Лекция 3

27 сентября 2009
Милость. Источник всего. Истина везде. Условия для духовного роста. Что будет в 2012 году? Национальная идея. Ахимса. Уступки и ограничения. Чувственные наслаждения. Смысл брака. В каких случаях человек обращается к Богу? Интерес к познанию абсолютной истины. Платформа веры. Платформа сомнений. Столица Кали-юги. Что поддерживает веру? Господь Чайтанья.
семинар для начинающих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:15:04 | качество: mp3 112kB/s 60 Mb | прослушано: 1272 | скачано: 664 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Аплодисменты]

00:00:06 Даже после такого [неразборчиво] никто не расстроен. Видите? Бхакти-йога называется. Продолжаем быть счастливы. Вчера мы говорили, что это система отдыха, по большей части, чем какой-то суровый процесс йоги, аскез. Если нам надоедает что-то делать одно, мы делаем другое, менять деятельность, слушать, потом воспевать, потом можем поесть. И сегодня мы даже слушаем и едим одновременно, настолько совершенен процесс. Вы чувствуете? Преданные обретают полную свободу, на самом деле, вне зависимости от материальной природы, каких-то обстоятельств, условий, если просто сосредоточены на Кришне. [Аплодисменты зала] Поэтому Кришна для нашего блага, он хочет все сократить, ускорить процесс, он говорит: [Неразборчиво санскрит]. - «Оставь все. И процессы, они обременительные, сложные, можешь оставить. Просто предайся мне, я тебя сам буду защищать. Ты получаешь полную свободу».

00:01:20 [Песня]

00:14:02 Харе Кришна. [Из зала] Кришна. [Хакимов А.Г.] Харе-е-е Кришна! [Из зала] Харе-е-е Кришна-а-а!!!

Милость

00:14:10 [Хакимов А.Г.] Так, хорошо. Мы под контролем внутренней энергии, высшей энергии. Очень хорошо. Все, что нам нужно, это милость, милость Кришны, милость господа Читаньи, милость духовного учителя. И процесс духовной жизни, он помогает нам быть доступным этой милости. Шрила Прабхупада говорит, что милость, она существует вечно, она всегда доступна. Это вопрос желания, вопрос только искреннего желания. Я иногда сравниваю положение человека, страдающего в этом мире с положением человека, который спит в темной комнате, для головной боли, пытается наслаждаться сном, но от головной боли, что-то темно, он не может понять, день на улице или ночь. Ему говорят: «Выйди на улицу. Солнце встало уже. Нужно подниматься». Он говорит: «Нет. Нет. Сначала докажите мне, что Солнце поднялось. Я не могу принимать так сильно веру». Если человек не хочет выходить на свет, то это проблема самой личности, но никак это не означает, что есть какой-то недостаток в счастье, недостаток в совершенстве, недостаток в знании, вообще, какой-то недостаток. То есть природа так устроена, что всем всего достаточно, на самом деле. Но человек, он не хочет стать под контроль милости, он хочет контролировать сам эту милость, он хочет её присвоить себе, а потом расстрелять по своему усмотрению.

00:15:55 Как в мире политики Прабхупада объясняет: «Посмотрите, были капиталисты, и до них тоже были какие-то формации, рабовладельцы, может быть, были коммунисты, были разные, разные формации, и все они пытались распределить собственность в этом мире, все более и более совершенным образом, думая о счастье, благе всех людей. И никому это не удалось. Никому не удалось распределить собственность в этом мире. Люди так и сражаются за эту собственность, из-за нехватки денег, нехватки пищи, нехватки счастья они вступают в сражения. Почему? Они воруют у Кришны. Они хотят присвоить себе то, что им не принадлежит». Прабхупада дает совершенный пример. В этом случае, если даже мы устроим совершенные законы, мы останемся мошенниками, останемся негодяями. Он дает пример группы воров, грабят какие-то деньги, то есть добывают какие-то ценности таким путем. Затем они собираются в своем кругу и ставят условия: «Теперь мы все поделим честно, у нас есть честные законы. Между собой у нас очень честные законы».

Источник всего

00:17:16 Но откуда вы взяли все это? Вот, в чем вопрос. Так как источник неизвестен, обладатель не известен этого мира, этих энергий. Люди верят в Бога, но не верят, что он обладатель, не верят, что он – источник. Любой материалист, ученый спросит: «Как одно существо могло создать такие безграничные миры? Невозможно. Не может быть одного обладателя, только теоретически мы можем это принять». «Нет. Обладателя не существует. Бог был когда-то некой энергией, энергия взорвалась потом, и распространилась безгранично вот таким, вот, образом, вот, миллиард этих планет, Вселенных, миров. Но самого источника уже не существует. О чем вы думаете? Он взорван давно уже. Теперь только его составляющие части. То есть уже, как объект он не существует». Материальные представления об истине, об источнике всего. «Бог мертв, - сказал Ницше, - был какой-то источник, но сейчас его нет».

Истина везде

00:18:16 Разберите этот стол, и он перестанет быть столом. Вы увидите только отдельно ножки, отдельно крышку, отдельно какие-то детали, но стола уже нет, он разобран на части. Таким образом, они разобрали эти энергии на части, и теперь мы не можем узнать, что это Бог. Каждая религия присваивает Бога себе: «Бог в моей религии», или «Истина там, где говорит ученый». Нет, истина в другом месте. Но на самом деле, истина везде, "сарва-гата", она всепроникающая, вездесущая, она повсюду, везде её можно найти. Но при этом не нужно её делить на части, не делится на части высший дух. Даже душа не делится на части, не рассекается оружием, не сжигается огнем, не растворяется в воде, не иссушается ветром, нет, неделима духовная энергия, не говоря уже о сверхдуше. То есть, есть единая сила, о которой не знают ученые – материалисты. Поэтому не хватает этого единства, единства мнений, единства взглядов, единства целей, единая энергия. «Если мы объединим всю нашу энергию, это огромная сила будет» - Прабхупада сказал. Один прут легко сломать, но связку невозможно. Если у каждого из нас в кармане тысяча долларов, то в сумме у нас получается огромная цифра. Мы очень богаты в общественном смысле, в коллективном смысле, а в индивидуальном смысле мы нищие. Оторванная часть от дерева, она просто расходует свою энергию, пытается возобновить свои недостающие силы, «где же еще взять денег?», «где же взять еще каких-то материальных средств, чтобы продолжать жить?», «Моя семья растет, я такой маленький, так много сил надо, чтобы поднять такую семью».

00:20:04 Итак, нехватка энергии. «Но, на самом деле, - Прабхупада говорит, - всего достаточно. Природа позаботилась о том, чтобы у каждого было изобилие, богатство, счастье, процветание, всего достаточно. Не может быть перенаселения на планете. С избытком энергии во много-много раз существует». Если просто проехать по России, вы это увидите, сколько земли пустует, ресурсов. Весь мир завидует России, капиталистический мир. Надо же, какие странные люди, они на мешках золота сидят, и при этом они не могут наладить свою экономику. Да, не могут они, у них постоянно какой-то развал экономики, это вечные перестройки, революции. А почему? Нет единого, единой цели, нет, единого Бога, нет гармонии и единства в этом разнообразии. То есть Бога разобрали на части. Каждый отстаивает свою истину, и ту энергию, которая предназначена для общего процветания используют для борьбы. Поэтому, кажется, что что-то не хватает.

