Духовные причины экологического кризиса - часть 2

20 April 2010
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:33:44 | качество: mp3 56kB/s 37 Mb | прослушано: 685 | скачано: 693 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 .. не было нужды в этой общей теории потому, что тогда уже Господь дал эту общность. Понимаете? Он уже все контролировал, все поддерживал, все творил – уже всё это было. Понимаете? Вот. Но когда это ушло, понадобилось теперь несколько как бы альтернативной какой-то. То есть практически люди ищут того же самого, но они отвергают авторитет религии, и теперь пытаются тоже самое найти, но сами выдумать, сами придумать велосипед, изобрести тоже самое. Интересно так он сказал, да? Ведическая цивилизация подтверждает те же самые вещи, да? Что в действительности все основано вокруг Бога, и гармония жизни наступает тогда, когда человек действует не вопреки, а в связи с законами Бога. И первый ученый Европы, в частности это называется Коперник, который вот жил с 1473 по 1503 год, ещё были людьми весьма религиозными.

00:01:00 Тот же Коперник говорил, сказать как: «Удивительно творение Божье», - так он смотрел на мир. Он смотрел глазами ученого, но при этом он ещё видел в этом что-то такое духовное. Но чуть позже уже в эпоху ренессанса, просвещения, ученые все меньше и меньше замечали вот эту вот как бы божественное прикосновение на холсте этой Вселенной. То есть Вселенная для них становилась все более и более чем-то таким безличностным, механистичным. То есть вот это вот единое духовное видение стало уходить, да? То есть возобладал вот этот вот анализ. Анализ, то есть расщепление и отдельное рассмотрение всяких таких вот феноменов, открытий каки-то, локальных законов, но общая картина мира стала постепенно уходить из сознания людей, да? Вот и они стали делать какие-то отдельные локальные открытия в каких-то определённых сферах, да? Вот. И они удивлялись определённым каким-то технологиям, разным вещам, которые помогали им, кажется, механизировали труд, ускоряли какие-то разные процессы.

00:02:04 Но они ещё не видели, поскольку они потеряли общую картину, к чему это приведет в перспективе. Они радовались каким-то таким сиюминутным… Вот когда эта картина мира материалистическая стала развиваться, то теперь люди уже перестали объяснять мир с духовной точки зрения и вот отсюда родился вот этот вот интересный подход научный, который как мы знаем называется редукционистским подходом к миру. Редукция (или редакция) обозначает сокращение. Отредактировать что-то обозначает сократить, что-то ненужное вычеркнуть, убрать отредактированное. Редукция происходит от того же слова редакция, редукция, тот же самый корень. То есть сокращать. То есть они решили, что такие вещи как душа, Бог это уже все анахронизм, пережитки старого такого какого-то отошедшего мировоззрения, эти вещи можно редуцировать, сократить, редакцию сделать.

00:03:03 И остается видим что? Остается мы видим физическая материя, какие-то определённые законы, которые они в какой-то степени стали открывать, стали там сказать описывать все это. Интересно то, что они стали описывать это математическим языком. И математика сама по себе как наука тоже пришла из Индии. И я даже говорил, что цифры, которыми мы пользуемся сейчас, так называемые арабские, это никакие не арабские цифры. Они на самом деле арабы взяли их уже из Индии. Вот и сейчас если вы посмотрите на некоторые тексты, там Шримад Бхагаватам, как они вот пронумерованы, датированы, у нас уже сейчас немножко стилизация другая, но по сути дела, все эти цифры взяты из Индии, из ведической культуры, да?

00:03:47 Итак, они решили, что мир можно объяснять очень просто. То есть можно простыми вещами объяснять мир. Что все сводится к каким-то частицам, к атомам или там субатомным частицам. И все прочее. Хотя я говорил уже о том, что нынешнее развитие науки, той же физики, привело к тому, что венец этой физики, квантовая физика, уже столкнулись с такими вещами, что материя не ведет себя как материя. То есть они уже пришли к такому пониманию, что вот это вот квантовое поле, самое глубинное понимание материи, как они сейчас все видят, оно ведет себя очень странно, не как традиционная материя. То есть они уже дошли до границы. И вот это знание, которое стало открываться людям, стали они использовать интересным образом. Был такой известный ученый, ну, как ученый, не столько он может быть ученый, он философ, больше философ Фрэнсис Бэкон некий, известная такая личность. И он произнес этот интересный лозунг, сейчас этим лозунгом называется один журнал «Знание сила». Это слова этого Фрэнсиса Бэкона, да?

00:04:57 Сила для чего? Для чего ученым нужно было знание? Это знание нужно было для того, чтобы теперь природу и мир покорить. Поставить себе на службу. Или наш вот этот соотечественник, я эту фразу запомнил на всю жизнь, она висела у нас в кабинете биологии в школе, Мичурин он сказал, что мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – вот наша задача! Такое, взять их [смеется]. Демонизм такой конкретный, хотя вроде человек хороший был, чего-то там скрещивал и все прочее. Но подход такой был исключительно демонический. Он решил, что в природе недостаточно того, что есть. Надо что-то ещё скрестить там. Интересно с кем его там Кришна скрестил, кем он потом стал [смеется], любопытно было бы посмотреть, во что он там превратился. В какого-нибудь там кимпурушу наверное, с какой-нибудь головой, с хвостом не понятным.

00:05:50 А суть в том, что это стал такой подход. Подход демоничный. Демонизм науки состоит в том, что наука утверждает: мир несовершенен, и жизнь несовершенна, и мы должны усовершенствовать. Хотя Веды описывают, как это можно совершенным образом пользоваться всем и не разрушать при этом природу, в которой мы живем. Нет. В этом демонизм. Это произошло по одной простой причине, почему люди стали отказываться от такой вот духовной технологии, почему они стали отходить от вот этого духовного пути развития? Смотрите, как вообще удивительно, как людям удавалось в былые времена до развития этой науки существовать? То есть сейчас кажется, нам отключи свет, забери у нас современные какие-то все наши машины, механизмы и прочие вещи – мы, наверное, ну больше недели не проживем, очень тяжело.

00:06:50 Ну, конечно, как-то мы проживем, но будет очень мощный стресс вообще, нам очень тяжело это все будет, да? Но как я сказал, всё это существует лишь немногим более столетия. Как-то люди жили. Более того, наиболее интересные вещи, и наиболее ценные в жизни человечества были созданы до этого, понимаете? До этого прогресса. Наиболее, так сказать, глубинная философия, наиболее интересное искусство, наиболее интересная литература и все прочие вещи – это все было до этого прогресса. Понимаете? То есть такое ощущение, что люди как-то не сильно страдали из-за отсутствия компьютеров, электричества, машин, как-то не мучились комплексом неполноценности. Вроде была вполне нормальная жизнь, но сейчас у нас отбери это, и нам кажется, что все, мы уже как безногие, безрукие, безголовые там. Без машинки мы считать не можем, без машины мы уже не знаем, куда нам вообще идти там, где, так сказать, найти нам пристанище, прибежище. Если я живу на 10 этаже, стоит мне отключить лифт – все уже. А если я ещё скажем старый человек, то я теперь поднимусь туда и умру там просто [смех в зале]. Понимаете?

00:08:00 Вот это все, всё это следствие кажется такого прогресса. И вот интересно, почему это стало происходить? Потому что опять же, я говорю, вот эта вот европейская духовность, так называемая духовность, да? Она слаба очень философски, очень философски слаба. В христианстве как таковом, я, конечно, извиняюсь, но философии нет, такой целостной единой философии нет, да? Нету там также вот этого четко поставленного принципа жертвоприношения, ягьи, да? Который ясно бы объяснял человеку, каким образом он взаимосвязан с миром, с полубогами, со Всевышним, да? Более ли менее есть некая вера, и есть некая мораль, немного. Но целостной философии и вот этого целостного такого процесса технологии духовной не существует.

00:08:56 Поэтому когда у людей стала уменьшаться вера в Бога, то не было вот этой уже готовой структуры. Там не было никогда какой-то более ли менее серьезной варнашрамы. Какие-то элементы были, да? И поэтому все стало очень быстро разрушаться, и вот этот вот материальный прогресс пошел. В Индии, между прочим, этого не было, этого не было, и до сих пор этого нет. Только скажем там, в больших городах, ну конечно там такая сильная тенденция к американизации, европеизации, а если скажем куда-нибудь там час в сторону заехать, там совершенно такая патриархальная тишина, совсем другая природа, все совсем другое абсолютно. То есть там, как были, ну конечно не в полной мере, но какие-то элементы ведической цивилизации, там они не особенно там и стремятся. Они как пахали на быках тысячи лет назад, так они и пашут. От этого трактора там больше проблем. Где-то используют, но во многих местах сохранилась.

00:09:52 Потому что там была всегда вот эта настоящая глубинная ведическая культура, которая давала человеку и философию, давала ему и процесс саму технологию, все, все, все было дано. В Европе этого не было, там была совсем другая традиция. Поэтому оттуда началось такое очень простое и легкое разрушение духовности. И люди перестали верить, что благо, которое они получают, приходит от Бога. Они подумали, что эти блага, которые мы получаем, приходят из нашего собственного труда. Поэтому труд надо механизировать, нужно усовершенствовать механизмы и так далее, и все прочее. То есть заметьте, что произошло изменение технологии. Технология нужна в любом обществе, в любом обществе для поддержания. Но есть изначальная духовная технология, которая в Ведах изложена: как жить, и в этом мире получать все необходимое для материального поддержания и духовного развития одновременно. Вот один, одна модель технологии, да?

