Как бытие определяет сознание?

Вриндаван - 19 April 2010
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:20:20 | качество: mp3 16kB/s 2 Mb | прослушано: 1225 | скачано: 890 | избрано: 32
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Можно понять, что наше тело, наш организм, подчиняемся условиям, в которых он находится. Например, ночью, он обычно хочет спать, а когда на улице холодно, то он начинает трястись от холода, а когда жарко - то тело начинает потеть. И эти процессы не зависят от нашего желания или нежелания. Всё, что мы можем - это позаботиться о том, в какие условия поместить свой организм. Понятно, что если тело поместить на берег моря, в тени пальмы, на мягкий шезлонг. А рядом на столике будет стоять свежевыжатый охлажденный сок, а на белом песке не будет ни одной соринки, и мягкий ветерок с моря будет обдувать нас, то, конечно, в таких условиях нашему телу будет очень комфортно и радостно. Следует сказать, может быть – выходя немного за рамки привычно, что наш ум, наше сознание, является, по сути, - тоже телом, но более тонким, так же подвластным внешним факторам.

00:01:12 Ум, так же, как и тело, может чувствовать неудобства. Например: если вы лежите, или сидите неудобно - то это понятно. Телу - неудобно. И, изменив положение, можно обрести какой-то комфорт. Но представьте такую ситуацию, когда тело лежит на комфортном диване, но, вдруг, вы увидели, как под этот диван забежали пара мышей, то уму будет не очень приятно, не очень комфортно. Даже лежа на комфортном диване, всё равно будет ощущаться какой-то дискомфорт, беспокойство. И такой эксперимент показывает, что наше тело ума подвластно внешним изменениям. Итак, условимся, что у нас есть грубое тело, которое мы можем видеть в зеркало. И есть - тонкое тело, которое не видно глазами, но, по признакам мы можем понять, что оно - есть. По косвенным признакам.

00:02:14 И, опираясь на ведическую литературу, следует сказать, что всё в этом мире состоит из восьми компонентов. Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство, Ум, Разум, Ложное эго. Пять первых, начиная с Земли, т.е. Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пространство, которое иногда называют Эфиром, - это грубые элементы. Из них состоит туловище, или то, что мы привыкли называть нашим телом. А три последних (это - Ум, Разум и Ложное Эго) являются тонкими элементами. Практически всё, что мы здесь видим, это просто разные комбинации этих восьми изначальных компонентов. Эти восемь элементов так же имеют свой источник, или свою причину. И это - Три Гуны. Три Гуны или три потенции Бога, Три его энергии, которые одним словом называются [Майя Шахти], или Иллюзорная энергия. Сила. Точнее сказать, даже не энергии, а - сила.

00:03:32 Точно так же, по аналогии, можно провести - как человек поддерживает свой бизнес при помощи определённой силы своего сознания, даже не находясь на заводе своем, или в своем магазине. Тем не менее, там постоянно что-то происходит. Идет производство, или торговля. И это поддержание своего дела, своего бизнеса, происходит за счет определённой силы человека. Это - сила сознания. Точно так же и у Бога есть определённые силы. Они, конечно, безграничные. Для того, чтобы поддерживать этот мир, творить его, это - есть определённая сила, которая называется Майя Шахти. Или - иллюзорная энергия. Всё подвижное и неподвижное в этом мире состоит из трех гун, которые преобразуются вследствие трансформации восемь-элементов.

00:04:36 Представьте кисель, в котором можно увидеть плавающие сгустки. Как жидкость, так и сгустки - имеют одну и ту же природу, только лишь разная консистенция. И если, например, кисель нагревать, то все сгустки так же будут нагреваться. Так же и в этом мире: все формы, которые мы можем видеть, имеют одну и ту же природу. Но консистенция может быть немного разная. Если внешне всё это нагревать, то всё будет нагреваться. Это можно видеть, что, если солнце светит, то всё нагревается, ничего в этот момент не остывает. Сами по себе восемь элементов для нас, в данный момент, не так интересны. Больше нас интересуют Гуны природы. Гуны действуют независимо от нас. Они действуют непосредственно под управлением Бога. А это означает, что вся эта природа, включая наши тела, действует под управлением Бога. И об этом говорится в Бхагават Гите.

