Строение психики

Днепропетровск - 01 March 2008
Виды материальной энергии. Что поддерживает волю человека, как ведет себя голос совести. Виды общения, важность избирательного общения. В чем отличие ума от разума. Как надо общаться в семье, неэмоциональное общение. Как привить хорошую черту характера ребенку. Разум в благости, интуиция. Важность благочестия и силы разума в семье и на производстве. Как строить отношения в международных браках. Развитие отношений с платформы разума, три типа зрелости отношений.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:07:00 | качество: mp3 128kB/s 61 Mb | прослушано: 1940 | скачано: 2161 | избрано: 99
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Всего веды описывают восемь материальных энергий, которые существуют в этом мире, основных кирпичиков мироздания. Есть такая строка в Бхагавадгите: [?], то есть пять кирпичиков мироздания, пять материальных элементов. Вернее это не элементы, а как пять стихий, пять видов воздействия на материю основных. Эфир, то есть он создает пространство, если бы не было эфира, пространства бы тоже не было - первоэлемент эфира. Дальше, первоэлемент воздуха дает все виды движения. Вот все виды психического, физического движения, ничего не пошелохнется, ни мысль, ни какой-то предмет, если не будет воздуха, энергии воздуха. Дальше, первоэлемент огня дает трансформацию. Вот допустим, вы лекции послушали, что-то изменится в вашей жизни, произошли трансформации. Значит, первоэлемент огня действовал правильно, в правильном направлении. Все виды переваривания пищи, допустим, взаимоотношений трансформации и т. д. – всё это является деятельностью огня, энергией огня.

00:01:25 Дальше, есть энергия воды. Вода означает связи, взаимоотношения. Без воды ничего не может быть связано, вода все связывает. Допустим, сыпучее вещество сухое может связаться? Нет, нужна вода, вода связывает все. Также есть тонкая вода, связанная с умственной деятельностью. Допустим, один человек может общаться с другими людьми, у него связь с ними хорошая, а другой не может, он не может достучаться до другого человека. Значит, первоэлемент воды работает не так. Дальше, есть первоэлемент земли, он дает основу, структуру, структурирует все. Даже в мысли есть структура. Если у человека нет структуры в мыслях, память страдает, он не может структурировать мысль, не хватает энергии земли в его организме. Как современные ученые лечат память? Ну, находят какую-то таблетку, которая улучшает память. Но на самом деле память улучшается с помощью структурирования психического. То есть надо навести, допустим, порядок в доме, память от этого улучшается или нет? Мы не знаем такой связи. Но оказывается, если человек содержит все свои вещи в порядке, у него улучшается память, потому что структура психическая внешняя и внутренняя, они равноценны. Веды описывают, как человек внешне себя содержит, так он и внутренне себя содержит, то есть, есть аналогия. Мы этого не знаем всего.

00:02:57 Так вот все первоэлементы, они разные виды деятельности, видите, образуют в нашем организме. И всеми этими видами деятельности шестой элемент управляет, который называется ум. Над ним стоит разум. Разум, он нацеливает все, он как поезд, допустим, идет «наш паровоз, вперёд лети». Где остановка? «В коммуне остановка». То есть это цель. Паровоз – это разум, а цель – это в коммуне остановка. «Другого нет у нас пути, в руках у нас винтовка», поэтому мы убиваем. То есть вот это идея, вся идея полностью оформлена в нескольких стихах, так выглядит цель. То есть счастья надо добиваться с помощью чего? С помощью винтовки. Но на самом деле веды описывают, что счастья человек должен добиваться по-другому, с помощью бескорыстной деятельности активной. И паровоз должен тоже лететь куда-то вперед, он не должен стоять на месте. Паровоз – это разум, а летит он к счастью. Для того, чтобы он летел, нужно в топку дрова бросать. И дрова – это наша воля, наша свобода выбора, как мы будем жить, в этом заключается наша воля.

00:04:26 Как вы думайте, что поддерживает волю больше всего на свете? [Из зала]: «Вера». Вера - это результат. [Из зала]: «Аскеза». Вера – это результат, поезд уже едет по дороге, вера означает движение. [Из зала]: «Уверенность». Уверенность - это означает, что движение хорошее, ровное. Что является углем в топке? Что дает огонь? Вы не знаете… Что поддерживает веру в человеке? [Из зала]: «Действие». Действие, какое действие? [Из зала]: «Правильное». Правильное действие. А что значит правильное действие? Знаете, у нас нет понимания разума. Мы теоретически все понимаем. Допустим, два человека, муж с женой, приходят к психологу и говорят ему: «У нас проблемы во взаимоотношениях». И он говорит им, ну допустим такой подход психолога, он говорит: «Ну, так сделайте так, чтобы их не было». Они говорят: «Так мы и пришли, чтобы узнать, как это сделать». - «Вот я вам и говорю, что сделайте». [Из зала]: «Бескорыстные действия». Вы точно также сейчас мне говорите. [Из зала]: «Знание». Знание – это результат. [Из зала]: «Любовь. Цель». Это все результаты. [Из зала]: «Режим дня». Режим дня – это действие. [Из зала]: «Помогать людям». Так, уже ближе. [Из зала]: «Аскезы». Аскезы – это действие. Но аскезы чтобы совершать, нужно иметь силы. Откуда силы берутся, где уголь? [Из зала]: «Слушание». Слушание кого? [Из зала]: «Святых». Наконец-то родили.

00:06:29 Так вот, знайте, что веды объясняют, что уголь, который толкает паровоз – это общение. Есть разные виды общения. Человек может слушать лекцию, может слушать музыку, которую написал вдохновенный человек: «Пам-пам-парарам» и т.д. То есть музыка, она поднимает психическую энергию. Есть такая психическая энергия, которая активизирует разум, она называется удана, удана прана. И чтобы её активизировать, нужны разные виды, но всегда она активизируется с помощью общения. Иногда мы молимся, иногда человек молится очень пессимистично: «Господи помилуй, помилуй», а иногда: «Господи помилуй, господи помилуй, господи помилуй» - оптимистично молится, он верит, что все будет хорошо.

