какие-то желания меняются, какой-то прогресс существуют. Остановить, и все кончилось, медленно умираете, надо работать, работать, работать, работать.Гуна страсти нужна для этого.

00:39:00 Страсть означает какая-то выгода, я должен быть заинтересован в материи, чтоб страсть влияла на меня. Мне нужна материя, но не всякая, а определённые лишь качества. Золото, в качестве золота я принимаю материю и в качестве женщин, все. Все остальное возьмите себе (смеется), мне золото, женщин всех красивых, остальное забирайте, остальное ценности не имеет. Это интерес к материи, вот в двух объектах он проявляется, ХираниКашипу он называется. Хирани – золото, кашипу – это мягкая постель. Вот так душа связана с материальной природой, вот они качества. Смотрите, духовное - становится материальным. Если дождь падает на землю – возникают грязные лужи. Посмотрите, ведь дождь чистый, почему такая грязная вода? Вода не грязная, сочетание неправильное. В таком сочетании воду не принимают, нужен соответствующий сосуд, чтоб мы увидели, что здесь чистая вода. Земля неподходящий сосуд для воды.

00:40:14 Итак, вода смешивается с грязью, и мы говорим вода: вода грязная, пить нельзя ее. Вода не бывает грязная. Также и душа, мы говорим: материальное сознание. Нет, это сознание, материя не обладает сознанием, мы не можем сказать, что материя обладает сознанием, нет сознание . Сознание Кришна это, от Бога, это луч Солнца, это энергия Солнца, энергия Бога. Но, оно связано, смешано, сочетание плохое. При этом живое существо делает все усилия, чтоб поддерживать это сочетание: «я мужчина, он борется еще за это, подойди ко мне и сейчас узнаешь», умный, нормальные мозги – «у меня сильные руки, смотри, я тренируюсь, и прочее». Сильно отождествляет себя с телом, схватывает, душа схватывает это тело.

00:41:04 Эта привязанность раньше была направлена на Кришну, то есть естественная связь с Богом, но затем в процессе созерцания объектов чувств, этих привязанностей объектов чувств развились другие привязанности, другие гуны, материя. Это удивительная вещь – как материя может обусловить, изменить душу. И теперь мы просто её не узнаем, мы даже не узнаем, что это душа. Кто-то бегает, кто-то ползает, кто-то летает – они не верят, что они души какие-то, они материальные формы, есть своё предназначение, эволюция есть. Миллионы лет это продолжается уже, сначала Вселенная, зарождение жизни, да? Мы видим целый мир безграничный в размерах во времени. И уже ни у кого не возникает понимания: что же за пределами Вселенной, что же внутри, вне, что не умещается в наш разум? Это называется самбандха-гьна, уместить в разум, систематическое знание, классифицировать. Это означает: душа, сверхдуша, карма, гуны, время – пять составляющих, весь мир, он описан в пяти составляющих, самбандхагьяна.

00:42:17 Если мы правильно устанавливаем взаимоотношения, самбандха-гьяна, взаимоотношения с Богом – начинается опыт, только после этого начинается опыт. Вы не можете поставить химический опыт, если не предусмотрите все параметры для эксперимента – ничего не получится. Нужно взять точные пропорции реагентов, соблюдать температуру и время. Мы знаем, как сложно эти химические процессы синтезировать, чтоб получить этот результат. И если вы все это соблюдаете – вы получаете результат, а если не соблюдаете хоть один параметр – не будет результата.

00:42:51 Итак, из этих пяти вещей, если мы забудем хоть одну – мы не получим никакого результата, мы не сможем практиковать. Карму изучают люди, многие знают. Что изменилось в жизни? Почти ничего. Гуны тоже изучают, материю изучают, разные качества – ничего в жизни не меняется. Душу тоже изучают, и Бога тоже отдельные ученые изучают, они его открыли уже множество раз за последние 10 лет. Много уже было объявлений, что ученые открыли Бога. Что-то изменило в жизни? Ничего не изменило. И время, все это является объектами изучения, нужно понять их взаимоотношения вместе, но взаимоотношения утрачены. Почему они вместе: душа, сверхдуша, гуна, карма, время? Но как они вместе, что их поддерживает вместе? Если мы сможем понять связующую силу, вот тогда мы сможем изменить все это, увидеть все в ином свете, не зависимо от карм, гун и даже времени. Душа зависит только от сверхдуши, чувства зависят от объектов чувств, а чувства зависят также от ума, ум – разума, разуи от души, а душа – от сверхдуши. Все зависит от сверхдуши.

00:44:05 Если мы сможем понять сверхдушу, тогда мы сможем понять её атрибуты вместе все составляющие. Если мы сможем понять только атрибуты, без сверхдуши – не будет ясного понимания. Сейчас много разного знания, но ясного, цельного понимания в мире нет. Сверхдуша – связующий фактор всего. И вот тогда начинается опыт, первый положительный опыт – самбандхагьяна означает, следующий этап – абхидхея, прогресс. Естественное следствие абхидхеи означает – практика. Когда мы имеем ясное представление – мы начинаем строить взаимоотношения со сверхдушой.
Есть два препятствия на этом пути. Первое препятствие, чтобы строить взаимоотношения с Богом – философское – гхьяна, просто накопление знаний. И второе препятствие – ложное отречение.

00:45:02 Что касается практики, с какими тут препятствиями можно столкнуться. Практика не означает, что мы должны как можно больше передать информации, каких-то новых знаний – это еще не является прогрессом, потому что внутренне сердце станет жестким, черствым. «Теория суха» - говорится.

00:45:22 Итак, теория без религия – она суха, не имеет никакого вкуса, люди потеряют к ней интерес, как к науке. И религия без философии, она сентиментальна: они там плачут о святых и продолжаю грешить просто. Потому что лишены знаний, философской основы, силы, решимости.
Итак, есть ложное отречение – это мы отрекаемся от материи, потому что она материальна, вот и все. Почему нам не нужна материя? Потому что она материальна. Это делает [неразборчиво], Прабхупада говорит, он говорит:
- Все, что вы делаете: печатаете книги, распространяете книги вы там, продаете прасад, строите храмы, вы так много деятельности совершаете – это все майя, материальное. Это ложное отречение. Прабхупада говорит: истинное отречение [неразборчиво], а ложное отречение - для мошенников.

