Мукти - осознание истинного положения души

22 March 2001
Вечно обусловленные живые существа. Повторение и запоминание шлок Бхагавад Гиты. Духовные имена. Положение души.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:41:40 | качество: mp3 32kB/s 9 Mb | прослушано: 194 | скачано: 388 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Мы читаем шестой текст десятой главы второй песни «Шримад-Бхагаватам»: [nirodho ’syānuśayanam ātmanaḥ saha śaktibhiḥ muktir hitvānyathā rūpaṁ sva-rūpeṇa vyavasthitiḥ] Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха-Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение - это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела.

00:00:43 Комментарий Шрилы Прабхупады: Мы уже неоднократно объясняли, что есть два типа живых существ. Большую часть живых существ составляют вечно освобожденные души, или нитйа-мукты, однако какая-то часть живых существ являются вечно обусловленными. Вечно обусловленным душам присуще стремление к господству над материальной природой, поэтому сотворение материального мира преследует одновременно две цели. Первая - дать возможность обусловленной душе проявить свою склонность господствовать над мирозданием, а вторая - предоставить ей шанс вернуться к Богу. После свертывания космического проявления большинство обусловленных душ погружается в бытие Личности Бога, Маха-Вишну, пребывающего в мистическом сне, и остается в этом состоянии вплоть до начала нового цикла творения, когда они получают возможность воплотиться вновь.

00:01:37 Однако те обусловленные души, которые следуют трансцендентному звуку в форме ведических писаний, возвращаются к Богу, и, оставляя обусловленное грубое и тонкое материальное тело, обретают своё изначальное духовное тело. Материальное тело обусловленного существа развивается вследствие того, что оно забывает о своих отношениях с Богом, и на проявленной стадии существования мироздания обусловленные души имеют возможность вернуться в своё изначальное естественное состояние, если обратятся за помощью к богооткровенным писаниям, милостиво составленным различными воплощениями Господа.

00:02:15 Чтение или слушание трансцендентных писаний позволяет человеку достичь освобождения уже в обусловленном состоянии материального существования. Все ведические писания направляют человека на путь преданного служения Личности Бога, и тот, кто утверждается в преданном служении, сразу освобождается от обусловленной жизни.

00:02:34 Причиной существования грубого и тонкого материального тела является невежество обусловленной души, поэтому, как только душа утверждается в преданном служении Господу, она получает возможность освободиться от своей обусловленности. Преданное служение - это трансцендентная привязанность к Всевышнему, который является источником всех наслаждений и вкусов.

00:02:55 Все живые существа хотят наслаждаться, но им неведом изначальный источник всех наслаждений (расо ваи сах расам хй эвайам лабдхвананди бхавати). Сведения об этом содержатся в ведических гимнах, которые гласят, что неиссякаемым источником всех наслаждений является Личность Бога, и тот, кому посчастливится узнать об этом из «Шримад-Бхагаватам» и других трансцендентных писаний, обретёт вечное освобождение и займет своё место в царстве Бога].

Вечно обусловленные живые существа

00:03:30 Мы переходим к обсуждению следующего пункта. Мы знаем, что Господь проявляет шестнадцать основных элементов, которые используются потом в творении и это называется «сарга». И используя время, Брахма проявляет из этих, данных изначально Богом, энергий различные положения, которые занимают живые существа внутри вселенной, и это называется «висарга». И в соответствии с той склонностью, которое ранее это живое существо имело в своем сердце, живые существа наделяются различными постами, получают различные положения в этой вселенной, это называется «стханам».

00:04:54 Но истинное положение – это когда живое существо признает победу Господа и возвращается обратно в духовный мир. И занимая определённые положения, живые существа вынуждены поддерживать свои тонкие и грубые тела, в которых они находятся, это называется «пошанам». Но истинным «пошанам», истинным поддержанием является такая деятельность, которая соединена с преданным служением Господу, через нее живое существо получает милость Господа. И разные отношения, которые живое существо проявляет под влиянием трех гун материальной природы. Склонность трудиться ради наслаждения плодами своего труда называется «ути».

