Правильное восприятие материи и духа

Индия - 01 January 2008
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:50:06 | качество: mp3 32kB/s 11 Mb | прослушано: 380 | скачано: 546 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом агьяна тимирандасья гьянанджана шалакая чакшур унмилитам ена тасмаи шри гураве намаха. Шри чайтанья мано-бхиштам стхапитам ена бхутале сваям рупам кадамахьям дадати сва-падантикам. Ванчха калпата рубхьяш ча крипа синдхубья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха. Джай шри кришна чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта вринда. Харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе. Мукам кароти вачалом пангум лангаяте гирим ят крипа там ахам ванде шри гурум дина тарана.

00:01:08 Мы продолжим ту тему, которую разбирали вчера, состояние сознания, в чем состоит правильное восприятие материи и духа. Кали-йуга – это время деградации, происходит некоторая подмена. То, что является деградацией, объявляется развитием, то, что называется развитием, кто-то объявляется деградацией.

00:01:53 Ведическая культура несла в себе идеальное знание, давала возможность правильно использовать материю. С минимальными усилиями, чтобы в действительности сознание освобождалось для духовной жизни. Чтобы в сознании было время, были силы для очищения души. Сейчас все становится очень сложным. Кали-йуга – время сложностей, все очень сложно. Кажется, что прогресс в действительности – деградация. Мы теряем какие-то простые навыки.

00:02:42 Освобождение сердца, освобождение времени. Что-то придумываем. Заменители знания. Всегда было такое интересное явление – погреб, где всегда сохранялась идеальная температура для хранения продуктов. Я помню, у нас были погреба, все хорошо хранилось, сейчас до сих пор пытаются делать под спиртное. Мы видим какое-то изобретение, но оно говорит о деградации, потому что знание потеряно. Вроде бы так здорово – холодильник, в действительности, это деградация системы хранения. Деградация понимания как можно использовать землю. Земля дает и жару и холод, если мы умеем правильно пользоваться землей.

00:03:49 Можно взять простой глиняный горшок, и он будет делать воду холодной. В другом горшке можно сделать воду горячей. Один и тот же элемент, если мы его правильно используем, он дает нужный нам результат. Потеряно искусство архитектуры. Мы вынуждены изобретать всевозможные охладители, кондиционеры, вентиляторы, просто не можем достичь ветерка в помещении, хотя в действительности, нужно просто правильно два отверстия просверлить и два чепика – и все здание проветривается, освежается и охлаждается.

00:04:43 Несколькими чепиками, несколькими отверстиями. Если правильно построено здание, оно ничего не требует. Деградирует система взаимоотношений, и нам нужны заменители взаимоотношений. Человек придумывает подозрительного друга – телевидение, он ничего не требует взамен. Если не хотите с ним общаться, переключите на другую программу. Можно выключить, сказать: «Заткнись», и выключить.

00:05:19 Бескорыстный друг. Памяти нет, мы пользуемся компьютерами, деградация памяти. Все наращивают память. Память – элемент воздержания. Когда человек воздержан, его память улучшается. Когда человек не воздержан, его память ухудшается. Деградация воспитания проявляется в пенсии, дети не хотят поддерживать своих родителей. Просто ушла система воспитания. Дети – это естественная социальная гарантия. Если детей нет, надо что-то придумывать. Кажется, большой прогресс. Туризм, посмотрите, как развит. Туризм – это деградация паломничества.

00:06:29 Паломник- это послушник. Послушник – это тот, кто отправляется в путешествие, чтобы развить в себе смирение. Сейчас турист – это эгоист. Турист думает, что если он оплатил свою поездку, то все должны ему пятки облизывать, носить его на руках. Сейчас паломник превратился в туриста. Если хоть чуть-чуть какая-то аскеза, турист страшно ругается, просит свои деньги назад. Пишет жалобу. До 2/3 туристов не довольны сейчас туриндустрией, приходят, ругаются. Потерялась культура паломничества. Вчера мы говорили – культура простоты. Люди разучились сидеть, появились стулья. Шариковая ручка, посмотрите, деградация каллиграфии. Любое письмо построено на изменении линий. Может быть, кто-то помнит. Я помню, меня учили каллиграфии. Тонко начинается, толсто заканчивается.