Условия для духовного роста

00:21:14 Итак, мы говорили о том, что духовный прогресс – это прежде всего развитие знания, и нам необходимо понять, что мы – единое целое. Ну, начиная с ИСККОНа, Прабхупада дал эту организацию для осознания Кришны, что мы – все слуги Кришны, мы все – одна семья. Очень важное понимание. Это необходимое условие для духовного роста. Потому что духовный рост, он будет сопровождаться развитием веры. Если мы верим в Кришну, но не верим в преданных, нам будет очень трудно прогрессировать в сознании Кришны. На самом деле, таково сознание. Таково сознание "kanishta-adhikari", он верит в Кришну, у него есть вера в гуру, но что касается других преданных, нет, не обладает такой верой, он не ценит. В преданных более низкой категории, другой категории, он не видит, что Кришна присутствует также там. Например, мы не говорим только об ИСККОНе, но есть духовные религиозные люди в различных конфессиях, и мы их нигде не делим на христиан и мусульман. Прабхупада так не делил, он говорил: «Есть kanishta-adhikari, madhyama-adhikari, uttama-adhikari». Kanishta-adhikari думает, что «моя религия лучше, и Бог, исключительно, в моей религии находится, я верю вот в этого Бога, а уже другой Бог меня не интересует». Неистинный Бог, это "kanishta-adhikari". И, как правило, они относятся враждебно к другим религиозным мировоззрениям, другим точкам зрения. Они считают, что Бог принадлежит их религии. Но говорится, наоборот: «Бог не принадлежит ни одной религии, но все религии принадлежат единому Богу». Нужно все же понять, кто такой Бог, в это ответ, в этом секрет мира.

00:23:04 [Неразборчиво санскрит] И он говорит об этом: «Нужно понять, кто такой Бог. Чтобы жить в мире, нужно понять, что он – обладатель всего, он – лучший, "сухридам", лучший друг всех живых существ. Иначе человек не достигнет мира». Так, Бог один, и он – лучший друг всех живых существ. Отсюда есть понятие семьи. Лучший друг для нас – это, обычно, мать и отец, это лучшие, самые высшие доброжелатели, других таких больше не будет, в естественном, в материальном смысле слова. Но есть еще духовный отец, духовный учитель. Но в материальном смысле слова, это мать и отец, поэтому Бога и его положение часто сравнивают с отцом, именно. Это лучший доброжелатель, лучший друг, всегда поймет, защитит, простит, может быть снисходительным, прощающим, даже, если ребенок не ответит на его любовь, он, все равно, продолжает его любить и заботиться о нем. «Он может забыть Кришну, - Прабхупада говорит, - но Кришна никогда не забывает нас, он отец в этом смысле слова». То есть вся эта святость, все это знание чистое исходит именно от него, от его положения высшего отца, высшего, поддерживающего каждое живое существо, любящее живое существо.

00:24:19 То есть, как говорят, Бог – это любовь, простую формулу. Но, но Прабхупада также говорит, что любовь не может проявиться, если мы нарушаем волю Бога. И это является препятствием к этому счастью, это нехватки энергии, веры и прочее, к депрессиям, к упадку сил, к болезням, к какой-то деятельности низшего порядка, к бездумному удовлетворению чувств. И просто в ожидании чуда люди живут, может быть, чтобы перестроиться, или, все-таки, какая-то собственность так же распределена будет хорошим Президентом, и я же как-то буду жить счастливо, они живут пассивно. Надеюсь, что, может быть, что-то произойдет хорошее, а, может быть, нет, впереди 2012 год, всякое может быть.

Что будет в 2012 году?

00:25:03 На каждой лекции сейчас в России на общественных программах люди меня спрашивают об одном и том же: «Что будет в 2012 году?». Все, все ждут с нетерпением, боятся этого года, потому что они напуганы информацией. Но мы им отвечаем, что «мы открываем подготовительные курсы к 2012 году. Так что приходите на программы, пойте «Харе Кришна», чтоб подготовиться к 2012 году, чтоб быть готовым». Люди поют «Харе Кришна», можете представить? Но вот, вот такие аргументы мы сейчас приводим, не философские какие-то, просто не бояться, а они боятся. Они ждут хороших перемен, но они боятся, а, вдруг, все-таки, что-то случится, а, вдруг, конец света будет или еще что-то произойдет, в страхе находятся. То есть вера материальная, и она стимулируется какими-то материальными, материальные стимулы существуют. Если я буду здоров, я для здоровья могу повторить Харе Кришна мантру. Я верю в здоровье. Если принесет мне богатство, почему не повторять Харе Кришна? Я могу все, что угодно, повторять, если деньги дадут. Мы повторяли: «Слава КПСС». Не получилось. Видите? Но мы повторяли в надежде, что это какое-то материальное процветание даст нам. «Слава труду!». И труд, ведь, дает все. Считалось так: работай, и все получишь, собственно говоря, не нужны никакие другие высшие классы, просто рабочие, которые работают, и они все получат таким образом.

Национальная идея

00:26:26 Итак, это стимулируется какими-то материальными желаниями. Есть материальные желания и "kanishta-adhikari", у него также есть материальные желания, отождествление с телом, отождествлять себя с национальностью. Это главная часть идеи. Национальная идея, она сейчас высшая идея, которая руководит странами, государствами, национальная идея. И к ней уже, к этой идее присоединяются и религии, наука, и все остальное. То есть она возглавляет эту концепцию, как и все остальные, объединяет их. Нация, национальная религия, национальная наука, национальная культура, национальная традиция, они, они хотят сохранить это, сохранить. Как национальная традиция в Казахстане – это, так мне сказали, это бешбармак. Блюдо, которое едят они всегда, с детства, они садятся за стол, бешбармак – это, вот, то, что объединяет их семью. Блюдо готовится мясное, там, барана режут, вот, бешбармак, и нужно есть, чтобы поддержать вот это единство в семье. Такова традиция, люди чтут ее. Если вы становитесь вегетарианцем, то, вот, проблема национального уже порядка. Видите? Бешбармак – это национальная культура. И это становится сложным преодолеть вот этот барьер, не просто мясо, видите, а уже какая-то есть концепция национальная. Идея национальная, она приобретает большую силу.

00:27:42 Или русская традиция, мы говорим. Что такое русская традиция? Это сейчас известно, это русская водка, повсемирно известна эта русская традиция. Ни один фестиваль не обходится без русской водки, кроме Харе Кришна фестивалей. Такова традиция. Если вы придете в гости к кому-то на Новый год, вам не нальют водки русской, это будет оскорбление, вы никогда больше не придете на праздник. Традиция. То есть мы видим, что эти традиции, они уже далеко не духовные, но есть какая-то гордость, телесная гордость, она становится традицией. Это национализм называется. «Я – русский, и поэтому я вот такой». Я должен называться православным или еще каким-то названием, вот, просто, просто мир названий. Но суть давно уже утрачена всех религий. Посмотрите внимательно, суть всех религий – это любовь. Суть всех религий изложена в Шримад Бхагаватам, что лучшая, высшая религия описывается так: «Это та религия, которая желает благо абсолютно каждому живому существу». Как сказано, смотрите, как просто, ясно, и добавить-то нечего, вообще.