00:07:29 Понимаете, есть разное общение, с самим собой можно общаться. Можно повторять настрой: «Я желаю всем счастья». Это общение или нет? Общение. Человек возрождает свой разум. Каждое утро мы должны возрождать свой разум, мы должны всем прощать, за ночь обида копится опять. Обида означает, что ум не контактирует с разумом, не хватает в топке угля. Ваш мозг останавливается, значит пессимистический настрой, будет негативное мышление преобладать. Чтобы бросить в топку угля, разум должен начать активную деятельность. Он должен: «Я хочу простить этого человека, я хочу его простить. Я желаю ему счастья. Я желаю ему счастья, желаю счастья». – «Кому ты желаешь счастья?» - «Я ему желаю счастья». – «Да пошел ты». – «Я ему желаю счастья». -Ум с разумом так должен общаться. Ум, он такой: «Да кому ты желаешь счастья? Помнишь, как он вообще тебя…» - «Я ему желаю счастья, он хороший человек». – «И так каждый раз…» - «Хороший человек». - Ум с разумом так общается. У некоторых разум вообще очень слаб. «Я ему желаю счастья» - «Кому ты желаешь счастья?» - «Не знаю». Все, стратил, отрезало. Или допустим: «Я хочу проснуться…» - «Спать!» - готов. «Я хочу поменьше покурить» - «Во! Надоели», - ум так работает.

00:09:15 Веды описывают, что ум, это как необузданный дикий конь сначала. Когда человек никогда со своим умом не работал, он как дикий конь. Некоторые люди говорят: «У меня нет никаких голосов. Как я хочу, так и поступаю». Так вот, веды описывают, что у человека должен быть голос в голове, понимаете. Этот голос называется как? Голос совести. У него голоса все-таки должны присутствовать, но какие нужно. То есть у разумного человека всегда внутри есть этот голос. Он говорит: «Вставай, проклятьем заклейменный». И человек встает. Потому что голос совести, он абсолютно не предвзят, то есть, не преклонен. Он должен всегда работать, быть сильным, и надо ему дать работу, не надо его зажимать.

00:10:15 Некоторые закапывают голос совести, это люди, которые находятся в невежестве. Допустим, человек обидел свою жену. И голос совести ему говорит: «Ну чего же ты, свинья, так сделал?» - Он говорит: «Молчать! Правильно я все сделал. Все, я сказал!» - Этот человек в невежестве находится. Второй вариант: «Ну чего же ты так поступил-то со своей женой?» - «Ну как почему я так поступил? Вот как поступил... А чего она, вот посмотри на неё, как она поступает». Этот человек находится в страсти, он оправдывается перед голосом совести. Благостный человек принимает, он говорит: «Да, что-то я такое неправильно сделал» - благостный человек принимает.

00:11:06 Принятие не является пессимистическим действием, это с помощью оптимизма только внутреннего можно принять. Когда человеку не хватает оптимизма, поэтому он и ломается. Он начинает или оправдывается, или начинает [?] отвергать любую позицию внутреннюю. Голос совести также ещё предсказывает будущее, говорит о прошлом в жизни, объясняет как себя вести с другими людьми, также объясняет, есть ли у тебя болезни или нет внутри. Когда мы задавливаем голос совести, мы задавливаем все функции сразу, одновременно. Голос совести также дает нам порцию счастья нашего постоянно. Из одних людей краник счастья течет больше, а из других меньше.

00:11:59 Иногда по судьбе положено человеку, что счастье заканчивается, кончается, и он чувствует, что счастья нет в жизни у него, краник перекрывает судьба, бывает такое. Вот у вас, допустим, женщина, у вас перекрыло немножко. Вы чувствуете, не хватает счастья, почему? Потому что настало время, так планеты влияют. И это недолго у вас продлится, всего-то началось, допустим, два месяца назад, закончится через месяц. У меня то же самое, мне тоже счастье перекрыло. Бывает такое, что перекрывает, внутреннее ощущение счастья перекрывает у человека. И это не значит, что счастья в жизни не будет, потому что усилием воли можно сделать так, чтоб счастье было. Мы не несчастные люди, если капать перестало счастье, это так действует судьба, так действуют планеты. Но человек не должен идти у этого ощущения на поводу. Надо заставить себя быть счастливым, понимаете, заставить надо себя. В этом заключается их идея, понимаете? Идея работы над разумом. Это идея свободы выбора. И уголь в топку бросает общение.

00:13:16 Большинство людей не изучают эту науку, они не знаю, что такое общение. Большинство людей очень сильно доверяют общению. У них нет проблемы взять что-то почитать, какую-то газетку любую. А что мы делаем, когда мы читаем газету? Мы бросаем что-то в топку разума, и паровоз, он будет или стоять, или ехать в это время, или свернет вообще в другое место. Это очень важно понять, такие вещи надо изучать очень серьезно, с кем и как мы общаемся. Каждый день человек должен очень сильно ограждать себя от нежелательного общения. Он должен изучать, что это такое. Этот ящик, надо вообще с ним очень аккуратно относиться, там же никто не фильтрует, что на нас сбрасываются. Наоборот, если что-то хорошее, то перекроют.

00:14:16 Вот я, допустим, решил сделать... у меня есть хорошие на телевидении люди знакомые, так получилось, что слушают лекции и т.д. Мы решили сделать что-то хорошее, написали сценарий, хорошая передача. Мы приезжаем как скорая помощь, знаете, то есть едем спасать семью, там бригада такая, и это все снимаются. Такая хорошая задумка интересная, в стиле современного реалити-шоу. Там приезжают, там какие-то трудности, мы начинаем разборки делать, в конце концов, все счастливы или почти счастливы, неважно. Важно, что это имеет смысл посмотреть. И что вы думаете? Вот всякую дурь они пропускают, а вот здесь (ну, я не знаю, может кто-то ещё не откажется, не все каналы, через которые пытались эту информацию…), но большинство отказалось. Потому что они не понимают, что это нужно, это важно, это дает правильное общение, позитивное общение. На самом деле есть информация, мы порядка 300 фильмов научно-популярных всяких собрали, порядка 300 фильмов то есть, которые несут в себе счастье, добро, что-то есть. Тут провели исследование и собрали какие-то научно-популярные фильмы и т. д., что-то есть, но по сравнению со всем, что сейчас на телевидении есть, это просто капля, маленькая капля в огромном океане. Поэтому с телевизором надо очень аккуратно, радио то же самое. Человек должен избирательно относиться к средствам массовой информации, он должен сам сначала поставить то, что он знает, что хочет посмотреть. Поставить, допустим, проигрыватель, видеомагнитофон, а потом только включить. Но не спонтанно вот это находиться, что покажут, то и буду смотреть, понимаете.