00:07:54 Помнит кто-то? Еще мы дипломные работы писали, нужно было карандашом разный нажим, ручкой, пером. Разные перья. Сейчас все просто: печатная машинка, принтер, нет никакой каллиграфии. Что уж говорить о правилах правописания?! Никто не знает, как слова правильно писать. В конце концов, что такое тело? Тело – это деградация души. Сейчас мы видим вокруг нашу деградированную душу.

00:08:30 Такое некоторое уродство души в действительности. Нам нравится наше тело, мы любим посмотреться в зеркало иногда. Знаете, чем богаче гостиница, тем больше зеркал. Чем дешевле гостиница, тем меньше зеркал. В дешевой гостинице зеркал нет вообще; чем богаче гостиница, тем больше и больше. В какой-нибудь пятизвездочной гостинице вообще все из зеркал сделано. Потолок может быть зеркальным, полы, стены, человеку очень нравится смотреть на себя. Но в действительности всё, что мы видим – это уродство души.

00:09:07 Деградация души, мы деградировали. Это наше горе. Наше тело – наше горе, оно всегда с нами. И первое, что должен понять человек – это отличие души от тела. Мы приезжаем во Вриндаван. Вриндаван – это душа материального мира. Вриндаван не является частью материального мира. Мы говорили вчера, что есть Голока Вриндавана. Гокула Вриндавана – это душа материального мира, он не соприкасается с этим материальным миром. Он не является частью этого материального мира. Это духовный мир. Он является душой этого материального мира. Мы приезжаем сюда, и наша главная реализация – понять отличие души от тела.

00:10:05 Пока у нас не будет этой реализации, все остальные истины для нас будут пустым звуком. Будут для нас обыкновенным сериалом, мы будем это воспринимать на телесной платформе. А значит, оскорбительно. Игры Кришны – это самое возвышенное, что есть в этом мире. Самое возвышенное. Относиться к играм Кришны на нашем уровне надо крайне философски. Это наш подход к играм Кришны. Мы должны это воспринимать с точки зрения отличия души от тела. В каждом месте, которое мы посещаем, при каждом поклоне наше основное настроение – молиться, чтобы мы поняли, что мы – душа, что мы не это тело. Чтобы наши материальные желания ослабли хотя бы чуть-чуть. Чтобы хотя бы одно материальное желание ушло из нашего сознания. И когда уходят материальные желания, приходит духовный вкус. Приходит духовное понимание, мы прогрессируем, это прогресс. Одновременно происходит прогресс и уменьшение материальных желаний.

00:11:21 И увеличение духовных желаний. Такое одновременное движение в обе стороны. Деградирует также молитва. Деградирует вера, поэтому появляются лекарства. Молитва уходит. Раньше молитва была лекарством. Еще сейчас можно встретить сборники молитв, предназначенные для каждой болезни. Но человек уже не верит в Бога, поэтому покупает лекарства. Как я говорил, Кали-йуга – это время, когда нет памяти. Память уходит, и мы не помним основные истины. Это время предназначено для истины, потому что, как ни странно, когда память уходит, это хорошее время для истины, потому что вранье, любой обман и лицемерие, любая хитрость требуют очень хорошей памяти. Если человек врет, обманывает или лицемерит, у него должна быть идеальная память, надо же постоянно врать одинаково. Надо врать последовательно.

00:12:59 Поэтому в Кали-йугу, зная, что все буду очень хитрыми, Кришна забирает память, и никто ничего не помнит. Никто не помнит, какой день недели, какое число, какой год, ни одной строчки человек не может вспомнить. Сегодня человеку рассказали, как это называется, завтра он уже не помнит. Специально уходит память, чтобы затруднить распространение обмана, распространение невежества. Время для истины, время для слушания. Мы слышим что-то, этого вполне достаточно. Наша основная идея в первые десять лет духовного развития – мы должны собирать отличия души от тела. В принципе, ничего остального не надо. Первые 10 лет – это философский поиск отличия души от тела. Если мы сможем эту веру обрести, все остальное придёт естественным образом.

00:13:57 Это должна быть наша первая победа. Мы должны утвердиться в отличии души от тела. Мы должны видеть это, должны философски объяснять это другим. Иллюзия состоит в том, что постоянно возвращает нам концепцию «я – тело». Мы думаем, что приехали во Вриндаван, попали в самое святое место, и теперь это останется с нами. Не останется. Как только мы сядем в самолет, почувствуем очищающий воздух Шереметьево, иллюзия опять придёт в сознание. Пока мы доедем на метро домой, иллюзия опять восстановит все свои силы.