Ахимса

00:28:52 Это было сказано тогда, когда не было ни одной конфессии, которые мы сейчас знаем, ни христианской, ни мусульманской, никаких сект, ничего этого не было. Суть религии абсолютно ясная: каждому живому существу, независимо от национальной идеи, от происхождения, от вероисповедания, от возраста, от формы жизни тоже, животные – это тоже живые существа, каждое живое существо, желать благо каждому живому существу. Суть, высшая суть всей религии, эта суть основывается на принципе [ахимса]: не убивай, не причиняй насилия, не оскорбляй, не унижай. Более тонкое понимание всего этого [ахимса]. «Не говори ложь, - это тоже [ахимса], - говори правду». «Говори правду приятными словами, не беспокоя человека» - это все принципы [ахимса], грубые и тонкие. И, таким образом, если мы просто последуем этим принципам, мы увидим, что истинная религия находится в сердце каждого человека, ни в какой ни конфессии, дело не в этом. Вы можете быть в конфессии, можете не быть в конфессии, Бог в вашем сердце остается независимо. Не то, что вы выходите из конфессии, и Бог остается в конфессии, а вы без Бога остаетесь. Нет, он идет за вами [неразборчиво санскрит], лучший друг всех живых существ. «Можете пойти в ад» - говорит он, всё равно с вами пойдет. Он сердце останется в любом случае, будет давать поддержку, знания, память, забвения, если необходимо. Будет санкционировать, и говорить какие-то хорошие вещи, [неразборчиво] душа говорит в соответствии с данной конкретной личностью. Он говорит: Очень ценная вещь – наша совесть. Это хранитель этих ценностей».

00:30:26 И процесс бакти-йоги, духовный прогресс, значит, освободить этот голос сверхдуши. Освобождение означает просто услышать Кришну, и все, не закрывать ему рот сверхдуши, будь честным. Она говорит: «Слушай, помолчи. Посмотри вокруг, что происходит. Как я могу быть честной? Обрати внимание на внешнее устройство мира. Как это применимо то, что ты говоришь? Возлюби ближнего, но только не этого ближнего. Этого ближнего легче убить, чем полюбить. Ты говоришь всегда какие-то невозможные вещи, вот эта сверхдуша, всегда ты говоришь то, что невозможно выполнить, вообще. Четыре регулирующих принципа. Это невозможно выполнить все. Что ты говоришь? Нужны какие-то уступки, не так ли? Но в Калиюгу религия становится просто уступкой, возможностей еще нет». Возможности еще нет, это некая уступка. А уступка означает, что, может быть, потом появится возможность. А пока мы просто уступаем ваши материальные желания, потому что нет другой возможности. Но, может быть, если вы хотя бы чуть-чуть начнете чему-то следовать, хотя бы частично, появится возможность, что, все-таки, используете полностью всю эту возможность.

Уступки и ограничения

00:31:39 Почему в священных писаниях предлагается убивать животных и поедать их мясо? Прабхупада сказал: «Это уступка». Уступка. И там есть такие правила, предписания, которые помогают понять, что лучше, вообще, отказаться от этой деятельности. Так устроен этот процесс, он ограничивается разумом. Ведь обратите внимание, вещи ограничиваются разумом, означает, что они плохие. Делайте-делайте, но, давайте, ограничим это все. Что вы хотите это делать, но нужны какие-то ограничения, потому что, если вы будете это делать бесконтрольно, все, деградируете, будет беда, несчастье наступит. Поэтому даются ограничения. Но, чтобы печь хлеб, вы не найдете никакие ограничения в Шастрах, выращивать пшеницу - никаких ограничений нет. А Кришна поставил ограничения, сказал: «Пашите на быках. Есть границы. Не применяйте других средств, на быках пашите, быков используйте, не на тракторах». «Зачем на быках? Такой тяжелый труд. На тракторах легче. То, что раньше делали сотни людей и тысячи, может сделать сейчас несколько человек на тракторах и комбайнах». Видите? Мы освобождаем людей, свобода. Освобождение, смотрите. Бог не дает освобождения, он нас порабощает. На быках, говорит, пашите землю, рабство какое. А мы даем свободу, освобождение, трактора, танки, комбайны, все, технологии самые развитые, все механизировано, роботы все будут делать, вы будете свободны. Свободны для чего? – Для чувственных наслаждений.

Чувственные наслаждения

00:33:16 Итак, распространяя эти идеи чувственных наслаждений, мы освобождаемся для чувственных наслаждений. Большие стадионы, большие зрелища, питейные заведения, круглые сутки, 24 часа в сутки, всегда можно выйти, что-то принять, наркомания. И никто это не остановит, потому что идея эта поддерживается, в принципе, национальная идея – удовлетворять свои национальные чувства, национальное достоинство, национальную культуру, национальные чувства. А потом вы говорите: «Что делать с наркоманией?». Ну, вы же сами утвердили этот принцип чувственных наслаждений. А что же делать с семьями? Они все разваливаются, около 70% в России браков разводятся. Почему? Так вы же сами утвердили принципы чувственных наслаждений. Человек будет думать: «Если чувственные наслаждения так важны, что мы только ради этого и живем, то зачем еще содержать семью? Это трудно». «Зачем держать корову, - Прабхупада говорит, - если молоко можно купить на рынке?». Дешево и сердито. Правильно? Люди приходят к пониманию отношений семейных, постепенно по-другому. Они хотят уже однополые браки создавать, уже создают в мире. Почему? – С точки зрения чувственных наслаждений, это лучше, и никакой ответственности вы не несете, никакого бремени [неразборчиво]. Прекрасно понимаете друг друга с точки зрения чувственных наслаждений, максимально, и ничего другого не надо.

Смысл брака

00:34:41 Но Бог поставил ограничение – семья, законный брак. Законный брак означает, что, как только вы интересуетесь противоположным полом, когда мужчина взрослеет, мальчик взрослеет, начинает интересоваться разными девочками, вот тогда наступает время выбрать одну девочку, которая будет его контролировать всю жизнь от других девочек. Вот смысл брака в чем, ограничить эту тенденцию – это смысл брака. Они же думают: «Этот брак – это дозволенный секс», «это узаконенная проституция» - Прабхупада говорит. Они думают: «С точки зрения чувственных наслаждений назначение брака – удовлетворять чувства». То есть законным образом теперь это делать, и не законным еще. Интересные игры происходят: есть законные наслаждения, есть незаконные наслаждения, но суть та же самая – и тут наслаждение, и тут наслаждение, между ними разницы нет.

00:35:33 Итак, в чем же суть духовной жизни? О чем мы говорили? Есть препятствие к счастью – это недостаток знания. Как он побеждается? Можно получить знания, не сложно. Это плохие качества в человеке, дурные привычки. Как побеждаются? Общаться нужно с вайшнавами, следовать вайшнавскому этикету, постепенно можно [качество изменить], в общении мы меняемся так. Есть спекулятивный ум, который измышляет, как это сделать, принять духовного учителя и слушать, что он говорит, подчиняться наставлениям духовного учителя. Так мы можем дисциплинировать свой ум, даже думать плохо не сможем, даже думать не сможем на основе ложного эго, на основании зависти или жадности. [Неразборчиво] сверхдуша, гуру в сердце есть. Если вы принимаете духовного учителя, то сверхдуша будет контролировать сердце наше, даже мысли. И будет понятно, что плохо, что хорошо. И эта совесть сильно обострится. Если вы хотите вот этот путь, вот, это обострение будет, обострение, будет проблема. «Эти негодяйские качества, они будут теперь доставлять мне серьезные проблемы, я не могу с ними жить уже в мире, потому что в моем сердце есть сверхдуша». И она подтверждает те слова, которые слышал от духовного учителя. Память, знание и забвение, «я не могу забыть, что сказал мне духовный учитель. Все эти трудные качества. Но вот этот голос, он не дает мне забыть те наставления». То есть, как бы, они вместе, они начинают заставлять. Человек, который дал обеты, и он искренний, когда есть определённая система, как заставить. Как Кришна заставляет Арджуну сражаться, удивительным образом, смотрите, никакого насилия. Поэтому знание просто. При этом он говорит: «Если ты откажешься от сражения, представь, какой будет позор, - Кришна говорит, - бесчестие, бесславие». Кому он говорит? – Кшатрию! «Для тебя, - говорит, - это слово «позор», «трусость», «бесчестие» хуже смерти, ты не переживешь это!».