00:16:16 Общение – это очень важная сила, которая полностью меняет нашу судьбу, и какой уголь в топку вы будете бросать, вы решаете сами. Больше того, есть два способа отношения к общению: есть спонтанный способ, а есть избирательный. И вот сама идея спонтанного или избирательного способа общения – это идея усваивается детьми. Допустим, в тех семьях, где избирательно относится к общению, семья не будет смотреть всё, что попало, семья не будет относиться к информации и к общению таким образом спонтанно – ребенок вырастает таким же. Он не будет всё, что попало смотреть, он не будет с кем попало общаться, он не будет.

00:17:10 Но если, допустим, дома семья приходит и начинает развлекаться дома, они делают всё, что им хочется, смотрят всё, что им хочется, и при этом они хотят, чтобы дети делали по-другому, чтобы дети смотрели все избирательно, делали все избирательно, общались со всеми избирательно. И это что, как это называется? Утопия. Это просто миф, такого никогда не будет. Потому что дети будут копировать то, что делают родители. Если родители не встают, когда положено - дети не будут вставать, когда положено. Родители едят что попало, когда попало – дети будут есть что попало, когда попало. Родители общаются с кем попало – дети будут общаться с кем попало. Просто разница то в чем заключается? Так как в обществе деградация нарастает, разница будет заключаться в том, что родители, общаясь с кем попало, получают такой вот результат – просто испорченное настроение, а дети, общаясь с кем попало, получают проституцию, наркоманию, алкоголизм, бандитизм. Понимаете идею?

00:18:28 Общество больное, зараженное, зараженное вот этим вирусом безверия – отсутствия цели в жизни, отсутствия чего-то важного. Вот этот цинизм, то есть что самое важное - это деньги, это цинизм называется, эта сила психическая проникла в наш очень глубоко. Большинство людей считают, что так оно и есть на самом деле и живут по этим принципам, и это все разрушает их жизнь. И разрушение начинается с семьи, и заканчивается детьми, то есть цветами, которые человек хочет в своей жизни получить. Потому что самый главный цветок в жизни – это ребенок. И когда этот цветок пахнет не тем, чем хотелось бы, тогда получается совсем плохо. Результат отсутствия разумной жизни – неразумное существование.

00:19:24 Веды описывают, что 8 миллионов 400 тысяч форм жизней, вот допустим, деревья – это одна форма жизни, трава – это другая форма жизни, человечество – это третья форма жизни. Всего 8 миллионов 400 тысяч форм жизней у нас во Вселенной, из них 400 тысяч разумных. Из этих 400 тысяч разумных человечество находится в десятке неразумных, самых неразумных из всех разумных. Мы-то думали, да, мы крутые? А вот веды описывают, что у нас только зачатки разума, у нас разум в зачаточном состоянии находится, понимаете.

00:20:10 Как определить силу разума? Сила разума определяется нравственной культурой, ценностями, верой, порядочностью человека. Мы путаем разум с умом, мы считаем, что у нас развитая цивилизация. Мнение вед: «Знать наизусть энциклопедию – это не деятельность разума, это деятельность ума». Дальше, технический прогресс – это деятельность ума, это не деятельность разума. Мы с помощью своего разума достигли того, что у нас теперь стиральная машина ловит белье на лету. Ну хорошо, это не деятельность разума, это деятельность ума. Технический прогресс, комфорт мы себе создаем – это не деятельность разума, это деятельность ума.

00:21:19 Деятельность разума означает победа над собой, означает, что человек способен правильно общаться, способен уничтожить в себе вредные привычки, человек способен в позитивном умонастроении находиться постоянно, человек способен победить себя в каких-то вопросах жизненно важных, он способен вылечить болезнь внутри себя, которая сидит, тоже надо правильно настроиться. Человек способен воспитать ребенка или наладить отношения в семье. Вот допустим, семья рушиться, и он способен сделать так, общаться, что жена… как определить, что человек психолог? Вот допустим, у него жена буянит, он раз её успокоил, и смог с ней договориться. Ведь на самом деле на наш ум не нажмешь, на близких людей невозможно нажимать, сфера отношений с близкими людьми очень тонка. Есть производственные отношения, там можно нажимать.

00:22:22 Допустим, есть подчиненные на производстве, ты можешь им сказать: «Делайте то-то и то-то», и они будут делать. Почему? Потому что нет сильной привязанности между этими людьми, формальные отношения означают, не очень много энергии в них вкладывается. Люди собрались для того, чтобы иметь какие-то средства на жизнь вместе. «Делайте то-то и то-то», - строго, допустим, пускай в голосе присутствует какой-то негатив. Но ничего страшного, люди делают, никаких проблем особо, допустим, не нравится – хорошо, но они сильно глубоко в сердце не берут.

00:23:00 Второй вариант, допустим, муж жене говорит: «Делай то-то и то-то», и он вкладывает ту же самую силу, но результат будет ужасным, почему? Потому что связь очень сильна. И она восстает против такого тона, она понимает, что ей надо то-то делать, но она не может это делать, потому что он сказал неправильно. А почему он сказал неправильно? Потому что он сказал без вложения энергии разума. Просто сказал потому, что его раздражает это. Это раздражение он просто передал ей. А надо было как сказать? Надо сначала раздражение убрать внутри себя, и с позитивным настроем надо было это сказать. И тогда у нее включился бы разум, она бы поняла: «Вот оно что, вот как я должна делать». Вот такие отношения, основанные на любви, работе надо собой, основанные на сотрудничестве, то есть основанные на общении, они меняют семейную жизнь. Воспитывать детей, воспитывать друг друга, если родители друг друга не могут воспитывать, они не могут воспитывать детей, это не возможно.