00:46:16 Вора догоняют, с мешком золота, все, вот-вот сейчас возьмут. И как только его должны схватить – он отрекается:
- А оно не нужно, не очень-то и хотелось, не мое все это. Это кто-то подсунул, это вообще мне не принадлежит.
Надеется, что его простят. Это ложное отречение. Как он может отрекаться от того, что ему не принадлежит вообще? Ложное отречение.

00:46:42 Итак, ложное отречение вообще нужно забыть, и также нужно забыть привязанность к гьяне, к развитию философских размышлений, спекуляций всевозможных. Собственно говоря, нужно быть привязанным к тому, что Кришна говорит в Бхагавад Гите и все, этого знания достаточно. Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам – они неотличимы друг от друга. Чайтанья Чаритамрита, Прабхупада говорит это книги преданности – этого знания, говорит, вполне достаточно, чтобы вернуться к Богу. Можете изучать, медитировать на эти шлоки, каждый день, вся гьяна, очень просто, информация та же самая.
Но как гьяни рассуждают: они так рассудят эту тему, потом так рассудят эту тему, всякие мыслительные конфигурации выстраивают. И все вокруг восхищаются, аплодируют: какой ум, вообще, потрясающе. И забывают - зачем все это нужно?

Что есть «Я»? Духовное самоубийство

00:47:38 Знаете когда Сарвабхаума Бхаттачарья рассказывал Господу Чайтаньи, давал комментарии на Веданта Сутру, он давал потрясающие комментарии – это был лучший философ. Но Господь Чайтанья семь дней молчал, ничего не говорил. Тогда Сарвабхаума Бхаттачарья спросил:
- Мне кажется, что ты не понимаешь философию, ты глупый. Ты семь дней меня слушаешь, но ничего не сказал: ни хорошо, ни плохо, ни одного вопроса не задал. У меня такое чувство, что ты меня не понял, ничего из моих рассуждений.

00:48:06 Он старался это делать, он вообще в ударе был, когда говорил это Господу Чайтаньи. Учитель говорил, что:
- Ранее ты никогда так не излагал так ясно и на таком высоком уровне философию, веданты.
И Сарвабхаума Бхаттачарья гордился, но Господь Чайтанья безмолвствовал, потом спросил:
- В чем же дело, ты не понимаешь? Так спроси, я еще раз объясню.
И знаете, Господь Чайтанья, как его обидел? Никакой философии, никакой философии не принял вообще. Он сказал:
- Что касается текстов веданты – они ясны сами по себе, а твои комментарии только все запутывают. Ты забыл о прямом значении стихов: [санскрит] – все просто, ничего не нужно комментировать. Кришна говорит: я источник всего материального и духовного. По-моему все ясно.

00:48:57 Забыли прямой смысл, означает забыли Кришну. Что такое я? Ага, Сарваси, Прабхава, Господин всего. Так, давайте посмотрим, что такое я?
- Ну как же, Я – это Я.
Мы забыли, кто говорит, прямой смысл, с кем непосредственно связан стих, личность. То есть смысл Бхагавад Гиты понятен. Ту личность, которая изложила эти знания. Бхагаван Увачи, кто же этот Бхагаван? Вот в чем смысл Бхагавад Гиты, вот к чему нужно привести, предаться Кришне, приблизиться к Богу нужно, к источнику этого знания, путь туда. Но давайте подумаем, что такое ахам?

00:49:40 Это филосовский принцип каждому, смотрите: Ахам, Ахам, Ахам. Сарвасья! Прабхаво! А что, это здорово – Я Господин всего, я могу сделать все, что угодно. Я прекрасно понял этот стих, да любой материалист понимает этот стих, даже не читая Бхагавад Гиты, правда же? Он так и думает, он уже так думает, он не определял это философски, он может так не заявлял, потому что он бы так обеспокоил людей других, потому что все так думают. Потому что все хотят быть господами в этом мире, но, в тайне он думал об этом. И он искал возможность, как же это проявить, он говорит: Ты, и есть все! Нет этих индивидуальностей, только одно Я существует. Вот мы с вами вместе взятые это и есть одно я. Вот тут мы находим это прибежище в этой философии.

00:50:24 Ахам Сарвам … теперь я понимаю, что это означает, мы есть Бог. Вот как это нужно понять. Теперь все ясно, мы сливаемся с этим понятием «Я»: мы есть Бог, в каждом из нас есть Бог.
Это самое высочайшее проявление невежества, Прабхупада говорит, они хотят слиться с Абсолютной Истиной, они хотят духовного самоубийства, они не хотят различий, почему? А они не имеют никакой любви. Вы хотите устранить объект любви всей своей жизни? Я тебя люблю, поэтому я хочу тебя устранить. Нет, мы не хотим, хотим поддерживать его форму. Его качества, чтобы он не исчезал никогда, не менялся, оставался таким всегда вечно, я буду всегда любить. Да, это бхакти называется?

00:51:15 Бхакти поддерживает разнообразие, маленькое великого. Именно любовь – причина этих разнообразий, а ни какая-то несправедливость, майя. Почему вот есть один Бог, остальные слуги? Это не справедливо. Все и все есть Бог – вот это справедливо.
Отсутствие любви – вот в чем причина такой философии. Бхакти, эгоизм, я не хуже тебя на самом деле. Зависть, я такой же как и ты Бог, и качеством и количеством тоже., я [неразборчиво]. И тогда в силу вступает обратная логика, что такое обратная логика вы хорошо знаете. Почему ветер дует? Потому что деревья качаются. Вообще-то деревья качаются потому что ветер дует, но и обратная логика говорит о другом, можно и по другому: если раскачать дерево, то будет ветрено немножко, правильно?

00:52:05 И так – и так, в мире науки они это делают, они берут прямое утверждение, потом антитезы – обратное утверждение, обратная логика. При помощи логики можно все, что угодно доказать, но это уже не наука. Это называется жонглирование словами, это не наука, это одно.
Есть история о том, как трое мудрецов, они спорили: почему же всходит Солнце, причина, надо узнать причину восхода Солнца. Один сказал:
- Я наблюдал, дорогие мои, я установил на основе экспериментов, опыта личного, я виде, как дворник выходит на улицу сначала. Он начинает мести дворы - вот как раз тогда и всходит Солнце. Так что сначала дворник выйдет, потом Солнце всходит – все понятно. Видите, обратная логика.
Второй говорит:
- Нет, простите, вы конечно правы в том, что дворник выходит, вы не очень наблюдательны, я более тщательно это исследовал. Дворник выходит, да, начинает мести, но потом свинья еще появится на свалке. На мусорной свалке, на помойке свинья появится, вот тогда уже Солнце взойдет. То есть пока свинья не появляется, Солнце не всходит.
Третий говорит:
- Ааа, я слышал очень хорошо, похвальны, конечно, эти все ваши теории, но вы не учли одной маленькой детали, дворник, я видел. Дворник выходит, потом свинья на помойку, это факт, это каждый знает. Но пока муха не сядет на ухо свинье – Солнце не встанет. Сначала дворник, потом свинья, потом муха, а уже потом Солнце.