00:37:31 Как он заставляет, смотрите, это делать? Природа существует. И он указывает: «Вот твоя природа, вот твоя ценность. Ты ведь не переживешь. Это природа, она убьет, если ты придашь свою природу, ты потеряешь себя, ты будешь несчастным». Выслушал, теперь поступай, как пожелаешь. [Неразборчиво] Потому что, на самом деле, на самом деле, прогресс означает только исключительно свобода выбора. Хотя слова Кришны являются законом, и закон означает, что он как-то давит на нас, гуру – это значит тяжелый, он тоже какое-то давление оказывает наставлениями. Но, но прогресс не в этом, а в том, что мы добровольно принимаем эти наставления, даже, если это трудно слушать. Даже, если кажется это невозможным для нас, все же, мы это принимаем. Это называется духовный прогресс. Почему принимаем? На основании веры.

00:38:24 И так же, если кто-то имеет абсолютно независимый ум, какое-то вот такое, демоническое начало, а мы все это имеем, то также нужно принимать лекарства, внимательно воспевать: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе!». И что мы увидим? Наша жизнь целиком зависит от того, как мы воспеваем Харе Кришна мантру. Плохо воспеваете Харе Кришна мантру? – Опыт будет везде неудачный, и в санкиртане, и в проповеди, и в семейной жизни, сразу критический ум, двойственность, вы впадаете в заблуждение мгновенно. Преданный любой говорит: «Без Харе Кришна мантры, если я не предамся, если ум не заставлю слушать, я превращаюсь просто в животное. Я завишу от Кришны. И так я постепенно понимаю, что я здесь не хозяин, у меня есть хозяин, я его слуга "дас"». Это лекарство, лекарство. Это демоническое, независимое сознание, которое порождает все остальные пороки в человеке. Что он – хозяин этого мира, вообще, в конечном итоге? - Никакой он ни хозяин. Есть другая вещь, которая помогает человеку обратиться к Богу.

В каких случаях человек обращается к Богу?

00:39:34 Также Кришна говорит об этом: «Иногда от сильных страданий человек обращается к Богу». Они подталкивают его. Все хорошо, правда же? Поэтому, ну, Бог позже, пока и так все хорошо. И тогда что происходит? Кришна говорит: «Я отбираю у него что-то». Что он будет делать преданный? Он обратится к Кришне, несомненно. Он не пойдет воровать, как Наратахарма . Он говорит: «Кришна, ну, невозможно так. Но хоть какие-то деньги пошли мне». Хоть так он будет обращаться к Богу. Он уже не негодяй. Видите? Он уже [сукритина], уже благочестивый человек. Хотя мотив его материальный, но он решает это. Каким образом? Духовным способом, обращается к Богу, молитва. То есть, чтобы, чтобы решать свою проблему при помощи молитв, необходимо иметь [сукритина] и запас какой-то благочестивой деятельности, потому что грешник, он не может иметь такого стабильного опыта. Но он совершает преступление, потом молится Богу, а его, все равно, сажают в тюрьму. «Но где же ваш Бог? - он говорит – Но где ваш Бог?». Нет опыта. Он "душкритина".

00:40:41 Сначала человек должен очистить сердце, а потом уже он может общаться с Богом, как с другом, как тот, кто заботится, поддерживает, исполняет желания. Сначала он должен установить отношение, "самбандха гьяна" получить, утвердится, что «я – слуга». А что означает? – «Я больше никогда не вернусь к греховной деятельности. Все! Харе Кришна. Харе Кришна». [Неразборчиво]. С этого начинаются какие-то отношения. Прабхупада говорит: «Это просто. Просто вы говорите: «Кришна, теперь, отныне, я твой». Все. С этого начинается новая жизнь. Прекращаете греховную деятельность и терпите, пока эта карма не щипается плохая Она ослабнет в этом процессе. Не так сложно будет это потерпеть. Очень быстро сгорает, сгорает карма. Если преданный терпелив, смиренен, почтителен, он даже не заметит особых трудностей в своей жизни, настолько ослабнет его прошлая карма. При этом он не совершает новой греховной деятельности, он чувствует счастье и защиту, постоянную защиту свыше, собственным сердцем. «[Неразборчиво санскрит] защищает всех, даже от твоих ошибок и грехов в прошлом, настоящем, и будущем, которые ты совершишь, если ты – мой преданный. Мой преданный никогда не погибнет».

00:41:59 Итак, иногда нет денег, иногда мы страдаем из-за болезни. Это стимулирует нас обратиться к Кришне более искренне. Например, я очень искренне повторял Харе Кришна мантру в самолете, когда был инцидент в воздухе. Я увидел, что у меня джапа улучшилась намного. То есть при обычных обстоятельствах мы можем несколько быть расслабленными, но вдруг какое-то происходит событие, потрясение, и мы взываем к Богу. Часто мы видим, что многие преданные именно в потрясениях становятся очень сильными, сильно проявляется их вера получать глубочайшие реализации духовные, и еще и благодарят Бога за то, что это произошло с ними. «Вот теперь, - говорят, - спасибо, настоящее. Если бы не этот случай, не это потрясение, я бы так и не понял ничего, остался бы просто в невежестве». То есть, как преданные могут благодарить. Как царица Кунти говорит: «Страдания пусть приходят снова и снова, потому что в этих страдания ты так близко к моему сердцу. А когда все хорошо, ты опять где-то далеко. Так пусть же приходят страдания». То есть мы сами не хотим причинять страдания, мы просим Кришну. Царица Кунти, мы не просим, но царица Кунти, но царица Кунти просит эти страдания. Лучше, потому что лучше для сознания Кришны.

00:43:10 И иногда человеку просто любопытно. Поскольку он очень благочестив, он может допустить, у него есть какая-то вера, он может подумать: «Бог, а кто такой Бог? Интересно, что вы скажете». Есть такие люди, они любознательны. Ведь Бог Кришна [неразборчиво], добродетельным. Он может быть христианином, мусульманином, но он, он любознательный, он добродетельный, он будет, не будет спорить, он спросит: «А почему Кришна? Объясните что такое Кришна? Кто такой Кришна? Ааа, вот, почему Кришна! В этом есть смысл». Это все просто. «Кришна – всепривлекающий? О, это здорово!». Знаете, в Коране есть, есть, когда такие люди [неразборчиво] говорят: «А в Коране это есть. Имени Кришны нет, но там упоминается, что есть сотое имя Аллаха. Вот есть 99, дается на арабском языке, а есть сотое имя Аллаха, оно не раскрыто. Но тот, кто раскроет сотое имя, там написано, будет творить чудеса. Уж, наверное, это ваше имя Кришны». Вот, мусульмане так, благочестивые, просто любознательные люди, они, видите, как хорошо, легко с ними, они могут тоже так прибиться к Богу.