00:10:52 Когда мы, скажем, от этого отказываемся, теперь вместо Бога мы думаем: «У нас есть свои мозги, у нас есть машины, у нас есть техника – вот что заменит». И вот это произошло в Европе в средних веках, эта тенденция стала развиваться. И когда это произошло, вот с этого же момента, хотя постепенно и незаметно, начали в обществе все эти экологические проблемы появляться. Уже в XVI веке там в Лондоне жители жаловались на то, что там уголь какой-то там мягкий бурый уголь, который использовали там на каких-то первых предприятиях, он загрязнял воду в Темзе, травил рыбу, люди начали кашлять, чихать, для них это было вообще невиданное явление что называется, и там пошли такие массовые протесты. Это были первые, первые ласточки как говорится экологического кризиса, первые такие признаки индустриализации. Что жители думают: «Что такое? В чем дело?, - начали, - Хотим дышать чистым воздухом!», - да?

00:11:54 И в XVII веке это вот как раз Фрэнсис Бэкон предсказал, что появятся многие разные вещи, механизмы. Как правило он делал предсказания из области военной техники, он там говорил о, этих самых, о самолетах, о подводных лодках, о разных средствах коммуникации и прочих вещах – он предвидел как-то все эти вещи. И в XVIII-XIX веках все эти идеи Бэкона стали осуществляться, стало появляться эта техника, которую предсказали. Итак, у людей появилось больше возможностей эксплуатировать ресурсы Земли. Так началась индустриальная революция, которая привела к нынешнему кризису. Одной из первых форм промышленности была горно-добывающая, шахты стали. Почему? Потому что механизмы потребовали больше металла. Поэтому необходимо добывать его.

00:12:49 И интересно то, что эта горно-добывающая промышленность как самая первая, столкнулась с очень сильной оппозицией. При чем с оппозицией таких философов и религиозных деятелей сначала еще, из тех, кто там оставались. Один такой интересный философ европейский Плиний, говорил, что добывать металл из Земли аморально. Это его фраза буквальная. У него такая книга есть «Естественная история», он там написал, что Земля щедра и всегда готова дать нам все для нашего блага со своей поверхности, заметьте, со своей поверхности, но добывать из под земли, добыча из под земли истощает землю и приведет нас к краху. Это он сказал ещё очень, очень давно. То есть там была идея о том, что Земля это мать, которая дает, она выносит из себя, дает из недр своих все необходимое. Вот. А вгрызаться внутрь туда, залезать, откапывать при помощи всей этой техники, это уже нечто демоничное такое.

00:13:51 И вот это была первая как говорится ласточка, первое начало. И с этого момента стали расти города, стали расти города, промышленность стала основой городов, и вот здесь произошел ещё один интересный такой момент, сельскохозяйственный такой перекос. Раньше сельское хозяйство никогда не работало на рынок, никогда. То есть сельское хозяйство просто развивалось в той мере, в какой необходима в данной конкретной деревне. И поскольку жизнь была в целом аграрной, города были ну совсем не большие, то немного нужно было производить, чтобы себя прокормить. И поскольку много людей занималось производством продуктов, почти все занимались сельским хозяйством, не было нужды на какие-то маленькие участки очень большую нагрузку. Когда стали появляться города, то это обозначает, что в городах, как правило, пищу не производят, там что-то другое производят. Пищу производится, как правило.. там есть какая-то пищеперерабатывающая промышленность, а сами продукты производятся, как правило, где-то в деревне.

00:14:54 Так вот, когда стали появляться города, это обозначает, что меньше людей стало производить пищу. Поэтому на какие-то меньшие участки земли стала падать большая нагрузка для производства, да? И поэтому стали появляться различные методы интенсификации сельского хозяйства при помощи всех этих удобрений. То есть некоторое насилие стало развиваться. И это привело уже к развитию рыночной экономики. Рыночная экономика это само по себе не нормально. Ну, сейчас мы уже думаем, что это нормально, но вообще-то с ведической точки зрения это не нормально, потому что рынок обозначает, что у меня есть избытки, у меня есть избытки, и эти избытки я продаю. Но ведическая [неразборчиво] на это вообще не рассчитана, чтобы были какие-то избытки. Производи сколько тебе надо и все. Ну, небольшой какой-то избыток обмениваешь на какие-то другие товары, да?

00:15:48 То есть раньше вот эта вот ведическая цивилизация как была построена, что люди где живут, вот они там все и производят для своего питания и одежды. Вот все делается местно, понимаете? Ничего ниоткуда не надо привозить. Сейчас нам кажется это очень странным. Думаем: «Зачем я это буду делать, когда это делают, скажем там, китайцы, или американцы? Я им дам то, они мне дадут это». Но это обозначает транспортные расходы, это везти туда, это везти туда, склады, этому дай, этому дай, возрастает цена, всякие там таможенные пошлины, накрутки, посредники и прочие вещи. Понимаете? Нам кажется это нормой, но это уже мы настолько обусловились, что это нам кажется нормой. Это раньше не было нормой. То есть люди где жили, они тем и жили, что там есть, понимаете? Но с ростом городов, стала появляться вот это вот рыночное сельское хозяйство, интенсификация появилась, да? А раз интенсификация, это обозначает, нужны машины, уже человеческими руками так много не сделаешь, так много не вспашешь, поэтому нужны.

00:16:49 То есть вы понимаете, как вот интересно все развивалось? Одно из другого, одно из другого. А под всем этим лежало в глубине, конечно же неудовлетворенное внутреннее желание, и духовное. И поэтому его необходимо как-то удовлетворить за счет каких-то таких внешних физических вещей. Это называется экономическое развитие, артха процветания, да? И это экономическое развитие артх даст нам что? Каму, наслаждение чувств. Это то для чего я живу. Я хочу наслаждать свои чувства. Я не понимаю, что мои чувства наслаждаются от контакта с чувствами Бога. Все. Это в прошлом, это в прошлом. Искусство быть счастливым от общения с Богом, это в прошлом, это анахронизм прошлых веков. Теперь мы будем счастливыми другими вещами, мы должны развивать технику, хозяйство, экономику. Вот так, во вне, во вне, во вне, во вне.

00:17:40 На начальных этапах это не давало таких сильных негативных плодов. Ну, что там XVI-XVII век пока эти маленькие ещё городочки, в маленьком масштабе всё это делается. Не так сильно всё это заметно. Но потом это стало развиваться, и люди стали замечать уже тот кризис только в нынешнем столетии, несколько сот лет понадобилось человеку, чтобы разглядеть последствия этой идеологии, всего этого образа жизни, всей этой промышленности. Несколько сот лет понадобилось. Вот. Итак, вот так это все стало развиваться. И вот этот вот рыночный подход, интенсивный подход к тому же сельскому хозяйству, к прочим вещам это то, что фактически разрушает сейчас окружающую среду. Наверняка, ну кто там бывал, или бывает регулярно ездит, где-то там смотрит на то, что из себя представляет сейчас, например, наши деревни, да? Это настолько жалкое зрелище вообще, стоят в каких-то ужасных, таких мертвых позах, какие-нибудь заскорузлые, ржавые эти комбайны, машины, брошенные сломанные сеялки, или трактора.

00:18:50 То есть такое ощущение как какая-то вообще разруха произошла. Такие вот ужасные картины Кали юги, такие все какие-то заскорузлые, сломанные все эти механизмы. И крестьяне эти такие там полупьяные, полуживые там ползают на трясущихся ногах, не знают, как похмелиться, вообще как жить дальше. Все разрушено. Вот. Хотя раньше деревня была основой вообще процветания и без всяких каких-то механизмов. Были большие семьи, потому что труд сложный, да? Получается, требуется много рук, а сейчас, когда технологии, технология, технология обозначает, что руки высвобождаются, не нужны. Один человек нажав кнопку там, или там какой-то рычаг дернул, может сделать работу многих людей. И поэтому люди говорят: «Ну, раз в нас нет нужды, мы пойдем в город, наслаждать чувства», - да? Все.

00:19:45 То есть раньше люди говорят: «Ну, вот там, ручной труд, это было плохо. А сейчас механизированный труд – это хорошо». Но один интересный момент, что раньше не было безработицы. Сейчас безработица это серьезная проблема. И почему она безработица? Потому что все механизировано. С одной стороны, кажется хорошо, нажал кнопку, чик-чирик и все нормально, птичка вылетела. Вот. И все работает, и все крутиться, да? Но мы думаем: «Вот чудеса технологии», - да? Но мы не замечаем последствия, к которым это приводит. То есть одна проблема решается, другая проблема создается, да? Это обозначает, что у этих так называемых ученых нету комплексного видения. То есть они что-то одно видят: «Видите лучше стало в этой стороне, а теперь давайте сюда посмотрим? А это, ну, ладно, тоже решим». Эту решили – здесь возникла, там решили – здесь возникла. То есть вот такое постоянно. Здесь задвинули, там вылезло, здесь задвинули – там вылезло. То есть это обозначает, что вот так вот люди и живут, не понимая, что все в принципе может быть в балансе, да? Если мы следуем законам Бога.

00:20:46 Вот так вот возникла интересно вся эта экономика, а её развитие в следующую очередь уже привело к этому кризису. Дальше пошли, так сказать, вырубать леса, потому что пошло строительство, пошла технология, потребовалось больше строительных материалов, интенсивная вырубка лесов пошла, интенсивная добыча металлов. Вот. Когда стали добывать металлы, их необходимо обрабатывать, да? Обработка это обозначает повышенное использование воды, налоги, прочих разных вещей. Раз, так сказать, мы в одном месте что-то очищаем, значит в другом - загрязняем, да? То есть что-то мы от чего-то отчистили, эта грязь куда-то потекла, пошла, да? Вот. И поскольку в природе существует цикл, то одно на другое замыкается и таким образом мы в одном месте что-то одно очистили, в другом месте загрязнили. Потом это загрязненное раз, смотришь, где-то проявилось уже в нас, да? Уже через грязные продукты там, через прочие вещи.

