Формула мира

Владивосток - 26 February 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:03:27 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 2948 | скачано: 1979 | избрано: 32
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Заставка] Каждый вторник… в 11 утра… прямой эфир… из Владивостока… Тушкин Василий Рюрикович «Самое сокровенное знание» только на Аюрведа радио и только для вас.

00:00:20 [Ведущая] Добрый день, уважаемые радиослушатели. Рада приветствовать все тех, кто собрался в этот ранний час по Москве, по крайней мере, 11 утра у нас в Москве, дабы послушать лекцию Тушкина Василия Рюриковича. А более подробно, я скажу вам, что сегодня у нас будет «Самое сокровенное знание», как и каждый вторник на тема «Формула мира». И всё это в прямом эфире из Владивостока, филолог-востоковед, специалист в области ведической культуры – Тушкин Василий Рюрикович. Добрый день, Василий Рюрикович.
[Тушкин В.Р.] Здравствуйте.
[Ведущая] Здравствуйте. Итак, я тему уже объявила. Вопросы, которые были, эээ… на вопросы, которые мы не успели ответить в прошлой передаче, я думаю, мы ответим после данного эфира, а также ждем новых вопросов от наших радиослушателей. И теперь я с удовольствием слово передаю вам.

00:01:05 [Тушкин В.Р.] Итак, сегодня у нас на очереди лекция из курса «Самое сокровенное знание», которая называется «Формула мира». Тема кажется достаточно актуальной, потому что мы живем в эпоху конфликта. Мы видим, что постоянно что-то происходит, какие-то локальные, может быть, небольшие конфликты, которые иногда имеют в себе угрозу расширения. И люди постоянно боятся, что эти маленькие конфликты могут перерасти в большие, потому что гибнут люди, теряется стабильность жизни, и, вообще, как бы так сказать, равновесие в мире очень и очень, такое, хрупкое. Аааа… как так происходит? Почему так получается, что, с одной стороны, люди, вроде бы, развиваются, глупцами их не назовешь, в то же время, по идее, с ростом знания информации, должна расти стабильность жизнь. Но мы видим, что происходят прямо противоположные тенденции. Люди, буквально балансируют для того, чтобы микроконфликт не превратился в большой конфликт.

00:02:21 Получается какой-то такой, вот, странный парадокс, что, с одной стороны, вот, ушедший 20 век или наступивший 21 век, это большой скачок в науке, технике. Но именно, почему-то, например, тот же самый 20 век стал веком, в котором насилие по количеству жертв в 8 раз превзошло 19 веков, предыдущих по христианской истории. Только вдумайтесь, один 20 век, пока 21 не берем в расчеты, один 20 век все 19 веков христианской истории в 8 раз превзошел по количеству жертв. Почему такое? И если это действительно век прогресса, то почему насилие возрастает с такой степ, в такой степени? А… Я думаю, что у каждого, конечно, человека есть свой ответ на этот вопрос, вот, что появилась техника такая, что такие виды оружия, как атомное, водородное, нейтронное, ядерное, там, химическое, бактериологическое, которое за считанные минуты способно уничтожить сотни тысяч, даже миллионы людей. Но, ведь всё это в руках человека разумного. По меньшей мере, он так себя называет [homosapiens] – человек разумный.

00:03:43 И мы видим, что люди научились манипулировать ракетами, но они не научились управлять своими чувствами. Какие-то мельчайшие провокации способны вызвать у них обиды, вот, желание отомстить, и так далее, прошлый раз мы говорили на эту тему о шести внутренних врагах, это вожделение, гнев, жадность, безумие, иллюзия, такие, зависть, такие состояния, которые находятся у нас внутри, в нашем сердце, которым мы потеряли контакт с Богом. И поэтому теперь эту внутреннюю пустоту необходимо заполнить какими-то внешними вещами. И мы пытаемся теперь во внешнем мире конкурировать. Одна страна у другой пытается какую-то территорию отвоевать или отспорить, вот. Люди пытаются, так сказать, кого-то вытеснить, занять больше места под солнцем. То есть мы видим, что внутренний мир перестал быть полем деятельности человека. Теперь полем деятельности человека стал внешний мир. Передел собственности, передел земли, передел рынков сбыта, источников сырья, то есть, практически, люди сосредоточены на внешнем. И когда вот эти, вот, 6 внутренних врагов, о которых мы говорили в прошлый раз, живут внутри, и активно мы их ещё выращиваем, и внешняя среда их поддерживает. То тогда эти 6 врагов изнутри выходят наружу, и как раз, вот, они и проявляются в форме всевозможных конфликтов, войн, и так далее.

00:05:40 Итак, удивительная вещь, что сейчас людей невозможно обвинить в какой-то неграмотности, они знают столько, сколько никогда люди не знали, в плане объема. Сейчас информационный бум. Итак, неграмотность нельзя назвать причиной конфликтов, потому что все ходят в школу, так называемый современный храм науки, обязательное образование для всех. Но мы знаем, что, например, в той же самой Америке на воротах в школе стоят металлоискатели, которые обнаруживают у учеников оружие, или взрывчатку, или что-то ещё такое, опасное, ножи, потому что участились случаи насилия, когда какой-нибудь человек, совершенно, с какими-то сумасшедшими склонностями, расстреливает людей, учеников, учителей в школе или в каком-нибудь университете. Вот, и, как такое может быть, что люди, с одной стороны, получают там образование, но вследствие этого образования, по своему поведению, становятся все большими и большими дикарями? Как, вообще, такое может быть?