Интерес к познанию абсолютной истины

00:44:14 И, конечно, наилучшая ценность, когда человек имеет интерес к познанию абсолютной истины. Четвертая категория, четвертая причина, почему мы обращаемся к Богу. И Кришна говорит: «Даже люди, не имеющие знаний, даже люди, имеющие греховные привычки, если обращаются к нему, они становятся совершенными. К этой категории относимся мы. «Шудры, ваишьи, женщины» - Кришна говорит. Он раньше говорил, что нужно быть таким йогом, нужно контролировать чувства, нужно развить духовные качества, и прочее, прочее, прочее. Потом говорит: «Нет. На самом деле, Арджуна, даже женщины – домохозяйки, не философы, бабушки, рабочие, обычные рабочие, необразованные люди. (Рабочий, обычно, не образован в ведический культуре, он просто работает). Ни философ тоже, ни йог, ни гьяни, ни аскет, или ваишьи, которые деньги считают с утра до вечера, и больше не о чем толком не думают, это их главная работа. Если эти люди обращаются ко мне, они становятся совершенными».

Платформа веры

00:45:14 Итак, весь смысл в том, чтобы обратиться к Богу, как бы, основа духовного прогресса. Как же обратиться к Богу? Каким образом это сделать? Представьте себе человека, который лечится в больнице, на излечении находится. Там есть какие-то уколы или, там, перевязки, или даже операции требуются. То есть процедуры крайне неприятные. Верно? Но у него есть вера в выздоровление, во врача, и он счастлив. Иногда его режут там, он говорит: «Спасибо большое». И вот, снова открывают рану, чтобы прочистить, он терпит, мучается, говорит: «Большое спасибо». И он, собственно, счастлив, что его лечат, и он верит, он скоро выздоровеет. Процесс не сложный для него, очень хорошо, он добровольно его принимает.

00:46:08 Теперь представьте человека, который лежит на излечении в больнице, но не верит в выздоровление и врача. Он будет думать: «Его просто напрасно здесь истязают, вообщем-то. Что за процесс, вообще? Просто напрасно меня мучают и истязают». Таким образом, счастье основывается, конечно же, на вере. Платформа веры. Даже, если на этой платформе веры происходят какие-то несчастья, так называемые, вы, все равно, сохраняете позицию счастливого человека, верите в это. Знаете, помните, как фильм был «Рома» когда-то? В конце, там, 70-х годов, может быть, или в начале 80-х, не помню, называется «И, все-таки, я верю». Одно только название привлекло миллионы людей. «И, все-таки, я верю», потому что именно в этом заложен секрет счастья.

00:46:59 Во что же мы верим? «Если человек не во что не верит, - Арджуна говорит, - если он, вообще, не во что не верит. Есть такие люди, нет веры никакой. Но есть такие, простые, простые, простые люди. Как определить его положение в обществе? Потому что именно по вере определяется и уровень, социальный, и прочее, его ответственность, его деятельность, его чувство долга и качества, это зависит от уровня веры. Kanishta, madhyama, uttama – это уровни веры просто. А как определить человека, который не имеет какой-то веры определённой? И тогда Кришна говорит: «По пище. То, что он ест, то, что пьет, и как используют язык». Язык, желудок и гениталии, как использует, вот такая вера. Это уже не какая-то цивилизованная вера. На каком уровне находится человек, который ест мясо, допустим? Не верит ни в Бога толком, как ученый, он не знает, так, на всякий случай, принимает, как все культуру, ну, как национальную принадлежность, но у него нет какой-то веры в сердце, связи с этим. Потому что вера – это связь, вера – это начало уже развития отношений. Это интерес, это желание понять, кто же такой Бог в моей жизни.

00:48:12 И когда у человека нет этой веры, он становится несчастлив, и он хочет заменить это несчастье, скрыть его. Видели таких людей? «Ноу проблем», это сопровождается обычно, тут сигарета, жевательная резинка, тут подружка, тут бутылка пива. То есть какие-то чувственные наслаждения окружают его постоянно. И как только у него нет денег на пиво, или на какие-то чувственные наслаждения, или на машину, или на квартиру, он становится страдающим. Сразу видно, что человек просто страдает в этом мире. Вот это отсутствие веры. Он верит в то, что язык, желудок, гениталии. Нет, язык отвлекает его от реальности, желудок отвлекает его от реальности, гениталии тоже отвлекают его от реальности. Он прибегает к этим средствам, к этой иллюзии, забыть, забыть реальность. Потому что без чувственных наслаждений я никто, я ничто. Вот такая, такая культура становится.

00:49:15 Кришна говорит: «Просто тогда смотрите, что люди едят, так вы поймете, как с ними общаться. Если едят мясо, они не смогут понять абсолютную истину». Невозможно, пока человек есть мясо, он не сможет понять слово «Бог», главное слово в нашей жизни. Главное слово в словаре – это слово «Бог», обладатель всего. Кто это? Абсолютная истина. Если нет абсолютной истины, нет, вообще, никакой. В этом случае тогда, если вы что-то думаете, что-то говорите, что-то делаете, все это является заблуждением «майя», источником заблуждений, страданий, разногласий, борьбы, воин, насилия, чудовищных таких вещей, который [неразборчиво] показал в том фильме. Эта идея была такова: показать вот эти негативные вещи, которые вдруг стали распространяться, усиливаться, вдруг они стали расти каким-то образом. Они обрели мировой размах, вообще. Это проституция, это черный бизнес, наркомания. Даже люди вздрагивали, книги об этом писали, в Интернете, что в Америке наркоманы появились, не просто, целое поколение наркоманов появилось. И люди вздрагивали в России, как это, вообще, ужасно. И [Ром] стал все это показывать в документальном фильме в двухсерийном. Люди смотрели: «Какой ужас, вообще, на планете развивается. Неужели вот это все будет развиваться? Неужели так, вот, будет везде? Нет, у нас здесь коммунизм, никогда такого не будет». Мы тогда верили, что у нас, вот, «И, все-таки, - говорит, - я верю, что коммунизм распространится в ответ на вот этот, вот, выпад империализма, загнивающего». Так вера в коммунизм, люди покорились в коммунизм, чтобы что-то светлое, хорошее, так они принесут счастье своему миру. Они были очень активны, энтузиастичны. Но поскольку это материальная вера, то эта платформа называется платформа сомнений. Они верили, но не было твердой веры. Потому что они не видели, все меньше и меньше идеальных примеров, [ачар], поведения. И коммунисты имели пороки, и коммунисты могли ошибаться и обманывать. И коммунисты совершали насилие, и боль причиняли, и страдания. И все это смешалось, и, вдруг, стало непонятным, что же такое коммунизм, и как же его установить. «И будет он в будущем таким, как мы хотим? А как избавиться, вообще, от зависти?».