00:21:48 И вот дальше там такой анализ идет, что леса вырубались под новые поля и пастбища ради топлива и сырья для фабрик. То есть раз стали строиться заводы, фабрики, извините, они должны чем-то питаться, да? Значит мы будем добывать уголь, значит мы будем рубить лес, повышенно, как раньше этого не было, и всё это пожирается всеми этими механизмами, которые, так сказать, дым в трубу, потом идет дым в нас, мы кашляем, чихаем и все прочее. Вот. И если доиндустриальная экономика, до индустрии, такая аграрная экономика. То есть, нужно понимать, что экономик существует всего два вида: индустриальная, это вот на индустрии, производство крупное, и аграрная. Аграрная – значит сельскохозяйственная. Ведическая экономика – это аграрная экономика, построенная на сельском хозяйстве. Современная экономика – это индустриальная. Прабхупада говорит: «Ну, всё равно же они зависят от сельского хозяйства. Они ж не будут есть свои микросхемы, они ж едят все-таки зерно, которое растет из земли».

00:22:45 Итак,, если доиндустриальная экономика основывалась на, [неразборчиво] сказано, на органических и восстанавливаемых источниках энергии, то есть, например, древесина то что восстанавливается, вырастает более ли менее, вода, ветер. То вот эта вот нарождающаяся новая, капиталистическая экономика уже основывалась совсем на других вещах. Она основывалась на почти невосстанавливаемых источниках. То есть крайне редко, вернее медленно восстанавливаемых, таких как уголь. Например, чтобы уголь сформировался, это миллионы лет нужно, понимаете? Чтобы всё это там, этот вот перегной там, как-то там всё это объединилось. Я всю технологию плохо конечно знаю, но я знаю, что огромное количество времени нужно для того, чтобы просто в земле этот уголь появился. Поэтому можно сказать, что если его интенсивно вычерпывают, то можно сказать, что это почти не восстанавливаемый источник. То есть очень много времени нужно, чтобы он восстановился, да?

00:23:37 На таких вещах как уголь, это источники энергии, и на неорганических металлах: железо, медь, серебро, золото, жесть, ртуть, обработка и очищение которых приводило к дальнейшему уничтожению лесов и загрязнению окружающей среды. И вот, как я сказал уже, в XVII уже в Англии пошли жалобы на то, что это первая промышленность стала постепенно травить среду. Итак, в Европе уже в эпоху Ренессанса возникла такая вот парадигма, или взгляд на мир, вследствие которого у людей все более и более безбожное мировоззрение утверждалось, да? И всё это сейчас привело к такой разрушительной цивилизации, основанной на максимальной эксплуатации, на максимальном потреблении.

00:24:32 И в «Бхагават-гите» на самом деле все эти тенденции описаны давным давно ещё были. Если мы откроем, например, 16 главу «Бхагават-гиты», где дается о демонических натурах, там их образ мышления и деятельность описаны очень хорошо, да? Демоны говорят, что мир нереален, он не имеет основы, нет Бога, управляющего им, следуя таким вот заключениям, демоны заблудшие и потерявшие разум, занимаются вредной и ужасной деятельностью, которая разрушает мир. Они уверенны в том, что удовлетворение чувств это первейшая потребность человеческой цивилизации. Об это Кришна сказал Арджуне много тысяч лет назад, понимаете? То есть теперь мы видим как вот это само демоническое мышление, то есть отказ от божественной технологии и переход на вот эту индустрию, как это теперь оборачивается против самих людей. То есть интересно то, что этот вот непослушание законам Бога оборачивается против самого же человека.

00:25:28 И вот интересно заключение одного ученого тоже некий Петерим Сорокин, это бывший декан факультета социологии в Гарвардском университете. Он описал эту цивилизацию, которая родилась в средневековой Европе как чувственную. Он сказал, что она основанная на принципе, гласящем, что за пределами реальностей, реальностей ценностей, которые мы ощущаем чувствами – нет другой реальности и высших ценностей. Главная этика такой цивилизации основана на удовлетворении чувств и материальной практичности. Неизбежными последствиями такой системы ценностей будут насилие над другими и над самой природой. Это ещё одно подтверждение того, что корни этого кризиса лежат в самой идеологии. А идеология рождается от этого потребительства и развития материального из забвения духовных ценностей. Это четвертая глава.

00:26:30 И сейчас мы переходим уже к таким более позитивным вещам. Ну, как более позитивным? Больше будем говорить уже о духовной науке. Вот. Я извиняюсь, конечно, этот семинар такой, мы тут мало говорим прямо о Кришне, но мне кажется это существенные все вещи знать для того, чтобы разобраться в некоторых вещах, чтобы никто не называл нас какими-то голословными сентименталистами, эти вещи надо знать. Эта глава этой книги называется «Наука сознания». И здесь уже делается упор на том, что для того чтобы выйти из этого кризиса, необходимо не только иначе смотреть на мир, а также иначе смотреть и на себя.

00:27:20 Итак, живые существа воспринимают мир как мертвую материю и они воспринимают (то есть мертвая материя это обозначает «делай что хочешь – ничего не будет, последствий не будет»), а себя они воспринимают как просто биологические машины, у которых есть определённые потребности, они не считают себя духовными существами, душами, они не считают, что в жизни должна быть какая-то обязательно духовная высокая цель, поэтому раз так все просто и прозаически, то философия, которая вытекает из этого, это просто философия потребления. Чувства хотят, вот разум работает, как сделать для чувств наиболее приятно. Вот и вся философия современного мира, называется философия гедонизма, потребления. Как Прабхупада говорил: «Пей, ешь, веселись, гуляй. Все. После меня там хоть трава не расти». Вот это философия гедонизма что называется.

00:28:11 И вот интересно как ученые некоторые современные оценивают эти вещи. Они начали понимать уже, некоторые, что проблемой является неправильное представление человека о самом себе. И раз у меня неправильные представления о самом себе, значит у меня не правильные представления о цели своей жизни. Если я духовное существо, душа, из этого вытекает одна цель жизни. Если я материальное тело – из этого вытекает совершенно другая цель жизни. Так вот если я материальное тело, отсюда философия материализма. Последствия этого мы уже установили, все эти предыдущие вещи. Если я являюсь душой – совсем другие ценности, совсем другая цель. И вот интересно, один нобелевский лауреат нейробиолог некий Джон Эклес говорит, что главная проблема состоит в понимании происхождения самосознающего «Я», которое вступает во взаимодействие с мозгом.

00:29:14 То есть он понимает, что «Я» от мозга отлично. Мозг это просто орган, компьютер, на котором это «Я» личность работает. В этом загадка личностного существования он говорит, да? Уникальность каждого из нас может быть объяснена только в связи со сверхъестественными источниками, то есть он говорит о том, что душа по своей природе сверхъестественна. И если это сознающее «Я» душа, действительно сверхъестественна по своей природе, и если бы это знание было действительно неотъемлемой частью образования и культуры, то общество было бы больше сориентировано на самоосознание. И тогда акцент на эксплуатации природы, который сейчас лежит в основе индустриальной цивилизации и приводит к экологическому кризису, был бы значительно меньше. То есть смотрите, когда человек понимает, что он является духовным существом, частицей Бога, и цель жизни соединиться с Богом, вот главное занятие жизни. Это главное занятие жизни!

00:30:10 Материальное развитие помогает в какой-то степени поддерживать тело, но оно не является главным делом в моей жизни. То есть вот такой образ жизни вытекает из такой философии. Но если я считаю себя материальным телом, в первую очередь, в первую очередь, и говорю: «У меня есть душа» (или «Моя душа»), вот такие глупости говорю, что не «Я душа», а «Моя душа», или там «У меня есть душа». То есть душа это какая штука, которая у меня как в кармане, или где-то там в сердце находится. Ну, «Мой магнитофон», «Моя душа», «Мои ботинки», примерно тоже самое, да? Нет. Когда человек не понимает, что он является душой, думает: «Моя душа какая-то, то есть душа это в последнюю очередь, а я сам выше, чем это». Отсюда вытекает совсем другое, вот это вот материальная цивилизация, концепция, да? И раз слишком сильный акцент на материальное развитие, это обозначает, что кризис экономический и экологический неизбежен, неизбежен, потому что идет повышенная эксплуатация материальных ресурсов. Я беру больше, чем мне надо.

00:31:11 А [Шри Ишопанишад] предупреждает: «Больше чем надо брать не стоит». Потому что в таком случае человек оказывается связанным законом кармы. И там сказано, что иного пути для человека нет, кроме как понять, что у каждого есть своя какая-то своя доля выделенная ему как необходимое, необходимое. Это вопрос потребности, необходимости, что человеку реально надо, а что уже является его такими гипертрофированными раздутыми мечтами и какими-то желаниями. Опять же от чего это? От духовной пустоты, никакой духовной радости человек не испытывает, да? Вот интересно, Томас Гексли английский ученый XIX века сказал: «Основа материализма – это убежденность в том, что во Вселенной нет ничего, кроме материи и силы, и что все феномены можно объяснить с точки зрения этих двух понятий. Мне кажется совершенно очевидным тот факт, что есть ещё третье начало во Вселенной – сознание, которое я не воспринимаю ни как материю, ни как силу, ни как их сочетание».