00:53:37 Смотрите внимательно – это [роха] называется. Бесконечно можно искать новые, новые, новые, новые причины, потому что ум - мошенник. Он запутывает время и пространство. Вы заметили такую вещь, что в современном мире уже история уже не известная наука. Кто все это запутал? Все события, которые были – неизвестны, перепутаны. Было ли татаро-монгольское иго, уже никто не знает. Никто не знает, что было до этого. И кем был на самом деле Ленин, или Сталин, тоже уже много теорий, не говоря уже о других личностях. Все запутано – обратная логика. Разные точки зрения, факты утрачены. Науки нет, потому что наука – это факты. Это факт, неопровержимая вещь, все остальное уже не является наукой.

00:54:24 Итак, душа – это факт, реинкарнация – это факт, время – факт, сверхдуша – это факт. Нужно посмотреть такими глазами – глазами духовного прогресса, глазами своего истинного положения: я маленькая частичка в этом мире. Тогда возникает вопрос: кто поддерживает все это разнообразие вместе? Не я же, понятно, что есть сверхдуша, факт. Но разве не понятно, что есть единый разум во вселенной? Любому понятно, это уже доказано, это факт. Почему спорите, все уже организовано: каждое утро Солнце всходит в нужное время, и каждый вечер Солнце садится в нужное время. Точь-в точь, математическая точность. Все живые существа знают, что нужно делать, откуда. Не получив никакого образования, лекций они не проводят, фестивалей тоже.

00:55:18 Собака даже не задумывается о жизни, вы заметили? Бегает по улице, даже не присядет, не подумает: что за жизнь собачья, сколько это еще будет продолжаться? Все делается так, что мир поддерживается. И насекомые, и птицы, и растения, они знают, что делать и этим все поддерживают. Понятно, что есть еще какой-то разум, они не имеют своего знания, они пользуются этим разумом. Разве это не факт? Причем неопровержимый, он же перед нами, перед нашими глазами, факт. Но люди отвергают этот факт, из-за желания господства, они хотят искажать абсолютную истину. То есть гьяна называется – я привязан к собственным мыслям, не к знаниям, к собственным идеям, к собственным теориям: идеалистическим, материалистическим, такие течения, другие измы., их миллион этих измов. И все это различные формы невежества. Просто измышления, абсолютно бесполезного, факт.

Необходимо видеть вещи так, как они есть на самом деле

00:56:16 То есть необходимо видеть вещи просто, как они есть на самом деле, то что существует. Современная цивилизация мешает все это видеть, потому что здесь создают искусственные условия для человека. Это одна из причин, почему люди видят не то, что есть на самом деле. Они даже не понимают этого выражения: «Как это есть на самом деле».
Вот я вижу дома стоят и прочее. Да, посмотрите на гунны материальной природы, посмотрите, что внутри вас, как вы видите окружающий мир? Вы видите с точки привязанности и неприязни, вот и все. Вы не видите, как это есть на самом деле. Потому что вы себя отождествляете со всем, что вы видите вокруг. Сравниваете, подойдет это мне на вкус? Что говорит мой вкус, что говорит мой ум, что говорит моя природа? Либо принимаете, либо отталкиваете, либо не замечаете. Вы не видите ничего, кроме себя, кроме гунн своей материальной природы, которой вы вошли внутрь.

00:57:15 Итак, гуна опасна, когда проникает в разум. То есть ближайший свет души, сначала душа обволакивается своим ложным эго и разумом материальным. Отсюда она черпает силу, разум еще силен, чувственен, издает концепции. Вы знаете, что наркотик сам по себе не опасен, пока не проникнет а разум человека. Есть много опасных вещей, с которыми мы соприкасаемся и чувствуем себя в безопасности, там ничего опасного нет. Где-то есть ядовитые травы, где-то есть какая-то плохая пища, мы её не трогаем просто, и чувствуем себя безопасно. Пусть существует на своем месте, кому-то нужно, а у меня все хорошо. Но если вы приняли наркотик – этот вкус является проводником в разум и вам конец.

00:58:06 Все, что проникает в разум – становится вашей жизнью, бхава называется, вы уже от этого отказаться не сможете. Бросить курить – невозможно, сойти с ЛСД – практически, невозможно. Все, в разуме, гунна – вот её могущество, да она сильна. Значит, наркоман принимает наркотики, что это означает? Означает, что он потеряет здоровье, потом семью, работу, потом сам, уже известно, что с ним дальше. Итак, у него нет ни денег, ни семьи, ни работы, жизнь его висит на волоске, он такой беспомощный, слабый становится, как ребенок. При этом каждый день найдет деньги на свою дозу. Очень сильный разум, не думайте, что он слабый, в своей области очень силен – «из-под земли достанет». Какой разум, смотрите, но оскверненный, Тамас. Они из-под земли деньги достают, даже во время кризиса, деньги в разуме, м-м-м-м, разум сильная штука, достанет все-равно, найдет способ.

Наша цель – очистить разум

00:59:23 Итак, наша цель очистить разум. Освободить разум, потому что там, вот, анартхи, вот эти все вкусы, это бхава, это что мы называем. Это [мадхурья-бхава]. Бхава этих, материальных именно отношений храниться в разуме [тамаса будхе]. Он все измеряет с этими желаниями, с этими вкусами. Кришна танцует с девушками по ночам. А я знаю, он говорит, я знаю. Я это делал, в этом мире. Я понимаю, о чем вы говорите. Это совершенно разные вещи, они не понятные, они не совместимые. Поэтому таким людям не говорят об этом. Говорят, ты душа, ты не тело. Попытайся понять душу. Попытайся понять отличия между материей и духом. Вот с этого начинается какой-то прогресс, различения, что хорошо, что плохо, что не обходимо, от чего нужно избавиться, отказаться.

01:00:18 В низших Гунах природы человек принимает прогресс за деградацию, все наоборот, а деградацию за прогресс. Прабхупада, как раз к таким людям приехал в Америку, которые деградируя от наркотиков, думают, что прогрессируют, расширяют сознание, галлюцинации, видения, говорят: вот, прогресс. А Прабхупада сказал: деградация. И дал Хари-Кришна мантру, дал настоящий прогресс. Люди многие спаслись благодаря Хари-Кришне мантры.

