ШБ 7.15.11 - Наставления для цивилизованных людей

10 December 2005
Квалификация: три категории преданных. Оптимисты, пессимисты и реалисты. Гуна благости определяется знанием. История о побивании камнями блудницы. Разница понимания уттамы и каништхи. Кто без греха? Квалификация уттамы-адхикари. Политические марионетки. Простолюдины. Низкая платформа сознания. История о трёх сыновьях. Фанатизм и сентиментализм каништхи. О честности и правдивости. Правдивость в гуне невежества. Правдивость в гуне страсти. Правдивость в гуне благости. Скрытое положение вайшнава. История об Юдхиштхире и Дурьодхане. Эксплуатация невежд. Не оскорблять падших. О прасаде. Волны мирского бытия. Жить по нравственному закону. О Ямарадже махаджане. О самодисциплине. О лести.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:27:28 | качество: mp3 96kB/s 60 Mb | прослушано: 300 | скачано: 369 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 (молитва) Ом намо бхагавате Васудевая.

00:00:25 Грантха Шримад Бхагаватам Песнь седьмая глава пятнадцатая, которая называется «Наставления для цивилизованных людей», текст одиннадцатый:

00:00:38 तस्माद्दैवोपपन्नेन मुन्यन्नेनापि धर्मवित् ।
सन्तुष्टोऽहरह: कुर्यान्नित्यनैमित्तिकी: क्रिया: ॥ ११ ॥

tasmād daivopapannena
muny-annenāpi dharmavit
santuṣṭo ’har ahaḥ kuryān
nitya-naimittikīḥ kriyāḥ

00:01:34 Перевод: tasmād — поэтому; daivopapannena — получаемой по милости Господа; muny-annen — пищей (приготовленной с ги и предложенной Верховному Господу); āpi — поистине; dharmavit — тот, кто действительно сведущ в законах религии; santuṣṭo — довольный и счастливый; ’har ahaḥ — день за днем; kuryān — пусть выполняет; nitya-naimittikīḥ — повседневные, а также связанные с какими-то событиями; kriyāḥ — обязанности.

00:02:45 Перевод стиха: Поэтому тот, кто действительно сведущ в законах религии и не питает вражды к несчастным животным, должен с радостью совершать ежедневные и приуроченные к особым случаям жертвоприношения, используя те продукты, которые легко доступны по милости Господа.

00:03:11 Комментарий Его Божественной Милости Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: В этом стихе очень важно слово дхармавит, которое означает «тот, кто знает истинный смысл религии». Как объясняется в «Бхагавад-гите» (18.66), законы религии глубже всех понимает тот, кто развил в себе Сознание Кришны (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Человек, поднявшийся на этот уровень, служит Богу, занимаясь арчаной.

00:03:52 Любой, будь то грихастха или санньяси, может иметь небольшие Божества Радхи- Кришны, Ситы-Рамы, Лакшми-Нараяны, Господа Джаганнатхи или Шри Чайтаньи Махапрабху и либо возить Их повсюду с собой, либо, если это возможно, установить Их по всем правилам и поклоняться этим Божествам, ежедневно предлагая Им блюда, приготовленные на топленом масле, а затем поднося освященную пищу (прасад) предкам, полубогам и другим живым существам.

00:04:37 Во всех центрах Движения Сознания Кришны принято поклоняться Божествам: Им подносят пищу и потом раздают её лучшим брахманам, вайшнавам и обыкновенным людям. Такие ягьи приносят всем полное удовлетворение.
Каждый день участники нашего Движения занимаются этой духовной деятельностью, которая полностью исключает убийство животных.
Поэтому тот, кто действительно сведущ в законах религии и не питает вражды к несчастным животным, должен с радостью совершать ежедневные и приуроченные к особым случаям жертвоприношения, используя те продукты, которые легко доступны по милости Господа.

00:05:11 (молитва): Ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

00:05:22 шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

00:05:31 ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

00:05:42 джай шри-кршна-чаитанйа прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-врнда

00:05:53 Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

00:06:03 нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

Квалификация: три категории преданных

00:06:38 Итак, Шрила Прабхупада начинает своё пояснение и опять же упоминает квалификацию живого существа и его квалификация выражается в том, что он не испытывает никакого враждебного чувства к другим живым существам.
В шастрах говорится, что вайшнав никого не считает своим врагом. Обычно вайшнава считают своим врагом, но вайшнав никого не считает своим врагом. Мы с вами обсуждали некоторые положения (не все, конечно) самые поверхностные положения квалификации.

00:07:20 Слово «квалификация» на санскрите называется адхикара. Существуют три категории преданных: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Здесь описывается, что одним из признаков квалификации является отсутствие враждебности, неприязни к другим живым существам.
Как Санатана Госвами описывает, что женщины тоже являются живыми существами, мужчины являются живыми существами. Все мы – живые существа, дживы. Нельзя испытывать враждебность ни к кому.

00:08:13 Мы видим, Шрила Прабхупада описывает в Шримад Бхагаватам, что особо склонны сражаться между собой, ругаться постоянно – каништха-адхикари. Почему? У них недостаточно квалификации. Что такое «квалификация»? Это глубокое понимание законов религии. И здесь Прабхупада в самом первом предложении говорит об этом слове дхармавит, в этом стихе это очень важное слово дхармавит, которое означает «тот, кто знает истинный смысл религии». Знание истинного смысла религии.

00:08:57 Кришна говорит: «Тому, кто преданно служит Мне, Я даю понимание. Благодаря пониманию он обретает знание». Итак, тот, кто знает истинный смысл религии. Знание истинного смысла религии приходит через преданное служение. Прабхупада далее продолжает писать, что только преданные могут постигнуть истинный смысл религиозных принципов. Непреданные не понимают истинного смысла, они знают лишь части, но истина им не известна.

00:09:31 В этом случае, Санатана Госвами приводит пример пяти слепцов, которые пытаются наощупь рассказать как выглядит слон, ощупывая какую-то одну часть. Ни один из них не может дать правильного понимания что же такое слон: как он выглядит, что это вообще такое, слон? Потому что один хвостик ощупывает, другой ухо, третий ногу, четвёртый хобот.
И вроде бы нельзя сказать, что они не правы, и, в тоже время, ни один из них даже близко не приблизился к тому, что такое слон. Даже близко. Потому что слон не похож на змею, не похож на верёвочку, не похож на какой пальмовый лист и не похож ни на какую колонну. Слон он и есть слон. Так же и мы видим, что у некоторых людей есть разное представление о том, о чем пишут шастры. Они что-то ощупывают …

Оптимисты, пессимисты и реалисты

00:10:36 Что значит слепцы? Они не имеют глаз знания. В шастрах говорится, что тот, кто имеет правильное видение или тот, чьи глаза умащены преданностью Господу, может видеть всё в истинном свете. Поэтому говорится, что только преданный, он реалист.

00:10:57 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда это подчеркивал в своей проповеди, что преданный отличается самым важным качеством: только преданный является реалистом. Он говорит: «Преданные – реалисты. Все остальные относятся к пессимистам и оптимистам. Одни желаемое за действительное выдают, хотят, как лучше. Другие – всё плохо говорят, всё бесполезно».