00:32:09 То есть он сказал, кроме таких вот сил и материальной субстанции есть что-то еще, есть что-то еще. Сознание, да? В «Бхагават Гите» подробно описана антиматериальная природа души, там говорится, что для души нет ни рождения, ни смерти, она никогда не рождалась, она изначальная вечная, она не погибает при разрушении тела. То, что пронизывает все тело неразрушимо, никто не способен уничтожить бессмертную душу, её нельзя убить никаким оружием и так далее. И Шрила Прабхупада сказал, что излучение души – это сознание, ощущается в теле как сознание. И оно является признаком души. И любой понимает, что материальное тело минус сознание – просто мертвое тело. И заметьте, что сознание невозможно вернуть в тело никакими материальными усилиями. Никакие материальные усилия, никакие материальные комбинации элементов не вернут сознание в тело. Прабхупада говорит: «Это является доказательством нематериального происхождения души».

00:33:10 Раз никакие материальные манипуляции не могут к этому мертвому телу опять добавить сознание, плюс сознание не могут сделать, это говорит о том, что никакое сочетание материи не является источником сознания. То есть сознание существует самостоятельно, оно исходит из трансцендентного источника из души и не подчинено, не подвержено этим всем материальным химическим там комбинациям. Далее здесь говорится об эмпирических доказательствах души. Я здесь не буду очень много говорить, потому что это для преданных. Я несколько фактов просто приведу. При чем эти факты из области профессионального исследования, то есть профессоры психиатры и так далее проводили огромное количество, тысячи опытов, тысячи экспериментов на основе которых в общем-то уже выяснено, что живое существо, сознание способно существовать отдельно от тела. Мозг не является источником сознания.

00:34:15 То есть многие эти вот случаи свидетельства выхода из тела, клиническая смерть, когда все приборы показывают, что мозг не работает, мозг не работает, сердце не бьется, человек находится в состоянии клинической смерти, да? И потом после возвращения из этого состояния не все, но весьма многие свидетельствуют о том, что было. Что там говорили эти хирурги, что делала медсестра, кто там как себя вел. То есть до деталей производят все эти вещи, хотя мозг не работал, все. Мозг не может быть источником этого. Каким образом это живое существо воспринимало все эти вещи? Оно существует отдельно от тела, может выйти, может зайти и так далее. И здесь просто приводится разные такие примеры, я говорю, что я не буду особенно заострять на этом внимание, потому что вам это более ли менее известно.

00:35:08 Один такой интересный феномен, тоже наверное известный, это феномен ксеноглосия. Ксеноглосия это обозначает спонтанное владение языками, которых вы никогда не учили. И там приводится пример этот некий Стивенсон, рассказывает об одной своей клиентке, американская домохозяйка, которая в состоянии гипноза бегло говорила на каком-то древнем старошведском диалекте, хотя при своей нынешней жизни она никогда ни в Швеции не была, ни к этой культуре никакого отношения не имела. Это подтверждает то, что сознающее «Я» или личность может жить в другом теле, может сохранить память, знание и опыт, да?

00:36:00 В «Бхагават Гите» огромное количество свидетельств того, что душа трансцендентна по отношению к телу. Что подобно тому как живое существо переходит из детского тела в юношеское, из юношеского в старческое, также и в момент смерти оно переходит в другое тело. Самоосознавшая личность не беспокоиться по поводу всех этих изменений. И есть процесс для обретения опыта этого практического понимания, что я не являюсь телом, это бхакти йога, мантра медитация. Прабхупада сказал такую простую фразу: «Если человек воспевает маха-мантру, он практически поймет своё отличие от тела». Практически поймет. Конечно, необходимо подняться до определённого уровня воспевания, но тем не менее это так. И эта глава коротенькая пятая заканчивается такой вот фразой интересной, что понимание различий между временной телесной оболочкой и вечной душой – это ключ к преодолению экологического кризиса. Фундаментом экологического здоровья планеты является наука о душе.

00:37:02 То есть потому что это лежит в основе мировоззрения. Если я душа, частица Бога, у меня в жизни духовная цель, духовное развитие главное занятие в моей жизни. Все остальное вспомогательное, это не имеет такого большого значения. Сейчас мы видим аномалию в каком смысле, в том смысле, что мы видим людям совершенно некогда ни о себе как о душе, им совершенно некогда заниматься духовными поисками, религией, все прочее, они исключительно сосредоточены на зарабатывании денег, на какой-то экономической экспансии, на таком вот внешнем развитии. Какие последствия? Поскольку они не видят всей этой духовной взаимосвязи, они видят только какие-то сиюминутные цифры, факты какие-то там, выгоду, какие-то результаты, плоды, все остальное ускользает из их перспективы, и потом они говорят: «Ой! Какие-то непредвиденные последствия пришли». Это обозначает, что их знание, их видение очень и очень ограничено. И всё это потому, что они лишены этого духовного знания, и поэтому цель их жизни сместилась: с духовной она стала материальной. То есть основа всего мировоззрения внутренние ценности.

00:38:12 Шестая глава называется «Карма и окружающая среда». Это тоже вам более ли менее знакомая тема, я так по ней коротко пройдусь. И начинается эта глава тоже с одного эпиграфа известной личности физика-ядерщика нобелевского лауреата Нильса Бора, в школе, наверное, все изучали немножко эти вещи. И он сказал такую фразу интересную, он увлекался немного востоком, Ведами, он сказал: «Кроме законов физики и химии мы должны оценивая жизнь принимать во внимание законы другого рода, закон кармы, который изложен в Ведах».

00:39:03 И далее здесь говорится о том, что карма это такая сила интересная, которая заставляет порой людей действовать против их собственного желания. То есть заметьте интересную такую вещь, что человек может понимать, что его деятельность приведет к дурным последствиям, его можно убедить в этом, и он скажет: «Да». Но почему-то, не смотря даже на такое понимание, он продолжает действовать точно таким же образом. То есть его поведение очень тяжело изменить, даже если мы ему объясняем, что-то объясняем, он кивает головой и говорит: «Да, да, да, я понимаю, что мне так будет плохо. Я разрушаю своё здоровье, отравляю окружающую среду».

00:40:01 Но какой человек не знает о том, что скажем там курить или пить это вредно? Многие даже сейчас уже знают о вреде мясоедения и так далее, но многие ли реально что-то делают? Крайне мало. Почему это происходит? То есть одного такого вот знания самого по себе маловато. Кришна говорит в «Бхагават-Гите»: «Даже обладающий знанием, продолжает действовать согласно своей собственной природе». Если природа человека греховна, очень сильно греховна, то вот так просто её не изменишь. То есть существует такая интересная связь, что прошлые грехи буквально заставляют человека грешить сейчас, заставляют. Даже если он понимает, что это не хорошо, приводит к каким-то другим последствиям, плохим, дурным последствиям, он всё равно продолжает. Потому что карма обладает вот такой вот силой раскрученного маховика, некой инерцией. Если ты был грешником, тебе очень тяжело перестать быть грешником, очень тяжело.. материальными средствами.

00:41:03 Духовными средствами – легко перестать быть грешником. Но если человек просто находится на материальной основе, ему говорят там, не кури там, не ешь того, не пей» и так далее. То есть находясь в материальном сознании, если человек грешен, фактически это обозначает, что он не имеет шансов. Все что будет, это он будет становиться все более и более греховным. Так действует закон. Что он не будет менее греховным становиться. Менее греховным становятся только от воздействия духовного свыше. А если человек начал когда-то это, то он покатиться и будет деградировать ниже, ниже и ниже. Если он не вписан в рамки ведической культуры, где его чувственные желания и наслаждения могут удовлетвориться не греховным способом. Если вот он не попал в такую культуру, а попал в такую культуру, в которой мы живем, это обозначает, что с каждым днем он будет становиться не менее греховным, а более греховным.

00:41:55 Такова природа этого материального мира, что здесь эта инерция кармы, инерция греха нарастает, нарастает, нарастает. Человек все больше и больше, и больше загружается, пока он не попадет так сказать в такие районы, где его будут долго отскребать, очищать от всего этого, через чистилище, через Наракалоку. И там постепенно от всего этого через страдания очистится и опять получит шанс какой-то деятельности. Итак, вот эта карма также является причиной и определённых экологических неблагоприятных условиях, в которых живут люди. То есть человек уже рождается, ребенок кажется маленький, он родился и сразу попал в какую-то среду, где очень тяжело жить, где какой-то грязный воздух или там ужасные оскверненные продукты питания, или там какая-то отравленная среда, кажется как это он, как это он виноват, в чем это виноват, как это он нагрешил? Это уже его карма заставила его родиться в том или определённом месте.

00:42:59 И многие могут сказать, что ну в общем-то как сказать, да, мы можем нарушать какие-то законы Бога или там законы природы, вот. Сейчас приходят какие-то определённые реакции, но как при чем здесь карма, собственного говоря? При чем здесь прошлые рождения и все прочее? Люди пытаются объяснить все видимыми причинами, но карма большей своей частью невидима. Это сейчас я могу сказать, что конечно да, если там когда-то я там грешил, то теперь это мне возвращается там плохим здоровьем или чем-то еще. А вот на примере того же самого ребенка очень трудно сказать, потому что кажется, что он ещё не грешил, он ещё маленький совсем. И поэтому они никак не могут понять, почему, почему это происходит? Но карма это своего рода ответ. Карма как такой всеобъемлющий фактор, который включает в себя прошлую жизнь, да? Позапрошлую жизнь, много, много, много предыдущих жизней. И вследствие этого набралась определённая инерция, которая уже толкает человека на нынешние грехи.