00:05:38 [Говорит на санскрите] Это моя материальная природа действует под моим контролем. И хотя эта природа, и как я уже упоминал, говоря о природе, включая наши тела - всё это действует независимо от нас. Но мы иногда считаем, что мы здесь что-то контролируем. Но это - иллюзия. Очень быстро спадает, когда приходит болезнь. А ещё больше нас отрезвляет смерть. Потому что в этот момент мы понимаем, что мы не контролируем это тело. Оно само - живет, оно само умирает. И я лишь могу просто наблюдать за тем, что оно действует. Но, говорится в Бхагават Гите, что очарованная тем, как это тело действует, душа впадает в иллюзию, что это делает она сама. Очарованная. Итак, гуны действуют самостоятельно. А мы здесь как пассажиры. Мы в этом теле как пассажиры. Наверняка все видели детские велосипеды, к которым сзади прикреплена ручка, с помощью которой родитель может рулить этим велосипедом. Но у ребенка создается впечатление, что он сам управляет этим велосипедом. Примерно в таком же положении находимся и мы. В положении такого ребенка.

00:07:05 Говоря ближе к теме, следует сказать, что три гунны: Благость, Страсть и Невежество - обладают разными качествами. Благость включает в себя всё самое хорошее. Страсть - нечто среднее. Невежество - всё самое плохое. Три гунны, можно сказать, что это - внешние условия для нашего грубого и тонкого тела. В зависимости от того, в какую гунну мы себя поместим, так и будет действовать наше тело. Поместим в благость, и реакция будет хорошая. В страсти - мы не найдем удовлетворения. А в невежестве наш организм, вместе с умом, будет чувствовать и вести себя ужасно, принося беспокойство нам и окружающим. Каждый ответственен за своё состояние, за своё поведение. Поэтому следует всегда выбирать благость. Конечно, когда тело уже находится под влиянием страсти и невежества, то его невозможно удержать от скверных поступков, точно так же, как - когда тело находится в жаре, невозможно остановить выделения пота

00:08:10 Но мудрый человек, как говорится в ШримадБхагаватам, должен вернуть своё тело под влияние Благости. В БхагаватГите, 3-ей главе, 27-й стих, говорится: [Говорит на санскрите] Каждый понуждаем действовать, беспомощно, в соответствии с качествами, которые он приобрел от гун материальной природы. Следовательно, никто не может воздерживаться от того, чтобы не делать чего-то хотя бы на мгновение. Т.е. здесь мы видим то, какие качества мы приобрели от гунн, так мы и будем действовать. И разумный человек должен легко понять это. Что если мы обрели, или - поместили себя в условия Благости, то наш организм будет действовать благостно. Если в Страсть - то страстно. Если в Невежество - то невежественно.

00:09:20 Когда тело находится в благости, то какие признаки оно начинает проявлять? Признаки следующие, они описаны в ШримадБхагаватам. Это контроль ума и чувств. Знание. Счастье. Удовлетворенность. Когда всего хватает: хватает денег, бежать никуда не надо. Есть вера. Есть стремление изучать. Есть уважение. Есть почтение. Есть терпение. Всё это качества Благости. Если мы её обретаем, или ставим себя в условия Благости, то мы начинаем эти качества проявлять. И они начинают проявляться независимо от нас. Как говориться, что [Говорит на санскрите] Всё понуждаемы действовать - беспомощно. В соответствии с качествами, которые приобретают от гун природы.