00:14:53 Только философские концепции могут остаться. Они могут остаться, и мы будем должны вновь и вновь переубеждать себя, что я должен возвращаться к духовному сознанию. Я должен вспоминать, что я – душа, я не это тело. Поэтому, мы должны бороться со своими глупыми материальными желаниями. Я должен постоянно искать время, чтобы повторять Харе Кришна маха-мантру.

00:15:20 Я должен постоянно приглашать в свою жизнь Кришну. Мы говорили, что нет памяти, память уходит, и мы забываем повторять нашу мантру. А если вспоминаем, что её нужно повторять, мы забываем, что повторять её нужно внимательно. Человек садится и повторяет мантру у телевизора, очень удобно. Совмещение приятного с полезным. Мы забываем о том, что мы – душа, и опять опускаемся на телесную платформу. Это состояние называется каништха-адхикари. Каништха-адхикари – это человек, который постоянно забывает, что он – душа. Мадхьяма-адхикари постоянно помнит, что он – душа. Поэтому всем об этом проповедует.

00:16:08 Мы все – каништха-адхикари. Мы постоянно об этом забываем, мы не помним об этом. Я постоянно помню, что я – это тело. Мы должны выходить из этого состояния. Наша задача: мы приехали в святое место, и наша задача – просить святое Имя, чтобы Оно пришло к нам, чтобы Оно осталось с нами, чтобы Оно стало нашей частью. Бриджабаси, жители, в этом их задача, они постоянно повторяют всем приезжим святые Имена. Приветствуют их святыми Имена. Особое состояние, состояние паломника, нищего, который приезжает сюда, чтобы собрать мадхукари. У Брахмы 4 головы, и также паломник должен раз в день попросить пищу в 4 домах. Святой человек, путешествующий санньяси, просит мадхукари. Он заходит в 4 дома, и сколько ему дают, столько он съедает, больше не просит. В 4-х домах могут ничего не дать. Могут что-то дать. Здесь много живёт таких людей, они ходят просто, им можно что-то давать, потому что он может жить по этому принципу мадхакари. Попросить несколько раз в день, пойти дальше, нисколько не волнуясь, показывая пример. Святое место – этот пример не убиваться ради комфорта. Западный мир – это когда все убиваются ради комфорта.

00:17:46 Человек убивается ради более мягкой мебели, ради более дорогих обоев. Ради ещё одной комнаты в квартире. На это уходит жизнь. Чтобы добавить ещё одну комнату в квартиру, нужно 30 лет работать. Но святое место… мы видим пример людей, которые живут очень простой жизнью. И в то же время демонстрируют очень возвышенное мышление. Садху. Здесь раньше жили садху, здесь были дремучие леса, 500 лет назад, 300, даже 100 лет назад. Говорили, что тигры приходили во Вриндаван. Садху искали способы, как справляться с этими тиграми. Помните, мы говорили про горшок с молоком, который садху ставили перед собой? Тигр приходил, видел садху, горшок с молоком, выпивал молоко, садху не ел. Был ещё один способ. Садху собирались и повторяли святые Имена тигру. И тигр разворачивался и уходил, Господь в его сердце, Параматма говорила тигру: «Не ешь садху».

00:19:05 Плюнь. Он не ел садху, уходил. Харидас Тхакур. Мы помним пример Харидаса Тхакура. Он жил в пещере с ядовитой змеей. Обычно даже местные жители очень быстро убегают, когда видят змею. Змея очень противное живое существо. Может просто укусить, просто так. Очень опасно. Нужно под ноги смотреть. Иногда змеи приползают. У меня было несколько случаев, я перепрыгивал через змею. Может приползать и среди камней где-то прятаться. Если что-то где-то шевелится, не нужно лезть и трогать это рукой. Надо сразу отпрыгивать. Отбегать, чтобы не укусила. Харидас Тхакур жил с такой змеей в пещере. К нему приходили его ученики и паломники, они стали жаловаться, что им трудно приходить на даршан и общаться. Лекции были малочисленные, Харидас Тхакур рассказывал, но мало кто приходил, потому что змея там сидела. Большая, ядовитая змея, поэтому на лекцию мало кто приходил. И только жалобы учеников вдохновили Харидаса Тхакура попросить змею уйти. Он помолился змее, и змея уползла. Но какое-то время он жил со змеей. Не было никакой проблемы.