01:00:48 И так, это невежество. В страсти он путает эти вещи. Он постоянно сомневается, постоянно меняет решение. Лучший пример - это Россия, в мире. Постоянно меняет решение. То капитализм, то социализм, то коммунизм, то перестройка, то русский, то новый русский, то старый русский, много… много… много… и продолжается, все продолжается. Меняют… меняют… Страсть. Страсть в невежестве означает, что они меняют одно и тоже, только в разных комбинациях. Есть такая формула – от перемен мест слагаемых сумма не изменяется. Верно? Это невежество, страсть называется. Вы комбинируете одно и тоже, но в сумме результат не меняется. Берете тоже самое знание, тех же самых людей, из этой же культуры, с такими же представлениями, те же самые цели берете и просто меняете их местами. Хорошо. Капиталисты не могут управлять. Поменяем. Теперь рабочих поставим. Рабочие тоже не справились. Хорошо. Теперь нужно военных поставить. Военных связать с бизнесменами. Интересный бандитизм получается. Все они бандиты становятся.

01:02:06 Они меняют местами разные классы людей, c целью одной и той же: чувственное наслаждение. Материальное богатство, материально-техническая база, счастье и эти комбинации они не меняют ни какого результата. Потому что если поставить во главу угла трансцендентное знание, оно вообще не связано ни с какими материальными целями, прогресс, это называется прогресс. Из материи в дух, вообще не связывает себя с этими материальными целями. Как же может прогресс, из материи, если он привязан к материи. Нужно снять якоря, вытащить якоря. Если вы собрались в плавание, паруса установили, на вёсла посадили, команду хорошую и поехали. Всю ночь гребли, паруса были надуты, на утро в том же самом месте просыпаетесь. В чем дело? Якорь забыли вытащить. Да… вот это да… Главное то мы забыли.

Отречение – это когда мы служим Кришне, не меняя обстоятельств

01:03:05 Итак, прогресс, отречение от любой ситуации, от любых обстоятельств и привязанность к Кришне. То есть любая ситуация, в данный настоящий момент, должна служить Кришне. Это называется отречение. Так, Прабхупада сказал: как мы отрекаемся, мы не можем отречься ни от чего, это не возможно. Мы сидим на этом сидение, оно же материально. Мы говорим в этот микрофон, он материален. В этом здании все материально. Вот мы это используем для Кришны, это называется прогресс. Прямо в материи, мы можем совершить духовный прогресс, духовный рост. Это один момент. И другой момент, материя имеет тонкую форму, форму желаний. На желаниях покоится этот мир. Все наше разнообразие, форм жизней всех этих, все наше окружение, материи, это все проявление желаний. Этот мир создан не Богом. Этот мир создан желаниями живых существ. Бог дал санкцию, позволил нам это сделать, он сам это не создавал и не заинтересован в этом материальном проявлении. Он говорит [санскрит] Оставь все это, иди ко мне. Это тебе вообще не нужно, ни тебе, ни мне. Не нужно. Не то, что он говорит: Мир, я тебе создал, будешь вечно жить, твой дом. Нет, уходи отсюда. Оставь все эти долги, материальные обязанности, уйди вообще отсюда, иди ко мне. Я тебя сам буду защищать, не бойся ничего.

01:04:39 Вот оно отречение. Отречение, когда мы служим Кришне, не меняя обстоятельств. Мир не нужно менять, нужно менять себя. Материалисты до неузнаваемости изменили этот мир, уже никто не знает, что там было вначале. Боже мой… Что тут натворили уже. Люди все забыли. Забыли вообще, что это за мир, в котором они живут, забыли себя, забыли Бога, ничего не знают. В высшем учебном заведении ничего не проясняют. Ни капли света нет.
Прабхупада говорит:
- Хоть немного света нужно дать, ну хоть чуть–чуть, хоть небольшой светильник зажечь, при помощи которого хоть не все осветится, но хоть выход можно найти, в темном помещении.
Поэтому, начинайте практиковать, даже в этой тьме, века Кали, можно сориентироваться, если просто начать, в любом положение воспевать:
Харе-Кришна Харе-Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

01:05:40 Мир еще не изменился, но ориентир уже появился. Можете ориентироваться в гунах материальной природы. Выбор можете делать. Тогда это хорошо, это плохо, это можно, это нет. Низшие гуны[неразборчиво] не нужны, только самые лучшие. У нас, видите, какие вкусы? Мы всех материалистов превзошли. И в амбициях тоже мы превзошли всех материалистов. У нас цели самые амбициозные. Они лишь на Луну, Прабхупада говорит, собираются, а мы на Голоку во Вриндаване. [смех в зале] Мы еще более амбициозные, у нас еще планы более крутые, чем у них. Они даже так мыслить не могут, представьте, Голока Вриндаван. Ну и даже не верят в такую планету. Что Луна она вот здесь, рядом. Даже до Луны не могут добраться. А мы на Голону во Вриндаван, и гарантия 100% при этом [Смех в зале]. Ничего не меняя в этом мире, ни сжигая тут горючее, ни ядерные эксперименты тут не будем ставить, ничего. Просто уйдем и все. Как? По милости Кришны. У нас друг есть, он там и живет на Голоке, он уже места заказал. [Смех в зале] Все просто. Кришна говорит: я друг всем живым существам, ничему не бойтесь, предавайтесь и возвращайтесь и страхов ни каких не нужно.

01:07:04 Важнейший момент для духовного развития, прогресса. Я тоже думал, одно время, почему же вот сейчас много религий, в которые люди верят, применяют слово Бог очень часто. А деградация только ускорилась в мире. Бандиты известные делают преступления, потом идут в церковь, ставят свечки, молятся. Это известно всем. Они принимают, они к Богу тоже обращаются, понятие Бог. И деградация только ускоряется. От чего так? Они не могут приблизиться к нему, вот в чем дело. Они признают его. При этом отдаляясь. Я признаю тебя, ради Бога, я, когда нужно, подойду к тебе с просьбой, пока у меня тут столько дел, позволь мне заняться своим бандитизмом. Вот очень важное дело. Весь мир сейчас погряз в грехах. И они обращаются к Богу при этом. И даже фашисты обращались к Богу.

С чего начинается духовный прогресс?