00:06:22 Но истинным «ути» является деятельность, которая помогает нам осознать наше истинное изначальное положение. И чтобы разграничить различные виды деятельности живых существ с тем, чтобы они могли следовать законам Бога, эти законы называются «манвантара» или законы Ману. И цель этих законов состоит в том, чтобы пробудить в живом существе осознание того, что он является изначальной неотъемлемой частичкой духа Бога и не имеет никакого отношения к материи. И когда эти законы нарушаются Господь нисходит в материальный мир.

00:07:56 И последователи этих инкарнаций воспевают славу Господа не только в момент Его присутствия как инкарнации, но и после Их ухода. И это воспевание славы Господа известно как «ишанукатха». И слушая эти чудесные описания игр Господа, человек должен очистить своё сознание от влияния гун материальной природы, и такой человек должен выполнять всякую деятельность с единственной целью – удовлетворить Верховную Личность Бога. И если удачливой душе удастся действовать таким образом, то в этой же жизни она вернется к Богу.

00:08:59 Но если это не делается, то по мере продолжения существования во вселенной... Тысяча циклов по четыре юги составляет день Брахмы, такую же длительность имеет и ночь Брахмы, и в конце дня Брахмы, за исключением Брахмалоки и области, где пребывают сапта-риши, все затопляется. Это называется «нитья пралайа» или ежедневное разрушение. И все живые существа, в зависимости от того, какой уровень осквернения их сознания, они на тот момент пребывают в животе Вират пуруши, в таком сонном, бессознательном состоянии не действуя. И они пребывают там в течение всей ночи Брахмы.

00:10:38 И на следующее утро Брахмы вода спадает, и Брахма, в соответствии с предыдущими склонностями живых существ, возвращает их на те места, которым они соответствуют. За день Брахмы приходит четырнадцать Ману. И в каждый день Ману приходит двадцать шесть категорий инкарнаций. Так что, понимаете сами, «ишанукатха» присутствует в большом объеме. И в то же время есть такие души, которые не настолько удачливы, чтобы даже в течение всей жизни Брахмы, ста лет Брахмы, каждый год из которого состоит из трехсот шестидесяти таких дней, слушать эту «ишанукатху».

00:12:01 Затем Господь времени Рудра в своей одиннадцатой форме совершает танец гнева, и из его лба исходит огонь. И на дне вселенной пребывает Ананта и из его ртов тоже выходит огонь. И соединяясь, два этих огня производят огромное количество воды. Под воздействием этой воды всё, что есть во вселенной, все элементы вселенной начинают гнить. И махат-таттва исчезает из вселенной, вытягивается. И вселенная сжимается до размера семени вселенной. И Маха Вишну вдыхает. И все эти семена вселенных возвращаются сквозь поры Его кожи внутрь Него.

00:13:55 Живые существа с тем балансом сознания, которое они имеют на тот момент, попадают в живот Маха Вишну. Их желания в тонкой форме хранятся в памяти Маха Вишну. И спустя долгое время Маха Вишну опять делает выдох. И живые существа выходят с тем же настроением, с каким вошли, с тем же отношением, что вошли. Промежуток времени между моментом, когда вселенная уничтожается и моментом начала проявления следующей вселенной, этот промежуток времени известен как «ниродха». «Ниродха» означает блокировать или останавливать что-то на какое-то время. На какое-то время прекращается всякая деятельность. И потом всё это вновь продолжается.

00:15:14 И пока живые существа пребывают внутри живота Маха Вишну, и пока Маха Вишну не выдохнет вновь, они визуализируют махамайю, внешнюю энергию, как одинокую женщину, которая зовет их: «Идите, насладитесь мной». И каждое живое существо считает, что она лично его зовет. И он думает: «Вот я сейчас смогу стать её господином». С другой стороны, внутри Маха Вишну, они тоже видят, визуализируют Господа Васудеву и Лакшми, которая служит Его стопам. И некоторые живые существа привлекает эта сцена Маха Вишну и Лакшми, их прежние склонности стираются. И когда Господь выдыхает, проявляется огромное золотое яйцо, которое известно как Хираньягарбха, и ядром этого яйца в самом начале является Васудева.