00:20:39 Мы тоже живем со змеей своего ума. Наш ум сейчас как змея, он постоянно уводит душу от размышлений о Кришне, от святого Имени. Мы берем в руки четки, пытаемся повторять святое Имя, наши 16 кругов и ум, как змея, отравляет наше сознание, подсовывает нам картинки для разглядывания, звуки для подслушивания, идеи для планирования, и мы отвлекаемся от святого Имени. Кажется, что человек повторил 16 кругов, но он ни одного Имени не произнес.

00:21:19 Ни одно Имя не засчитано. Знаете, как в спорте – фальстарт. Вроде бы побежал, сильно разогнался. Так и человек берет в руки четки, вроде разогнался, скорость набрал, громкость набрал, такой трактор-человек. Но в действительности это не засчитано, всё это время он думал о печенье. О варенье. О ящике печения, о бочке варенья. Ум отравлен, ум ядовит. Он не дает нам возможность увидеть. Увидеть эти прекрасные истории, прекрасные лилы, которые нам рассказывают здесь, показывают здесь. Удивительные истории. Красота – мы не можем это видеть, наши глаза отравлены змеиным ядом материальных желаний. Мы можем только слушать, видеть не можем. 6 Госвами, самых важных Госвами, пришли и открывали эти святые места.

00:22:34 Санатана Госвами однажды шел по Вриндавану, и вдруг он увидел, не поверил своим глазам, в одной семье во дворе он увидел - Кришна играет с мальчиками и девочками. Он не мог поверить своим глазам, он стоял в шоке. Видел: Кришна с пером, желтое дхоти, особого цвета. Кришна! У него волосы встали дыбом, Он играл в этой семье. Санатана подошел поближе, все эти мальчики забежали в дом, он подошел к окошку, чтобы посмотреть, что там делает Кришна, и вдруг он увидел, что Кришна попил молока, запрыгнул на алтарь и превратился в Божество.

00:23:24 Он не мог поверить своим глазам: Кришна как Божество живёт в этом доме, играет с мальчиками. Как такое может быть?! Он разгневался, пришел к хозяину этого дома, к брахману и стал его ругать. «Ты что делаешь? За Божеством надо ухаживать. Должно быть поклонение, должен быть стандарт, должны быть правильные отношения, что ты делаешь? Как ты к Нему относишься? Что за панибратские отношения? Как же так!». Поругал его. Брахман извинился. Они расстались, и ночью Санатане Госвами приснился сон. К нему пришел Кришна во сне и сказал: «Что ты делаешь? Почему ты ругаешь Моего папу. Ты не должен ругать этого человека, это простой человек, и Мне очень нравится, как он ко Мне относится. Для Меня очень дорого такое отношение». И в этот же момент брахману снился сон.

00:24:38 Кришна ему говорил: «Почему ты не слушаешь этого Госвами? Почему ты не принимаешь его наставления? Ты должен делать то, что тебе говорят, ты должен нормально за Мной ухаживать, ты не можешь, тогда найди этого Санатану Госвами и отдай ему Меня. Он может нормально ухаживать, ты не можешь». И Санатане Госвами Он тоже говорил: «Мне там очень нравится, но ты должен прийти, Меня забрать». Санатана Госвами решительно отправился туда. А брахман уже ждал его с этим Божеством у двери дома. Один молча зашел, другой молча отдал, и Божество назвали Мадана-Мохан.

00:25:21 Вчера мы были в этом храме. Ходили в храм Мадана-Мохана. Особые отношения, необычные истории. Но ни в коем случае мы не должны имитировать это настроение. Мы не должны думать, что наши глаза открылись. Наш поиск – это поиск желания слушать о Кришне. Если у нас появится желания слушать о Кришне – это станет нашей победой. Это истинная победа. В наше время происходит постоянная путаница, и также путают победу с поражением. Человеку кажется, что победа – это стать богатым. В действительности в Ведах говорится, что когда человек становится богатым, он просто получает деньги на борьбу с завистниками.