00:06:48 Я, вот, недавно прочитал в Интернете статью, как в Англии появилось такое явление [happy slapping], которое перекочевало уже к нам в Россию. [happy slapping] обозначает, что slap обозначает, буквально, бить или давать пощечину, хлопать кого-то, вот, а happy – счастливый. То есть какое-то, такое, странное выражение. [happy slapping] – это обозначает, что какая-то группа подростков собирается, находит себе какую-то легкую жертву, начинают её избивать под хохот, а кого-то просят из своих же друзей снимать это все на камеру цифрового фотоаппарата или какую-то отдельную камеру, а потом эти слайды, ой, эти кадры они помещают в Интернет или с смехом, с радостью показывают другим, как они кого-то, там, избили. И при этом они совершенно искренне не понимают, вообще, что они делают. То есть никакого сострадания, никакого ощущения, что они могут изуродовать человека, что кому-то сейчас больно, что это чей-то родственник, сын или дочь, вообще, никаких мыслей на эту тему нет. То есть люди перестают быть людьми.

00:07:47 Деградация заключается в том, что сейчас люди все больше начинают походить на машин, а машины все больше начинают походить на людей. То есть вот такое, вот, срастание, удивительное какое-то происходит. И как, вообще, кому-то в голову может прийти идея о том, что мы живем в век прогресса, когда качества человеческие убывают с удивительной скоростью. И так на воротах в ту же самую американскую школу стоят металлоискатели, будьте уверенны, что у нас это скоро тоже появится. Так сказать, какие-нибудь дадут государственные, это, дотации, и это тоже будет, потому что мы отстаем от Америки по всем социальным прогрессам примерно, процессам вернее, лет на 20. Поэтому это все, так сказать, у нас также впереди. Почему так случилось, что знание не защищает людей и не делает их лучше, а делает их ещё хуже. Что это за знание такое, странное? Вот, которое, по сути дела, можно сравнить с невежеством, если люди при помощи этого знания совершают всевозможные страшные преступления.

00:08:48 Итак, удивительная вещь, такое ощущение, что люди получают не то знание, знание, которое не искореняет этих внутренних врагов, а, наоборот, их выращивает. А Веды прославляют знание и ценят его за его трансформирующую роль. То есть важно не то, что вы знаете, а то, как это на вас влияет. То есть настоящее знание, духовное знание или метафизическое знание, знание о нашей духовной природе. Это знание революционное. То есть, как только человек получил это знание, он сразу понимает, что жить по-старому невозможно, нужно меняться, нужно что-то делать. Вот, но мы видим, что материальное знание – это знание не рев, не революц, не революционное, в плане того, что оно не искореняет их врагов. Оно не меняет нашего отношения к жизни, оно, наоборот, позволяет нам все больше и больше манипулировать материальными элементами. И отсюда растет ощущение безнаказанности, независимости, гордыни. То есть совершенно другие качества проявляются в человеке, которые побуждают человека действовать все более и более греховно. Угу?

00:10:02 Сейчас студентам дают только информацию, но эта информация, практически, не меняет их в лучшую сторону. Те же самые студенческие общежития, которые, по идее обучения, должны быть [ашивами]. [Ашима] – это место духовного убежища, где человек получает знания и развивает в себе наилучшие качества, то есть совместный, такой, комплексный процесс получения знаний и развития качеств. Так вот, сейчас эти же самые студенческие общежития или университеты, это просто рассадники пьянства, разврата, наркомании. И все об этом знают, что это очень неблагополучные места. Угу. То есть поменялась совершенно, совершенно функция образования. Знание перестало быть трансформирующим. И даже лучшие из студентов не имеют более высоких идеалов и ценностей, чем, просто, экономическое развитие чувств и наслаждений. Самые, самые, самые лучшие студенты – это, которые, может быть, хорошо учатся, ради чего они хорошо учатся? Ради того, чтобы занять какое-то высокое положение в обществе, получать больше денег, больше наслаждаться. Это, это самые лучшие, а худшие, тут уже и комментариев особенных не нужно. Угу.

00:11:10 Итак, согласно ведам в основе индивидуального и общественного развития лежит духовность, а не просто вера. Вера – это лишь начало, начальная часть духовности. А духовность обозначает жить на основе высших законов. И на духовности строится мораль. Вот мораль это, как раз уже, практическое приложение духовности. Итак, мораль – это практическое приложение духовности. Без духовности мораль долго не проживет. Например, когда в нашей стране во времена социализма пытались вырастить человека новой формации, советский человек, советский народ пытались так окрестить эту новую особь, вот. То, вообщем-то, человеку пытались привить какие-то вполне хорошие качества: трудолюбие, ответственность, бескорыстие и так далее. Вот, но всё это подпитывалось совершенно ложными идеалами. Людей просто обманывали, им говорили: «Вот, ещё немножко, ещё чуть-чуть, и наступит светлое будущее. И ради этого стоит затянуть пояса, и все будет хорошо».