00:11:33 Итак, существует эти три категории восприятия, как мы говорили, квалификации. У каништхи у них - всё плохо, у мадхьям всё хорошо, а у уттам – всё как есть. Поэтому Шрила Прабхупада описывает «Бхагават гита как она есть».
По этим вещам можно различать квалификацию преданного. В Шримад Бхагаватам это описывается, особенно в Одиннадцатой Песне, что вы даже старшего преданного можете увидеть таким образом: кто реалист, кто оптимист, а кто пессимист.

00:12:15 Поэтому говориться что только преданный пребывает в знании поэтому он говорит так как есть. Оптимист всегда боится, что кто-то разочарует, поэтому всё оптимистично представляет. Он беспокоится, что кто-то разочаруется. Есть беспокойства.
Пессимист думает, что всех обманывают, всех эксплуатируют и тд. Это в основном каништхи, они себя так ведут: тот неправ, этот неправ. они склонны сражаться, делать политику. Каништхи – это первая стадия, новички, но новичками можно остаться навсегда.
Почему? Потому что человек не поднимается до гуны благости. Мы с вами говорили об этом, что гуна благости не определяется мягкой речью, какими-то плавными жестами, лексиконом. Нет.

Гуна благости определяется знанием

00:13:11 Гуна благости определяется знанием. И если мы видим, что кшатрия обладает знанием, то мы должны принято то, что кшатрия находится под влиянием гуны благости. То есть его сознание, мотивация, умонастроение и цели – в гуне благости. Но его тело, его гуна карма может находится в какой гуне? Кшатрии? В гуне страсти, несомненно.
Поэтому мы иногда сбиты с толоку: почему иногда великие цари были парамахамсами? Почему Арджуна, Бхима, Накула, Сахадева, Юдхиштхира были хамсами. Они не просто были брахманами, они находились в гуне благости.
Они были кшатриями по варне, то есть по своей материальной природе, но по своему духовному положению они были выше брахманов. Они были хамсы и не просто хамсы – парамахамсы. То есть вайшнавы.

00:14:20 Итак, мы видим, как каништхи, сбитые с толку неправильным или неглубоким пониманием положения гуны благости, пытаются говорить мягким голосом, изучают языки, санскрит, что-то ещё. Изучают что-такое внешнее: они пытаются в теле развить гуну благости, но не понимают истинного положения гуны благости.
В Третьей Песне Шримад Бхагаватам Капила Муни объясняет положение гуны благости для преданных своей матери Девахути: «Строго следуй всем правилам и предписаниям без желания наслаждаться плодами этой деятельности и лишь с единственным желанием скорейшего очищения – такое преданное служение протекает в гуне благости».

00:15:06 Таким образом, Капила Муни подчеркнул, что гуна благости является нежеланием получать плоды от этой деятельности для чувственных наслаждений в виде славы, почестей, денег, последователей, каких-то способностей, для здоровья, материального благополучия … Как говорится, дом в Чикаго, много женщин и машин. Нет.
Человек хочет очиститься. От чего же он хочет очиститься? Человек хочет очиститься … Мы знаем, бхакти-йога еще одним термином называется «анартха-нивритти», деятельность бхакти-йоги. От чего же он хочет очиститься? От всего того, что ему мешает бескорыстно любить и служить Богу. Бескорыстно. То есть, он видит свою корысть.

История о побивании камнями блудницы

00:15:55 Каништха никогда не видит свою корысть, он всегда видит корысть другого. Это особое качество каништхи-адхикари, поэтому они склонны на кого-то жаловаться, на кого-то писать что-такое. Они думают, что они лучше этого человека. Поэтому я имею право бросать в него камни.
Как мы с вами говорили, библейская история о том, как одну женщину-прелюбодейку поймали с другим мужчиной. Она была замужем, муж был достаточно известным человеком.
Люди стали забрасывать её камнями поскольку в их писаниях говорилось о том, что прелюбодейка должна быть побита камнями. И во многих других произведениях, даже в ведической литературе можно найти такое наказание для женщин – побивание камнями. Для людей, находящихся под определенной гуной.

00:16:55 Мы помним, как Христос защищает её и несколько камней естественно попадает в него. Очень удивительное положение: когда мы какого-то человека защищаем, который греховный, то те люди, которые его оскорбляют и пытаются его как-бы похоронить, закопать и поставить памятник скорее, есть какие-то люди, которые начинают его защищать. И эти оскорбления попадают в них, их тоже начинают оскорблять.
Также мы видим в этой истории. Он закрыл собой женщину и много камней в него попало, даже голову ему разбили. Но он не обратил внимание на это. Он говорит: «Почему выделаете это?» И они сказали ему: «Потому, что она – прелюбодейка. Это грех. В Писаниях сказано, что мы должны побить её камнями для её же блага. Почему ты отменяешь закон?».

Разница понимания уттамы и каништхи

00:18:02 Он ответил: «Не пришёл я отменить закон, пришёл исполнить я закон». Помните, всё время он подчёркивает. Они всё время обвиняли его в том, что он пришёл отменить закон, исказить закон. Но он говорит: «Нет, я пришёл его исполнить».
То есть мы сразу видим этот конфликт, антагонизм между человеком, глубоко понимающим фразы писаний и между людьми, которые понимают эти фразы поверхностно. Каништха и уттама. Даже не мадхьяма, а уттама, который спускается до уровня мадхьямы.
Он говорит: «Да, всё правильно, шастры правильно говорят. Нет проблем». Когда говорят: «Камень в сердце» не надо же думать, что если мы разрежем, то увидим там камень. Или «сердце закованное в железо». Представляете: вы открываете, а там сердце и железо, железное сердце. Или кому-то разрезаете, а там «львиное сердце», «бычье сердце» у человека. Нет. Это метафоры. Метафорическое или аллегорическое восприятие.

00:19:15 И поэтому камни и побитие – это просто метафоры писаний. Но люди, находящиеся под влиянием низших гун, несомненно воспринимают их … Писания надо принимать буквально, но только в соответствии с логикой и буквой Писаний. Поэтому те, кто не знают Писания, не изучили смысл санскрита, что за каждой буквой стоит …
Почему Господь Чайтанья стал преподавать санскрит с позиции Сознания Кришны, а не с позиции орфографии или правописания, морфологии какой-то? Нет. Он просто начал преподавать с позиции Сознания Кришны. И Кришна говорит: «Из всех букв Я – буква «А». И дальше существует, каждая буква относится к определенной деятельности, к определенной способности Кришны, к Его обращению. Это – послание.

Кто без греха?

00:20:25 Итак, мы видим, в Библии говорится, что это на самом деле так, но камень может бросить только тот, кто сам без греха. Что это значит? Не тот, кто не совершал грехов, может быть он их и совершал, но он от них очистился. Не то, чтобы он перестал совершать грехи, он избавился, он чист. Он в этой жизни не совершал грехов, а если и совершал – то он от них очистился.
Только такой, то есть чистый человек, может кидаться камнями, отрубать голову, может писать кляузы, звонить кому-то, жаловаться, нападать на кого-то. Иначе любой, кто взял на себя право таким образом действовать, что получает – реакцию. В шастрах говорится: тот, у кого не вызывают отвращения грех и святость, несомненно пребывает в знании.