00:24:22 Эмоциональное общение рушит семью, эмоциональное общение означает неразумное общение. «Ну, я тебе говорила или нет, что так вот надо делать. Я тебе говорила?» – это какое общение? Эмоциональное. «А я тебе что, говорил или не говорил», - это эмоциональное общение. У женщины такие высокие эмоции, высокий тон, у мужчины – грубый, низкий тон. Но это тоже эмоции. Попробуйте после сегодняшней лекции не эмоционально общаться с близкими людьми. Допустим, какая-то есть трудная проблема, её невозможно решить. Часто близкие люди живут годами и уже привыкают, что проблема не решена, и они не знают как решить, у них нет сил, они не понимают как решить. У них даже нет веры, что её вообще можно решить.

00:25:14 Ну, допустим, муж обманывает. Жена не хочет, чтобы муж обманывал. Он обманывает по мелочам, какие-то глупости, допустим. «Ты встречался сегодня с этим человеком?» - «Нет, не встречался», хотя сам встречался. Ну зачем он это делает? Он чего-то боится, что она его осудит и т.д. Она хочет, чтобы он её не обманывал, и она не может решить эту проблему. Проходят годы, он продолжает обманывать её, и она думает, что он такой просто по жизни обманщик и его не изменить. Это так? Тишина, тишина в студии. Здесь работает просто арифметика. Сила вашего разума минус сила недостатка характера близкого человека равно или минус, или ноль, или плюс. Понимаете, о чем я говорю?

00:26:20 Если силы разума не хватает, то будет минус результатом. То есть отрицательная черта характера будет только возрастать, если вы, допустим, называется «подливать масла в огонь». Вы тему задеваете, а она ещё больше разрастается. Потому что в каком ключе она обсуждается? В эмоциональном, вы осуждаете проблему, вас она раздражает. А надо её сначала победить в своем разуме, и сказать: «Мой дорогой, ты же у меня такой правдивый вообще, такой правдивый. Ну, это просто замкнуло тебя там с этим мужиком. Так ты у меня такой вообще!» - Но это надо сначала в это поверить, чтобы вести себя так. Это очень трудно сделать. Надо пересилить его, вот эту черту характера.

00:27:22 Или сын, допустим, он не любит делать зарядку. И не надо заставлять, нельзя заставлять, это не поможет. Надо вдохновить, надо сказать: «Сынок, пойдем, пойдем со мной, сегодня утром мы с тобой будем классными вещами заниматься». И поставить его рядом: «Смотри, ты будешь только смотреть, а я буду делать зарядку». Он говорит: «Хорошо, пойдет, это меня устраивает». Но главное, общение, у него не хватает энергии психической. Надо сначала первое что, это человека понять. Чтобы его понять, надо с эмоции сойти. Бывают люди, у которых мало силы, у них Сатурн слабо на них влияет, у них нет силы делать зарядку. Им нужно сначала много внутренней энергии, чтобы они потом это делали. Надо рядом с ним делать зарядку, и он раз – начинает делать её рядом с мамой. Она: «Ага, рядом со мной ты делаешь, а один не хочешь». Так в этом и суть заключается этого человека, что ему не хватает силы, надо давать, надо позитивно мыслить. И мама рядом с ним делает зарядку год-два, а потом он набирается силы и сам встаёт потихонечку, начинает делать зарядку.

00:28:35 Вот это цена, которую надо отдать для того, чтобы привилась хорошая черта характера у ребенка, ведь она плохая то не просто так возникает. Вы на меня смотрите, я здесь. Видите, вы отвлекаетесь сразу, раз – кто-то с камерой подошел, вы сразу раз на него. Там ничего нет, здесь есть. Не отвлекайтесь, разум должен работать, впитывать. В жизни мы постоянно отвлекаемся, мы не можем сосредоточиться. Способность сосредотачиваться – это тоже деятельность разума, нацелить, выбрать цель, целеустремленность, сосредоточенность. Понимаете, это очень важная идея, что если у близкого человека есть какой-то недостаток, и он культивирует его, допустим он алкоголик. Это означает, что у меня нет разума, чтобы с этим справиться, вот и все. Потому что два близких человека в семье, как единое целое живут. Они как монолит, как одна система, если один такой, то и второй такой. Просто в психике женщины это так проявляется, в психике мужчины это так.

00:29:56 Допустим женщина не может дарить любовь в семье, значит мужчина будет пить. Если мужчина не может дарить любовь женщине, то женщина будет груба, вести себя очень эмоционально будет. Чем больше муж дает женщине любви, заботы, тем она спокойней будет, она успокаивается. Чем меньше он ей заботы дает, тем она начинает распущенней себя вести, эмоциональней. Чем женщина больше любви мужчине дает, бескорыстия своего разума, энергии разума, чем больше дает женщина мужчине, тем он становится мужественней, стойкость у него возникает волевая. Чем меньше дает, тем он становится более безвольным, как тряпка. Мы можем видеть в себе, что вот мне не додает мой близкий человек, то, что мы не додаем другому человеку, это для нас тайна. Потому что очень трудно понять, чего нам надо делать по отношению к другим, это понимание живёт в разуме.

00:31:06 В уме живёт понимание того, что нам самим нужно. Допустим, женщина очень хорошо, любая женщина… не надо быть сильно разумным, она хорошо знает, что должен мужчина ей делать, для нее. Каждая женщина хорошо понимает, каким должен быть мужчина. Ко мне часто такие одинокие женщины приходят на прием. Вот была позавчера одна женщина, подошла ко мне и говорит: «Я – говорит, - не хочу богатства, я не хочу положения в обществе». - Я думаю: «Господи, неужели она Бога хочет». - «Я не хочу квартиру. Мне нужен только мужчина». Я говорю: «Ну, вы не сильно возвысились в своих целях. Так это же было самое главное, что есть в жизни, квартира – это все ерунда». И мы начали с ней общаться. И оказалось, что она не знает, что она должна делать для того, чтобы кто-то привлекся ею, у нее нет этого понимания. Она очень хорошо знает, кто ей нужен, картинка в её голове очень хорошо нарисована. Но что она для этой картинки сама должна сделать, она вообще ноль. Я говорю: «Вот как вам такого мужчину надо привлечь? - И начал ей рассказывать, - «Вы должны быть такой-то, такой-то, такой-то». Она говорит: «Да вы что? Да?» - такая в недоумении. – «Зря что ли все?». Вот так вот.