00:12:22 То есть при помощи какого-то, чисто, внешнего давления, пытались эти качества навязать человеку, и, как бы, как такие, знаете, наклейки, как, вот, одежда, которую сверху одевают, вот. Но, в действительности, все лучшие качества, они находятся в душе, но проблема состоит в том, что люди не знают, как вот эти качества из души достать, поэтому они пытаются, так сказать, принять такой, знаете, камуфляж, то есть прикинуться хорошим человеком или просто ради, так сказать, каких-то, там, обоюдных удобств, ради социального этикета, вот, они пытаются вести себя хорошо. Но это не очищает их сердце. И в каких-то, таких, пиковых ситуациях, когда их эгоистический интерес оказывается под вопросом, люди пренебрегают всей этой внешней, какой-то, моралью, прочими вещами и опять становятся эгоистами. То есть, вот так, вот, внешне навязать человеку мораль практически бесполезно.

00:13:20 Да, какое-то время это может работать, но, в целом, это не, не жизненная ситуация, потому что мы видим, что, когда в нашей стране это внешнее давление было отброшено, когда коммунистическая идеологи была отменена, все поняли, что это миф. Вот, тогда люди очень быстро трансформировались, практически мгновенно. Некоторые не смогли пережить этого, как-то, так сказать, они эту трагедию до сих пор переживают, некоторые даже совершили самоубийство, потому что были преданы их идеалы, вот. А большая часть людей не стали этими вещами, так особенно, загружаться, они просто стали естественными. Что у них было внутри, то у них быстро и выросло, и вышло наружу. И мы увидели, что вышла не какая-то новая общность людей – советский народ, а, просто, обычные люди, движимые также вожделением, гневом, жадностью и прочими низменными качествами. В одно мгновение это произошло, вот. То есть это говорит о том, что у морали может быть только духовная платформа, духовная основа. Тогда живое существо поймет, что оно является духовным по природе, когда у него появится, вот эта, вот, возможность общения с Богом, контакт. Вот тогда человек будет естественным образом вести себя нормально, потому что те, хорошие все качества, они из души наружу выйдут. То есть, просто, необходимо это все проявить, как вот, предположим, куколка или личинка, там уже внутри находится эта бабочка с крыльями, все там есть, вот, но нужно, просто-напросто, всё это наружу проявить.

00:14:54 Так вот, все духовные качества, есть внутри. И люди, просто, не знают метода, как их оттуда достать. Духовная жизнь, собственно говоря, и рекомендует нам при помощи духовной практики очищения сердца, вот эти, вот, все слои напластования, невежества, сердце убрать, тогда вот эти, вот, духовные качества из души, естественным образом развиваются. Тогда уже никакие внешние обстоятельства, они не побудят человека отклониться от своей высокой морали, потому что эта высокая мораль, она уже будет продиктована внутренним пониманием опыта и потребности, не просто какими-то социальными нормами, социальным давлением, которое что-то, там, требует от человека.

00:15:36 Итак, по Ведам, сначала человек должен развить в себе некоторые определённые моральные качества, вот. И только после того, как он развил эти, вот, моральные качества, ему духовный учитель, уже веря в него, видя, что этот человек стал человеком, духовную природу проявляет, теперь уже ему дается какое-то практическое знание. Потому что, если давать людям практическое знание, без фундамента вот этой, вот, духовности и морали, то это будет общество обмана и насилия. То есть то, что мы имеем сейчас. То есть вот это очень важный момент для понимания. Смотрите, сейчас мы обладаем очень большим знанием, очень большой информацией, но часто люди этими вещами злоупотребляют. И получается так, что это практическое знание, которым обладают люди, не основанное на духовности и морали, оно превращается во зло.

00:16:28 Несколько простых примеров: когда, допустим, те же какие-нибудь работники пищевой промышленности, прекрасно зная определённые технологии и прочие разные вещи, они просто-напросто какие-то дешевые ядовитые добавки помещают в какое-нибудь, там, детское питание или ещё в другие какие-то вещи. И это все обнаруживается потом, годы спустя, когда уже загублено здоровье многих тысяч людей, выясняется, что такая-то фирма в такие-то, там, продукты добавляла то-то, то-то, какие-то канцерогенные консерванты и так далее. То есть люди для того, чтобы, просто, заработать свои деньги или продвигать свой товар, они готовы пойти спокойно на обман.

00:17:08 То есть смотрите, это, как раз, тот самый случай, когда они имеют практическое знание, смотря на какие-то практические технологии, но мораль, практически, нулевая. Вот, или они говорят: «Ну, какое нам дело? Нам наше дело – продать свою продукцию», и так далее. Угу? Вот, мы видим, что сейчас, допустим, какие-нибудь хакеры – люди, это которые обладают знаниями в высоких технологиях, программисты, по сути дела, они запросто могут взлама, взломать базу данных какого-то банка или увести деньги у какой-то организации через все эти высокие технологии. Это ж высокое знание само по себе. Понимаете? И так получается, что у них есть знание, практическое знание, но основа этого знания – не духовность, не мораль, основой этого сейчас поведения является, просто, корысть, беспринципность.