01:08:04 Итак, почему Прабхупада дал Кришну? Подумайте теперь.
Потому что если вы к Кришне обратитесь, вы уже не сможете заниматься греховной деятельностью как раньше. Если вы в близкие отношения хотите войти с Богом, вы уже должны отказаться от кое-чего. Вы должны стать таким же, как Он. Качественное, чистое, преданное служение. Нужно быть чистым, как Бог, божественным должны стать. К Кришне обращаетесь, вот такая задача, высокий стандарт. И сразу же начинаете возвращаться к Богу, как только принимаете, верите в Кришну. В Верховную Личность Бога, Всепрекрасную, Всепривлекающую. Вечно юный и самый древний, знающий каждого. Источник счастья для каждого живого существа. Самый близкий, близкий, близкий друг… Вот тут вы уже не можете деградировать, при всем своем желании. Начнете сожалеть, сделаете шаг назад и сразу сожалеете. Как вы можете оторваться от Всепривлекающего. Всепривлекающий, божественная привлекательность. Все, постигаете этот вкус, хоть чуть-чуть, незначительно – все страхи уходят и вы уже ничего не боитесь на этом пути. Вы встаете смело, ничего не остановит: ни семья, ни страна, ни работа, ни остановит меня.
- Я услышал Харе Кришна мантру, был на киртане, [неразборчиво] все, меня никто не остановит: ни семья, ни страна, ни работа, что случилось?
[Неразборчиво], это сегодня утром мы читали, вот эта волна экстаза, она все сметет, как говорится, на этом пути. Даже не заметите, {санскрит], счастья и несчастья в вашей жизни не заметите. Присутствие экстаза, даже не заметите, что жизнь была трудна на самом деле, очень трудна, она всегда трудна в этой жизни материальной. Но занимаясь служением Кришне, непосредственно приближаясь к нему - это духовный прогресс. Возвращаетесь в изначальное положение, именно, по отношению к Богу - мы испытываем счастье.

01:10:06 В материальном мире мы испытываем счастье. Мы защищены. [Охам, Твам, Сорвапа, Пье, Пьё] Я защищу тебя от всех твоих грехов, от всех твоих ошибок и их последствий, ты даже страданий не заметишь. Однажды Ашватхама, на поле битвы понял, что Арджуна силён, потому что Кришна на его колеснице. Вот же, он управляет колесницей. Он взял оружие и стал стрелять в Кришну. Поток, ураган стрел - хотел убить Возничего. И Арджуна понял, что такой шквал он не сможет удержать, потому что Ашватхама был тоже великий воин. Он бросил оружие и выпал вперёд перед Кришной, закрыл его. Весь поток стрел ….. Рваные раны там были у Арджуны, все остальное. Но что чувствовал Арджуна? Как поток лепестков роз сыпалось на него оружие Ашватхамы. Он был в таком экстазе, в таком трансе. То, что он делал для Кришны. Фактический он чувствовал себя духовным, а не материальным. Он никогда не боялся ничего, потому, что рядом был Кришна. Но когда Кришна ушел с планеты - Арджуна даже не смог натянуть свой лук, даже натянуть не смог, не то, чтоб им пользоваться.

Важность повторения Святого Имени

01:11:40 Итак, Кришна причина нашей деятельности. В Кришне сила и энергия. Если у вас нет ни какой энергии и желания жить, у преданных бывает такое состояние бывает, или начинающий преданный, только-только который пришел из-за каких-то страданий, или просто пришел из-за каких-то ошибок и страданий, можете просто походить на мангалаарати один месяц в храме и все пройдет. Все просто. И будете с новой энергией, с новой силой. Мангала арати, киртан, каждый день, регулярно, регулярно, регулярно, и слушать внимательно – это все, что требуется. Но внимательно слушать - это чистое, преданное служение. Мы сегодня слышали в Бхагаватом, это редко, кто может долго слушать о Кришне. Обычно говорят:
- Ну, я уже слышал о Кришне. А есть еще что-нибудь еще у вас послушать? О Кришне мы уже слышали. Об Арджуне слышали. О ком-то есть еще почитать?
- Еще о Бхишмеесть. Ну, давайте о Бхишме почитаем?
- Но о Бхишме тоже слышали, что-нибудь еще может быть есть?
-Может быть о Дроне, Дрона.
Это хитрость, на самом деле нужно слушать о Кришне, а у Кришны окружение безграничное, конца и края этим разговорам не будет.

01:13:00 Итак. Не думайте, что в сознании Кришны жизнь какая-то скудная. Только о Кришне и все.
- Ну как-то скудно, правда, какие-то вы ограниченные: только о Кришне говорите, больше не о ком. Вот мы знаем, допустим, о Майкле Джексоне. Вот вы знаете, нет? Ну вы точно ограничены. Вы сектанты какие-то.
Майкл Джексон написал письмо перед уходом. Сказал, что:
- Я сожалею только об одном, что я не общался с преданными Кришны близко. Думаете, я шучу? Перед видеокамерой? Я не читал, то есть я не читал, я видел это письмо, но на английском, мне показали распечатку, её перевели преданные. Я не знаю, откуда это письмо, я не могу сказать. Потому что подтверждение пока не можем найти ниоткуда, но в одном городе один преданный нашел, ему прислали это из-за границы, вот что Майкл Джексон написал перед смертью. Но пока вот следствие не показало подтверждений, но мы зачитали даже на публичной программе этот перевод людям новым, вот, что Майкл Джексон был таким духовным или очень близко таким духовным человеком, и он писал о том, что:
- Я всю жизнь сожалению, я просто удовлетворял свои чувства, что из-за славы я потерпел поражение. Я сожалею, что не общался близко с преданными Харри Кришна. Вот что мне нужно было делать».

01:14:26 Можете проверить информацию. Я не знаю. Я тому преданному верю. Он показывал этот лист с английского. Потом перевел с английского и зачитали. Но почему нет, вы думаете, они не знают о Харе Кришна? Если даже Джордж Харрисон знал Харри Кришну, думаете другие певцы не знали Хари Кришну? Да это самые известные музыканты в мире. Леннон, Харрисон и все другие. Это известно всему западному миру, вся их жизнь, вся подноготная. Такие были фанатики эти Битлз. И их встреча с Прабхупадой была, опубликовывалась, распространялась. Леннон и Харрисон по восемь часов в день пели Харри Кришна мантру и за рояль садились. По 6-8 часов не отрываясь пели, новые и новые мелодии исходили, откуда вы думаете новые мелодии исходили? Исходили из Харе-Кришна мантры, исходили мелодии.