00:32:58 Сегодня у нас вступительная лекция. Мы с вами беседуем на эту тему, чтобы примерно хотя бы что-то понять, пытаемся саму структуру, саму деятельность разума понять, как она работает. Разум в благости. Есть материальный разум делится на три составляющие: есть благостный разум, страстный и невежественный. Благостный разум, по сути, не материальный разум, это смесь духовного и материального разума, который духовный разум пересиливает. Страстный разум – тоже смесь, но духовный разум в нём слабее, чем материальный. И невежественный разум состоит в основном из одного материального разума.

00:33:53 Итак, как действует разум в благости. Разум в благости всегда способен определить, чего в жизни следует делать и чего не следует. То есть что у человека работает? Интуиция, она работает правильно. Интуиция свободна от желаний. Допустим, человеку говорят, как определить, что интуиция сработала. Человек говорит: «Мне вот это надо в жизни делать, вот это! Я чувствую, я чувствую! Вот так надо делать, туда!» - И человек такой рядом: «Ну как туда? Там же плохо». Это вот здравый смысл говорит: «Вот то-то, то-то, то-то будет, если ты туда пойдешь». – «Нет. Это все правильно, но интуиция мне говорит, что это мое, вот мне туда». Это интуиция говорит, нет? Это что говорит? Желание. Это просто желание, человек хочет вот туда. Никакой интуиции здесь нет.

00:35:03 Интуиция когда говорит, желание спит. Интуиция часто подсказывает то, что неприятно знать. Допустим, интуиция говорит: «Замуж за этого человека не выходи, «в снег башка попадет – больно будет». Интуиция спокойно так говорит об этом. А желание говорит: «Заткнись. Я его люблю». Интуиция когда говорит, желание должно спать. Но мы не можем усыпить желание, потому что разум слабее, поэтому часто мы ошибаемся в жизни. Интуиция – это сила, которая не имеет эмоций. Она бывает очень спокойна и холодна. Когда, допустим, женщина видит своё счастье, она видит мужчину, который может принести ей счастье. Интуиция говорит спокойно и холодно: «С этим человеком ты будешь счастлива» - спокойно и холодно, она принимает в жизнь свою. Точно также когда видит мужчину, интуиция говорит ей сразу же: «С этим человеком ты будешь несчастлива». И она спокойно должна это тоже принять, без всяких эмоций. Потому что когда включаются эмоции, что происходит? Выключается разум. Разум выключается, начинаются оправдания: «Да нет, все нормально будет, все будет хорошо», и так потом рушатся жизни.

00:36:41 Но когда человек женится, он уже должен дальше жить, он должен. Значит это его судьба, надо значит у тебя такие возможности в жизни, такая разумность, ты значит должен в этой жизни пытаться как-то дальше действовать. Итак, что следует, что не следует делать. Разум в благости, когда он находится, он может это определить. Дальше, чего следует опасаться в жизни, чего не следует опасаться. Страх – функция или животная или разумная, одно из двух. Некоторые люди говорят, что разумные люди ничего не боятся. Это неправда. Разумные люди боятся, но у них нет страха. То есть они опасаются, разумные люди предостерегаются. Они не знают, куда нужно, куда не нужно в своей жизни идти, что можно делать, что нельзя. Разумные люди очень хорошо в этом разбираются. Есть бесстрашные люди (бесшабашные), это не бесстрашие, это отсутствие разума.

00:37:49 Иногда человек не знает, куда идти, куда не идти. Ко мне пришел на лекцию один мужчина вчера, и мы с ним говорили. Он говорит: «Что-то жить стало тяжело». У него такой знаете, бывают такие здоровые конституции у людей. Вот здоровая конституция означает, очень много здоровья у людей с прошлых жизней накопилось. И он говорит: «Что-то жить становится тяжело». Я говорю: «Вы наверное занимаетесь как-то собой? У вас здоровая конституция». Он говорит: «Ну да, занимаюсь». Я говорю: «А что вы делаете?» - «Ну, раз месяц в теннис играю». Я говорю: «А ещё что вы делаете?» - «Больше ничего». – «А вообще как живете?» - И смотрю, ложиться спать в полвторого ночи, встаёт в 9 утра, наедается на ночь, а иногда напивается, а не наедается, и пьет не воду, а что-то другое. И человек говорит: «Что-то плохо жить становится». И я смотрю, его хороший период жизни заканчивается, дальше все хуже и хуже, хуже и хуже будет… И он ещё сам этого не знает, это только начало. Он как бы истратил все своё благочестие и теперь все, точку надо ставить.

00:39:15 Иногда человек живёт вот так, гуляет, живёт как хочет, а потом бац – кончилась энергия. Он уже не может так дальше жить, он думает: «Что это такое?», и песни такие поет есенинские. Как там? «Был душой я молод, а теперь старик» - кончилась энергия. Некоторые люди вот так вот на заводе и живут, а потом жизнь кончается у них, они спиваются, скуриваются, сгуливаются и т.д. Это признак того, что человек никогда не работал со своим разумом, понимаете? Это значит, что у него нет силы. Он никогда не культивировал в себе эту силу. В этом заключается проблема, а не в чем-то другом. Но разум нужен человеку не только в том, чтобы работать над собой.