00:17:57 Вот, или, предположим, когда была вся эта серия терактов, когда, там, Беслан и прочие другие вещи. Буквально, там, какая-то эта, из этих…, шахидок, которые, значит, взрывали себя, она переоделась… с этим поясом, она переоделась в… медсестру и вошла, значит, в палату, хотела тоже там произвести взрыв, её вовремя задержали. То есть, смотрите, у человека есть знания о том, как, допустим, произвести взрыв, взорвать самолёт или совершить террористический акт, или что-то, там, подсыпать, или ещё что-то. Очень много знания, но что это за знание такое? Это знание, ааа, которое не основано на духовности и морали. И, вот, мы видим, что, ммм, сейчас это знание очень доступно. Но люди, обладая вот такими, вот, низкими духовными моральными качествами, они это знание употребляют во зло другим, и, в конце концов, себе также, потому что они получают за это все очень суровое наказание. Итак, это несколько примеров знания без морали и без духовности.

00:19:02 Также мы наблюдаем, что даже большие ученые, ааа, в мирском знании с большим академическим образованием по своим привычкам, по своей культуре могут практически оставаться на уровне варваров. То есть для них развлечение – это что? Ну, поехали на шашлыки, вино, секс со студентками за хорошие оценки или ещё что-нибудь такое, вот. Я лично знаю таких преподавателей, вот, которые используют своё положение, используют своё знание не для того, чтобы помочь людям в жизни разобраться, а, просто, для того, чтобы, вот, как-то, так сказать, жить по-своему. То есть мы видим, что, обладая высоким знанием, даже какой-то философией, они ни, не пытаются меняться, не хотят меняться. То есть это знание не революционное, это знание, не улучшающее человека, это знание, которое позволяет человеку как-то, там, приспособиться, как-то устроиться в этом мире.

00:19:56 С другой стороны мы видим, что даже новичок в духовной практике, он очень быстро способен избавиться от тех дурных привычек, от которых не способны избавиться профессора, профессора, которые преподают какое-то материальное знание. Но человек, ставший на духовный путь, он очень быстро меняется в своих привычках. Это о чем говорит? Это говорит о том, что материальное знание и духовное знание обладают разной природой. Материальное знание, сколько бы его не было, оно не помогает человеку измениться в своем сердце, по сути своей. А духовное знание, даже в небольшом количестве уже помогает человеку избавиться от очень многих дурных привычек. Угу?

00:20:38 Сейчас школьники или студенты думают, что материализм – это единственный научный подход к реальности. Люди думают, что, если мы произошли от обезьян, то, значит, нам простительно вести себя, как обезьяны. Если жизнь – это продукт химических элементов, то тогда её не страшно разрушить. Ну, подумаешь, какой-то кучкой химических элементов будет меньше. Если тело – это биологическая машина, на, подумаешь, сломаем машину, это не проблема. То есть жизнь, как таковая, как духовный феномен, совершенно обесценивается. То есть люди оценивают жизнь с позиции, вот, каких-то таких внешних атрибутов, в особенности потребления, и так далее. И вот, когда целые поколения людей вырастают на такой идеологии, то тогда не стоит удивляться тому, что нет мира на земле. Тогда то, что мы имеем сейчас, это закономерно, это закономерно.

00:21:35 То есть, когда человек становится на путь вот такого, вот, атеизма, или, если даже он религиозный, но его религиозность мирская, она, она лишена духовности. И она является, просто, продолжением его материализма, когда принадлежность к какой-то церкви является, по сути дела, тем же самым, что и принадлежность к какой-то партии, то это не есть духовность в прямом смысле слова. Потому что духовность обозначает, как раз, ощущение своей принадлежности к Богу, а не к партии. Потому что, на самом деле, Бог не принадлежит ни к одной религии, ни к одной. Вот, никто не может претендовать на монополию.

00:22:13 Вот, различные традиции духовные, они, просто, являются разными каналами, через которые мы контактируем с высшей реальностью, в той или иной степени. Каждый человек, согласно, так сказать, своим каким-то убеждениям, это делает, возможностям, вот. Но духовность и, просто, принадлежность к какой-то религиозной организации – это разные вещи, потому что духовность обозначает, что человек начинает понимать свою духовную природу. А если он обладает духовным знанием, и уже прочувствовал свою духовную природу, то его, вот это, вот, передел мира или какие-то претензии на что-то там, они все меньше и меньше его волнуют, потому что он нашел себе совершенно другую сферу, в которой невозможно, как бы, с кем-то столкнуться интересами.

00:23:01 Духовная сфера – это, как бы, такая сфера, в которой всем всего хватит. Если в материальном плане нам чего-то может не хватать, какая-то конкуренция, что-то еще, то в духовном плане Бога хватит на всех, духовной культуры хватит на всех. То есть такая сфера, в которой конкуренции нет, и там нет, не за что бороться, не за что сражаться. Поэтому духовность, она практически сразу же освобождает человека от этой, вот, от этого стремления конкурировать, что-то у кого-то отбирать и так далее. Вот, но материальное знание, даже когда люди называют себя внешне религиозными, но просто борются за какие-то, там, свои, такие, псевдо-религиозные, по сути дела фил… политические амбиции, тогда и в полнее естественно, что существуют такие серьезные конфликты.