00:44:06 Есть ли какие-то научные доказательства кармы? Трудно сказать, практически, наверное, нет. Потому что сама по себе наука не имеет доступа к такому тонкому механизму как закон кармы, да? То есть сама по себе наука не располагает средствами для того, чтобы этот закон уловить. Потому что карма имеет отношение к моральной деятельности человека, или духовной деятельности человека. То есть к использованию его энергии. И никакими научными способами экспериментами не возможно проследить связь как предположим как человек из одного тела, из тела человека, стал, предположим, собакой, да? Вот вы научно не проследите.. в момент смерти все, наука прекращается. В момент смерти, что? Мы видим, что тело перестало шевелиться, а потом какое-то другое тело там появилось где-то.

00:45:05 И вот эта вот связь, как скажем душа из тела человека попала там в тело собаки, научно проследить нельзя, понимаете? Потому что как вот вы за душой, за параматмой, при помощи чего вы там пойдете, скажете: «Ага, вот эта душа была в этом теле, и оно перешло туда. Понятно». Эту связь уловить не возможно при помощи средств нынешней науки, да? Вот поэтому ждать вот такого подтверждения современной науки, акарме, в таком смысле слова перерождения, наверное, не приходится, но тем не менее один человек, ну не один, их много, пример тоже одного некий Рождер Спери, да? Тоже нейрохирург, нобелевский лауреат тоже говорил, он очень многие годы изучал природу мозга, и потом он заявил, что пора уже принимать во внимание более тонкие причины и следствия, нежели только те, которые видимы непосредственно в материи.

00:46:05 Ученые всегда отрицали, что могут быть какие-то другие законы причинно-следственной связи. Но своё понимание этих вещей необходимо расширять. Он сказал, что в сознании и подсознании есть свои причины, причинно-следственные процессы развивающиеся по своим законам. То есть он копался, колупался во всех этих вот тонких сферах мозга, всей этой. И в конце концов он понял, что все те механизмы, которые происходят там, это не самые тонкие механизмы, этих механизмов все-таки мало для того, чтобы объяснить до конца жизнь. И поэтому он сказал, что раз существует такой феномен как сознание само по себе, и сознание [запись обрывается]… Все те механизмы, которые происходят там, это не самые тонкие механизмы, этих механизмов все-таки мало для того, чтобы объяснить до конца жизнь.

00:47:03 И поэтому он сказал, что раз существует такой феномен как сознание само по себе, и сознание пока мы никак не можем ухватить и понять как оно вообще действует, для чего оно берется, тем не менее мы можем допустить, что во всякой сфере, возьмите любую сферу, везде какие-то законы, да? И раз есть такой феномен как сознание, значит есть какие-то законы, которым это сознание тоже подчинено, да? И закон кармы, это как раз тот самый закон, на уровне которого [запись обрывается].. для материального разума изменения, которые потом уже приводят к изменениям более грубым. Почему живое существо с одним телом, получило другое тело? Как Кришна говорит: «О чем бы человек не думал в момент смерти, такое тело он без сомнения получит в следующей жизни». Но как это проследить экспериментально? Это очень тяжело, для этого нужно быть параматмой, да? Или для этого нужно быть каким-то садху, да? Святым, которому дарована такая способность, увидеть кто кем был в прошлой жизни, или способность видеть как душа перемещается.

00:48:14 То есть нужно быть, чтобы вот такого рода законы уже узреть, необходимо быть очень высокого морального уровня, да? Почему интересно в этой своей новой книге «Моральная Вселенная» [Схутра Свами] говорит, что для того, чтобы попасть в более тонкие сферы Вселенной и понять, что там происходит, для этого необходимо возвысить своё сознание и свою мораль. Только когда мы возвышаем своё сознание и мораль, только тогда у нас появится доступ в эти сферы, да? А если предположим я обычный какой-то ну там ученый материалист, я там работаю, работаю в своей лаборатории, потом пошел, прервался на обед там, что-то там такое я съел, какого-то мяска, там чем-то ещё там закусил и все прочее. То с такой моралью, с таким сознанием, с таким уровнем жизни вот эта вот сфера сама по себе трансцендентного, она совершенно недоступна для моего сознания.

00:49:13 Поэтому вот в этой вот сфере невозможно, наверное, найти таких вот грубых подтверждений закону кармы. Тем не менее, закон кармы известен человеку в форме таких простых комбинаций как «Что посеешь, то и пожнешь», последствия деятельности, да? Вот это более ли менее такие понятные формы для человека. Но, тем не менее, многие ученые принимают уже закон кармы. Некий Хьюстон Смит профессор философии из Массачусетского технологического института в Бостоне, США сказал о законе кармы: «Современная наука придает большое значение причинно-следственным отношениям в физическом мире. Каждое физическое событие имеет свои причины, и каждая причина неизбежно приведет к своим каким-то последствиям. Веды смотрят шире на эти причинно-следственные связи во Вселенной, ибо включают туда также моральную и духовную жизнь человека».

00:50:14 И сейчас во многом в экологическом кризисе решающую роль во многом играет именно вот эта вот накопленная карма. То есть она заставляет людей действовать греховно, она заставляет их пожинать определённые последствия, которые вот так просто не изменишь. Сейчас мы там прочитаем всем лекцию о пользе вегетарианства, о вреде мясоедения и раз, раз, раз, раз, раз, как лед, карма растаяла и все хорошо, опять цветочки расцвели и мы опять замечательные дети Бога, ведическая цивилизация. Так это не произойдет. Потому что грехи, которые совершены в прошлом, должны быть каким-то образом получены этими людьми, которые посадили эти семена, они плоды эти должны вкусить. Поэтому многие вещи и сложившиеся ситуации неизбежны, они просто неизбежны.

00:51:13 Потому что инерцию остановить в полной мере нельзя. Прабхупада говорил, что если выключаете вентилятор, какое-то время он будет крутиться. Даже если человек сейчас сию секунду прекращает грешить, обозначает ли это, что никаких реакций он не получает? Преданный начал следовать четырем регулирующим принципам, это обозначает, что он перестал грешить в целом, главным греховным действиям он положил конец. Он начал повторять мантру Харе Кришна, при помощи этого он стал уничтожать теперь последствия прошлых грехов. Обозначает ли это, что он больше не будет страдать? До этого нужно ещё дойти, какое-то время эта карма ещё будет догонять его, догонять его и он ещё будет получать эти все реакции. Какое-то время ещё этот пропеллер будет вращаться, хотя уже вилку из розетки вытащили.

00:52:04 То есть какие-то вещи, которые сейчас происходят, и которые ещё будут происходить являются в принципе неизбежными. Слишком сильна инерция, слишком много грешили люди. Но, тем не менее, от многих вещей можно избавиться и.. чуть попозже, сейчас буквально минут через пять я об этом скажу. Это очень известный метод. Здесь дальше говорится, ну, это уже известная, мы говорили, мясоедение и карма, что фактически главная сейчас часть кармы, главная часть кармы происходит из-за ненужного, из ненужного убийства животных. А убивают животных большей частью потому, что люди не воспринимают животных как живые существа. Они воспринимают их просто как биологические машины, они их откармливают таким образом, чтобы там была плоть подходящая для стола хорошая, филейные всякие там разные части и так далее.

00:53:03 Вот так они рассматривают животных. Поэтому они совершено безжалостно их уничтожают. Но, тем не менее, закон кармы работает, не смотря на то, что люди не знают этого, да? И сейчас убийство животных создает изрядную долю, может быть половину вообще всей разрушительной кармы, которая обрушивается на планету. И поэтому принцип ахимсы, ненасилия или «не убий» принято говорить, это очень важный принцип для очищения, который может во многом сократить карму, когда люди перестают совершать насилие. Также изрядное количество кармы создается по одной такой интересной причине как попытка людей искусственно контролировать рождаемость. Некоторые говорят о каком-то там перенаселении, о том, что вот не нужно так сказать ничего этого лишнего.

00:54:05 В Китае всячески поощряют аборты, разные всевозможные способы контрацепции, противозачаточных средств. Хотя Прабхупада говорил: «Если секс является естественным, то последствия секса также является естественным, - рождение детей также является естественным, - Почему же вы говорите о естественности секса и не принимаете естественность рождения ребенка, и естественность соответствующей заботы о нем, все остальное естественно?» Если бы контрацепция, то есть попытки какими-то там противозачаточными средствами бороться, были бы естественными, они росли бы на деревьях, это было бы в природе, если это так естественно. Но мы нигде этого в природе не находим ничего такого естественного. То есть, мы видим, что как раз естественным следствием сексуального союза является рождение, вот это является естественным, да? И попытки остановить это как раз является неестественным.

00:55:00 Но люди говорят: «Перенаселение. Слишком много людей. Для всех там не хватит пищи. Или у нас уже много детей. Нам уже хватит», - и так далее. Возникает вопрос: как же контролировать все-таки рождаемость? Очень просто, очень просто. Существует два способа контроля рождаемости ведических. Первый это полное воздержание, что доступно не многим людям. Или второй – это семейная жизнь, основанная на религиозных принципах. Вот и все. Что скажем там если муж с женой живут, если они находятся в близких отношениях, и у них появляются дети, будьте любезны, дайте им духовное образование, дайте им духовное знание, не пытайтесь их убить. Потому что на самом деле убийство ребенка так или иначе при помощи аборта, или про помощи каких-то этих контрацептивных средств, когда там механических там, или каких-то там таблеток попытки не пустить ребенка, это не останавливает рождение, это не останавливает рождение.