00:21:35 Итак, здесь говорится, что если в вашем сердце нет этой враждебности, нету этого отвращения из-за того, что кто-то неправильно говорит, неправильно себя ведёт или живёт не так как бы вам хотелось, не так выглядит; если у вас нет этого, если вы видите его связанным с Кришной при любых обстоятельствах материальных, вы несомненно обладаете знанием.
Поэтому Кришна в Бхагавад-гите говорит: «Смиренный мудрец одними глазами смотрит на корову, слона, брахмана, собаку, собакоеда, видя их единую сущность». Значит как он к ним относится? Брахман и слон, собака, собакоед.
Если он видит, что они все едины в своем истинном положении? Как он может к ним относиться? Убить собаку, но пожалеть брахмана? Или убить слона и поклоняться корове? Или почитать очень сильно брахмана и (ненавидеть) собакоеда. Разве это человек знания?

Квалификация уттамы-адхикари

00:22:44 Прабхупада пишет: «Те, чьё сердце исполнилось знанием, они ко всем относятся как к частичкам Бога». Говорится, что уттама испытывает сильную беспримесную любовь к Верховной Личности Бога и ко всему Его творению. Он к природе так относится и ко всем живым существам, которые разделена на два класса: движимые и неподвижные.
Он также их видит связанными с Кришной. А поскольку любит Бога, а это связанно с Богом, как он относится к природе, к земле, воде, к деревьям, насекомым, мухам там, к кому угодно, к змеям, скорпионам (как бы они не нравились нам, чтобы они не делали), он к ним относится точно также как к Богу. Потому что это – частички того, кого он любит.

00:23:38 Как вы помните, как мать, она говорит: «Ой, мой пальчик» и целует ребёнку пальчик потому, что этот пальчик частичка кого? – Ребёнка. Она целует его ноги: «Ой, пяточки мои». Пятка это не ребёнок, но пятка у ребёнка.
Так и уттама-адхикари. Когда он поднимается до любви к Богу, всё, что связано … а поскольку всё связано с Господом, то он всё любит. Любит всё видя эту связь, единую природу которая связана с Богом.

Политические марионетки

00:24:15 Когда мы неквалифицированы - мы так действуем. И в основном, именно таких людей используют ради политических целей. Поэтому таких людей заставляют что-то сообщать, заставляют, извиняюсь за выражение, стучать, доносить.
И люди, особенно в России, лишённые каких-либо моральных качеств, поскольку (они) в основном шудры … буржуазия была вся истреблена. Вайшьи, вайшьевская прослойка, кулачество и тд., все эти предпринимательства, что в сельском хозяйстве, что в какой-либо другой деятельности, были все уничтожены и все были репрессированы.

00:24:58 Кто остался, кто смог выжить в такой ситуации? Только в основном подонки. В такой ситуации могли выжить в основном либо подонки либо люди, находящиеся на самой низшей ступени сознания. Оболваненные. То есть лишенные понимания, лишенные знания и тд.
И поэтому введены были специальные виды образования, которые не давали никакой нравственности, никакого понятия о порядочности. Поэтому получали диплом и думали, что мы …

00:25:34 Как в анекдоте. Две деревенские девочки поступили в университет на первый курс, получили эти талончики. И одна к другой поворачивается и говорит: «Ну чё, Нюрка, мы теперь с тобой интеллигенция!» - «Чаво?» - «Интеллигенция, дура, чаво».
То есть у людей сложилось впечатление, что если они имеют образование, то они – порядочные, интеллигентные. Это как раз они говорят, что они брахманичные и тд.
И поскольку нам было это внушено, то есть это под влиянием это … то есть были созданы определенные ценности … люди начали думать: «У меня есть образование, а у него нет образования. Как он может быть ровня мне? Тем более меня превышать».

00:26:25 Поэтому они говорили: «Да кто она такая, старушка эта? Богу она молиться. Да она ни читать ни писать не умеет. Вот для кого Бог-то: для тех, кто не умеет читать и писать. Кто не знает теорию Дарвина, кто не знает теорию Гегеля, кто вообще не понимает что такое корпускулярное распространение света, волновое корпускулярное распространение света. А они не знают.
Как они могут быть лучше нас или ровня нам?» Но они были не только лучшие многие такие люди, которые не умели читать и писать, они считали всех этих ученых – простолюдинами.

Простолюдины

00:27:03 Я вам рассказывал, как у меня прабабушка, бабушка она была. Она говорила: «Никогда не общайся с простолюдинами. Это очень серьезная проблема нашего общества. Не принимай их авторитет, это - простолюдины». А она тоже была не образована.
Я говорю: «Как простолюдины?». Она говорит: «Вот эти вот все такие, такие - простолюдины». Она сразу определяла, человек разговаривал с ней и она говорила: «Это - простолюдин». – «Как, он же кандидат наук?» Мне тоже было это вдолблено: кандидат наук – он культурный человек.

00:27:39 Мы следили … для нас культура была – это лексикон, мягкая речь, мирской эстетический этикет. Знаете, что такое «эстетика»? Эстетично или неэстетично, то есть внешне это как будет выглядеть.
У вас полный рот золотых зубов или вдалеке там чуть-чуть проблёскивает? И вам скажет там какой-нибудь стоматолог: «Ну это не очень эстетично, когда всё. Вы немножко как цыган или как торговец пивом в ларьке». У них всегда золотые зубы.

00:28:20 То есть такой перебор, как смеются иногда, говорят, что русские женщины всегда в Америке ходят в самых дорогих вещах. «Что же я как дура буду по пляжу ходить в шубе? Потому что шуба есть – её надо нацепить. То есть «ложный престиж», Прабхупада говорит. Ложный престиж – это всегда отсутствие культуры. Это как раз признаки простолюдства.
И люди, сбитые с толку тем, что такое культура, что культура как раз религия: «Не укради, не убей, не лжесвидетельствуй, не прелюбодейничай. Возлюби отца, возлюби мать». Понимаете, это и есть культура. Это и есть то, что делает человека человеком. То есть делает его частицей Бога – тем, кто он и есть.
Что же делают эти люди образованные? Они подобны тому пандиту, который говорит: «А вдруг бык остановится и будет так головой трясти?» И этот мельник говорит: «Да что вы, он же не пандит. Он даже не додумается так обманывать». Он даже не додумается так, он не пандит.

Низкая платформа сознания

00:29:40 Итак мы видим, как люди, не постигшие глубоко смысл, находящиеся на очень низкой платформе сознания, чистоты именно сознания … Когда мы говорим «низкая платформа» имеется ввиду что? Это означает «под влиянием низших гун», «более осквернён ещё», «ещё не чист». Он склонен естественно … Поскольку в его сердце культивируется враждебность к любому, кто не удовлетворяет его чувства (грубые и тонкие) … естественно такой человек испытывает неприязнь к тому, что ему не нравится.
Если ему не нравятся какие-то звуки – он испытывает к ним неприязнь; если ему нравятся какие-то звуки – он испытывает к ним симпатию. Он весь состоит из симпатий и антипатий. Здесь меня понимают – здесь лучше, а там меня не понимают, значит там хуже. Видите, это какой признак? Здесь меня понимают, значит здесь лучше. А здесь меня не понимают …

00:30:35 Он не скажет: «Здесь понимают лучше Кришну. Здесь лучше понимают GBC, здесь лучше понимают гуру поэтому там лучше». Нет. Он будет искать где его понимают: там лучше, там слаще, там сытнее, там продвинутее потому что там МНЕ лучше. Поэтому значит это место какое? – Продвинутое.
Это – каништха. Поэтому каништхи склонны совершать политику, они занимаются … они не имеют ещё никаких понятий о морали и нравственности. Для них мораль и нравственность – это поведение тела, тембр голоса, определенные пластичные движения. «Дасс, извинитессс». Но это не в коем случае не определённые чувства.