00:23:45 Итак, если люди хотят мира, внешнего мира, то сначала этот мур, мир нужно обрести внутри. Если он будет внутри, в сердце человека, тогда он естественным образом будет снаружи. Если внутри его не будет, если человек, допустим, раздираем вожделением, гневом, жадностью внутри, то он, эээ, он будет внешне действовать таким, вот, образом. Эти внутренние враги, они не дадут ему покоя. То есть они будут заставлять его вот эту, вот, свою философию жадности, вожделения и гнева проявлять в материальном мире. Человек жадный будет пытаться их спонсировать, отбирать что-то у кого-то, человек гневливый будет разрушать все вокруг, человек вожделенный, он будет смотреть на всех, так сказать, глазами эксплуататора, «что, что здесь для моего наслаждения предназначено?».

00:24:38 Итак, для того, чтобы какие-то, так сказать, изменения в сердце человека реально стали происходить, для этого в системе образования должны быть введены вот такие, надконфессиональные или внеконфессиональные, ааа, универсальные духовные принципы, которые являются, как бы, общечеловеческими ценностями, которые не принадлежат ни к одной конфессии, но являются, просто, общими законами. И так, например, в ведическом, таком, произведении, как [Ишупанишат], буквально, так сказать, один из первых стихов гласит, что Бог – это высший отец всех, он владеет всем. Все живое и неживое в этом мире принадлежит верховному Господу и управляется им. Поэтому каждый должен брать только то, что ему принадлежит, то, что ему выделено, как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит.

00:25:31 То есть у человека есть своя доля. Нет необходимости брать лишнее. И не сложно понять, что выделено мне, как моя доля, и где начинается перебор, это не так-то сложно понять, на самом деле. Даже в вопросах питания, предположим, мы что-то едим, и, вот, мы едим, едим, едим, и вот эта появилась, первая отрыжка, воздух изнутри выходит. Это что такое? Это обозначает все, «я свою норму выбрал, всё, что я съем сверх того, мне во благо не пойдет. Это уже излишняя пища, которая только превратиться в яды и отравит мой собственный организм. Зачем я буду это делать?». Но, под воздействием жадности, человек продолжает есть дальше и дальше, и, в конце концов, он развивает болезнь. Он переел, а кому-то не хватило. То есть несложно понять, что такое «моя доля».

00:26:20 Существуют 4 сферы человеческой жизни. Это сфера духовного развития, сфера интеллектуального развития, сфера социально-эмоционального развития, сфера физического развития. Вот эти 4 сферы, то есть у нас есть физическое тело, у нас есть какая-то роль в обществе, у нас есть разум, желание получить какое-то знание, информацию. И у нас есть ещё духовность, то есть поиск какой-то высшей цели, которой мы могли бы себя посвятить, это идея бескорыстного служения, бескорыстной любви. Это духовность. Так вот, понять, что такое моя доля, то, что выделено, естественно, мне, как моя доля это несложно. Это то, что приходит в мою жизнь, естественно, без нарушения баланса вот в этих, вот четырех сферах жизни.

00:27:07 Если человек работает так, что он полностью, вообще, лишает себя духовности или какого-то, там, интеллектуального развития, или социально-эмоциональных отношений, вот, он только работает и работает своим телом, совершенно очевидно, что раз он теряет по трем остальным направлениям, это обозначает, что он совершает какие-то сверх-усилия, ненужные усилия. И что-то он такое, внешне, может, заработал, но за счет чего-то, он принес в жертву другие сферы своей жизни. Это уже идет аномальное, ненормальное развитие. Вот, поэтому, вполне естественно, что моя доля – это то, что приходит ко мне естественным образом, и у меня остается ещё достаточно времени на гармоничное развитие всех сфер моей жизни, вот. Но если я слишком много уделяю времени какому-нибудь заработку или чему-то еще, за счет всего остального я, страдают мои семейные отношения или ещё что-то такое, вот, и страдают вот эти, вот, внутренние, такие, мои, внутренний духовный потенциал. Это обозначает, что человек уже пытается получить то, что, вообщем-то, уже является не его долей. То есть он проявляет эту, вот, жадность излишнюю. Вот, и это нарушает естественный баланс его жизни, жизни других людей, вот. Поэтому нужно понять, что есть высший распределитель благ, все, вся собственность, всё, что есть в этом мире, это все принадлежит не нам.