00:10:14 Но когда тело в страсти находится, то это постоянные беспокойства. Так же, в Шримад Бхагаватам говорится о качествах в страсти. Это постоянная неудовлетворенность. Суета, раздражительность, и всё вот такое… Ни небо, ни земля. И когда тело находится в невежестве, то будут проявляться качества невежества. Какие это качества? Это, соответственно, депрессия, лень, желание слишком долго сна, бессмысленные разговоры, не основанные на авторитете писаний, просто какие-то мысленные спекуляции. Например: а я думаю - то, а я думаю- сё, и вот, мне кажется, это - так, а мне кажется, это этак. Всё это просто болтовня. Ни к чему хорошему… Это признак того, что тело находится в невежестве.

00:11:05 В благость попасть очень и очень просто. Следует поместить себя в окружение вещей, которые уже находятся в благости. Так же, как для того, чтобы согреться - следует поместить себя в окружение уже тёплых вещей. Это очень просто понять. Каковы же эти вещи, которые заранее должны быть в благости? В Шримад Бхагаватам в 11-й песне, 13 главе, 4-ом стихе - они перечисляются. [Говорит на санскрите] Это - книги, вода, общение, место, время, деятельность, рождение, медитация, мантра и санскара. Итак, книги. Рекомендуется в свободное время, всегда, когда есть время, возможность, читать такие книги, как: Бхагават Гита как она есть, Шримад Бхагаватам. Т.е. даже среди ведической литературы надо выделять литературу, которая находится в благости.

00:12:17 Все Веды делятся на три категории: в благости, в страсти, в невежестве - для различных типов людей. Поэтому, чтобы обрести благость, следует читать только благостные книги. И к таким относится как раз - Бхагават Гита как она есть, Шримад Бхагаватам. Есть [Читанья Чиритамлита] ещё. Это - богооткровенные писания и чтобы поддерживать своё состояние на уровне благости, речь даже не идет о том, чтобы читать книги каких-то авторов, которые не знакомы, не имеют посвящение в ведическое знание, не квалифицированы. Они пишут просто на основе спекуляции своего ума, то, что попридумывали, или ещё что-то.. Такую литературу не рекомендуется читать, потому что она внесет неизбежно в жизнь качества страсти и невежества. Поэтому лучше всего читать чистую литературу, в благости.

00:13:17 Второе - это вода. Следует пить только чистую воду и другие жидкости без химии, без элементов брожения. Никаких там газировок, ничего. Просто чистую воду, чистые соки, компоты на чистой воде. Третье - это общение. И общаться следует только с благостными людьми. В Шримад Бхаватам говорится, что, подобно тому, как кристалл принимает цвет поверхности, на которой он лежит, точно так же сознание принимает качества того, с кем человек общается. Поэтому здравомыслящий человек, на благо своей семьи, должен общаться только с очень хорошими людьми. И все мы наверняка видели, как, если взять горный хрусталь (кристалл горного хрусталя), и поместить на фон какой-либо ткани, то он начинает окрашиваться этим же фоном. Допустим, если на красную ткань положить, то он начинает красным переливаться. Точно так же - сознание человека. Следует всегда общаться только со здравомыслящими людьми, с очень трезвыми и сильными в своем сознании. И в [Чаракастамхите] так же говориться, что одним из условий здоровья человека - это должно быть общение с сильными людьми. У тех, у которых сильный ум.

00:14:40 Итак, четвертое, - это место. Местонахождение должно быть очень чистым. Свободным от всякой грязи, мусора, прочих нечистот. Следует выбирать место, больше находится на природе, это - место в благости. Гораздо меньше в городе - это место страсти. И тем более в каких-то ночных клубах, это место в невежестве. Всё это налагает очень большую ответственность на человека и влечет последствия, которые невозможно просто так изъять из жизни человека. Т.е., если человек находится в городе, в страстных, в невежественных местах, то это однозначно, что в его жизни будут проявляться качества страсти. И будет неудовлетворение постоянное, будет всегда чего-то не хватать. Не будет мира, не будет спокойствия ума. И как в Бхагават Гите говориться: Если нет спокойствия ума, если нет мира в уме, то о каком счастье может идти речь?