00:31:25 В шастрах говорится: лицемерие, враждебность, неприязнь, отвращение, желание искать несовершенства в других, цинизм. «Ну как там может быть лучше, ха-ха. Ну-ну». Ничего плохого не сказал. Или что-то слушая «Хмм» (ухмылка) – вообще ничего не сказал, но с лицом таким.
Можно по-разному проявлять этот цинизм, по-разному можно относиться оскорбительно. Люди этого не замечают. Они не квалифицированы поскольку они глубоко не понимают природу действий, поведения, умонастроения.

История о трёх сыновьях

00:32:14 Как мы с вами говорили о той истории, когда отец послал трёх сыновей поле вспахать. И пришёл старший сын и такой он всё правильно, по этикету: тилака ровная, дхоти, всё, красиво носил чадар, правильные бусы, отличная садхана, принципы идеальные, шлоки.
«Что отец? Да только по твоей милости. Ты спустился с Вайкунтх» и тд. «Искренне желающий быть твоим сыном». И сказал отец: «Ох, какой классный! К утру надо бы вспахать поле». Встал отец утром – не было вспахано поле.

00:33:06 Тогда позвал он сына среднего. Средний сын пришёл, что-то неправильно сделал, но всё точно также: «О! Только по твоей милости …» и тд. Но поле опять не было вспахано.
Позвал отец младшего даже не надеясь, что он что-нибудь сделает. Ну, если эти все такие все в этикете. Позвал он младшего. Долго не приходил. Потом появился, чешется стоит. Не поклонился, ни чего. «Что надо-то?» - «Поле надо бы вспахать». – «А чего я? Нет, нет, нет». И встал отец утром и было вспахано поле. Кто сын у своего отца?

Фанатизм и сентиментализм каништхи

00:34:09 Поэтому мы можем глубоко не понимать этих вещей, можем не понять положение каких-то личностей поскольку мы когда каништхи, мы всё воспринимает как? Внешне, на чувствах.
Прабхупада описывает в Бхагавад-гите: «Они – махатмы лишь в глазах своей глупой и неискушенной публики». То есть, для них махатма это тот, кто … прямо по фотографии они определяют, что это – махатма. По пальцам, по глазам, по тембру голоса, по ушам. У этого уши как у осла, у этого уши как у коровы, что говорит о … они физиогномику изучают … то-сё, пятое-десятое.

00:34:52 Но говорится, что смотреть на вайшнава с позиции его тела, его культуры, мирского образования и тд, его лексикона, болезни, уродства, его биографии и всё остальное … Существует какое понятие Вишванатха Чакраварти Тхакур дал – [неразбочиво]. Это оскорбление. И возвышенные личности, которых мы считаем возвышенными, могут находится также на платформе каништха-адхикари.
Это не миф, это не выдумки, это не является не истиной. Шрила Прабхупада говорит: «Да». Но если каништха имеет очень важное качество – он послушен, он идеально послушен – он может совершать трансцендентную деятельность. Но если он непослушен, то он становится источником беспокойств как для себя так для окружающих.

00:36:04 Шрила Прабхупада в Шримад Бхагаватам описывает: «Многие мои ученики принимают саньясу из сентиментальности». Вот что такое сентиментальность – то есть, находясь на уровне чувств и думая, что теперь они какие-то другие, если у них данда и [неразборчиво] – они стали другими. Это дало им больше прав, больше почета, больше каких-то мистических … Они думают, что они теперь мистически связаны как-то там.
И Прабхупада пишет: «Многие мои ученики принимают саньясу из сентиментальности. Поэтому не удивительно, что в будущем они будут падать». Прабхупада прямо описал это, это уже переведено на русский язык, в Бхагаватам почитайте это. Послушайте лекции Шрилы Прабхупады.

00:36:57 Это не удивительно, а мы все удивляемся. Почему? Потому что мы не знаем книг Шрилы Прабхупады, мы не слушаем его лекции. Потому что современные лекции все построены наоборот на том, что никто не падает. Они пропитаны оптимизмом, а не реализмом.
И когда вы говорите реальные вещи: оптимисты вас называют пессимистом, а пессимисты реалистов кем называют? - Фанатиком. «Это фанатик!» А первые говорят: «Он просто всё испортил своей реальностью».

О честности и правдивости

00:37:46 Итак, глубокое понимание принципов религии … Как люди иногда думают: «Если я мясо не кушаю, значит я – милосердный; если я не играю в азартные игры и не занимаюсь денежными махинациями, значит я – правдивый». Нет, честность и правдивость – это разные вещи. Честность – это вещь относительная (смеется).
«Скажи честно, твой папка – кулак?» И Павлик Морозов сказал: «Кулак» (смеется). Но ему сначала объяснили: кто такой кулак. Он был честным.

00:38:27 Брахман, саньяси, которому руку отрубили. Выскочил мясник, а брахман гаятри стоял читал в реке. И корова в кусты забежала за которой мясник гнался. И мясник сказал: «Скажи честно, корова в кустах?» Брахман подумал: «Я же – олицетворение правды и честности. Если я скажу …» Вы помните, ему отрубили руку, которой он показывал, где корова.
Итак, человек, который не постиг глубоко эти вещи … А что означает «глубоко»? Это означает «человек, не обладающий достаточной чистотой». Какой чистотой: внешней или внутренней? Внутренней.

00:39:30 Поэтому мы видим, что даже старшие преданные могут чинить козни, испытывать неприязнь к кому-то, какой-то политикой заниматься и тд. Это четко указывает на то, что пока это положение лишь внешнее. Это ещё не является внутренним положением. Мы очень много внешне прощаем друг друга, внешне извиняемся …
Как Кришна говорит: «Одним лишь прекращением греховной деятельности нельзя избавиться от последствий греховной деятельности». Мы говорим правду. О ком?

00:40:05 Вот смотрите, классический пример каништхи. Ему говорят: «Ну скажи правду о нём, все боятся о нём сказать правду». И он думает: «А я не боюсь о нём сказать правду». И говорит.
И кому-то это на руку. Он говорит: «Молодец!». Его похвалят. Но когда мы с позиции нравственности смотрим: «В доме этого человека ты кушаешь его хлеб, он о тебе заботиться. Знаешь, почему эти люди у тебя спросили правду о нём сказать? Почему ты сказал правду только о его недостатках, но не сказал правду о его плюсах?» А он (каништха) не способен был даже увидеть его плюсы.

00:40:49 Он сделал это не специально, просто он не способен видеть его лучшей стороны. Потому что если бы он был способен видеть его лучшую сторону, он вряд ли бы что-либо ляпнул даже про его недостатки. Потому что лучшая его сторона могла всё это сделать незначительным. Таковы каништхи.
Потому их легко использовать в своих политических … таким корыстным людям. Потому что такие личности, они вроде бы искренни, но они неквалифицированы. Они в лучшем случае увидят только недостатки.

00:41:27 А если их ещё нашпиговать, поскольку они всё внешне принимают, мягко подойти, мягко поговорить: «Ты такой разумный, да ты такой …». Позаботиться о них, ложно, проявить к ним ложную заботу о них – они прямо будут вас считать своим благодетелем и ради вас своим черным глазом всё оценят. Это – каништхи.
Поэтому мы видим, когда общество в основном состоит из каништх, естественно очень сложно с ним: все сражаются, друг другу что-то не прощают, постоянные конфликты. Потому что в сердце – грязь.