00:17:08 И те живые существа, которых вначале привлекло служение Господу, чьи склонности очистились, они входят внутрь Хираньягарбхи. И будучи ядром этого яйца, Господь Васудева возвращает их всех в их изначальное положение в духовный мир. Но большинство, которые увидели эту одинокую девушку, думают: «Как мне повезло, смотри-ка, она одна и я могу ей наслаждаться и быть господином её». Именно они выходят через взгляд Господа. И есть другая Хираньягарбха, ядром другой Хираньягарбхи является Санкаршана, и живые существа становятся частью этого яйца.

00:18:29 А экспансия Санкаршаны, Господь Шамбху, который является большим свечением. Вот скажем, вот эта лампочка – Маха Вишну, и вот тот свет, который падает на потолок – это Шамбху. А внутри Шамбху находится Хираньягарбха, и там находятся семена вселенных, и в этих семенах находятся живые существа. И Маха Вишну смотрит на Раму, внутреннюю энергию, и просит Раму наделить живых существ различными телами в материальном творении. А Рама – это другая форма махамайи, она имеет форму йони женского полового органа, и через Шамбху она оплодотворяется. Таким образом материальное творение проявляется вновь. И так происходит вечно.

00:20:13 Поэтому живые существа здесь называются «вечно обусловленными». Когда здесь говорится о том, что эти живые существа вечно обусловлены, это не значит, что они вечно будут пребывать обусловленными. Они считают, что пребывание в материальной энергии вечно, но сами живые существа принадлежат к высшей энергии. Кришна очень ясно говорит об этом в «Бхагават Гите»: bhūmir āpo ’nalo vāyuḥ khaṁ mano buddhir eva ca ahaṅkāra itīyaṁ me bhinnā prakṛtir aṣṭadhā [BG:7.4]. Кришна говорит, что: «Эфир, воздух, ум, разум, ложное эго, земля, вода, огонь – всё это восемь моих отделенных энергий».

00:21:20 И в следующем тексте Он говорит: apareyam itas tv anyāṁ prakṛtiṁ viddhi me parām jīva-bhūtāṁ mahā-bāho yayedaṁ dhāryate jagat [BG:7.5]. «Апара» – означает «низший», «парам» – означает «высший», «апара» – не те, которые высшие, значит низшие. «Идам» – означает «все», «ту» – означает «но», «анйам» – означает «другие». Это означает: есть иная природа, не такая как низшая природа.

Повторение и запоминание шлок Бхагавад Гиты

00:22:03 Я думаю, мы все вместе должны повторить эту шлоку. Повторяйте вместе за мной: [апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам]. Видите, трудно запомнить? Будет легче, если добавить «сварам» (мелодию). Давайте попытаемся с мелодией. Я буду одну строчку за другой повторять. [апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам].

00:24:11 Ну что, работает! Похлопайте себе! Сейчас я все четыре строчки прочитаю, закройте глаза, откройте уши, забудьте о том, что есть этот мир, все ваши проблемы, что ждут вас в миру – подождут вас пока вы здесь, никто не заберет ваши проблемы, вы сами будете от своих собственных проблем страдать, минутку, пожалуйста, не беспокойтесь. Закройте глаза, откройте уши: [апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат]. Видите, как легко читать «Бхагават Гиту», она самая простая и самая совершенная.