Платформа сомнений

00:51:22 И так масса проблем возникла на этом уровне. Платформа сомнений означает, что жизнь становится одновременно и трагичной, и комичной, ненадежной, непостоянная платформа, меняющаяся платформа, сомнение означает. Я верю в одно, не получается, я меняю веру. Пора верить во что-то другое, меняю концепцию, меняю формацию, перестраиваю все. И трагично, и комично. Можно и смеяться над Россией, можно и плакать над Россией. Так, так и делают. Над русскими и смеются, и плачут одновременно. Такая страна, тут все смеются и плачут одновременно, дерутся и обнимаются одновременно. Я помню, как этот фильм есть «Чарли Чаплин», он использовал это в комическом своем фильме, сюжет на корабле, который, вот, раскачивается, знаете, платформа такая, вот, ненадежная, с сомнениями, такая, [иллюстрация]. Он качается же на волнах, корабль. И там вот, вот, он это использует качающуюся такую платформу, и там всякие сценки происходили за столом, едят что-то команда. Когда, вот, наклонится в эту сторону, вся посуда съезжает. И все едят с другой тарелки в это время, потом съезжает в другую сторону. И так они, тарелками меняются постоянно. Это, вот, выглядело смешно. Видите? Или вы приподнимаетесь взять стол, в это время наклон, и стул уплывает, и вы садитесь и падаете. И все смеются, кому-то больно, а кому-то смешно. Вот, вот такая платформа. Материалисты, как дети в этом мире, они плачут и смеются одновременно, над страданиями смеются и плачут, вот, если не решают свои проблемы, но в атмосфере страданий. И главная проблема – как забыть о страданиях, а не как избавиться от страданий. Избавиться невозможно, поэтому, телевизоры в каждый дом, и как можно больше каналов, чтобы забить человеку, вообще, мозги, чтобы еще он потерял какую-то ориентацию в реальности.

00:53:08 Зашел где-то на Украине в Интернет-клуб, чтобы посмотреть свою почту. Там сидел молодой человек. Это еще было раннее утро, а уже был, сидел этот молодой человек и играл в компьютерную игру какую-то. Я решил посмотреть, во что играет современная молодежь, что за игра там. Я еле оторвался, вообще. Она такая захватывающая, вообще. Там реальность, не просто какая-то игра, там, реальность, там идет вооруженный, у вас в руках винтовка или автомат, вы весь, там, в гранатах, весь в оружии, вы идете, там всякие ходы. Все это реально, высшего качество совершенно. Вы идете, и если там кто-то появляется, вы должны, «пуф», сразу стрелять, иначе вас убьют. И вот он целый день сидит, «пуф», «пуф». И он просто убивает, когда пуля попадает, там, кровь, там разрывается голова и грудь, куда вы попали, все реально показано. Ему нравится это все. Но когда я посмотрел на его спину, на его осанку, на его сознание, в это время он увлечен чем-то. Когда человек увлечен сознанием Кришны, он становится чувствительным, а когда он увлечен майей, он становится приведением. Приведение думает только о своей проблеме: «У меня проблемы…[Вздыхает] Какие проблемы…… [Вздыхает] 200 лет это не могу забыть [Вздыхает], даже уснуть не могу [Вздыхает]». (Вот этот звук, это звук, который приведения издают). Когда вы вот так вздыхаете дома, приведение сразу приходит, думает, что тут еще приведение какое-то есть. Не шоркайте ногами, не вздыхайте слишком часто дома, приведения привлекаются таким, дом наполняется какими-то проблемами ментальными.

00:54:47 И люди, они ходят по городам, по улицам, они ходят, как приведения, не замечают друг друга, каждый в своей проблеме, каждый замкнут, каждый думает: «Как забыть свои проблемы? Как забыться? Куда пойти, чем заняться, как решить свои проблемы? Как решить? Все соперники, все, все вокруг». Он идет, через весь город едет к своему другу, чтобы решить проблему, потому что он окружен миллионами недругов, чужими людьми. Нужно через миллионы людей проехать ему, чтоб достичь какого-то места, где его понимать будет один человек в этом городе или два, которые могут переодически помогать ему. Все остальные просто помеха, пробка, пробка на дороге, это просто люди. Кругом очереди, это просто помеха, просто конкуренция, просто кругом одни препятствия. Вот эти, вот, люди, люди, люди. Такое умонастроение, потому что стимулируется вера в чувственные наслаждения.

00:55:40 Итак, преданный, если он…, становится несчастным в сознании Кришны, означает, что он теряет веру в духовного учителя. Если кто-то имеет веру в духовного учителя, первый признак - он становится счастливым, энтузиастичным. Если даже он болеет, он повторяет свои круги. Если только без сознания он не лежит, он повторяет свои круги. Это называется энтузиазм, даже умирая, он будет говорить: «Харе Кришна. Спасибо, Шрила Прабхупада, джая». Мне помогали всю жизнь, вообще, обо мне заботились, как о ребенке. Столько милости я получил, Прабхупада такой труд на себя возложил. А что он сказал? «Я так ничего не сделал, но сколько милости я получил от него!» - это были его слова. «Я так, - говорит, - ничего не сделал, но сколько милости получил от своего духовного учителя!». Но посмотрите на жизнь Шрила Прабхупады. Да невозможно даже это сымитировать на материальном уровне [неразборчиво]. Даже трудно будет облететь 14 раз планету, как Прабхупада, просто физически это сделать сложно. Он при этом еще поначалу писал книги, и он решал проблемы в ИСККОНе, создавал движение, что самое трудное было, создавать, поднять его, утвердить это движение, чтоб оно существовало потом и без него. [Неразборчиво] будет, как у Александра Великого, пока есть Александр Великий, движение существует, как только он уходит, движение уходит вместе с ним. Он дал веру нам в этот процесс, что не нужно привлекаться к их греховной деятельности.

00:57:07 Откуда у нас такая вера, такая убежденность? Мы верили, что именно чувственное наслаждение делает человека счастливым. «Какая реинкарнация, какая душа? Один раз живу, вообще». Но что сделал Прабхупада? - Он дал веру, потому что обладал полной верой, полным знанием, "uttama" считается. Это никакая не религия, забудьте об этом. Это uttama-adhikari, это представитель Бога называется на земле. Не думайте в рамках конфессии о таких личностях, как Иисус Христос, он не принадлежал никогда ни к какой конфессии, или как Шрила Прабхупада, хотя мы формально называем, что это какая-то конфессия. Нет, это духовная наука, это образ жизни, это служение, чистое, бескорыстное служение Богу. И возможности будут безграничные, не ограничивайтесь ничем, имейте энтузиазм. И в России есть чистое преданное служение теперь, по-русски, и в Америке, по-американски, это существует, бескорыстное чистое преданное служение, и в Средней Азии, я был там, тоже есть чистое преданное служение. И куда мы ни едем, везде есть чистые преданные, которые свою жизнь посвящают Кришне, служению ему. Наполнен энтузиазмом и желанием. А откуда у нас такое убеждение? Да, если мы воспеваем с верой святое имя, святое имя танцует на языке у нас, вот и все убеждение, вот и все доказательство.

00:58:25 Итак, ответ мы должны искать, решение проблемы внутри, в своем сердце. Как развить свою веру. Прабхупада говорит, самый основополагающий принцип, потому что у преданных смешанная категория. Мы имеем недостатки, дурные привычки и скудные знания, и все, и у нас спекулятивный ум есть, демоническое сознание, но у нас есть искреннее желание служить Кришне. «[Неразборчиво санскрит] – Кришна говорит - Такой преданный будет совершать дурные поступки еще, поскольку находится под давлением материальных чувств, дурных привычек. Но он, наверное, [будди], он объявил войну [майи], объявил войну этой своей материальной природе, своим порокам, и считает его [садху], - Кришна говорит. – Этот человек святой уже». Это потому, просто потому, что он искренне верит Кришне и духовному учителю. Автоматически Кришна защищает его, он получает все необходимые знания. Такая сила сознания Кришны. «Моей милостью – то ты переправишься, - Кришна говорит – через океан бедствий легко, даже если ты самый грешный из всех грешников».