00:56:01 То есть суть то в том, что рождение продолжается. Заметьте, что ребенок, который не родился у этой женщины по той или иной причине, он родится в другом месте, то есть сам феномен рождения этими попытками остановить, скажем там беременность, не возможно. Потому что цикл рождения и смерти будет продолжать крутиться. У живого существа остаются желания именно эти желания заставляют его рождаться. Да? Именно желания. Поэтому вот так вот просто по грубому механистически не возможно остановить рождение, это не возможно сделать. Мало того мать, которая поступает так, она сама родиться потом, или там попадет в то чрево, где её таким же образом безжалостным убьют или выкинут. Но это не опять же не остановить рождение, всё равно рождение будет происходить. И очень интересно в этой книге делается вывод в этой главе, что истинный контроль за рождаемостью, это остановить перерождение [смеется].

00:57:01 То есть была такая женщина интересная Маргарет Сенгер её звали, она умерла в 66-м году. Она основатель современного движения за контроль рождаемости. Она сказала: «Женщины должны освободить себя от биологического рабства. И легче всего этого можно достичь через ограничение рождаемости». Мы пришли к выводу о том, что рождаемость можно, рождаемость в одной форме жизни ограничить, но мы видим, что живые существа рождаются в других телах. У животных нет такого скажем понятия, как скажем аборт или что-то еще. У них это все естественно от начала и до конца. И интересно то, что родится человек в этом теле, или скажем, мы ему не дадим родиться в этом теле, мы не хотим этого ребенка, хорошо, родится в другом месте. Вот. Но само по себе рождение и смерть будет продолжаться. И заключение в любое тело: в человеческое или в другое, это тоже будет обязательно форма биологического рабства.

00:58:01 Она говорила: «Мы должны освободить себя от биологического рабства». Но в том или в другом теле я буду находиться, это всё равно биологическое рабство, раз я в биологическом теле нахожусь. Поэтому выход один, полностью освободиться от рождения и смерти. А это обозначает духовная жизнь. То есть настоящий контроль за рождаемостью или освободиться от рождения, это освободиться от перерождений. А это возможно сделать, только посвятив себя служения Богу [нет звука] … возвышается над всеми этими материальными вещами. Итак, если человек опять же не воспринимает себя там, своих детей как духовные существа, обладающие сознанием, тогда он будет с легкостью уничтожать своих детей, думать: «Ну, ничего страшного, ничего особенного». Некоторые даже эти китайцы, они поощряют аборты, и они говорят, что вот нерожденные дети это замечательные продукты, их там в ресторанах как деликатес подают.

00:59:03 Вот это очень полезно там при каких-то определённые болезнях. Я серьезно говорю, это не шутка, реклама. Покупают, покупают, говорят: «Делайте аборты, делайте как можно больше, это очень дорого все стоит». И там че-то там из них делают, в общем ужасное дело. Понимаете? То есть пока люди так вот смотрят на себя, на своих детей, вот такими материальными глазами, не как на что-то духовное, то человек не чувствует своей вины, совершая такое какое-то насилие над собой там, или над своим ребенком. И вот это вот огромное количество абортов, по-моему, только в России их около 50 миллионов в год делается, только в России 50 миллионов в год, 50 миллионов в год! Только в одной стране, понимаете? Вот. А во всём мире подсчету, наверное, не поддается никакому. Это тоже ещё один плюс как говорится ко всей этой карме, которая наваливается на эту планету.

01:00:05 И заключительной частью этой главы, этой главы является такая вот последняя радостная страничка, называется «Освобождение». Это ещё не конец книги, там ещё одна последняя глава будет, это предпоследняя. Вы уж потерпите [смеется]. Я думаю, может быть это тяжело для ума, наслаждения какого-то особенного нет, но это важно понять. «Освобождение от кармы через мантра-медитацию». Итак, сила кармы удерживается людей в рамках вот этих вот разрушительных установок в нашем сознании, и толкает их на новые, и новые грехи, а это приводит к кризису углубляющемуся. И под давлением кармы люди совершенно инстинктивно стремятся к чувственному наслаждению, к излишним потребностям. Это все подпитывает экономику, экономический рост, истощает ресурсы, неизбежно разрушает среду, и таким образом оказываемся мы в современной ситуации.

01:01:04 То есть экономика, поскольку построена не на ведическом принципе, не божественная экономика, а материальная экономика. Однако вот эту вот разрушительную энергию кармы можно преодолеть. Закон кармы в особенности действует на людей, которые очень сильно отождествляют себя с телом. Если человек очень сильно отождествляет себя с телом, то когда к телу приходят какие-то определённые страдания, он очень сильно страдает, потому что он считает себя телом страдающим. Страдает моё тело – значит я страдающий, да? То есть на обусловленные души сила кармы действует куда мощнее, чем на те существа, которые не считают себя телом. Даже когда к ним приходят определённые проблемы, они так сильно по этому поводу не беспокоятся, поскольку они уже живут отдельно: тело телом, тело получает свое, как говорится, Богу – богово, а Кесарю – кесарево.

01:01:58 Телу – телесное, а душе – духовное. У них уже четкое разделение. Они ведут уже, [неразборчиво] ведут двойную жизнь [смеется]. У них есть духовная жизнь, там они находятся во спасение, а материальная, ну, да, так сказать, нам достается, по спине что называется, нам достается. Периферия моего сознания. Тело? Тело – это следствие греховности моего сознания в прошлом, да? И вот теперь вот этим вот материализованной греховностью моего сознания по телу я получаю эти удары судьбы, но сам я могу жить чуть-чуть другой жизнью, да? То есть для людей менее обусловленных карма не так сильно действует. Но, тем не менее, тоже как-то действует. И вот эту энергию кармы, которая разрушает жизнь, можно преодолеть при помощи духовной энергии. И это требует определённого изменения поведения.

01:02:54 По сути мы как духовные существа исходим из Всевышнего осознающего существа, и поэтому Веды предлагают нам восстановить свои взаимоотношения с Ним. Когда мы восстановим взаимоотношения с Ним, тогда Он защищает нас от воздействия материальной энергии, то есть от кармы. Он говорит: «Aham tvam sarva-papebhyo», - да? «Я защищу тебя от последствия всех твоих греховных реакций, то есть на тебя карма не будет уже распространяться», да? То есть для того чтобы карма полностью не действовала, необходимо полностью предаться Кришне. Это возможно через духовную практику. И Веды объясняют, что при практике йоги, медитации, повторения мантры, вырабатывается очень сильная духовная энергия. И сейчас йога и медитация фактически все осуществляются при помощи воспевания мантры. Наиболее могущественной среди всех мантр является Харе Кришна маха-мантра, потому что она состоит из имен Бога.

01:03:50 Когда появляется сам Господь, то материи нет, материя исчезает, карма исчезает. И поэтому, если человек научился искренне воспевать святые имена Господа, это освобождает его от кармы. Сейчас мы читаем каждое утро шестую песнь Бхагаватам, историю о Джамилы, что произошло с ним. Одно безоскорбительное, даже ещё не чистое, а просто безоскорбительное воспевание святого имени, просто на уровне [намабхасы], тень святого имени он произнес, и это возымело такой эффект, он избавился от такой кармы, которую не дай Бог, ему было получить, да? И пение Харе Кришна маха-мантры особенно эффективно действует тогда, когда люди собираются и поют её громко вместе. Это форма медитации уменьшает карму, которая является одной из коренных причин экологического кризиса.

01:04:45 И последнее, коротенькое, но самое главное. Глава вот она у нас так называется «Экология души». Она начинается с того, что живое существо само по себе изначально живёт в чистом духовном поле деятельности, которое называется духовным миром, да? И там нет никаких кризисов, нет никакой грязи, нет всех этих проблем с поддержанием, чего-то нехватка, рождения и смерти, потому что там чисто сознание. Раз там чисто сознание, значит там и чиста окружающая среда. Там нет ни одного оскверняющего фактора. [Нет звука].. приводит к этому. Здесь начинается эта глава такой интересной фразой, что приоритеты, то есть ценности человека сейчас полностью разбалансированы, смещен акцент, да?

01:05:50 Научная технологическая революция прошлых нескольких столетий привели к такому образу жизни, который разрушает сейчас и человеческие ценности, и среду обитания человека. Возникает естественный вопрос. Вот мы говорили, говорили, говорили, более ли менее причины проанализировали и исторические, и философские мы просмотрели все эти вещи, возникает вечный как жизнь вопрос: «Что делать? Как теперь из этого всего выбираться?» И мы говорили о том, что каким-то одним махом из этого выбраться невозможно, потому что поломать ценности всех людей – ой-ой-ой! Это невозможно. Люди сопротивляются, более того, им даже доказываешь как дважды два, что вся их философия, все их ценности неизбежно приводят их к кризису, а они говорят, [нет звука]..потому что они уже заведены на это. Уже их карма настолько на них давит, что они не могут выползти. И думаешь: «Ладно, помирай, если хочешь, но я по меньшей мере имею право на другую жизнь», - да?

01:06:50 Вот. И поэтому что реалистично? Реалистично просто напросто расширять круг людей, которые начинают понимать все эти вещи, все эти механизмы, все эти причины, и которые добровольно принимают в своей жизни вот эти вот принципы: «Простая жизнь, возвышенное мышление». Если человек добровольно этого не принимает, тогда он хочешь, не хочешь, будет жертвой этой цивилизации. То есть естественно, что не так много людей добровольно это примут. Если, скажем, произойдет какая-нибудь там катастрофа, и человек остался вообще без всего там, ну не знаю там город обесточился, нет в нём больше ни электричества, ни воды, но хочешь, не хочешь он пойдет, как говорится, куда-нибудь там в естественную среду, построит там себе какой-нибудь там домик, шалаш или что-то еще, и будет стараться каким-то естественным образом жить, да?