00:40:26 Иногда ко мне приходят люди, спрашивают, как общаться в коллективе, как сохранить производство, рушится производство, допустим. Иногда благочестие может быть, человек не знает, не культивирует разум, но у него внутри есть сила, которая дает ему возможность держать коллектив. А потом раз – эта сила сама по себе кончается, и здесь уже надо проявлять разум, надо знать, как это делать, чтобы люди рядом с тобой оставались, нужно иметь силу внутреннюю. Люди держаться из счастья, энергии счастья, исходящей от начальника. Счастье означает, что дальше будет в будущем, все будет хорошо. Он должен источать это благочестие из себя, его психика должна им гарантировать. «Петрович, ну что ты волнуешься, у нас все поправится, все хорошо». – «Точно?» - «Конечно». – «Ну ладно, пошел работать дальше». То есть все питаются энергией от начальника, вот этой верой его в то, что все будет нормально. Начальник сломался, он не верит, что все будет хорошо - все рушится, весь коллектив деморализован психически, не может работать. Почему начальник сломался? Не хватило разума, не хватило энергии разума устоять, вера рухнула. Эта же вера, это вполне конкретная вещь, это не фантасмагория. Можно улыбаться, можно не улыбаться, но люди чувствуют, что в тебе нет веры.

00:42:03 Допустим, идет сражение, и полководец ведет всех вперед. В какой-то момент раз – его вера пошатнулась, что мы победим. Что произойдет в этот момент? Все солдаты вот так воткнуться, они не смогут дальше сражаться нормально. Ведь это происходит в считанную секунду, вот идет сражение, раз секунда - и все, вся армия начинает отступать, все вместе начинают отступать. Почему так происходит? Потому что у полководца вера закончилась, он сломался психически. Поэтому, на самом деле, сражение – это война полководцев, это не война солдат. Солдаты находятся под влиянием этой силы, которая исходит от полководца. И допустим, как проходила Куликовская битва, это описано в летописи. Куликовскую битву проводил кто? Сергий Радонежский, он молился сидел в своей кельи 12 дней. А в это время солдаты под силой его веры сражались и победили. Потому что он не ел, не пил и не спал всё это время. Он сражался сам, это его было сражение.

00:43:23 Точно также сохраняется семья или разрушается, точно также воспитываются дети, точно также человек добивается чего-то в своей жизни с помощью своей внутренней силы. Но быть начальником – это не вера, это результат веры. Если человек имеет какую-то возвышенную цель в жизни, он может руководить людьми, у него есть на это силы благородные, которые будут собирать благородных людей. Ведь люди могут собираться по разным мотивам. Если у человека нет благородных целей, вокруг него такие люди липнут. А если у него есть благородные, то вокруг него благородные люди начинают собираться. Мы не знаем свою цель, в этом проблема заключается. Есть два способа относиться к цели. Если человек не культивировал в себе, в своей жизни цель, значит цель выбирает его сама. И как она выберет? Она выберет таким образом, твоя цель – закончить институт, твоя цель – родить ребенка и вырастить его, твоя цель – построить дом, твоя цель – купить квартиру. Когда человек выбирает такую цель, он входит в состояние страсти, и жизнь его меняется полностью. Он живёт совсем по другой схеме, которая напрягает человека, рушит отношения, делает холод в отношениях, рушит волю человека, забирает у него все свободное время, забирает у него здоровье, забирает у него хорошие отношения и т. д. Разум страсти так действует.

00:45:00 Когда человек в страсти находится, он не может отличить, правильно он поступает или нет, для него это тьма, он не может понять. Он, допустим, не знает, надо квартиру расширять или нет. Вроде бы тесновато жить, он не знает. И только страдания отрезвляют человека в страсти. Есть такая история по этому поводу, с квартирой, с разумом, история про мудреца, я вот вас сейчас немножко рассмешу, вы устали. Один человек очень сильно страдал, очень тесно было жить в комнате одной. И он пришел к мудрому человеку на прием. И тот ему сказал: «Есть только один способ избавиться от этого, потому что в ближайшее время ты не сможешь расширить свою квартиру». Он говорит: «Как же мне не страдать? Скажи, я все сделаю». Тот говорит: «Точно сделаешь? Ну это очень трудно будет сделать». – «Точно сделаю». – «Купи козла». Купил козла, через две недели приходит: «Господи, что же делать? Этот козел везде какает, у нас и так было тесно, теперь этот козел…Он там постоянно орет, какает, пинается копытами. Пожалуйста, сделай что-нибудь, чтобы мы были счастливыми, ты меня обманул, наверное». - «Нет, я тебя не обманул, все правильно. Продай козла». Продал козла, через три недели приходит: «У нас так классно жить! Козла нет, все хорошо теперь у нас дома». Понимаете идею?

00:46:45 То есть человек с помощью сравнения, с помощью страдания он познал, что у него не самое плохое положение в его жизни. Иногда страдания заставляют человека быть счастливым, а иногда знания. Мы с вами собрались здесь для того, чтобы понять, как быть счастливыми с помощью знания. И на следующих лекциях мы будем развивать эту тему, будем пытаться это понять. Разум страсти, он не понимает до конца, что правильно делать, ну что по совести делать, а что не по совести, ему очень трудно это понять, разум страсти не может это определить. Например, наше государство современное, оно обладает непомерными налогами, и как бы само обманывает людей. И человек, если он находится в страсти, он не понимает, то ли надо платить налоги, то ли не надо. Пора заканчивать лекцию, да? Хорошо, закругляемся, будем сейчас закругляться.

00:47:54 Вот, и разум в невежестве действует ещё интереснее. Разум в невежестве, он запрещенное действие считает правильным, а правильное действие его пугает. Разум в невежестве действует прямо наоборот. Дальше, этот разум, он себя вообще никак не проявляет в жизни, то есть никакого энтузиазма, то есть разум в невежестве, у него есть просто дурь, удаль такая. То есть человек просто животные свои чувства раскрывает и все, таким образом он действует и т. д. Мы будем всё это изучать дальше, попытаемся понять, что такое разум, как он действует и как работать над собой, подробней у нас будет это в следующих лекциях.