Правдивость в гуне невежества

00:42:05 Что же такое «правдивость»? Правдивость – это говорить абсолютную истину. Прабхупада говорит: «Но самым низшим признаком правдивости является то, когда вы говорите правду о ком? – Осебе». Вы говорите правду о себе. Вот что такое смелый человек: вы говорите правду о себе. Вы открыты, вы открываетесь.
В шастрах описывается, что правдивость в гуне невежества, это когда вы говорите ту правду, которая отвратительна, но вы ей как-бы пытаетесь разрушить что-то такой правдой. Она – правда, но в данной ситуации такая правда послужит причиной разрушения.

00:42:55 Простой пример. Есть такое понятие «тайна усыновления и удочерения». Во многих более прогрессивных странах если кто-нибудь это раскрывает, то его сажают в тюрьму или дадут такой штраф, что он уже никогда правду говорить не будет. Это правда, то что он сказал?
Но что происходит с ребёнком, что происходит с этими отношениями? Разрушение. И как правило люди говорят такую правду на благо или уже заведомо хотят нагадить. Да, они говорят правду.

00:43:35 Смотрите, человек, не обладающий нравственным потенциалом, он будет что он прямо благо … Почему и говорят: «Доброжелатели. У вас очень много доброжелателей».
Что имеется ввиду? Они будут о вас правду, но они будут говорить эту правду так и тогда … Она будет идеальная правда – вы сами будете слушать и говорить: «Ну правда, это факт», но цель всего этого будет какая? Помочь вам или поддержать вас или вас уничтожить? Уничтожить вас. Это и называется правдивость в гуне невежества.

Правдивость в гуне страсти

00:44:20 Правдивость в гуне страсти – это говорить полуправду или говорить правду тогда, когда она выгодна нам. Когда выгодно – такой правдивый, когда не выгодно – забыл, не видел, не знаю, не числился, не состоял. Или говорить правду о ком? О других.
В гуне страсти человек очень сильно боится говорить правду о себе. Если он и говорит правду о себе, он должен 100% знать, что вы эту информацию не скажете на лекции, потом не будет цикл лекций по вашей правде, не будут знать …
Как помните Мюллер говорил: «Что знают двое – знает и свинья». То есть вы никому эту правду не расскажите. Такая правдивость в гуне страсти. Почему? Потому что человек скрывает истинное положение вещей.

Правдивость в гуне благости

00:45:30 Правдивость в гуне благости никогда не направлена на разрушение, она не направлена на то, чтобы какую-то выгоду с этой правды получить или наоборот показаться кому-то таким лучшим. Она всегда открыта и направлена на избавление от недостатков кого? – Себя.
И поэтому люди не могут сказать правду. Они приходят на даршаны, на что-то ещё и говорят правду. И опытные квалифицированные люди понимают, что перед ними – каништха.

00:46:05 Мы видим как Бхактивинода … Вы видели стихи Бхактивинода Тхакура, песни. Он говорит: «Вот у одного брахмана вожделение. День и ночь он сжигаем похотью и завистью. Я заглянул в его сердце и не нашёл там ничего хорошего. Вот падла! О, Господь, спаси его».
Или Нароттама дас Тхакур поёт: «Был у меня друг, Чандра Бхавана и он был таким скупцом всегда. Он сознательно пил яд, служа порочным и греховным людям. Он никогда, сволочь, не поклонялся Радхе и Кришне. И ещё при этом этот недостойный слуга пел санкиртану Святого Имени. Сообщаю вам, довожу до вашего сведения – осторожно с ним».

00:47:10 Нет, мы не видим в литературе, чтобы эти каништхи … иногда они упоминаются, но лишь как высмеивание, как показание их грязи и оскорбительного настроения или их так называемой «глупой невинности». Просто невинные люди всегда склонны чего? Поэтому они должны получать образование и какое образование? Несомненно.
Поэтому говорится, что Бхагавад-гита – это одно из высочайших нравственных произведений. Прабхупада говорит, что безнравственность и вайшнавизм это две вещи вообще не совместимые.

Скрытое положение вайшнава

00:47:54 Вайшнавы всегда очень благородны, но их благородность не мирская. Мы говорим: «Аха, точно у них не мирская. Поэтому это и не мирская благородность была – всех вас сдать». Это с вашей позиции я – стукач, а с позиции Сознания Кришны, я совершил великую ягью, рассказав правду о вас. Нет.
Люди всегда сбиты с толку: никто не даёт почти семинаров таких, никто не даёт таких лекций. Поэтому многие остаются в одиночестве потому, что понимают.
Как один духовный учитель пишет: «Мне пришлось тайком слушать лекции Гоура Говинды Свами потому что если бы мои браться в Боге узнали, я бы получил бы проблемы, но теперь я вам раскрываю». Один преданный пишет.

00:48:56 Поэтому Кришна может скрывать чьё-то положение. Скрывать от кого? – От нас. От кого-то Он не скрывает, а от кого-то скрывает. Кришна говорит: «Зачем я буду давать? Он не служит мне преданно, он не понимает, что такое «самоосознание», «самореализация».
Также и мы: то пытаемся детей поднять на высокий уровень, то жён пытаемся поднять на высокий уровень, то жёны нас пытаются. Но никто не пытается поднять на высокий уровень себя. Никто не говорит правду о себе, никто не следует по стопам ачарьев.

00:49:40 Бхактивинод говорит: «Я заглянул в своё сердце и не нашёл там ничего хорошего. Я радуюсь, когда у кого-то проблемы и грущу, когда вижу чей-то успех». Зависть. Первое, что он увидел – зависть. Я хочу критиковать тех, кто успешен. Это зависть выражается в том, что я начинаю искать недостатки в тех, кто явно лучше меня. Как вы думаете, это что – вайшнавизм?
При этом люди цитируют санскрит, ещё чего-то там делают. Люди, опирающиеся на слух … В шастрах описано: тот, кто принимает непосредственно от человека, который был свидетелем этого или человек, который был свидетелем этого и рассказал другому, тот передал вам – несомненно становится жертвой праджалпы, сплетен и, слушая всё это, становится жертвой оскорблений. Даже если второе или третье лицо события передало полностью точно, но оно придало этому событию свои собственные толкования.

00:51:10 Знаете раньше, в культурном обществе, человек что-то делал – никто не торопился. Приходили и говорили: «Объяснитесь пожалуйста». То есть дайте комментарий к своему поступку. И человек объяснялся и ему говорили: «Всё, теперь ваш поступок не вызывает у нас проблем. Мы поняли, спасибо».
Или «Объяснитесь» - «Нет» - «Это подлость, гадость, это неправильно. Прошу вас, извинитесь». Тот «а-а-а». Ему перчатку тогда. «Пожалуйста».
Мы можем думать: «А, это всё ерунда». Но Прабхупада говорит: «Арджуна был лучшим из людей». Он не называет его «лучшим из Богов», он говорит «лучший из людей». Он не испытывал этого чувства неприязни.

История об Юдхиштхире и Дурьодхане

00:52:15 Юдхиштхира Махарадж, когда Кришна сказал ему: «Иди, найди того, кто был бы равен тебе». И Дурьодхане также сказал. Они ушли. Юдхиштхира вернулся и сказал: «Я никого не нашёл, кто был бы равен мне». Дурьодхана сказал: «Я никого не нашёл, кто был бы равен мне».
Кришна спросил Дурьодхану: «Что, все лучше тебя?». Дурьодхана расхохотался: «Ты что! Дураки кругом. Я их должен спасать. Я же вижу, какие они все балбесы. Без меня они пропадут». Кришна такой: «О! Круто».