00:59:23 [Неразборчиво] все, весь набор недостатков, которые сегодня слушали лекцию, [неразборчиво прабху], он тоже вспоминает, как начиналось движение. Он вот эти, вот, пороки, о которых говорил [Ром]. Вот, они жили одно время в Америке, тогда весь мир, когда весь мир не мог понять, что, поверить, что вот эта наркомания будет распространяться, и никто представить не мог, что будут гомосексуалисты по всему миру, никто не мог предвидеть всего этого. Это было начало вот этой, вот, настоящей Калиюги, вот этого разврата, вот этого, вот, самого сложного времени, как сейчас говорится, когда очень трудно сосредоточиться на духовном, из-за того, что, вот, это все заполонила эта вся информация, грязная вокруг, повсюду.

Столица Кали-юги

00:59:59 И что же сделал Прабхупада? Он поехал прямо в столицу Калиюги, так преданные называют Нью-Йорк, американцев. Нью-Йорк – это столица Калиюги. И там, вот там, вот, утверждены эти принципы чувственных наслаждений, власть денег и чувственных наслаждений. «Дядюшка Сэм» - их называли еще. И там он стал проповедовать. Никаких интоксикаций, никакого мясоедения, никакого незаконного секса, никаких азартных игр, даже кроссворды не решали преданные. Потому что Прабхупада сказал: «Это азартная игра, кроссворд». Так они любили Прабхупаду. Но Прабхупада смеялся, говорил: «А почему вы принимаете сознание Кришны? Американцы, молодые, богатые, с богатой семьей. Я вам не плачу, я – старый человек. Когда, - говорит, - христиане распространяли Христианство, они применяли политику, пользовались политическими какими-то силами. А мусульмане пользовались оружием, они войны вели священные, так они распространяли священное послание, но у меня нет, - говорит, - ни оружия, ни денег, и я старый человек, беспомощный. Почему вы мне помогаете?». И тогда все задумались, думают: «Действительно. А почему? Не понятно. Не понятно». Прабхупада сам ответил: «Потому что это любовь». Откуда? Почему так ученики любят Шрилу Прабхупаду? На протяжении всей жизни, вот, они уже старые у нас становятся, за 60 многим, а они еще больше его любят. А почему так? А потому что любовь Прабхупады была просто безгранична, просто безграничная. Если вы получили, хотя бы, частичку этой любви, да, хватит на многие жизни утонуть в этой любви. Но это нужно еще осознать, нужна вера. Чтоб получать, какую милость мы получаем в сознании Кришны, нам нужно еще осознать, на самом деле. Вот это чистый процесс бхакти, как важна эта вера, как мы должны беречь эту веру.

Что поддерживает веру?

01:01:56 И что же поддерживает веру? В чем главная причина того, что существует вера? – Пока существует общение с преданными, со святыми, будет поддерживаться вера. Садху-санга так фестиваль называется. Видите как? Вера, мы рождаем веру таким образом, трансцендентная вера, вместе собираемся и воспеваем Харе Кришна, и слушаем лекции, читаем книги, чтобы потом зарядить свою батарею и продолжать что-то делать в течение года, или больше, или меньше, чтоб снова потом поехать, снова зарядить батареи. Зарядка батареи, энтузиазма – это вера. И все, и сил будет сколько угодно, ведь безграничный источник, мы говорим. [Шри гуру каруна сингу]. Что такое [гуру каруна сингу]? Это безграничный океан сострадания и милости. Океан, безграничный, это не то, что какая-то лужа или какой-то кошелек милостей с определённой суммой. Океан, там и границ не существует, вообще. «Бесчисленные живые существа в духовном мире не испытывают никаких проблем. Их гораздо больше, чем в материальном мире, - Прабхупада сказал, - и нет никакого недостатка, нехватки ни в чем». А здесь мы страдаем, потому что просто не имеем связи, этой веры, твердой веры. Вера иногда есть, иногда она слабеет, но наша задача – сделать веру твердой. Kanishta-adhikari должен продвигаться, прогрессировать, совершать усилия, чтобы встать, в конце концов, на платформу твердой веры, [матхьяма]. [Матхьяма атхикари] – это означает, что вы уже поставили одну ногу, в духовном мире появились, твердая вера, но одна нога еще в материальном мире. Вот так.

01:03:39 Мы знаем то и другое, пограничная энергия. Осталось совсем чуть-чуть, немножко решимости, последнее, и сделать окончательный выбор, и переносится к следующему [выдоху]. Сначала мы одну ногу переносим. И, как только нога касается опоры, вы обретаете твердую веру. Все. На это можно опираться. Вот это и есть та платформа - основатель ачарья книги Шрилы Прабхупады, это та самая платформа знания, на которую можно опираться. Если есть какие-то трудности, не важно какие, открывайте книги Шрилы Прабхупады и читайте. Вы сами все увидите. Через час чтения вы увидите, что проблем больше нет, события прежние, но проблем нет. Вы уже понимаете, что происходит, и что нужно делать дальше. Вы не находитесь в затруднительном положении, нет тупиков, здесь не бывает потерь на этом пути, здесь не бывает неудач на этом пути, здесь всегда удача, всегда победа, всегда высочайшая нравственность, это Бхагавад Гита, это то, что Кришна говорит живым существам! Это беспроигрышный вариант. [Неразборчиво санскрит]. То есть, если люди не имеют веры в это чистое, преданное служение, они будут, они будут крутиться в [самсаре], [неразборчиво санскрит], они не выберутся из этой самсары, даже, даже, понимая такие понятия, как Бог, душа, они не смогут выбраться из этого окружения материи, потому что их вера остается в удовлетворении чувств материального счастья. «Такому человеку, - Прабхупада говорит, - уже ничего не поможет. Если он дальше намерен гнить в этом мире, решительно настроен продолжать материальное существование, не поможет ни общие обсуждения тем, ни священные писания, ни воспевание святого имени». Как Прабхупада сказал одну вещь: «Если человек совершает бхакти-йогу и не прогрессирует, означает, что он не преданный. Нет веры в преданное служение, он остается в самсаре. Даже, практикуя какие-то обряды внешние, совершая религиозные, нет. Нет, не работает. Его сердце остается с чувственными наслаждениями».

01:05:58 Есть такое представление, что с Богом нельзя быть счастливым, с Богом можно чувствовать только себя в страхе, благоговейно, беспомощно, скованно, очень строгое присутствие Бога. Знаете? Нельзя даже повернуться без разрешения, Бог присутствует. Ну, как люди в церковь приходят, они такие все: «Шапку снять! Не ругаться! Громко не говорить!». [Неразборчиво], они боятся, они дисциплинируют храм. Они поют свою службу, потом идут, куда? В другое место, чтоб петь, танцевать, что-то пить, и так далее, общаться. В церкви нельзя, в Храме нельзя, там строго, там страшно перед Богом. Кощунство, вообще, когда собираются куча грешных людей и танцуют перед Богом. Да вы что? Это же кощунство! Куча грешников собираются и пляшут, ну, это, вообще, такое кощунство. Нет, Бога нужно бояться, бояться. Ну, а счастье-то вот в том мире. Туда идите, там есть дискотеки, там есть что-то еще, вот там можно наслаждаться жизнью.