01:15:18 Поэтому Харрисон поет: «Мой сладкий Господь, мой сладкий Господь» с такой преданностью. Он был связанный. Его талант был связан, он чувствовал, что Кришна дает ему эти силы. И вы думаете в мире музыки это не известно? Особенно известным певцам или музыкантам каким-то? Конечно известно. И Леннон, когда умер, ничего не говорят материалисты, как он умер. Хотя были свидетели, это обнаружилось уже позже, через 20 лет, их же пытаются реабилитировать через каждые 10 лет этих пожизненных заключенных. И их спрашивают: вы, наверное, сожалеете, раскаиваетесь? Раскаяние если есть какое-то искреннее, их могут реабилитировать, могут амнистировать этих людей. Через 20 лет этого преступника снова тестировали:
- Вы раскаиваетесь, вы сожалеете?
Он говорит:
- Я? Нет. Такое удовольствия. Я в него всю обойму. Он: «Харе Кришна. Харе Кришна. Кришна Кришна Харе Харе».
Никто даже не знал об этом, никто не говорил, что Леннон повторял Харе Кришна мантру, когда просто его убивали в упор. Да, это тоже было где-то в новостях. То есть мы много чего не знаем. Мы не знаем, как Ленин просил прощения у [стола и стульев] перед смертью на коленях, раскаивался в своих грехах.
Мы не знаем, как Калинин, который писал исторические книги, просил:
- Сожгите все мои книги, пожалуйста, - перед смертью, просил - сожгите эти книги. Это ересь, нужно уничтожить все, что написал. Бог есть.
Мы ничего этого не знаем. А нужно знать, что Бог в сердце каждого живого существа.

01:16:54 Мы не материалисты, мы знаем эту истину, Сверхдуша в сердце каждого живого существа. Она дает о себе знать рано или поздно. В жизни каждого человека есть опыт общения с Богом. Но этого никто не знает. Прабхупада спросил одного ученого доктора:
- Вы верите в Бога?
Он говорит:
- Временами». [смех в зале]
- Да, все правильно, сказал Прабхупада, поскольку вы ученый агностик, вы не можете принять на веру слепо, но в сердце-то у вас есть эта вера, вот и все». Временами или не временами, он говорит, это не важно, важно, что в сердце у вас дремлет эта любовь к Богу, в сознание к Богу.
Она тоже есть даже у материалиста-агностика. У каждого человека это есть. И если мы не сможем понять этот факт, который описывается в Гите, что душа, что душа присутствует. Они окутаны, закутаны кармой, гунами и временем, то как мы сможем прогрессировать? Если нет такого понимания вещей, нет такой веры. [Шатха], вера, начало. А только потом мы можем хорошо общаться с преданными, и воспевать в экстазе… Вайкунтха распространяется. Прогресс означает, что мы ощущаем все больше в себе Вайкунтху, в себе и во вне. Вовликая, этот процесс мы можем чувствовать даже в материальном окружении. Вот распространится вайкунтха унха - этот дом может стать Вайкунтха, как Прабхупада сказал: Демоны поют Харе Кришна.
На улицу вы выходите петь ратхаятру,… вайткунха в это время. Не материальная это уже энергия. Там йога-майя проникает. Сверхдуша поддерживает все это, в каждом атоме, в сердце каждого существа. Все это непроявленным образом присутствует, каждую секунду, каждое мгновение. Это духовный прогресс означает, что постепенно вы не будет отличать материальное и духовное. Все духовно на самом деле.

Деградация - все материальное, а прогресс - всё духовное

01:18:40 Деградация - все материальное, а прогресс - всё духовное. Все связано с Богом. Каждый атом во вселенной, каждое живое существо.
В ядре каждого атома, в сердце каждого живого существа. Самбандхагьяна дает твердую веру. И когда с такой твердой верой мы воспеваем (поют все вместе): ХАРЕ КРИША ХАРЕ КРИШНА КРИШНАКРИШНА ХАРЕ ХАРЕХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМАРАМА ХАРЕ ХАРЕ - получаем подтверждение откуда угодно, всепроникающее знание. Господь Чайтанья воспевал шепотом Харе Кришна мантру в джунглях [неразборчиво], даже деревья отвечали вибрацией, как будто шепот был по всему лесу Харе Кришна махамантры. все, все, все. Даже неподвижные живые существа откликались на эту вибрацию. Слоны трубили, танцевали, тигры с оленями в обнимку танцевали. Харе Кришна. Все забывали о теле, не было материи больше. Не было злобы, не было алчности, не было животного сознания. Все было духовно. Тело не имеет значения, как говориться, с любого уровня человек может прогрессировать с тама-гуны, раджа-гуны и с саттва-гуны. Не думайте, что тот, кто достиг сатва-гунны не нужно прогрессировать. Ему нужно очень-очень интенсивно прогрессировать, иначе с этой сатва гунны снова упадет вниз, в тамагуну, будет срыв. Колесо вращается, это проблема, замкнутый цикл. Поэтому прогрессировать с уровня тамагуны - необходим учитель. Человек беспомощен в тамасе. Невозможно без духовного учителя человек не сможет, тамас - абсолютно беспомощное существование. Если даже вы врач, Прабхупада объясняет: вы врач, но у вас инфаркт - вы себе не сделаете операцию на сердце сам, в этом состоянии, беспомощны. Вы должны пригласить другого врача.

01:20:38 Итак, у нас есть знания, потенциал есть, но мы беспомощны сейчас, мы запутаны, нужен гуру. Из тамаса вы видите духовного учителя, как непосредственно прикасаться нужно с духовной энергией. С носителем духовной энергии должно быть какое-то другое живое существо. Это называется Гуру-Таттва. Это живой носитель трансцендентного знания. Прабхупада вот так мог изменить весь мир, просто общаясь с людьми, просто давая своё общение. Он выехал из Вриндавана в Америку, путешествовал по всему миру. И смотрите, движение, что он просто давал духовное общение. То, что сверхдуша говорила Прабхупаде, Прабхупада говорил вслух, люди говорили:
-Да! Это в моем сердце есть то же самое.
Как он узнал все это? Он проник в самое сердце. Трансцендентное общение. С тамаса в страсть мы страсть мы будем сначала. Станем очень активными. На внешнем уровне будем бегать туда, сюда, днем, ночью вот так, много заниматься будем служением.