00:52:53 Тогда Кришна спросил Юдхиштхиру: «А ты, Юдхиштхира?». Он сказал: «Я тоже не нашёл, кто был бы равен мне» - «А что, все лучше?» - «О, ты шутишь. Кого-бы я не повстречал, он превосходил меня. Как я могу быть их царём?».
И Кришна сказал: «Я считаю, что ты – Юдхиштхира должен заботиться об этих людях, но не ты Дурьодхана». Дурьодхана такой: «О!».
Что он мог понять за три дня? Пребывания в нашем регионе (смех). Что он мог понять за один день, за один час? Но достаточно этих фраз, чтобы понять: кто человек. Насколько он считает причиной всех своих проблем …

00:53:43 Когда Брахма говорит: «Если что-то не так в вашей жизни, если вас кто-то критикует и что-то с вами там происходит … вообще всё не так – ищите причину в себе». Поэтому квалифицированная личность просто общаясь с кем-то уже понимает: «А, ну понятно. Направо, налево, оставайся здесь».
Всё так легко и просто, а мы думаем: «Он же не проник в нашу биографию, он не знал нашу бабушку, дедушку». И Прбхупада говорит, что это так просто для квалифицированной личности. Умное лицо и всё остальное ещё ни о чём не говорит. Как только он откроет рот, Прабхупада говорит, сразу становится понятно: кто перед вами.

Эксплуатация невежд

00:54:30 И такие люди … Что значит эксплуатируют? Вот как государство ради власти, какие-то личности эксплуатировали вот таких невинных, глупых, опустившихся. И всё государство превратилось в доносчиков.
Поэтому люди уезжали, диссиденство появилось. Жить в таком обществе, где доносят друг на друга, не любят, а доносят. Каждый живёт доносом на другого. [джӣво джӣвасйа джӣванам]. Это ужасно.

00:55:17 Люди, которые испытывают такую неприязнь друг к другу и что-то вместе делают. И можно создать такую систему и её что делать? – Поощрять. Делать из этих людей героев.
И люди, которые на самом деле не имеют чистоты определенной, они даже не разберутся: что происходит. И опять примут внешне всё и подумают, что это правильно, это нравственно. Иначе за что бы ему дали орден? Иначе за что бы его прославляли?

00:56:03 Итак мы можем написать о недостатках другого человека и опубликовать это. Но когда-нибудь кто-либо из вас опубликовал или где-нибудь в присутствии всех личностей рассказал о своих недостатках? И когда кто-нибудь оценил это?
Кто-нибудь хоть раз увидел, что этот преданный так продвинут, что он так открыто объявил о своих недостатках. А я всегда их скрываю, день и ночь от всех. И его ещё за это критикуют, высмеивают. Мы можем не задуматься об этом. Поэтому испытываем неприязнь к этим людям, называем их дураками, какими-то падшими, греховными.

Не оскорблять падших

00:57:03 Санатана Госвами говорит, что ни в коем случае нельзя оскорблять кого? Падших. Вайшнавский этикет. То есть, нельзя питать ненависть, неприязнь даже к кому? – К падшим. Он говорит, что это естественное состояние и поведение чистого преданного.
Как можно узнать, что мы далеки от чистого преданного служения? Что мы испытываем к падшим? Мы везде трезвоним: «Он пал!». Мы с таким вкусом разговариваем, рассказываем кому-то о чьих-то проблемах и тд, но при этом умалчиваем о чьих? – О своих. Потому что их для многих даже нету.

00:57:53 Как мне один преданный сказал: «Вы знаете, у меня зависти-то нет». Потом он сказал: «Есть у меня проблема – вот это зависть, а в остальном у меня всё хорошо».
То есть мы каждый раз будем натыкаться на неквалифицированное представление. И суть не в том, что это плохо испытывать неприязнь, просто мы должны помогать такому человеку понимать. И порой лучшей помощью бывает вкушать прасад.

О прасаде

00:58:30 Прабхупада говорит: «Эти люди не принимают Движение Сознания Кришны и только с этой целью Господь Чайтанья стал распространять трансцедентальный прасад». То есть стал распространять пищу предложенную Господу.
Потому что эти люди не обладают определенной чистотой. Цель была не в том, чтобы голод устранить. Потому что это благотворительная деятельность, но не трансцедентальная. Поэтому высшей благотворительностью назван прасад. Потому что люди эти книги открывают и эта чушь для них.

00:59:12 Но когда входит прасад, создаётся благочестие, необходимое для понимания каких-то истин даже в традициях собственного народа, собственной семьи. То есть человек кушает прасад и вдруг думает: «А что же я для отца сделал? Вот он был у меня всю жизнь пьяница, а почему я его всё время за это критиковал? У меня тоже есть недостатки». В нем было столько всего … Человек ел прасад и вдруг изменил отношение к отцу, к матери.
Речь не идёт о каких-то трансцедентальных вещах. Потому что первая ступень очищения: человек вдруг начал задумываться о себе, о другом; стал взвешивать, стал видеть, что он-то во многих вещах благороднее.
Я-то трезвенник и всегда был доносчиком, а он – пьяница, но никогда ни на кого не донёс. Какие-то понимания, потому что эта нравственность, она внутри нас всегда присутствует, но она осквернена.

01:00:15 Этот человек – подкаблучник. Ради женщины, наверное, готов Родину родную продать, испортить дружбу, хорошие взаимоотношения, что-угодно. А этот человек, может быть у него есть недостатки, но он дружбу ставит выше всего и ценит. Никогда за спиной не будет критиковать своего друга или какие-то гадости о нём говорить. Люди не говорят об этом, они не различают, что это непорядочно, подло и безнравственно, это ниже вашего достоинства.
Что же такое «гордость»? – Со мной так нельзя. Что такое «достоинство»? – Я никогда так низко не сделаю. Люди даже не понимают разницу между гордостью и чувством собственного достоинства. Достойная личность скажет: «Я никогда так низко не поступлю». А гордый: «Со мной так нельзя! Кто ты такой?» Разные люди.

Волны мирского бытия

01:01:25 Здесь говорится, что только тот, кто глубоко постиг шастры … то есть глубина нужна, чистота. Кришна говорит: «Тот, кто преданно служит мне тому я даю понимание. Благодаря пониманию он приобретает знание, а благодаря знанию он глубоко постигает суть». Суть проявляется благодаря знанию. Он успешно решает все материальные проблемы. Что это означает?
Когда его критикуют, это не бывает для него проблемой, он не разочаровывается. А когда его прославляют, он не гордится. Когда он болеет, он не прекращает исполнять своих обязанностей и когда он здоров, он не бежит скорее использовать это здоровье для чувственных наслаждений.
Когда он беден он не страдает и когда приходит богатство он не стремится наслаждаться. Он успешно преодолевает волны мирского бытия.

01:02:31 Прабхупада говорит: «Волны мирского бытия состоят из трех видов реакций: [адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика]». То есть человек свободно проходит через реакции, успешно преодолевает волны мирского бытия.
То есть эти реакции … на тебя будут всякие напасти: тебя будут критиковать, бить, приколачивать, плевать в тебя; ты будешь болеть, у тебя будут всякие сомнения что-то, а ты оставайся в радости и в горе, в счастье и в несчастье, в славе и в бесчестии, в жаре и в холоде, в богатстве и в нищете – оставайся невозмутимым, [дхира].