00:48:48 Какие у вас вопросы? Давайте или записки, или так можно называйте вслух. Может что-то непонятно. Давайте активней, смелее, можно говорить всё, что вы считаете нужным. «Как вы относитесь к международным бракам? Как строить отношения, когда есть языковой барьер и разница культур». Давайте, если говорить о браках международных, то возьмем несколько категорий, несколько критериев, которые вы должны понять. Первый вариант, человек другой национальности вырос в вашем городе - это один вариант. Человек вырос в другой культуре - это второй вариант. Если человек вырос в другой культуре, то как должны развиваться отношения? У мужчины разум имеет более устойчивую природу, у женщины разум имеет более гибкую природу. Если женщина решилась выйти замуж за человека, который из другой культуры, она должна хотя бы формально первое время, то есть хотя бы формально, должна принять его культуру в своё сердце. Иначе нет смысла этого делать - выходить замуж за этого человека.

00:50:11 Есть три понятия, которые вы должны… разобраться в этом вопросе. Первое понятие – это национальные особенности человека, второе понятие – это культурные особенности и третье понятие – это религиозные особенности. Все три понятия женщина должна принять. Национальные особенности проявляются в темпераменте человека, они всегда существуют и от них никуда не денешься. Разные нации – разные темпераменты, и, причем, разница очень большая может быть, надо просто это принять. Дальше, культурные особенности. Прежде всего, культурные особенности касаются взаимоотношений в семье. Допустим, если брать крайность, то в восточных странах женщина уже воспитывается очень сильно зависимой от мужа. А вот допустим в Америке, женщина уже воспитывается с детских лет абсолютно независимой от мужчины. Если восточный человек берет американку, что получается? Веселая жизнь. Но она должна принять его культуру, что крайне сложно для женщины. Вот поэтому, чем больше разницы в культуре, тем больше разницы в отношениях между мужчиной и женщиной. Чем больше эта разница, тем тяжелее жить в совместной жизни.

00:51:45 Но есть ещё одна особенность, это религиозная особенность, ещё тяжелее. Согласно ведическому знанию, человек практически не способен поменять свою веру. Нельзя насильно, человек не может насильно поменять свою веру. Поэтому женщинам советуется внешне следовать ритуалам религии мужа, но при этом в сердце культивировать свою веру. И никто не будет против этого, никто не будет против веры женщины, никакой мужчина, если внешне она принимает веру мужа. И говорит: «Я согласна с твоей верой, буду всему следовать, ему главное, это внешнее следование».

00:52:24 «Как нужно изменить отношения, если все твои действия приносят страдания другому человеку». Если все твои действия приносят страдания другому человеку, значит, ты действуешь с платформы ума. Для того, чтобы начать действовать с платформы разума, для этого сначала начать общаться с людьми, которые действуют точно также, с платформы разума. Потом, вдохновившись ими, этими людьми, надо начать практиковать тренировку разума. Потом, когда разум станет сильнее, дальше надо учиться не эмоционально общаться, общаться с позиции нравственной чистоты, очень мягко, спокойно, не эмоционально пытаться объяснить близкому человеку. Если он не хочет слушать, не привязываться, отстраняться от него и ждать, когда наступит контакт, выполнять перед ним с любовью свои обязанности. Когда близкому человеку делать что-то приятное, у него сердце открывается. И вместе с этим у него также возникает что еще? Он начинает наглеть. Потому что, когда близкому человеку что-то делать, он к этому привыкает, мы об этом говорили, он привыкает к этому и начинает наглеть.

00:53:47 Поэтому существует второе ещё действие, которое тоже связано с разумом. Второе действие означает, что когда близкий человек наглеет, надо от него немножко отстраниться и показать, что у тебя есть достоинство. И когда вот это вот ты делаешь близкому человеку очень приятное, и если он ведет себя не так, ты отстраняешься от него, в это время у близкого человека по отношению к тебе формируется уважение. Многие люди живут годами, не имея никакого уважения по отношению друг к другу. Уважение должно формироваться, и это требует времени. Уважение не означает только по шерстки гладить, понимаете, уважение означает и то, и это. Но никогда не должно быть конфликтов, скандалы означают срыв в отношениях. Когда есть ругань, надо каждому измениться, и тот, и другой. Это срыв, а срывов не должно быть. Никогда с платформы разума в отношениях не надо сходить. Надо всегда стараться действовать из позиции очень спокойного общения, не эмоционального, спокойного, рассудительного общения, без давления без всякого к близкому человеку. Нет давления означает, ты не привязан к результату, он может поступать, как он считает нужным, он свободный человек. «Мне лучше, чтобы ты сделал вот так», понимаете, объяснять с любовью. Если есть уважение, значит будет результат.

00:55:18 Три типа зрелости отношений. Первый уровень отношений – отношения, которые преследуют мир. То есть, если нет никаких отношений нормальных, то первое, что нужно – мир. Мир означает делать все что угодно, главное, чтобы мы с тобой не ругались. Мир означает, что мы не требуем друг от друга ничего, никаких требований, просто попытка вместе жить и не ругаться. Я принимаю близкого человека какой он есть, все. Вот он пускай живёт как хочет, я ничего не прошу, и ты ничего не просишь, все, мы в мире пытаемся жить. Второй уровень отношений - это отношения, в которых появляется что? Уважение, то есть они начинают общаться с уважением. И третий уровень отношений – это отношения доверительные. То есть люди начинают открывать сердце друг другу, начинают верить друг в друга и начинают думать, что у нас в жизни все будет хорошо. Вера в отношениях появляется только на третьем уровне. И чтобы она появилась, надо очень много работать над отношениями. Даже односторонне когда человек работает, вторая сторона потом тоже принимает.

00:56:33 «Даже если ты поступаешь неосознанно...Так происходит, если ты…». Конечно, так происходит, когда ты поступаешь неосознанно. Я же об этом и говорю, что поэтому и ругань возникает, эмоции, потому что она поступает неосознанно. Если бы мы поступали осознанно, ничего бы этого не было. Вот это автоматическое желание грубости там, это же не то, чтобы мы хотим грубить, это все неосознанно происходит, потому что разума не хватает, силы разума не хватает поступать осознанно.

00:57:12 «Можно ли с помощью драгоценных камней значительно улучшить здоровье». У меня есть ассистент здесь, Слава, он будет все вопросы со здоровьем решать. Он будет решать, а я буду решать другие вопросы. Он будет все рассказывать, как надо купаться, как чего.