Господь Чайтанья

01:07:03 Господь Чайтанья сделал этот процесс другим. Одновременно и чувственные наслаждения и служение Богу вместе. В какой форме? – Уму не постижимо. Все [неразборчиво] браманы чуть не потеряли сознания, когда Господь Чайтанья начал это утверждать. Они просто не знали, что делать с [неразборчиво]. Они считали: «Все разрушится. Все, теперь конец всему миру. Смотрите, что они делают. Они поют, танцуют и едят, и называют это йогой, причём высшей еще йогой. Да нет, йоги – это, вот, в горах, в Гималаях, там, в ледниках сидят, простыни сушат на себе в снегу». Пока простынь не высохнет на вас, вы не станете йогом. Если вы умираете от воспаления легких, то вас списывают [плохой йог]. Если там, в ледниках, вы обернулись мокрой простынью, и не высушили, вы не прошли экзамен. Но вот это йога. Но как это, что это за йога, когда вы объедаетесь на пирах, вы поете, танцуете с музыкальными инструментами, причём и саньяси делают то же самое вместе с вами. Господь Чайтанья дал такой процесс, к которым привлекались даже полубоги, говорится. Почему? «Эти киртаны имели поддержку, поддержку даже полубогов, когда Господь Чайтанья воспевал Харе Кришна, полубоги приходили в обычном обличии» - так пишет [Неразборчиво Госвами], видимо он это видел. Они переходили, чтоб петь киртан, так легко освободиться в век Кали, просто воспевая Харе Кришна мантру, и просто принимая освященную пищу, что обычно традиционно, вообщем-то. Но в век Кали становится единственным способом очищения и освобождения. Одновременно совмещается и цель, и средство, сразу получаете все, и, причем, в духе чувственных наслаждений, фестивалей.

01:08:51 Господь Чайтанья проводил фестивали, проводил спектакли, играл, играл такие роли, как Радхарани, допустим, играл. Люди смотрели и думали: «Так это же настоящая Радхарани на сцене». Они чуть не теряли сознание. «Боже, Радхарани [неразборчиво], И Кришна появился, и Нарада появился». Не узнавали друг друга. То есть Господь Чайтанья вложил в эти процессы, с чем люди обычно наслаждают чувства, он вложил высший смысл. «Думайте о Кришне, пойте о Кришне, танцуйте для Кришны, ешьте с Кришной вместе, наслаждайтесь вместе с ним!». Это голока Вриндавана, там они это делают. Они живут с ним, как с близким существом, очень дорогим. Прежде чем мальчик-пастушок что-то съест, он сначала, да, прежде чем он что-то предложит Кришне, он сначала съест сам, чтоб попробовать насколько это вкусно. «О! Кришна, попробуй теперь! Вон, как я тебе предлагаю».

01:09:43 Мы делаем наоборот, мы не можем допустить таких отношений фамильярных. Но на голоке Вриндаване все наоборот, с божеством заключают контракт: «Если я выиграю, ты везешь меня на спине, вон туда. Если ты выиграешь, я тебя привезу туда на спине». Их не заботит, что Кришну поднять нельзя, в принципе. Как вы можете Кришну поднять?! Я тебя могу провезти туда, ну, или ты меня провезешь, мы равные с тобой. Так. Вопрос. Теперь будем соперничать, кто сильней, давай бороться. Ну, что боишься, да? Ну, посмотри на мои руки. А! Струсил!» - это он Кришне говорит. И иногда он, на самом деле, валит на лопатки. И что? «На плечи. Так, вези. Поехали». Вы можете на божество залезть сейчас или нет? Вас предадут анафеме, даже в ИСККОНе, даже в этой конфессии. Где такие близкие отношения с Богом? Нас предадут анафеме, скажут: «Это сумасшедший. Больше не пускайте его, вообще, на фестивали и в Храм. Вот, фотографии развесьте повсюда. Этого человека не пускайте больше в пандалы». Вот такие случаи были иногда, поэтому мы говорим. Но это делают мальчики-пастушки, причём на живого собираются, не на мурти, и погоняют: «Вперед! Поехали! Быстрей!». Такая любовь, представьте, такая дружба. И Кришне это так нравится. Вот такие отношения с равными. Вы можете представить, они равные, равные Богу, но они не думают, что это Бог или не Бог. Любовь делает равным живое существо. Живое существо маленькое, но оно общается с безграничными энергиями Кришны, оно очень счастливо этим, счастливо в Кришне. Она ограничивается чувством собственности, национальными идеями, телесными потребностями. Это клетка, несчастье просто для него. «Золотая клетка, или серебряная клетка, - Прабхупада говорил, - попугай сдохнет там в этой клетке, если вы не будете его кормить». Можете менять клетку за клеткой. Такой клетки не получилось, давайте другую клетку, но попугаю уже хуже стало. Видимо, нужно, все-таки, золотую клетку установить [неразборчиво] попугаю. Но в золотой клетке он и сдохнет, как раз, оставит тело.

01:11:54 Итак, Прабхупада давал примеры души и тела, много примеров давал. Все примеры были очень убедительны, очень просты, очень ясные. И так мыслит uttama-adhikari, он просто рассеивает тьму [уттама] над тьмой, он просто рассеивает тьму. Достаточно просто слушать его с верой. Мы видим, как эта тьма рассеивается и солнце поднимает сознание, все становится видно, очевидно и понятно, все легко, мы слушаем ачарию потому что. Так Кришна посылает таких ачарьев, чтобы развеять эту тьму века Кали. Ну? И что же? Какой инструмент? Какой способ? Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гита. «Вот, когда, - говорит, - Кришна ушел с планеты, что же останется после тебя? Тьма же наступит здесь, свет солнца, само солнце уходит из этого мира. Сетует [Уддхава], близкие спутники. Мы остаемся во тьме, мы будем не счастливы и ничем это возместить невозможно, а ведь Бог уходит из этого мира. Чем вы замените его? И что же? - говорит тогда [Шукадева Госвами], - Останется память о нем в Шримад Бхагаватам, книги останутся, послание останется, все подробно будет описано, все, что он делал, все, что он делал, все, что он говорил, с кем он общался, кем был окружен, его деяния, все. Изучайте, говорит Шрила Прабхупада». В этом идея нынешнего фестиваля, чтобы мы могли вдохновиться, изучая книги Прабхупады, все, присутствующие здесь. Но это вера. Мы получаем веру – главную основу для духовного развития, для продвижения.

01:13:25 Харе Кришна. Мы уже перешли все границы времени. [Аплодисменты зала] Шрила Прабхупада кии джая!..

01:13:46 «Скажите, пожалуйста, если терпеть больезнь в какой-то мере, полезно для, если терпеть болезнь в какой-то мере полезно для обращения к Богу, то надо ли пытаться излечить хронические болезни? Ведь они не случайно даны. Лечиться, значит, противостоять природе?» - вопрос. Нет, это наша обязанность, наша дхарма – поддерживать тело. Это тело принадлежит Кришне, так нужно понимать. В особенности преданный посвященный, он должен знать, что его тело принадлежит гуру и заботиться, чтобы это тело было в отличном состоянии. Если у вас есть возможность вылечиться, используйте все возможности, чтобы это тело было в хорошем состоянии, можно было бы его эффективно занимать служением. Но, если вы увидите, что возможностей больше нет, обратитесь к Богу. А такой момент, несомненно, он приближается в нашей жизни, когда-то придет, вот тогда нам понадобиться вот это, вот, полное обращение к Богу в этом смысле. Уже не думать, как лечиться, что есть, какая диета, где врача найти, где деньги на лечение. Можно забыть об этом всем, если нет никакого выхода, просто сосредоточиться. [Неразборчиво санскрит], полное памятование в конце, в конце жизни [неразборчиво санскрит].

01:15:01 Харе Кришна! [Аплодисменты зала]

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 14 августа 2012
обработка текста: Сергей JT | Санкт-Петербург | Россия | 15 августа 2012