00:26:32 У него просто появляется множество завистников, и он получает деньги на борьбу с ними. Он даже не получает деньги на собственное счастье. Ему хватает денег, чтобы оплатить свою охрану. Защиту, все деньги уходят на сигнализацию, на оружие, на телохранителей. Деньги приходят на защиту. Даже на наслаждение деньги получить невозможно. Если к человеку приходит сила, говорится, он постоянно боится проиграть более слабому. У него появляется эта боязнь. Слабый человек ничего не боится, чего ему бояться? Он и так слабый. А если приходит власть к человеку, говорится, что к нему приходит обязанность отвечать за все.

00:27:24 Место наслаждения. Он отвечает за все. Также наша победа – это понять отличие души от тела. Мы должны три вещи понять, даже не три, пять. Первое, что мы должны понять – это уровень саттвы. Мы должны научиться чистой жизни. Это самое начало. Какие-то простые вещи: как правильно помыться, как правильно поклониться, как правильно расчесаться, как правильно надеть одежду. Саттва – чистый образ жизни. Это первое. Иногда это оказывается самым сложным.

00:28:14 Самое сложное, самое трудное. Святое место очень доброе к своим преданным, поэтому, если чуть-чуть нарушается уровень саттвы, человек легко заболевает. Будьте крайне аккуратны. Нам не хватает саттвы, поэтому, к сожалению, грязь иногда проникает в наше сознание. Однажды меня на носилках увозили, саттвы нам не хватает. Мы дети тамаса, мы вышли из тамаса, поэтому грязь к нам легко прилипает. Сам Вриндаван чист по своей природе, но он скрыт от нас. И это покрывало иллюзии, оно к нам прилипает, поэтому, сначала – саттва. Чистота. Второй уровень, который мы должны понять – это уровень дхармы. Уровень наших обязанностей. Как я должен относиться к старшим, как я должен относиться к равным, к младшим, к родителям, к вайшнавам, к святым. Как я должен исполнять свои долги. Не бросил ли я какие-то долги?

00:29:27 Мы иногда раньше времени отказываемся от долгов. В «Шримад Бхагаватам» объясняется этот момент. Говорится, что человек никому ничего не должен в этом мире, если он обратился к преданному служению, если человек взял в руки четки и повторяет маха-мантру. Если он обратился к преданному служению, он уже никому ничего не должен в этом мире. Это первая часть стиха. Вторая часть стиха говорит, что если человек начал преданное служение и делает это с чистой преданностью. Тогда он никому ничего не должен. Т.к. мы не исполняет вторую часть стиха, мы - не чистые преданные, мы даже не начинающие преданные, мы – желающие начать своё преданное служение. Мы сюда приехали показаться Кришне, что мы хотим начать своё преданное служение. «Посмотри на нас, пожалуйста, мы пойдем домой и будем что-то пробовать. Стараться будем изо всех сил». Сюда мы приехали не на равных к Кришне.

00:30:45 «Эй, где тут Кришна?! Где Кришна-пастушок?». Нет, мы приехали показаться Кришне и попросить Его милости дать нам желание продолжать наше преданное служение. Когда я приехал первый раз во Вриндаван, это было много-много лет назад, я попал на первую лекцию и, не помню, кто её читал. Это был духовный учитель. И первое, что он мне сказал… меня настолько поразило, что я ушел. Целый день не мог прийти в себя. Одну простую мысль он сказал, интересную. Он сказал: «Многие из вас никогда больше не вернуться во Вриндаван». Потом он подумал и сказал: «Большинство из вас никогда больше не вернется во Вриндаван. Оцените эти несколько минут, что вы здесь находитесь. Проведите их в уважительной атмосфере. Уважайте Вриндаван. Не совершайте апарадхи».

00:31:53 «Уважайте все: обезьян, собак, летучих мышей, муравьев, деревья, листочки. Здесь все имеет духовную природу. Каждый камушек. Уважайте все. И особенно, вайшнавов. Это место, наполненное вайшнавами. Здесь одни вайшнавы. Проведите эти дни в супер-уважительной атмосфере, в супер-уважительном сознании, в максимально уважительном сознании, может быть это позволит вам вернуться сюда второй раз». Мне настолько это врезалось в сознание, что я до сих пор не могу забыть эти слова. Очень интересно. Сначала я был в таком приподнятом настроении, думал: «Все, я открыл для себя ворота в рай. Теперь я знаю, где покупать билеты в Индию. Я даже знаю, что такое сарай-каликан». Знаете, что это такое?