00:28:34 По каким-то документам формально, допустим, дом или квартира могут принадлежать мне. Но те элементы, с которых [неразборчиво] знание мне не принадлежат. Откуда взяли это дерево, этот камень и прочие, прочие разные вещи? Этого человек сам не делал, то есть мы, как-то, всё это взяли, в какой-то вид привели, и теперь говорим: «Этой мой дом или моя квартира, или моя машина», вот. Но природные элементы, из которых всё это состоит, они не принадлежат мне. Это элементы, которые даны мне на какое-то время попользоваться. И то, что это не моё очень легко понять, потому что, если бы это было бы мое, оно было б всегда мое. Но мы видим, что какая-то сила, рано или поздно, отбирает у меня все эти вещи. Что за сила такая? Это время. Аааа, а время – это одна из божественных энергий, энергий верховного, поэтому он дает нам какие-то вещи и, и он же отбирает. Вопрос только в том, с какой целью мы все эти вещи использовали?

00:29:27 Итак, один из первых, таких, вот, несектантских универсальных духовных принципов – это принцип о том, что Бог – высший отец всех, он владеет абсолютно всем, и он каждому живому существу дает какую-то долю для его нормального, гармоничного развития, вот. И человек должен этот принцип понимать и стараться жить по этому принципу, что есть высший отец, который все совершенным образом распределяет, и нет нужды совершать какие-то излишние сверхусилия для своего поддержания. Даже другие живые существа, у которых нет общества, у которых нет какой-то, там, экономической инфраструктуры, животные и так далее, они все получают свою пищу, все получают свою пищу. Вот, конечно, человеку нужно несколько больше, какие-то лучшие условия, но даже это можно делать без таких бешенных сверхусилий, как, вот, это делают современные люди.

00:30:19 Второй, вот этот, вот внеконфессиональный, универсальный духовный принцип – это принцип, который гласит, что, поскольку, из Бога исходит все: и дух, и материя, то мы всегда ответственны перед ним за свои действия. Раз мы с ним всегда связаны, все исходит из него, и материя, и дух, вот, значит, мы всегда ответственны перед ним. И подобно тому, как, допустим, мы можем наказывать детей или, наоборот, их, так сказать, награждать чем-то, поощрять, то точно также и верховный Господь, он может наказывать нас, может поощрять. То есть мы всегда связаны с ним, мы всегда ответственны перед ним, это чувство ответственности перед ним никогда не прекращается, оно называется ведическим термином [дхарма]. Это такая, как бы, живая нить, которая поддерживает наши с ним отношения и наше собственно существование, если мы следуем этому. Если мы прерываем эту нить сами, в одностороннем порядке разрываем эти отношения, то это сразу же очень больно бьет по нам самим.

00:31:26 Третий, такой, внеконфессиональный принцип состоит в том, что, раз, мы исходим из Бога, мы вечные частицы Бога, то, значит, наше счастье состоит не в накопительстве, а в гармонии с Богом и с миром. Сейчас люди почему-то решили, что время необходимо потратить, чисто, для такого, вот, экономического благополучия. Вот, то есть сейчас люди думают, что это время, это, вот, накопление материи. Хотя, если мы только что узнали, что время – это божественная энергия, значит, она на Бога должна быть и потрачена. Она из него исходит, дает нам определённые возможности, но она также дает нам и определённую свободу и знания, вот. Но мы можем знанием пренебречь, а свободой злоупотребить. Угу? Тогда получается вот такая, вот, вещь, что люди действуют в невежестве и, оказываются, все более и более не свободными. Если они злоупотребили свободой, значит, каждое их следующее действие будет все более и более несвободным, несвободным от закона [кармы], закона причинно-следственных связей. Люди иногда ложно понимают свободу. Они понимают её, как некую вседозволенность.

00:32:37 Да, на какое-то время у человека может быть такая иллюзия, что ему все можно, он что хочет, то и делает, но через очень короткое время эта иллюзия исчезает. То есть попробуйте есть, что хотите, пить, что хотите, общаться, с кем, как угодно. Через очень короткое время, очень короткое время, человек почувствует какие-то, такие вот, жесткие рамки, в которые его поставила природа. У него начнутся проблемы со здоровьем, у него начнутся проблемы в отношениях с другими живыми существами. И получится такая, вот, необычная вещь, что для того, чтобы получить больше свободы и независимости от материи, нужно самому на себя некоторые ограничения наложить. Вот такой парадокс. Когда мы накладываем на себя разумные ограничения, мы становимся более свободными. А чем более мы пытаемся быть, такими, вульгарно-свободными, тем меньше нам свободы остается, тем больше нас материальная природа ограничит. Это опыт любого разумного человека, который немножко, так сказать, пожил уже и понимает, как вот эти, вот, все законы работают.

00:33:39 Итак, мы - вечные живые существа, живущие во временных материальных телах. И поэтому у нас есть 2 линии или 2 направления развития, духовное и материальное. Раз, духовная и материальная природа лежат в основе нашего бытия, мы вечные частицы духа, запутавшиеся, заблудившиеся в этой материальной природе, вот, есть два направления: духовное и материальное направление развития. В материальные сферы развития мы уже свой разум погружали, мы уже погружались полностью в материальную жизнь, обросли этим телом, тело обросло какой-то инфраструктурой, культурой и прочими, прочими разыми вещами.