01:21:37 Будем думать: но теперь я стану самым чистым преданным. Страсть означает, какой-то плод должен быть. А плод жалкий приходит в страсти. Каждого ждут разочарования. В гуне страсти преданное служение приведет к разочарованию:
- Боже мой, я столько всего сделал для Кришны, а что же в результате? Я никто до сих пор, никто, я все потерял. Все мои проекты, все мои планы- все разрушилось.
Многие преданные на этом ослабли, которые вкладывали очень много энергии на внешнем уровне, что-то создавая. Многие-многие стали чувствовать, что они не получили ничего взамен. И когда материалисты говорят родственники:
- Ну что, ты уже десять лет в движении, или восемь, или столько, и что ты имеешь?
- Да ни-че-го…Вщщуууу. Прозревают: ни-че-го.
Это страсть. Страсть имеет недостаток - плод жалкий.
В благости человек знает очищение: никакие плоды не нужны. Мы даже об этом не думаем, не спрашиваем. Я помню этот пример, Рохин[неразборчиво] рассказывал, в таком возрасте распространял книги где-то в Швейцарии, или Швеции где-то. Мне запомнилась эта история интересная. Он каждый день, то ли марафон был, каждый день с книгами, и какая-то женщина, хорошо одетая, интеллигентная, культурная, очень культурная женщина, подошла и сказала:
- Простите, что я вот вмешиваюсь в вашу жизнь, но я хочу сказать, для вас вот, понимаете, важную вещь. Вот я вас тут каждый день вижу, распространяете книги, работаете, вы честный хороший человек. Вы понимаете, но ваши лидеры… они же деньги ваши забирают эти. Вы же отдаете все деньги лидерам в этой духовной организации, верно? И у вас же ничего нет. Вас обманывают. Бегите, пока не поздно из этого общества. Ваши учителя деньги забирают.

Как научиться быть бескорыстным?

01:23:46 Страсть, люди в страсти. Это их представление, а я говорю, Вы запоздали с советом.
- Я уже больше 20 лет распространяю книги, ничего другого не умею делать - это раз, и второе- я уже сам стал духовным учителем.
Она была потрясена. Духовный учитель сам распространяет книги на улице? Она купила целый комплект у него, ушла.
- Я буду читать эти книги, теперь все понятно, тогда это истина, если сам, тогда истина. Это Саттва-гуна. Человек действует ради очищения. Плод никакой другой не нужен. Это тоже плод. Тут тоже есть доля эгоизма - очистить себя, но, это в Саттва-Гуне. Самое чистое состояние, Сатва. Это можно принять, это нужно принять. Очищение. То есть прогресс означает - очищение. Не означает, что я заработал, теперь дайте мне результаты. Не дадите? Я прокляну все. Нет, это не прогресс - это торговые отношения.

01:24:44 Вы знаете одну вещь: ничего ценного в этом мире не создано при помощи денег. Проанализируйте всю историю: ничего ценного при помощи денег не создано. Самые ценные вещи создавались бескорыстно, когда люди не думали ни о какой выгоде. Все самые лучшие произведения искусства, все самые лучшие произведения архитектуры, эти строения. Это невозможно построить за деньги, таких денег нигде нет, чтобы построить то, что было построено в прошлом, пирамиды, или такие великие храмы, которые построил, скажем, царь Соломон из Библии. Сколько он потратил денег? Люди бескорыстно помогали ему. Так написано в библии, ценили его разум, ценили его отношение. Таких денег нет ни в одном государстве, чтобы создать такие чудеса сейчас. Это делается только бескорыстно. Все самое ценное делается только бескорыстно. Самое дорогое только бесплатно. Мы же пользуемся Солнцем. Заплатите. Вы можете расплатиться? Только бесплатно.

01:25:57 И так же, если мы строим мир отношений только на деньгах, в нашем движении не будет ничего ценного. Обычные вещи будут происходить, обычные евростандарты. Вот и все. А бескорыстно можно делать все что угодно, любые вещи, что хотите. Не проблема строить храмы, создавать общины, если мы будем бескорыстны – препятствий никаких нет. Все просто. Но очень сложно. Очень сложно стать бескорыстным. Нужна вера, нужны знания, куда же вложить это бескорыстие. Это же риск. А вдруг обманут. И вот так бескорыстно… а потом? обратно ж не вернуть. Это ж бескорыстно, верно? Ничего взамен? А где ж прогресс? Как я буду себя поддерживать? Я не понимаю пока, о чем вы говорите? Поэтому, человек, он учится ходить на канате, сначала на маленькой высоте, не сразу под купол цирка ведь: давай потренируешься под куполом, без страховки, просто ради тренировки, одна ошибка и вы разбиваетесь. Вы падаете с этой высоты, ложное отречение означает, что падаете сверху прямо в низ. Мокрое место остается. Вот такая высота полметра, вот давай тренируйся, можете тут падать, сколько хочешь, вообще.

Святое Имя является лекарством

01:27:14 Поэтому, конечно же, мы не находимся на таком уровне отречения сейчас, о котором мы сейчас говорим, нет. Нужен прогресс. Нужно научиться этому. То есть необходимо трансцендентное знание, чтобы действовать на таком уровне. Надо быть очень сознающим Кришну, чтобы действовать вместе с Богом, как говорится в этом мире, вместе с преемственностью, вместе с Прабхупадой, с наставлениями и так далее, и так далее, и так далее. Чтобы это было моей, именно, жизнью, а не просто кодексом правил, на которые я иногда опираюсь. Это стало моей жизнью, моим разумом. И тогда человек достигает успеха. Обязательно. Просто повторяя Харе Кришна мантру, человек возвращается к Богу, потому что она проникает в разум. Все остается: жизнь, душа и смысл. И тогда легко в этой жизни, человек достигает полного успеха, живет с Богом. Вечно. Необратимый процесс. Обратного пути уже не будет.

01:28:12 Если в разум не проникнет, будет еще возврат, и много раз. На уровне ума, каких-то представлений, на уровне приятных ощущений можно принять процесс, но это с возвратами к старому… и постепенно, по мере очищения разума, потому что само уже святое имя является лекарством, это есть средство очищения, это есть наш прогресс. Это и цель и средство одновременно. По мере очищения разума, мы становимся сильней, сильней и сильней. То, что мы делаем сейчас, мы не могли делать несколько лет назад, правда же? Не могли, факт, большая разница. Посмотрите, как живут люди, которые не практикует со знанием Кришны, т.е. какой-то интенсивный метод духовный. Они не меняются. Они просто стареют, но не меняются. Они остаются детьми на всю жизнь.