01:03:19 Он (Кришна) говорит: «Такой преданный очень дорог Мне. Я всегда позабочусь о предавшейся Мне душе». Он говорит, что он не склонен искать несовершенства в других. Таким образом, желание искать и говорить о несовершенствах других, а не желание искать несовершенства в себе, увидеть их и избавиться от них …
Поэтому Нарада Муни говорит: «Процесс бхакти-йоги называется [анартханиврити]». Чьи вы анартхи очищаете? Конечно (неразборчиво). Нет речи даже. Дриштадьюмны. Братские будут очищать Дриштадьюмнины анартхи, московские и иркутские Лакшми Нараяны будут очищать. Нет. Мы начинаем с себя.

Жить по нравственному закону

01:04:20 Мы говорим: «Ну, по крайней мере, я этого не делаю». Но мы с вами говорили, иногда люди чтобы не переступить закон нравственности или закон Бога идут и собирают падаль, едят падаль, сидят на паперти собирая милостыню, шарятся по помойкам и сдают всякое вторсырьё чтобы не красть, не убивать, не лжесвидетельствовать, альфонсами не становиться и тд. Потому что они достойны, они не могут до такой гадости.
А альфонсы не сидят на паперти, не собирают бутылки, живут хорошо и считают тех (тьфу). А те просто себе такого не могут позволить. Есть такие люди, которые лучше пойдут с чашей подаяния по всему миру, чем переступят какое-то нравственное положение.

01:05:29 Вы знаете, многие люди живут лжесвидетельствованием, отношения строят. Таким образом действуют. Клеветники, лжесвидетели, наёмные убийцы, наёмные критики, наёмные журналисты, наёмные проповедники.
Просто это лишь дело техники – как их на это подтолкнуть, а они уж сделают. Природа такова. Дайте им ружьё – они стрельнут.

О Ямарадже махаджане

01:06:06 Итак, это очень важный момент, когда мы стараемся глубоко проникнуть в смысл того, что говорится. Имею ли я право? Я ли ему судья?
Почему как выдумаете, Ямараджа судья? Почему он наказывает, всё остальное … Почему вы думаете? Он – чист, он ни к какому живому существу не испытывает чувства неприязни и враждебности. Более того, Ямараджа всегда лишь беспокоится о благе потому что он – чист. Поэтому он имеет право судить, имеет право наказывать от имени Бога.

01:07:04 Потому что махаджаны - личности с высочайшей нравственностью. Если в нём что-то не так, он откажется от должности, откажется от этого положения. Он скажет: «Как? У меня у самого …». И он рассказывает даже тем, кто его ставит: «У меня столько всего …». А они: «Нет, ничего».
Тогда он говорит: «Смотрите, я от вашего имени только могу это делать. Я не могу делать это от своего имени потому что я хуже их. Как я могу судить об этом человеке, это же грех, я же оскорбления совершаю, а вы меня на это толкаете, вы это поощряете».

01:07:44 Во-первых, вы сами ничего не знаете, на слухах сформировали своё мнение и другие это сделали. Это уже оскорбительно. И мы помните с вами читали это всё. Говорится, что распространять сплетни, слушать сплетни, даже если они 100% отражают факт, является одной из форм праджалпы и апарадх.
Потому что вы не знаете, что человека побудило, каковы мотивы? Что, почему он так поступил? И так факт, обрастает … Сплетни что делают: берут какой-то факт иногда и придают ему свои комментарии. Как берут иногда Бхагавад-гиту и комментируют. Христиане берут текст их Бхагавад-гиты – «Убей их всех и ты принесёшь им благо» - и дают комментарии. Тем самым что делают?
Это факт, что такой стих есть? Говорит так Кришна? Только так действуют негодяи: он берут из ваших лекций что-то, берут из вашего поведения что-то и придают этому свой комментарий. Вы так можете действовать, брать что-то из чьих-то слов, придавать свой комментарий.

О самодисциплине

01:09:07 Поэтому одно из проявлений знания, очень важное, мы с вами будем об этом говорить, я хотел семинар целый прочитать о самодисциплине. Кришна говорит: «Одно из важнейших качеств реализованной личности – это самодисциплина».
Его никто не пинает, его никто не заставляет извиняться. Он видит свою подлость, своё негодяйство сам. Ловит себя и сразу извиняется. Он дисциплинирован, он контролирует с позиций чистого знания своё невежество. «Опа! Здесь я соврал. Извини, солгал. Что-то меня понесло».

01:09:48 Только в нём побуждается что-то ляпнуть или даже он ляпнул и он видит, что это было продиктовано завистью. И он подходит и говорит: «Я был неправ, я позавидовал». И он открыт и кажется, что он всё время извиняется.
Кто-то скажет: «Что такое? Проблемы какие-то?». Нет. Человек учится контролировать себя мгновенно и не позволяет уму препятствовать тут же нейтрализовывать эти вещи, тут же менять. Он прославлять начинает, учиться видеть лучшее. Не выдумывать лучшее в человеке. Типа «О, я продвинутый» и что-то там навыдумывать о человеке

О лести

01:10:30 Лесть – это корысть. «Он такой великий, он такой ай-ай-ай». И можно так искренне лапшу на уши кидать. Очень искренне. В шастрах описано, что когда ритвики стали прославлять Притху Махараджа, брахманы-ритвики стали Притху Махараджа прославлять и стали петь бхажданы какой он великий. Он остановил брахманов и сказал: «Я вас прошу ни в коем случае никогда этого не делайте».
Прабхупада описывает, что выйшнав никогда не примет то, чего он ещё не сделал и чего он ещё не достиг. То есть он никогда не примет какую-то похвалу на какое-то будущее.

01:11:30 Как один человек мне сказал: «(неразборчиов) там какой-то проект прославляли, прославляли, все ура, ура, как-будь то бы он уже существует. Создалось такое впечатление, что он уже есть и мы в нём находимся уже всё».
Тогда один человек сказал: «Я прославлю только тогда, когда он меня возьмёт за руку, приведёт туда, всё это покажет: вот вам тысячи преданных, вот вам Божества, вот вам всё это, всё это работает» и тогда я первым начну петь бхаджаны прославления.

01:12:10 Пессимисты: «Такого никогда не будет» (смех). Оптимисты: «Он всё испортил». Всё зависит от того: сделаете – мы будем вас прославлять. В чём проблема? И Притху Махарадж … Прабхупада пишет: «Вайшнав никогда не примет эти вещи».
Харе Кришна

01:13:03 Поэтому тот, кто действительно сведущ в законах религии и не питает вражды к несчастным животным, должен с радостью совершать ежедневные и приуроченные к особым случаям жертвоприношения, используя те продукты, которые легко доступны по милости Господа
Вопрос: (не слышно)

01:13:20 Ответ: Ну а вы помните, мы уже обсуждали, что значит «по милости Господа»? Это милость, которая приходит в результате нашего служения.
Вопрос: (не слышно)
Ответ: Падший? Ну он Кришне не хочет служить, он всякую чушь несёт, он ведёт себя безобразно.
Вопрос: (не слышно)

01:14:16 Ответ: Это в гуне страсти, я уже объяснил. Когда вы говорите о своих недостатках не для того, чтобы от них избавиться, а для того, чтобы показать опять что вы такой продвинутый. Это гуна страсти.
Любая тапасья, любая аскеза, действие, которое совершается ради завоевания уважения окружающих совершается в гуне страсти. Любой поступок в гуне страсти приносит страданиям. Любой.
Вопрос: (не слышно)
Ответ: Говорится, что всё контролируется преданным служением.
Вопрос: (не слышно)

01:15:00 Ответ: Всё очень просто. Когда вы получаете что-то благодаря знанию, то когда вы совершаете какой-то грех, вас ещё больше вдохновляет от него избавиться. Когда вы изображаете, то каждый раз, когда вам говорят о грехе, вы развдохновляетесь.
То есть вы чувствуете себя неспособным достигнуть такой чистоты. Вы чувствуете себя неспособным для себя в этой жизни продвинуться, вы чувствуете, что это недосягаемо. То есть вы переполняетесь пессимизма. Поэтому мы говорили о реализме. Вы можете переполниться оптимизмом. Реализм.