00:34:20 С одной стороны мы можем добиться некого какого-то внешнего комфорта, удобства в этом материальном поле деятельности, но внутреннее становится все хуже и хуже. И, порой, мы видим, что даже люди, такие, очень успешные в материальном плане, они внутренне чувствуют себя очень скверно, очень скверно. Вот, то есть получается так, что материальный мир, материальная жизнь, с внешней стороны она очень красиво выглядит. Мы видим, так сказать, красивые какие-нибудь небоскребы, нам показывают Манхеттоны, какие-нибудь курортные города, все такое, знаете, вообще, работает, блестит, современные автострады, все замечательно, все у всех есть, все говорят по сотовым телефонам, вот, там, все, так сказать, во всех домах домофоны, технология, какие-то, там, гарантии, у всех эти банковские карточки. Ну, люди, вообщем, упакованы по последнему слову техники, все у них, такое, современное, как бы, есть. То есть очень, такая, как бы, внешне она привлекательная эта жизнь, этот мир. Но, когда мы начинаем погружаться в эту жизнь, она очень горька на вкус.

00:35:24 Материальная жизнь, материальный мир очень горек на вкус, вот. И это касается всех людей, и бедных, богатых, любых. Потому что в основе самого материального мира и самой материальной жизни лежит материалистическое мышление, а материалистическое мышление – это эгоистическое мышление, что «я, так или иначе, грубо или тонко буду стараться все тянуть на себя». Люди, которые грубо пытаются что-то у кого-то отобрать, они, просто, подходят с пистолетом, с ножом, говорят: «Ну-ка, отдавай», и все. Это грубое, грубый способ отнять что-то у другого. Более тонкий способ отнять у кого-то – это, конечно, без ножа и без пистолета, это, так, спокойно, просто, показать человеку что-нибудь красивое, по телевизору реклама есть, сказать: «Вот, такая штучка, игрушка есть. Хочешь?» - «Ну, давай». И, вот, человек вынужден, так сказать, работать все больше и больше для того, чтобы накопить денег, чтобы это купить себе, чтобы быть не хуже, других, чтобы не отставать от моды, от жизни. Это другой, просто, более интеллигентный, более тонкий способ отобрать те же деньги, то же время, то есть поработить человека через то, что мы показываем какие-то разные побрякушки, без которых, собственно говоря, совершенно спокойно можно жить.

00:36:32 Итак, когда живое существо погружается очень сильно в материальные сферы, вот, то вот эти внешние удобства, как правило, обходятся человеку, такой, внутренней пустотой. И наблюдаемый факт, как я уже говорил, состоит в том, что такие духовные качества, как любовь, сострадание, честность, бескорыстие, убывают в человеческом обществе. Даже проводили интересные, такие, эксперименты некоторые, так сказать, статисты. Предположим, какому-то христианину, его просят: «Вот, пожалуйста, прочитай в таком-то месте лекцию про этого доброго самаритянина». Это известная история о том, как, значит, добрый человек, этот самаритянин, увидел какого-то лежащего на дороге, какой-то он, там, бедный, побитый, какие-то разбойники его обокрали. И вот, у него сострадание, значит, к этому человеку, обмыл его, накормил, привел домой, оказал ему всякую разную заботу.

00:37:32 И, вот, современные, так сказать, статисты, решили проверить, как это работает, эта идея про доброго самаритянина. Эксперименты, когда они, скажем, на пути этого человека, пастора, или какого-то священника, которому дали задание в таком-то месте прочитать лекцию про доброго самаритянина. Вот, он выходит из своего дома или откуда-то, там, идет к месту проведения этой лекции, и на его пути специально провоцировали ситуацию, когда кто-то, там, у него на глазах хватался за сердце, падал, или просил о какой-то помощи, валялся на дороге. Это человек, который должен был читать эту лекцию про этого самаритянина, большей частью он пробегал мимо. Потом его спрашивали: «Почему вы так сделали? Вы же видели… Вы же, по идее, эти принципы должны были в жизни осуществлять». Он говорит: «Нет. Мне некогда, я должен бежать на лекцию», и так далее. То есть очень часто мы видим, что даже люди, духовные или стремящиеся к духовности, значительно стали жестче сердцем, менее восприимчивыми к проблемам дру, к проблемам других людей. Вот, это общая тенденция деградации, которая легко наблюдается.

00:38:36 Итак, вот эти, вот, качества, которые совершенно необходимы для нормальной жизни, качества любви, качества сострадания, честности, бескорыстия, они очень сильно бывают в обществе в большом дефиците. Поэтому, какой может быть мир? То есть мир, просто, ааа, на основе того, что у вас есть железная дубинка или ядерная дубинка, и у меня есть дубинка, и мы в мире, просто потому, что мы боимся, что, если один махнет, другой ответит, то весь мир разлетится. Вот на этом что ли мир должен держаться? Нет. На таком, скажем, равновесии мир долго не продержится. Рано или поздно у кого-то не выдержат нервы или кому-то захочется это сделать, когда люди накапливают много оружия, им потом хочется его обязательно попробовать.