01:07:49 Но пока этого нет, его не выковыряешь никак отсюда. То есть он будет со всем мириться, он будет морщиться от этого грязного воздуха, плеваться от этой грязной воды, но пока это все ещё есть, он ещё будет здесь находиться. Такова природа человека, слишком сильная инерция. Но, тем не менее, распространение этих идей очень важно. И вот мы подходим к такому последнему моменту, как эти идеи можно систематизировать и к чему, в конце концов, все сводится, да? Эта книга заканчивается четырьмя выводами, которые в принципе не новы, я уже о них говорил, но поскольку мы уже этот семинар начали, то теперь мы повторимся уже предметно, по теме.

01:08:40 Четыре вывода главных, четыре вещи необходимо по мнению авторов этой книги сделать для того, чтобы изменилось коренным образом что-то, хотя полностью все конечно не измениться, и инерция кармы многих как говорится достанет, упадет на головы. Итак, первое это новая диета. Мы говорили уже об этом. И эта новая диета, вегетарианская диета, не просто вегетарианская диета, а питание прасадом, это очень важная штука. Потому что, как я сказал, добрая половина всей кармы нависшей над планетой это карма, связанная с убийством животных, да? И преданные своим образом жизни, вегетарианскими ресторанами, кафе, такими программами как «Пища жизни», такими культурными скажем мероприятиями как вот там эти телекурсы «Готовим с курмой», огромная в Австралии это все.

01:09:52 Выпуск этих вот вегетарианских книг поваренных, вся эта кулинария ведическая и все прочее, это маленькие такие, но все-таки вклады вот в эту сферу деятельности. Когда мы показываем, что реально можно жить без мяса! Это можно. Никто ещё не умер от того, что он стал вегетарианцем. И поскольку у людей, у многих людей ложные представления о вегетарианстве, они не знают что это такое, это что-то очень скучное и грустное для них. Если нет куска мяса, думают: «Ну, как же жить-то можно?» Но если, предположим, мы придем в кафе, если мы придем в какой-то вегетарианский ресторан, где там ну так все нормально. То человек посмотрит, поест, попробует и увидит на своем собственном опыте, что этого достаточно, нет необходимости во всём этом излишнем насилии, потому что это все оборачивается. Может быть поесть он и поел мяса, но он же не хочет, чтобы ему на голову что-то обрушивалось, да?

01:10:52 А вследствие этого питания, которое порождено насилием, мясное, ему обрушиться на голову обязательно. Хочешь есть мясо? Ну, ради Бога. Современная технология сейчас даже придумала все эти хитрости, соевое мясо сделала. Вот гуляш, полная имитация мяса. Жуешь и чувствуешь, как будто ты ешь мясо, да? Преданным это не очень рекомендуется, но скажем людям, которые слишком привязаны к этим вещам, ну, пожалуйста, ешьте соевое мясо. По меньшей мере, вы никого не убивали. Если вам такой вкус нравится. То есть современная технология позволяет. То есть вот в этой сфере преданные довольно сильны, довольно сильны. Потому что нам здесь действительно есть что сказать. Потому что мы действительно многие годы живем на вегетарианском питании, и не чувствуем себя обделенными, в том, что нам чего-то не хватает, да? Вот нам хотя бы как это в былые времена как это какой-то там один рыбный день. Мы не страдаем так сильно без мяса: «Ой, сделайте нам хотя бы раз в неделю мясной день, мы уже устали от вегетарианства». Этого нет!

01:11:53 То есть у нас не возникает таких стремлений. Совершенно точно, что в сфере питания преданные имеют очень мощные козыря в этом плане, что «всё, мы перешли на это, нам ничего не надо». И мы можем кому угодно доказать силу это. То есть, есть очень сильные аргументы в этой сфере. Но это необходимо развивать дальше. Может быть, Кришна сейчас так и сделал, что распространение прасада является даже такой серьезной очень программой, потому что люди многие озабочены там питанием. И это хорошая форма поддержания. И этого должно быть больше, и больше, и больше. Например, в Мельбурне том же, в Австралии, там у преданных несколько ресторанов, несколько ресторанов. Эти вещи могут и должны развиваться чтобы люди видели, что это реальная альтернатива.

01:12:48 Итак, это первое: изменение вкусов питания, и это связано с экологией впрямую. Потому что мясная промышленность ужасно загрязняет среду, об этом мы говорили, и добавляет карму. То есть две вещи: мы уже живем в грязной среде из-за этого и плюс ещё после, так сказать, получаем. Вот это один момент. Второй момент, это принятие человеком богоцентрической картины мира, богоцентрической космологии. Это уже относится к проповеди духовного знания космологии. То есть безбожный взгляд на мир, которые предоставляет людям совершенная наука, современная наука, рисует человека как такую биологическую машину, и мир как просто такой набор случайностей. Поэтому можно совершенно спокойно все эксплуатировать, делать что хочешь, да? Это вдохновляет людей на эксплуатацию, на излишнее использование ресурсов, как это высшая цель жизни, да? Это ведет неизбежно к разрушению окружающей среды.

01:13:54 Но та, например, картина мира, космология, которая изложена в Ведах, которая утверждает, что Бог в центре и все вокруг него, это совершенно меняет цель жизни. Раз Бог в центре, раз он источник всего, то теперь мы уже живем совершенно иначе, у нас другая ценность и другая цель появляется. И другая цель жизни, другая цель жизни, неизбежно меняет образ жизни, понимаете? То есть человек из просто какого-то там потребителя, эксплуататора превращается в существо отдающее, в существо жертвующее, ягья принцип, да? Теперь принцип не просто потребления «мне давай», а теперь человек понимает, что его благосостояние, его благочестие, его будущее зависит от того насколько он развил в себе дух преданности Богу. И этот дух преданности не какая-то абстрактная вещь. Он проявляется в конкретных вещах, в способности жить для Бога, отдавать ему, жертвовать. При этом человек не беднеет, нет ощущения потери, что он отдает, совершая жертвоприношение.

01:14:58 То есть это формирует другой совершенно тип человека. Не потребителя, а наоборот отдающего, да? И это не разрушает окружающую среду, это делает жизнь такой очень простой. Начинаю смотреть на мир как на мир божественный, потому что он создан Богом, и он предназначен для Его удовлетворения, а не для моего удовлетворения. Это совсем другое. Итак, это ведическая космология подчеркивает важность самоосознания, да? И делает акцент на том, что человек в этом мире не должен жить за счет эксплуатации других, разрушать так все. Он должен жить более или менее просто, но цель его должна быть духовная. Вот из этого видения вытекает образ жизни «простая жизнь, возвышенное мышление», да? И, например, институт Бхактиведанты, многие преданные занимаются именно такого рода проповедью, которая вправляет людям мозги вот в этом направлении.

01:15:59 Третья задача очень важная, это предоставить людям источники нематериального удовлетворения чувств. То есть, люди привыкли к тому, что быть счастливым возможно только эксплуатируя других: тела других, материальные предметы, потребляя, потребляя, потребляя. Это их картина мира. И поэтому это неизбежно приводит к столкновению интересов, к войнам, конфликтам, к развитию вот этой вот потребительской экономики, продуктов потребления все больше и больше, а счастья все меньше и меньше, да? И это обозначает, что у преданных должна быть культура духовная, которая дает им духовное счастье. Что такое культура? Культура это обозначает такая очень широкая сфера, да?

01:16:59 Это и духовная литература, это духовная музыка, это духовный театр, это духовные взаимоотношения, это духовная живопись, это сам по себе духовный образ жизни, включающий в себя такие вещи как поклонение Кришне. То есть это альтернативная культура. И если преданные не научился черпать своё счастье, удовлетворение вот в такой вот культурной духовной среде, это обозначает, что он хочешь, не хочешь, будет всё равно что-то другое искать. Он будет время от времени там в какие-нибудь материальные книжки заглядывать, какое-нибудь там материальное кино там, видео смотреть, что-то еще, он будет скатываться опять к материальному чувственному наслаждению. Почему? Он по-прежнему недонырнул до духовного источника счастья.

01:17:54 Если этого не произойдет, он опять же по сути в душе останется материалистом, и будет хотя бы маленьким, но эксплуататором. И таким образом он будет, хочешь, не хочешь, работать на этот кризис. Понимаете? Потому что мы опять делим материальную природу. А она не для того, чтобы её делить, это вообще не наша собственность. На самом деле это супруга Кришны, это Пракрити, материальная энергия. Это скажем так, говоря таким простым языком, чужая жена называется, да? А если кто-то пытается посягать на честь чужой жены, он может кое-что получить. Вот это как раз то, что получают люди сейчас, да? Это материальная природа, которая предназначена для удовлетворения Бога, Пракрити. Он единственный Пуруша, она Пракрити. Это Его женская часть шакти, это Его энергия. И когда мы её используем для своего чувственного наслаждения, вот в этом месте мы нарушаем закон, поэтому мы получаем.

01:18:54 Но духовная энергия для нас, как для духовных существ является родной средой. Поэтому здесь мы должны искать вот это вот удовлетворение. Поэтому преданные должны стараться развивать культуру духовную. Если этого не будет, если они не утвердятся в этих книгах, в этой музыке, в этом воспевании, в этом поклонении, в каких-то таких вот совместных ну культурных проектах, программах и так далее. То это обозначает, что за всем этим недостающим они будут обращаться к материальному обществу. И таким образом мы с одной стороны получается, что как бы осуждаем все эти вещи, а с другой стороны мы лицемерно в том же самом участвуем. Вот это называется некоторое такое непоследовательностью. И поэтому вот эти вот духовные источники удовлетворения должны быть открыты для преданных.