00:32:57 Вы счастливые люди. Это место, откуда отходит автобус во Вриндаван из Дели. Сейчас уже никто не знает, что такое сарай-каликан. Раньше только на автобусе можно было проехать. Мы должны войти в это особое состояние уважения, чтобы Кришна позволили нам приехать сюда ещё раз.

00:33:20 Это может быть очень нелегко. Особые места, особое дозволение Кришны, особое сознание. Но, не смотря на нашу духовную нищету, о которой я говорил, мы должны шикарно поклоняться Божествам, поклонение должно быть шикарным. Сегодня утром я водил вас в храм Кришна-Баларам, мы пойдем ещё днем и вечером, посмотрите, как украшены Божества. Как не жалеют здесь средства и деньги на украшения. Сколько цветов! Как все здорово, как все замечательно, как шикарны эти украшения. Мы должны быть простыми в своей жизни, но к Божеству мы должны относиться как к царю.

00:34:17 Это наше настроение. Есть разные настроения в нашей сампрадайе. Отношение к Божеству царское. Мы покупаем самые красивые Божества. Божества всегда красивые, но преданные покупают всегда самые красивые. В этом нонсенс. Духовный парадокс. Кришна всегда идеально красив, но преданные покупают самых красивых Божеств, потому что это его отношение. Все одежды очень красивые, но преданные покупают самые красивые одежды. Все цветы красивые, но преданные покупают самые красивые цветы. Это его служение. Самое красивое, самое лучшее.

00:35:01 Чтобы купить Божества и поклоняться Им, нужно разрешение духовного учителя. Духовный учитель дает мантру для поклонения Божествам, потому что есть разные виды апарадх, есть сева-апарадхи – это оскорбление в процессе поклонения. Необходимо получить разрешение от духовного учителя для поклонения Божествам. Т.к. мы не ведем поклонение Божествам сами. Мы поклоняемся Божеству через своего учителя. Даже чтобы предложить благовония, мы не можем напрямую предложить Кришне благовония. Кришна говорит об этом: «Тот, кто называет себя Моим преданным, тот не Мой преданный. Мой преданный тот, кто называет себя преданным Моего преданного». Поэтому мы не предлагаем благовония Божеству. Мы предлагаем благовоние сначала изображению своего учителя, и учитель дальше передает это благовоние. Иногда он нюхает наше благовоние, выкидывает его. Идет, берет сам хорошее, действительно вкусное, мы иногда экономим. Покупаем шахтерские благовония. Не покупайте для Божеств шахтерские благовония. Они сделаны из угольного порошка.

00:36:11 Черные, покупайте благородные, дорогие благовония. Ароматные. Для Кришны – самое лучшее. И он предлагает дальше. Целая парампара. Он не один, все ачарьи стоят на алтаре, вы можете увидеть. Первая ступенька на алтаре в Кришна-Баларам мандире, вы увидите, стоят все наши ачарьи. И они передают дальше. Никто сам не служит Кришне, он передает дальше. В этом наше настроение, называется даса-даса-анудаса. Мы служим вайшнаву, своему учителю, он передает наше поклонение дальше. Очищает наше поклонение. Мы должны шикарно поклоняться. Тот же Санатана Госвами, о котором я рассказывал… он был бедный. Он делал чапати, лепешки, жарил их на солнце. Когда жарко, все раскаляется очень сильно. Мы бы не смогли сейчас здесь сидеть. Очень жарко. Когда жарко становится, приходится гамчи намачивать и по мокрым гамчам идти. Иногда до волдырей полностью стопы сгорают.

00:37:28 И он жарил на камнях чапати без соли. И Божество терпело, терпело и потом сказало: «Ну, Санатана, так нельзя. Хотя бы немножко соли добавь». И потом произошла эта история, когда остановилась целая баржа с солью напротив Божества. В дальнейшем появился храм Мадана-Мохана. То, что я вчера рассказывал. Должен быть очень вкусным прасад, который мы готовим для Божеств. Должно быть все очень красивое, очень качественное. Кто такое преданный? Это тот, кто хочет всегда как лучше. Это состояние преданного. Он хочет для Кришны как лучше, как больше, как чаще, как внимательнее, он хочет лучше и лучше служить Кришне.