00:57:40 «Какое значение имеет язык для народа, нации, в частности Украины». Большое значение имеет язык. В каждой стране есть свои культурные особенности, они связанны с вкусом к счастью тех людей, которые живут в этой стране. Язык является олицетворением вкуса к счастью. И в этой территории, вот на этой местности, которой вы здесь живете, на том языке, на котором говорят эти люди с древних времен, этот язык более подходящий, он более приятен, он более слажен, понимаете, о чем я говорю? Но во всём не должно быть крайности. Допустим, когда в Латвии произошли вот эти перемены, я туда часто езжу, я вижу, что есть люди обделенные, потому что с ними никто не хочет разговаривать. Ну, допустим, ты приходишь в магазин и по-русски говоришь: «Дайте мне хлеба», ты не знаешь латышский, и человек тебя не слышит, хотя она тоже знает русский язык, она выросла тоже в этой стране. Поэтому это уже крайность, то есть ей не дают хлеба просто, ей надо по-латышски сказать. Ну, это уже крайность, правильно? Если ты слышишь, что надо дать хлеб, ну возьми и дай хлеб, зачем издеваться над человеком. То есть одно дело язык, а другое дело вражда, это разные вещи.

00:59:14 «Моя девушка любит дискотеки, а я нет, но мне приходится с ней ходить. Пока она танцует, я просто сижу за столиком и вслух желаю всем счастья». Человек не танцует, человек сидит: «Я желаю вам всем счастья. Я не танцую на этих дискотеках, я хороший, а вы плохие. Я желаю вам всем счастья, особенно, если вы танцуете с моей девушкой, вообще вам всем счастья желаю». «Скажите, правильно ли я делаю, есть ли в этом смысл». Нет, ну желать счастья надо не вслух, а шепотом, понимаете? Потому что разумная деятельность подразумевает всегда определённый этикет. Разумный человек никогда свою разумность напоказ не выставляет. И наоборот, неразумный человек всегда пытается выглядеть разумным, потому что одно дело быть разумным, а другое дело выглядеть разумным. Удивительно знать, что если человек по-настоящему разумен, то он не хочет выглядеть разумным. А если человек пытается выглядеть разумным, значит он не разумен.

01:00:56 Ко мне вчера на приём пришел один молодой человек и сказал: «Как стать искренним? Я постоянно пытаюсь кем-то выглядеть». Я ему говорю: «А вы не бойтесь, вы боитесь просто. Вы боитесь за то, как люди вас воспримут. А пускай они вас воспримут таким, какой вы есть, какие проблемы? Вот какой вы есть, пускай так они и думают о вас». Страшно, да? Иногда человек не хочет этого. Почему? Потому что он несерьезно относится к себе как к личности. Он не верит в себя, как личность, он не верит, что он может себя победить, он не верит, что он может работать над собой и т. д., поэтому он играет в жизни. Некоторые люди живут, а некоторые играют в жизни. Надо научиться жить. Чтобы научиться жить, надо честно к себе относиться. Но для этого надо выполнять перед собой задания. Допустим, я хочу завтра встать пораньше. Надо встать пораньше, чтобы не стоило. И в этом заключается идея жизни. Жить означает разумное существование.

01:02:11 «Какой должна быть современная женщина, чтобы привлечь мужчину?» В смысле? Вообще мужчину что ли? «Какие женщины нравятся разумным, почеркиваю, разумным мужчинам». Разумным мужчинам нравятся разумные женщины. Сейчас объясню, как это выглядит. Сейчас женщинам тренировку устроим. Возьмите перед собой мужчину мысленно. Возьмите мужчину перед собой представьте, ну своего мужа допустим или любимого там. Представьте и настройтесь на него, и мысленно сопоставьте, не по росту, а сопоставьте психически. Вы выше его или он выше вас находится? Вот кто выше кого? Если вы выше его, типа он такой «послабее меня мужик, послабее, не дотягивает мужичок мой». Это значит, что вы не разумная женщина. Таким женщинам кажется, что они разумные, а мужик не дотягивает. Но такие женщины, которые так чувствуют, не разумные на самом деле, у них не хватает разума правильно себя вести. И наоборот, если женщина чувствует, что она ниже мужа, значит она разумная. Попытайтесь, потренируйтесь.

01:04:11 Есть два проявления разума, гордость означает отсутствие разума, а смирение означает сила разума. Мужчина смиренно себя ведет по отношению к жизни, то есть он смиренно себя в общество дает, он смиренно относится к своей судьбе, к тому, что его окружают те события, как он будет работать в жизни, смиренно очень. Женщина смиренно относится к своему собственному мужу. Вот в этом заключается разница между психикой женщины и мужчины. Разумный человек так поступает.

01:04:51 Давайте сейчас попытаемся потренироваться. Будем тренироваться? Сейчас будем повторять: «Я желаю всем счастья». Есть два вида повторения «я желаю всем счастья», есть эмоциональное повторение, есть разумное. Разумное повторение означает благословение. То есть вы должны благословлять окружающих людей, чтобы они были счастливы. Понимаете, что такое благословение? Когда мать благословляет сына: «Сынок, ты останешься живым, ты не погибнешь в бою». Вот так она говорит, вот твердость такая, сила внутри, это благословение. А эмоциональное означает: «Сынок, не умирай!!!», понимаете? Так вот, «я желаю всем счастья», тоже есть два варианта – есть разумное, есть неразумное. Разумное «я желаю всем счастья» человек внимательно повторяе и пытается благословение дать внутреннее, он об этом думает, его слова, они являются отражением его психического состояние. А эмоциональное повторение «я желаю всем счастья» означает, что человек хочет показать, что он на самом деле всем счастья желает. Он как делает? «Я желаю все счастья! Я желаю всем счастья!!» - Так не надо повторять, надо повторять очень спокойно, давайте учиться быть разумными. Все вместе это делаем, спокойно повторяем, я буду менять интонацию, чтобы внутри какие-то определённые процессы происходили, а вы следуйте. Я желаю всем счастья, я желаю всем счастья.

транскрибирование: Инна Толочная | Запорожье | Украина | 26 September 2012