00:15:38 Итак, следующее, пятое - это время. Следует подниматься раньше солнца, ложиться спать пораньше, кушать вовремя, не наедаться перед сном. В общем - относиться серьёзнее ко времени. И следует помнить, что даже секунду невозможно вернуть ни за какие ценности этого мира. Шестое - это деятельность. Работать надо усердно, без лени, очень, ну… как это можно сказать? Тяжело трудиться, но делать это надо не ради результатов, не ради денег, а ради Бога. И действовать - не привязано к результату, действуя ради Бога. Ради того, чтобы удовлетворить его своей деятельностью. Не надо бояться того, что чего-то не будет хватать: денег, там, или ещё чего-то. Все будет хватать.

00:16:30 Седьмое - это рождение. И следует помнить, что мы получили тело человека, и это тело даёт возможность размышлять о Боге. Это единственное, что отличает его от животных. У нас есть общие черты с животными, это [Говорит на санскрите] еда, сон, оборона, совокупление. Все делают это - и животные, и люди. Но - что не делают животные? Того, что делают люди? Это - религиозные склонности. Думать о Боге. Это единственное, что отличает нас. Поэтому нужно задействовать это тело наилучшим образом в этой деятельности. И восьмое, - это медитация. Это [Кхьяна]. Следует всегда размышлять о Боге, о его форме, о его качествах, о его поступках. Это называется медитацией, в соответствии с [Говорит на санскрите].

00:17:27 Девятое - мантра. Что такое мантра? Мантра означает то, что освобождает ум от различных мыслей, которые беспокоят нас. И всеми Ведами в эту эпоху рекомендуется лишь одна мантра, которая звучит так: Харе Криша, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Поэтому повторяйте её всегда и ваши цели будут достигнуты. Десятое – [Санскара] или очистительные процедуры. Рекомендуется купаться три раза в день. После опорожнения кишечника следует мыться, а не размазывать экскременты бумагой по спине. Санскара так же означает образование. Всегда старайтесь повысить уровень своего образования, своего сознания. Знание - очищает. Даже если нам кажется, что мы тут все - разные, это не имеет никакого значения. Вся эта разница всего лишь в нашем воображении. Кто-то думает, что он - иной, чем другие, лучше всех, только лишь потому, что у него в ботинках новые шнурки. Кто-то думает так, потому что у него больше денег, или больше машина. Но, по сути, все мы живем по одним законам. Когда нам жарко - мы потеем, когда холодно - замерзаем. Когда мы в благости, то нам всем хорошо. Когда в страсти - все неудовлетворенны. А когда в невежестве, то все в депрессии. Все - страдают, все – болеют и все – умирают. Вот это действительно есть то, что есть общего между нами. Но, т.к. мы все - вечные души, частички Бога, то задача каждого из нас – напоминать друг другу об этом. И в конечном счете, помочь друг другу выбраться из этого мира рождения и смерти и вернуться домой, назад к Богу.

00:19:17 Просто поставьте себя в условия Благости, и больше - не беспокойтесь о том где брать деньги? Где жить? Куда идти, работать? Когда наши тела находятся в условиях благости, то они начинают действовать наилучшим образом. Они соприкасаются с лучшим знанием, со всем самым лучшим в этом мире. Фактически наше положение, это положение наблюдателя. Часто мы впадаем в иллюзию, и думаем, что от нас что-то зависит. Что без нашего участия что-то может не произойти. Но всё это - иллюзия. Всё делают гунны. Это подтверждается в Бхагават Гите. [Говорит на санскрите] Введенное в заблуждение ложным Эго обусловленная душа мнит себя совершающей все действия в этом мире. Тогда как на самом деле всё здесь вершат гунны. Бхагат Гита, 3, 27. Спасибо за внимание.

транскрибирование: Юлия Пакалова | Екатеринбург | Россия | 24 October 2014