00:38:23 Скажем так: есть разные состояния сознания, и первое состояние сознания - это хотя бы привыкнуть к уровню саттвы. Привыкнуть что-то предлагать Кришне. Хотя бы одно благовоние в день предлагать Кришне, Божеству. Но в действительности преданный каждый раз хочет лучше. Он хочет найти лучшие благовония, красивее все украсить, чтобы каждый день было лучше. Состояние преданного – все улучшать. Но мы служим себе. Наша материальная жизнь – это служение себе. Индрадьюмна Свами говорил, что если вас спрашивают, какая у вас профессия, то вы можете честно ответить, что ваша профессия – забывать Кришну. Всё, что я делаю сейчас в этом мире, я делаю для того, чтобы забывать Кришну. Я создаю семью, чтобы забыть Кришну, я зарабатываю деньги, чтобы забыть Кришну, я смотрю телевизор, чтобы забыть Кришну. Всё, что я ни делаю, я делаю для того, чтобы забыть Кришну. И мы должны уйти с этой профессии.

00:39:25 Мы должны уволиться с этой профессии забывающих Кришну, и начать Его вспоминать. Смаранам. Памятование. Памятование приходит. Здесь мы проведем три дня. Сегодня второй день, постараемся оставить это в своем сознании как место, где все повторяют святые Имена. Можем услышать. Из всех углов доносится воспевание святых Имен. Этого мы не встретим нигде, на Западе нет таких мест, поэтому из сердца должен уйти комплекс, что мы такие одни. Нет. Посмотрите, каждый человек повторяет святые Имена. Просто мы родились в неудачном месте. Мы родились в месте, где никто не повторяет святые Имена, но это не значит, что весь другой мир их не повторяет. Смотрите, - каждый! Можете проверить: любому человеку можете подойти, сказать Харе Кришна, и он вам с радостью скажет Харе Кришна.

00:40:29 И это духовное место безгранично по своей природе, здесь безграничное количество живых существ повторяют Имена Бога, все. Я не знаю тонкости, но местные жители слышат в каждом пении птиц святое Имя Радхарани, все они слышат, как каждое живое существо повторяет Имя. Нандимукхи нам расскажет потом. Она знает эти тонкости. Мы будем смотреть на Вриндаван её глазами, умащенными бальзамом любви. Наши глаза умащены ядом змея Кали. Мы можем увидеть Вриндаван через слух. В этом смиренном настроении мы сможем поклоняться Кришне во Вриндаване. А не покорять Кришну во Вриндаване. Поклоняться Ему. Вопросики, пожалуйста.

00:41:53 [Вопрос] не разборчиво [Рузов В.О] начало. Даже самое начало, и Кали-йуга ещё не вступила в свои права. Мы можем видеть, как она вступает, можем видеть, как это происходит. Все более и более железным все становится. Если мы даже вспомним своё детство, мы вспомним, как все было просто. Я помню, как просто все стирали. Помните стиральную доску?

00:42:22 Уже нет стиральных досок. Помните, как все было просто? Я жил в доме с печкой. Растапливалась печка, все было просто, все стирали руками. Еда была простая: хлеб, рис, масло. Машина была роскошью. Все ходили пешком. Студент был самым бедным человеком. Он жил бедно в общежитии. Сейчас, если посмотреть, к институту пройти невозможно, все заставлено машинами в три круга. В каждом институте уже Wi-Fi бесплатный. Студенты сидят на уроках в Интернете. Все становится все более и более железным. Дороги парикрамы покрываются асфальтом, закладываются камнями.

00:43:28 Совсем недавно дороги парикрамы были просто из пыли. Святая пыль Вриндавана. В некоторых местах можно было по колено идти в пыли. Сейчас можно стереть ноги до колена по дорогам Вриндавана. Самое начало. И мы можем увидеть прогресс Кали-йуги, говорится, что это благоприятное время, потому что деградация видна. Видно, как все деградирует. Можно видеть подтверждение шастр. В середине Кали-йуги будет достаточно длинный участок. Эти 10 тысяч лет, это время, когда видна деградация, поэтому прогресс возможен. Поэтому приходит Господь Чайтанья, дает святое Имя, и мы можем прогрессировать и видеть своими глазами эту деградацию. Это очень хорошо. Говорится, что духовный учитель должен одновременно две вещи объяснять своим ученикам. Это глупость материального мира и вред материальных желаний.