01:15:45 Нужно очень хорошо понимать: каким образом я смогу очиститься от этого? У людей столько проблем, а гуру для них – никто. Я потрясён. Я не помню ни одного своего …сколько я в ИСКОН, ни одного случая, чтобы я не обсудил свои проблемы с духовным учителем открыто и чтобы он не дал бы мне какие-то практические наставления.
И я почти не слышу от других этого. Но я на этом не сконцентрирован, это их дело. Они считают, что они сами могут их решить. Но я не так продвинут. Для чего было тогда принимать гуру, если вы такой сильный?

01:16:25 Я-то в общем то [сарва-дхарман паритйаджйа], я предаюсь, потому что понимаю, что только он может мне помочь. Я должен стараться, но только он может меня избавить. Только он может вложить в моё сердце трансцендентное знание [дивья-гьяна хриде прокашито].
Только он может меня занять, сказать: «Да, я вижу, что ты так не можешь. Действуй так и у тебя получится. А если не можешь – действуй так. Что ты? Выбрось эту апатию. Все ошибаются. Ты чё? Я тебя вижу – всё здорово будет. Давай! Не получилось, ещё раз попробуем вот таким образом».

01:17:06 Он оптимистичен по отношению к духовной жизни и пессимистичен по отношению к материальной. Вот почему он не обращает внимание на наши материальные качества какие-то, но он всегда способен узреть наше желания духовные, наш импульс. Всегда готов узреть и всегда готов оценить его.
И не по тем результатам, а по тому импульсу, которым мы движимы. Даже не получив хороший результат, он примет эти усилия. Молодец. Как Рамачандра этого паука.

01:17:48 Не килограммами и не тоннами, а с тем сознанием, которое называется «правильные усилия», направленные в правильном направлении. И постепенно, эти тонкости раскрываются для людей. Поэтому они прекращают критиковать, начинают заниматься проповедью. Никого не переорёшь – бессмысленно. Ну а то, что там … значит вы – очень популярны.
Прабхупада всегда говорил: «Если вас так сильно все критикуют, вы просто очень сильно популярны.

01:18:25 Это вам плюс. Люди, вместо того, чтобы думать о Кришне, только о вас думают. Одни с любовью, другие – с ненавистью, но всё время вы – в центре. Вы такой великий человек. Успокойтесь, они вас прославляют. Ни о ком другом не пишут, только всё о вас. Что вы – геморрой ИСКОН» (смех).
Вопрос: (не слышно)

01:19:23 Ответ: Преданности не хватает, Сознания Кришны. Прабхупада говорит: «Все проблемы от недостатка Сознания Кришны».
Бхакти (неразборчиво) Махарадж любит так говорить. А Бхакти Чайтанья Махарадж говорит: «Ответ на ваш вопрос – Харе Кришна!». Когда человек задаёт такие вопросы – он сам то толком не понимает, что он сказал. Лучше сказать: «Харе Кришна!». Ответ на ваш вопрос: «Харе Кришна!»

01:20:03 А то получаются не вопросы, а какие-то претензии. Я в соответствии с этим вчера рассказывал этот анекдот. «У-у-у». Его ничем не удовлетворить, есть такие люди. И думать, что они бедные … что для них чего-то сделать …. Они всегда неудовлетворены.
- У-у-у, вы то вон какие, а я – вон какая.
- Ну хорошо, садись на меня и я тебя понесу.
- У-у-у.
- Ну что такое опять?
- Летишь высоко, там холодно. У тебя вон какой жир, вон какой пух, а у меня какие маленькие пёрышки.
- Ну хорошо, маленькая птичка. Давай залезай ко мне в пух, там тебе будет тепло, я тебя донесу.
- У-у-у. Там будет тепло, я засну. А когда ты приземлишься и будешь кушать – ты меня даже не разбудишь.
- Да разбужу я тебя и накормлю.
- У-у-у.
И потом гусь говорит: «Да пошла ты!», а она опять: «У-у-у. Я так и знала».

01:21:25 Таких –то тоже много людей. Всё вопросы задают и задают, все не довольны и не довольны. И так у них … Есть такие неуместные вопросы. Поэтому это целое искусство – задавать вопросы.
Поэтому в шастрах говорится: [атхато брахма-джигьяса]. Если вы хотите задавать вопросы – это не вопрос. «Если сейчас Землю пробурить насквозь, вылезем мы в Америке али нет?» Это – не вопрос, это – чушь.

01:22:07 Поэтому сразу говорится: [атхато брахма-джигьяса] – касательно Абсолютной Истины. «У-у-у. Я так и знал. Бесполезно. Здесь не любят людей» (смех)
Это почему так, я послушал и так смеялся. И смеялся не над птичкой, а я таких людей очень много вижу. Лучше не передашь. «У-у-у». И так им, и так. «У-у-у».
Уже и так и на всё идем - «У-у-у» - «Да пошёл ты!». «У-у-у! Я же говорил, что вы – плохой, демон. Да, я сразу говорила – демон. Террорист, бандит. Алё, да он такой. Правильно про него говорят. Довожу до вашего сведения. «У-у-у». Им и так и так – бесполезно (смех).

01:23:32 Я почему и смеялся когда услышал: сколько таких кругом. И так с ними и так, чмок-чмок. «У-у-у. Сексуально домогаетесь» (смех). «Ну ладно» - «У-у-у. Даже не обнимете» - «Да иди ты!» - «У-у-у. Я же говорила, вы меня ненавидите, с трансцендентного корабля выгоняете».
Что делать уже не знаешь, как себя вести. Грушу дашь - «У-у-у, рот затыкаете». Раз не дашь - «У-у-у, хоть бы что-нибудь дал» (смех).

01:24:22 Что делать? Терпеть. Просто лететь. Своим курсом лететь, а там - «У-у-у, мы так и знали. Мы ему по барабану, жестокое сердце». Он тебе перед этим предложил: «Давай я тебя понесу на себе, давай в пух …» - «У-у-у» - «Да пошёл ты ….». «У-у-у, не вайшнав, грубиян».
Просто вы летите – встретимся в следующей жизни. Бог тебе поможет. Бог в помощь.

01:25:12 Как помните, мультик был: пес вешался в петлю, он такой … а сзади волк подходит: «Бог в помощь» (смех). Вот так вот, только это и можно сказать. Что ещё?
Харе Кришна!
Шримад Бхагаватам, ки джай!
Шрила Прабхупада, ки джай!
Шри Шри Нитай Гауранга ки джай!
Гаура Премананда Хари бол!

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 06 April 2023