00:26:14 Атма Таттва: «What are you doing with this»? Переводчик: «This is for Gurukula». Атма Таттва: «Oh? Gurukula. I’m blessed».]. Я проверил всех этих детей в Гурукуле уже и благословляю их всех. А! Я благословлен всеми детьми из Гурукулы [смеются]. [Переводчик: «I said…» Атма Таттва: «You translated wrong? [смеется]» Переводчик: «I said you blessed them» Атма Таттва: «I blessed them? No!...»] Нет, не я их благословил, это я помещаю пыль с лотосных стоп всех гурукулят себе на голову. Опасный очень человек здесь сидит. Я говорю «душа», он говорит – «жена» [смеются].

00:27:12 Посмотрите как легка «Бхагават Гита». Итак, «шрути» и «сварам», текст и мелодия. Если вы воспользуетесь этой техникой, вы сможете выучить очень много текстов. Кто-то может сказать: «А какой смысл помнить все эти стихи?» Смысл в том, что все эти звуки – Кришна, эти звуки сошли с уст Кришны и это окончательные заключения, данные Кришной. Три вещи: это Кришна, это низошло с Его уст и это Его заключения, Его вывод. […dhruvā nītir matir mama (Бхагават-Гита 18.78)] – как Он говорит: «Таково моё мнение». Так что, просто произнося этот звук, наше сердце очищается. Это называется «парайанам», «Гита-парайанам».

00:28:41 Вьяса такое правила ввел, что в его ашраме каждый день должны повторять всю «Бхагават Гиту», чтобы там все были полностью духовны. Если кого-то интересует как научиться вот этой технике, как учить стихи, то я очень рад вас научить этому. Я думаю, что Шативас устроит это. Это блаженство просто читать тексты из «Бхагават Гиты», просто воспевать их. И просто повторяя шлоки из «Бхагават Гиты», вы можете ощутить, что вы не тело, не материя. Однажды я встречался с Хридаянанда Махараджем, он сидел на скамейке в парке в Майяпуре и делал так [изображает Хридаянанду Махараджа]: «Ммм, «Бхагават Гита»!» [смеется], и головой качал. Вот такой опыт преданных. И вы так станете говорить.

00:30:28 [апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат]. «Парам» – означает «трансцендентный», «апара» и «парам», «апара» – означает «низший», а «парам» – означает «высший». Существует другая энергия, которая находится выше этой, которая является низшей. «Виддхи» – «ты должен знать», «ме» – «моя», «пракритим» – «энергия», «парам» – «высшая». «Другая энергия, высшая энергия является Моей энергией». Что это за энергия? «Маха-бахо» – значит «широкоплечий». Арджуна был очень широкоплечим. И Он ему говорит: «О, широкоплечий».

Духовные имена

00:31:39 У меня есть брат духовный, его зовут Маха Буджа. «Буджа» тоже означает плечо, но у этого человека вообще плеч нет [смеются]. И у меня есть ещё один знакомый, его зовут Падма Лочана, означает, что его глаза лотосные, но он не видит. И вы знаете одно человека, его зовут Атма Таттва, «таттва» означает «цель», «атма» означает «душа», это означает «цель души», он ни цели, ни души не знает [смеется]. И духовный учитель дает эти имена, чтобы мы развили эти качества.

00:32:36 Когда-то у Маха Буджа нарастут плечи, Маха Буджа – единственный преданный в ИСККОН, который доехал до Майапура из Лондона на своей машине, машина у него была без крыши [смеется], представьте себе [смеется], он прехал весь путь от Лондона до Майапура, это Маха Буджа [смеется]. И у Маха Буджа есть ещё одно чудесное качество: на его лекциях он цитирует одну шлоку, а перевод приводит другой шлоки [смеются]. И такой довод приводит: «Прабхупада говорил, что можно сказать что угодно, главное, чтобы шлока подтверждала» [смеются].

00:34:00 Какое-то время я был комендантом в Делийском храме, а Локанатха Свами был там президентом, и однажды жарким летом утром Маха Буджа спал на крыше, застегнув молнию своего спальника. И Махарадж сказал: «Всех, кто не встаёт на мангала арати, обливай горячей водой». Я взял большое ведро горячей воды, расстегнул молнию и все туда вылил, он выскочил оттуда, его спальник повис у него на бедрах, и закричал: «Ты совершаешь вайшнава-апарадху!». Я сказал: «Прости меня, но я Хануман, а Рамачандра – это Локанатха Свами» [смеются].