01:19:45 И здесь им никто не мешает кроме их самих. И здесь интересно подчеркивается, что самое главное, что является источником удовлетворения чувств, это способность научиться удовлетворять Кришну. Если мы через своё преданное служение научились удовлетворять Кришну, то это само по себе рождает в сердце удовлетворение. Почитаешь «Бхагават-Гиту», десятая глава Чатур-шлока, четыре главных стиха «Бхагават-Гиты», да? Там говорится, откуда преданные черпают своё удовлетворение: «Мач-читта мад-гата-прана
бодхайантах параспарам
катхайанташ ча мам нитйам
тушйанти ча раманти ча».
Он говорит, что: «Умы моих преданных сосредоточены на мне, их жизнь, прана, жизненная энергия посвящена служению мне. Они занимаются тем, что постоянно просвещают друг друга (бодхайантах параспарам), и постоянно разговаривают обо мне (катхайанташ ча мам нитйам)». «Нитйам» постоянно у них «катха» идет обо мне. «Катхайанташ ча мам» – обо мне «катха» идет.

01:20:50 И вот так «тушйанти ча» они испытывают удовлетворение и «раманти ча», они испытывают радостью. То есть в этом стихе указывается откуда преданный черпает радость. Совсем другой источник. Если он не научился этого делать и привил это другим, то остается опять эта вот идея, что «в материальном я возьму это», да? И четвертая последняя задача говорится, пожалуй, самая сложная это переход на новую форму жизни. То есть отход от индустриального урбанистического существования городского, к более такому простому, деревенскому. Это самое сложное.

01:21:37 Потому что как я говорил в прошлый раз, не смотря на то, что в ИСКОНе существует где-то около 40 этих хозяйственных коммун на пяти континентах, пока ещё ни одна из них полностью не стала самодостаточной. Это очень и очень сложно. Вплоть до того, я говорю вот, что в Австралии, например, там практически все эти сельхоз общины живут за счет храмов, что само по себе абсурдом является. Они должны помогать храмам, они пока еще.. Потому что там очень мало преданных поскольку в преданных по-прежнему силен дух чувственного наслаждения. Город дает больше чувственного наслаждения, чем деревня. И в городе при всем при том пока что жить легче, чем в деревне. Пять метров сходил в магазин, купил молока, это вам не доить корову, не ухаживать за ней. Открыл кран, потекла вода, не нужно в колодец идти или на речку, да? Все очень просто. Пока все просто. Пока все так, да?

01:22:39 Но если скажем какие-то изменения сильные произойдут, то хочешь не хочешь так сказать, придется переходить на эти все вещи. Итак, это как говорится в перспективе. На сколько она далекая или близкая вряд ли кто-то вам скажет с большой определённостью, но суть в том, что постиндустриальный период этого общества он неизбежен, он наступит, потому что как мы сказали это неестественное состояние для человека жить в такой вот среде. Он обязательно наступит. И этот постиндустриальный период будет характеризоваться именно опять переходом на аграрную, то есть сельскохозяйственную экономику, на более простой образ жизни. Такие вот небольшие какие-то поселения. Города, конечно, тоже будут, но вот, например, в Майапуре сейчас строится этот город, в котором планируется, что будет жить примерно где-то 25 тысяч человек, не больше, да? Это не большой город, который в принципе можно без проблем поддерживать с таким количеством земель вокруг все это.

01:23:38 Вот. Больше чем это – не контролируется преступность, и уже возникают всякие разные другие трудности там, снабжением и прочими вещами. Итак, это четыре главных задачи. Но! Но. Есть ещё одна последняя и, пожалуй, самая важная задача. Не смотря на то, что в идеале, казалось бы можно превратить эту планету в некий такой вот экологический рай, да? Тем не менее, останутся такие проблемы как болезни, рождение, старость и смерть, да? И согласно ведической космологии, истинная, так сказать, среда обитания для души это духовное измерение, духовная реальность, духовный мир. Души исходят из этого духовного мира, попадают в мир материальный. И под давлением материальной природы они вынуждены заниматься всевозможной деятельностью, они создают карму, получают плоды всего этого.

01:24:38 Но благодаря духовной деятельности, душа может покинуть это материальное умонастроение, то есть может изменить свою концепцию, стать опять слугой Бога. И вследствие этого начать такой образ жизни, который начнет путь к освобождению, да? И вот эта вот временная красота материального мира, которая может привлекает нас, это эти чистые реки там, где ещё остались, там леса полные деревьев с плодами, цветами, реки, какие-то водопады – всё это согласно ведической литературе является просто отражением вечной божественной природы, которая находится на высшей планете духовного мира Голока во Вриндаване.

01:25:28 И поэтому цель движения Cознания Кришны не просто в том, чтобы там как-то выровнять экологию планеты, да? А состоит в том, чтобы ну как-то конечно устроить насколько возможно в этом мире так все как в духовном мире, хотя всё это на сознании основано, да? Но, тем не менее, самое главное это предоставить людям здесь возможность вернуться в этот вот неразрушимый и вечно чистый мир в конце жизни. И там такая вот красивой фразой все заканчивается: «И там в теле, свободном от осквернения рождением, смертью, старостью и болезнями, человек может наслаждаться трансцендентной чистой средой Вриндавана в обществе повелителя Вриндавана Кришны, который вечно пасет коров, называемых Сурабхи, в лесах, в которых растут деревья желаний». То есть вот это настоящая изначальная чистая среда, в которой живёт душа.

01:26:29 Но для того, чтобы попасть в эту среду, необходимо уже здесь в этом материально мире развить в себе такое же сознание как сознание у этих жителей духовного мира, да? И это может помочь человеку сделать только процесс преданного служения, которое мы и пытаемся осваивать и пропагандировать. Это уже самая главная далекая цель. Но до того, как говорится, показать людям, что нормальный мир, нормальная среда обитания может существовать только при нормальном сознании человека, до того времени мы должны стараться развивать в себе при помощи данного процесса духовное сознание, проповедовать это знание другим. И по мере нашей возможности просто расширять круг влияния, круг осведомленности людей, в чем же проблема, в чем причина. И так постепенно люди, осознавшие эти вещи, будут переходить действительно на более простую жизнь и возвышенное мышление.

01:27:30 Ничего более реалистичного не существует. Поэтому мы должны правильно понимать все эти вещи, не иметь каких-то таких вот ложных ожиданий, и, тем не менее, продолжать действовать как преданные, проповедуя это знание, и насколько это возможно уча своим примером. И в некоторых сферах можно сказать, что мы преуспели. Например, как я сказал в первом, с точки зрения питания мы для себя решили эти вопросы. Философские, понятно, это философская космология ведическая, представление о мире, где в центре Бог, и я его слуга. Это тоже уже само по себе это цельная такая картина мира, уже изменила у нас образ жизни, да?

01:28:21 С духовными источниками счастья тоже не так все, как говорится, безнадежно. Есть счастливые преданные, хотя некоторые преданные не очень счастливы, но они не счастливы не потому, что там процесс им что-то не дает, а потому что по тем или иным причинам они сами ещё держатся за материальную природу и не отдают себя полностью процессу. Ну, а четвертая цель, конечно, она не осуществляется мгновенно, это то, что, скорее всего, через какое-то время и постепенно произойдет. Но это, скорее всего, неизбежно, потому что как я сказал материализм экологический и экономический обречен, так как в нём самом уже сидит этот вирус саморазрушения, эти материальные желания, которые приводят ум в беспокойство и заставляет заниматься такой деятельностью, последствия которой мы уже не можем остановить, да? То есть люди развили технологию, но сейчас такая интересная ситуация, что они не способны бороться с последствиями технологии, понимаете? Вот это самое смешное, что мы овладели какими-то вещами, а уже контролировать последствия этих технологий мы не можем.

01:29:30 Что вы сейчас сделаете, ну фильтры наставляете на эти трубы, или какие-то очистительные сооружения, но какая разница, если материальные желания продолжают бить ключом из наших сердец, то это само по себе породит что-то еще. Вот куда нужно поставить фильтры, а не на все эти, так сказать, трубы и так далее. Вот. Поэтому задача этого семинара была в том, чтобы показать, что у всех этих внешних вещей негативных проблем, которые сейчас есть, есть одна очень глубинная духовная причина, да? Если кто-то при помощи там каких-то разных маршей протестов там, или ещё чего-то борется с последствиями, то мы как преданные стараемся бороться с причинами всех этих вещей. И причины находятся в сознании. Причина в том, что живое существо не счастливо, не счастливо, отдельно без Бога и поэтому оно пытается развивать такую вот гипертрофированную глупую урбанистическую цивилизацию, которая потом его же и давит этого человека.

01:30:35 Вот. Поэтому не нужно ничего такого сильного развивать. Все что нужно, осознание своё развить, нужно дать человеку Бога, дать человеку Кришну. И когда он доволен с Богом, нет необходимости, мы не слышали, чтобы кто-то там в духовном мире работал на какой-то фабрике, на фирме там, что-то ещё там, какая-то там грязь, какие-то протесты, или что-то кто-то отравился – ничего такого там не существует. Там естественное такое вот хозяйство, потому что там все основано на чистой духовной деятельности. Там где чистая духовная деятельность, там где нет этого вот ментальной духовной грязи, этого нет в сознании, там нет грязи и в среде. Там где грязь в сознании, там автоматически проявляется этот кризис. На этом я закончу, Харе Кришна.

транскрибирование: Алена Чепкасова | Киев | Украина | 28 March 2012
транскрибирование: Алена Чепкасова | Киев | Украина | 18 March 2012