00:44:31 И высоту, красоту духовного мира, одновременно. Как это удобно делать в начале Кали-йуги – дается святое Имя, просто метод возвышения сознания. Простые трактаты, которые дают возможность почитать о духовном мире. Простые истории, и одновременно мы видим реальную деградацию. Она видна, этот кошмар. Еще 5 лет назад был нонсенс, чтобы по телевидению кто-то матерился. Это был нонсенс. Никто никогда бы не мог поверить, что по телевизору будут открыто материться часами подряд.

00:45:12 Теперь абсолютный нонсенс, телевидение превратилось в клоаку. Просто клоака. Если бы вам сказали, когда вы были в школе, что по телевизору будут материться… но мы видим, как всё это происходит, и что будет дальше? Даже страшно себе представить! Кали-йуга прогрессирует, и это вдохновляет к духовному развитию. Это одновременное сочетание быстрой деградации и легкого пути святого Имени дает возможность получить этот запас милости, чтобы быстро развиваться. Очень хорошая ситуация, удобная ситуация. Просто 5 тысяч лет... Кали-йуга началась на Курукшетре. Когда началась война, началась Кали-йуга. За первые 10 дней она прогрессировала ярче всего. За первые 10 дней были нарушены все принципы.

00:46:12 Перед тем, как начать Курукшетру, Бхишму попросили объявить правила войны. Он объявил 10 правил, или сколько, не помню, и каждый день нарушалось одно правило. Это был нонсенс, потому что Бхишма был дед, и никто не мог до этого поверить, что правила, установленные дедом, будут нарушаться. Это нонсенс. Бхишма. Никто никогда не мог нарушить правила Бхишмы, и каждый день нарушалось одно из правил. На последний день войны было нарушено последнее правило. Началась Кали-йуга. В свои права вступила Кали-йуга, мы её дети, которые должны это учитывать. Наш принцип – это принцип баланса. Это значит, что мы должны исполнять свои долги.

00:47:11 Но исполнять их для Кришны. Мы должны помнить, что, исполняя свой долг, мы также должны вспомнить, что этот долг нам дал Кришна. И исполнять свой долг для Кришны. Это будет наш баланс. Мы не должны бросать свои долги. Мы не должны бросать семью, не должны бросать обучение, не должны свою работу или ещё что-то. Мы должны продолжать это делать, но привнеся в это Кришну. Заботиться о своей семье, потому что нам её дал Кришна. Хорошо выполнять свою работу, потому что нам её дал Кришна. Хорошо готовить свою пищу, потому что нам её дал Кришна. Это наш путь – путь баланса. Если мы нарушаем баланс, мы начинаем имитировать чистую преданность, мы – не чистые преданные. Мы должны пройти очищение. Очищение происходит через долг. Я рассказывал про ступени, не успел рассказать, сбился. Первая ступень – чистота, саттва, вторая ступень – дхарма.

00:48:12 Третья ступень – атма. Мы должны узнать о душе. Об этом рассказывает «Бхагават-гита». Вторая глава «Бхагават-гиты», её нужно хорошенько перечитать. Понять её хорошо. Мы должны узнать о душе, понять, что в теле каждого живого существа находится душа. Поэтому ко всем нужно относиться очень уважительно. Это уважение увеличится на следующем уровне, на четвертом. Мы должны узнать о Параматме. То, что Бог находится в сердце каждого, как свидетель. Поэтому мы выражаем почтение каждому, кланяемся каждому, потому рядом с душой находится Сверхдуша. Сверхдуша находится ближе к нам, чем сама душа. Последний уровень – это уровень Верховной Личности Бога. Мы должны узнать о Верховной Личности Бога. Кто Он, что, и всё это возможно посредством духовного учителя. Духовный учитель учит нас всем этим уровням. Он учит нас саттве, дхарме, атме, Параматме и Бхагавану.

00:49:29 Мы должны все эти 5 уровней обязательно учитывать. Нужно эти уровни принять. Это ведическая культура. Если какого-то одного уровня нет, - все. Схема не работает. Должны быть все эти уровни. Еще вопросики. Разобрались? Шрила Прабхупада, ки – джай! Нитай-Гаура премананда! Хари бол.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 01 May 2013