01:29:06 Детьми рождаются, дети же с игрушками бегают, да? Ломают что-нибудь, снова строят, ссорятся, дерутся, отбирают друг у друга что-то. Взрослые делают то же самое, только игрушки другие. Они остаются детьми. И когда они старятся - они снова возвращаются в детство. Успех в жизни в чем? В чем успех в три года? Если он не писает в штаны, то он конечно успешный в жизни, в три года.[смех в зале] А в чем успех в 80 лет? В том же самом.[смех в зале] Разницы нет, большой разницы нет. Он становится такими же, откуда начинал, туда же возвращается - замкнутый цикл. Всем кажется, что он прогрессировал. Нет, те же самые проблемы остались, не решил ни одной проблемы. К 80-ти годам он должен знать уже - где Бог, в какую сторону идти. Он должен уже знать: где он, где душа, где Бог, и он не должен ничего бояться. Полностью погруженным в другую жизнь, уже не жить в материальном мире в 80 лет.

01:30:24 Харе Кришна. Это не семинар, видите, а просто мы обсуждаем тему. Завтра мы откроем харинама чинтамани, мы посмотрим там. Из области анартхи, невежества, что Бхактивинод Тхакур такое говорит, Харидас Тхакур. Об этих недостатках, как преодолевают эти анартхи. Это трудная практика преодоления – менять качества, это трудная вешь – меняться, самая трудная в жизни. И, тем не менее, это необходимость, так же как есть болезненные процессы, лечение, но это надо делать, необходимо. Зуб болит, очень не хочется идти к врачу, но это необходимо, придется делать это.

01:31:11 Итак, если мы посмотрим диагноз, то конечно же, мы сможем с полной верой выдержать процесс лечения. Если есть знания Самбадха-Гьяна- практика будет обязательно успешной. А в конце [санскрит] [неразборчиво] в этом смысл очищения. В конечном итоге мы достигаем очень близких, любовных отношений с Богом, которые вечны по своей природе, никогда не кончатся, больше нет рождения, старости, болезни, смертей, нет беспокойств, Вайкунтха, Голока Вриндавана, так говорит Господь Брахма в Брахме Самхите. Все ачарьи подтверждают, духовный мир существует, описывают его и зовут нас туда, привлекают, направляют наш путь, ум, сознание, сердце в эту сторону. Мы идем туда по зову изнутри. И по наставлениям духовного учителя. Харе Кришна.

Ответы на вопросы

01:32:21 Какие будут вопросы? Пожалуйста задавайте.
Из зала: [неразборчиво]
Хакимов А.Г.: Есть ли у нас духовный прогресс? Как понять есть ли у нас духовный прогресс? Я не думаю, что это можно понять сразу, потому что мы сначала можем путать эти вещи, что является духовным, а что не духовным. Может быть у нас нет еще глубокого опыта очищения, вначале. Обычно прогресс мы отождествляем с радостью. Это факт тоже, симптом, экстаз, радость какая-то внутренняя, энтузиазм. Значит прогресс есть. Но бывает так, что у человека нет энтузиазма, в этот данный момент времени и радости тоже нет. Наоборот, он расстроен, но продолжает служить Кришне - это тоже прогресс. Об этом говорил Господь Чайтанья:
- Ты можешь меня обнять, погрузив в экстаз, а можешь растоптать: и ничего не меняется. Вот этот настоящий прогресс.

01:33:55 Если вы, энтузиастичны, когда радостны и счастливы, это прогресс. Но если вы также продолжаете служение, когда приходят трудности, остаетесь таким же - это еще лучше. Это еще выше положение. Это чередуется, в Гите говорится: страдания и счастье, они чередуются. Не слишком обращайте на это внимание, как погода: солнце, потом облако, дождь, снова солнце – так всегда.
Да, пожалуйста.
Из зала: [неразборчиво]
Хакимов А.Г. Все хорошо в этом мире, когда у вас сознание Кришны. Все прекрасным становится, этот мир, и люди, и окружение, все будет привлекательным и красивым и прекрасным, вдохновляющим, если мы в сознании Кришны. Люди, имеющие таланты, они совершили какое-то служение Богу в прошлом, поэтому они обрели какой-то талант, способности. То, что вы называете известных людей, которые ценили красоту, гармонию, могли отражать это в творчестве – это результаты усилий прошлого, связанные со служением. Всегда искусство, любое творчество в прошлом, оно было связано с Богом, для этого все делалось. Ну а где сейчас Паустовский, где сейчас Пушкины, где сейчас Бетховены?

01:36:04 Надо возрождать, надо служить Кришне, конечно же у преданных активное творчество. Мир не так уж и плох, если его не трогать, не мешать ему. Здесь вот не тронутая природа – нам нравится. Если мы также перестанем друг друга трогать, все будет гораздо лучше. Если мы молчать будем, все будет гораздо лучше. Закроем все заводы, и все, кажется лучше будет, потому что делаем всякие глупости и говорим всякие глупости. Поэтому необходимо сознание, возвысить сознание, чтобы люди могли правильно говорить, правильно мыслить и правильно поступать. Когда мир созданный изначально, как он дается нам, он не так уж и плох. В Гите говорится, что в этом мире можно быть счастливым, если отрегулировать свою жизнь и сознание. Можно быть счастливым и полноценным.
Великие мудрецы в прошлом, они владели ритмикой, музыкой непревзойденным образом, поэзией, занимались медитацией. Это были великие личности, во всех отношениях, творческие. Поэтому, несомненно, Прабхупада это все восстанавливает при помощи исккон.

01:37:29 Есть небольшое объявление: почему не покупаете диски [неразборчиво] это редкие записи, симфонический оркестр. Вы слышали такое, нет? Не слышали еще, очень проникновенно, на Украине они проводили эти концерты [неразборчиво]я сам не присутствовал там, я был чуть позже, но я видел запись, видеозапись. Они с таким старанием этот оркестр подыгрывали, вы только посмотрели бы. У меня видео есть.
Покупайте, я не думаю, что это дорого для вас, или это для вас дорого в Прибалтике? Или здесь кризис такой, что уже невозможно? Купите все диски, это не для меня, для Говинды Махарадж сделайте, ему нужно, ему нужно, да. Очень ответственный преданный, отвечает за многих преданных, заботится, ему нужны деньги. Он старается служить, это великая личность. Его усилия, как бы его качества, удивительные, редкие. Взаимодействуйте с такими людьми, не игнорируйте. Харе Кришна.
Наше время истекло на сегодня.
Аплодисменты.

транскрибирование: Наталья Шумнова | Иркутск | Россия | 28 марта 2014