00:35:26 Иногда я встречаю Маха Буджу. Однажды я его встретил в Дели на рынке, там был магазин где соки продавали, там было много людей и он одному индусу говорил [изображает Маха Будху]: «Не могли бы Вы мне вон, вон, вон тот сок мне подать?» И тот подумал, этот человек спешит и дал ему сок, Маха Буджа выпил его и потом отдал стакан. И потом этот человек говорит: «Сэр, деньги, пожалуйста». [Изображает Маха Будху]: «[чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах (Бхагават-Гита 4.13)] What does happen to India? You’re asking money from a brahmana!» [смеются].

00:36:27 Он сначала шлоку из «Бхагават-Гиты» процитировал, а потом кричит: «Что случилось с Индией? Ты спрашиваешь деньги с брахмана» [смеются]. И он громко так кричал, собралась целая толпа – собрались иностранцы, собрались индусы, и кто-то из толпы сказал: «Ладно, я заплачу за него, успокойтесь». Маха Буджа посмотрел на того, кто предложил за него деньги и сказал: «Ну, ты настоящий ведический человек!», и пошел «Харе Кришна, Харе Кришна…» повторять [смеются]. Но всё равно плечей ещё пока не видел [смеются].

00:37:16 Так что, духовный учитель, он так добр. Он хочет, чтобы ученик обрёл качества и поэтому даёт определённое имя. Поэтому каждый раз, когда вы говорите, что-то другом. Например: меня зовут Атма Таттва. Вы должны подумать: «О Господи, а где же душа? А где же цель? И где же я?». Потому что люди спрашивают обычно: «А что это значит?». Вы отвечаете, что это значит: «цель души». А потом начинаете думать: «Господи, как далёк я от всего этого?». И чувствуете себя, как будто вы в колодце и вопите о помощи. Но, так или иначе, вот сейчас я об этом подумал. Вернёмся к нашему предмету.

Положение души

00:38:19 Душа относится к высшей энергии Кришны. [jīva-bhūtāṁ mahā-bāho yayedaṁ dhāryate jagat] – эти души являются высшей энергией, а эта высшая энергия поддерживает низшую энергию. Джагат – «джагат джагатаха» - это то что постоянно меняется, и материя постоянно меняется, потому что внутри неё находится высшая энергия. Вы уже слышали о «ниродхе». Ниродха – это значит, что если, это значит, что вы не воспользовались своим шансом. Даётся много шансов, но если ими не воспользовались и время заканчивается. Олимпийские игры Брахмы заканчиваются. Вы возвращаетесь опять в живот Вишну и остаётесь там на долгое, долгое время. И потом опять всё будет зависеть от того выберете ли вы Лакшми, который хочет служить Господу или вы захотите стать господином одинокой красавицы, которую зовут Майя.

00:40:00 До выборов майи вы продолжаете мечтать, дремать, так сказать видеть сны в которых действует концепция – «я» и «моё». Материальная природа снабдит вас множеством костюмов. 9 лакхов – форм, которые живут в воде, 20 лакхов животных форм, 10 лакхов птиц. 11 лакхов насекомых, 30 лакхов видов растений, и 4 лакха человеческих форм. Так что вы должны будете пройти через 84 лакха этих разных форм и это займёт миллионы и миллионы лет. Но если вы перестанете отождествляться со всеми этими одеждами, и вспомните своё изначальное положение, то это 9 пункт – это освобождение. [Муккти хитван нетха рупам шурупа не въявас тити]. Мукти – это значит обрести своё истинное, изначальное положение. Джай. Сегодня я буду вести арати.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 22 July 2015
транскрибирование: Екатерина Кузьмичева | Новомосковск | Россия | 10 July 2015