00:39:16 Вот, поэтому нужно понять такую вещь, что в основе мира лежат вот эти, вот, духовные качества. И эти духовные качества и истины, они вовсе не противоречат принципам светского государства. Светское государство – это государство, которое, как бы, так сказать, не принимает позиций не одной из религий, вот. Но может их уважать, вот, но оно само не принимает убежище, никакое не дает никакой, так сказать, никаких симпатий и антипатий, вот, оно, как бы, беспрасно, беспристрастно должно относиться ко всем, ко всем конфессиям. Но светское государство совсем не означает атеизм. Потому что, с одной стороны, оно должно быть беспристрастно ко всем, но, с другой стороны, государство должно понимать, что в его же собственных интересах вырастить людей с духовными качествами. Потому что, когда у достаточной массы людей духовные качества, тогда нечего опасаться. Потому люди, вот этой, вот, своей благостью, внутренней, которая, благость обозначает энергия поддержания. Вот этой, вот, своей внутренней благостью они сами и являются гарантами мира. Им не о чем конфликтовать, им не о чем спорить. Какие-то, может быть, по мелочам возникают какие-то идеи, но ничего такого глобального, вот. Поэтому, вообщем-то, светское государство, оно не обозначает атеизма, вот, потому что атеизм, он сразу же становится причиной ужасных качеств в человеке. Если я отрицаю Бога, как своего отца, разры, разрывая отношения. Значит, возрастает что? Возрастает моя материальная обусловленность. То есть все мои духовные качества, они скрываются, они уходят.

00:41:02 Итак, без пробуждения вот этого, божественного духовного знания в человеке, невозможно достичь мира. И глупо было бы, под предлогом того, что у нас светское государство просто оставлять людей в невежестве и, таким образом, двигаться к глобальной катастрофе. Потому что, вот это, вот, такие, всякие разные внешние войны, как я сказал, они являются проявлением ненормального состояния сердца, сердца, в котором живут те самые 6 врагов, о которых мы говорили в прошлый раз. Конечно же, как бы, опять же надо понимать, что религия, религиозная традиция – это одно, а вот такие внеконфессиональные духовные принципы – совсем другое. Если государству принять какую-то одну конфессию, будет проблема, потому что другие люди могут не соглашаться с какой-то внешней ритуальной стороной этой конфессии, у них что-то своё будет. Опять начнется, так сказать, сектантство и так далее, вот. Но, если принять вот такое, вот, универсальное внеконфессиональное знание, которое является общей ценностью для всех, тогда оно будет, как бы, основой. Вот, а уже какая-то, так сказать, уже специфика какая-то, она может быть индивидуальная, она не будет мешать, если люди объединятся на какой-то, такой, общей основе. Любовь сострадание, честность, чистота, аскетизм, правдивость, милосердие, такие общие принципы, гунны благости. Никто не может сказать, что это плохо, это хорошо для всех, это объективные вещи. Вот. Нужен, просто, процесс, который помогает людям вот эти, вот, все качества из души достать. Вот и все. То есть вот это должно быть основой.

00:42:32 Итак, мы стараемся привить людям именно духовное знание, а не обязательно принадлежность конфессия, к конфессиям или организации. Потому что все организации временны, а духовной знание вечно. Как я уже говорил, Бог не принадлежит ни к одной религии, ни к одной конфессии. Он может проявить себя или, наоборот, уйти оттуда, в зависимости от того, как люди ведут себя, как они следуют этим высшим принципам. И так, например, такое ведичекое писание, как [Бага Ватгита], она начинается не со специфики какой-то, там, религиозной, ведической, а оно начинается с общих вопросов, что все должны действовать. Это первый постулат [Бага Ватгиты] – все должны действовать, потому что душа активна по своей природе, вот. Первые 6 глав [Бага Ватгиты], они посвящены этой идее, [карма] - действуй. Вот, но когда человек действует в невежестве, то эта деятельность связывает его негативные последствия, вот, поэтому другая идея [Бага Ватгиты] – это отречение от деятельности.

00:43:31 Если первые 6 глав – это [карма], это деятельность, то последние 6 глав [Бага Ватгиты] – это знания отречения, с 13 по 18. Вот, то есть это, как бы, [карма] – это тезис, а [гиана] или знание, отречение – это, это антитезис. Вот, но само по себе состояние какого-то пассивного отречения, оно не может долго продолжаться, оно также не естественно для человека. Поэтому самые главные центральные идеи [Бага Ватгиты] являются вот эти, вот, срединные 6 глав, с 7 по 12, где описывается бхакти или преданность к Богу, которая включает в себя и позитивную деятельность, и правильное знание, отречение. То есть вот это, вот, и преданность к Богу является самым важным, таким, центральным моментом духовности. Потому что, надо сказать, честно, что далеко не все верующие люди являются преданными Богу людьми. Почему? Потому что преданность рождается только тогда, когда мы знаем Бога, как личность. Большинство, даже верующих людей, к сожалению, исповедуют безличностные концепции, безличностные представления, вот, что Бог – это что-то такое непонятное, какой-то общий закон или непонятно что, вот. И если у них нет конкретных представлений о Боге, у них не может быть преданности к Богу, а если у них не будет преданности к Богу, у них не будет, вот этих, вот, духовных качеств, которые из души проявляются.

00:44:56 Вот, поэтому даже большинство верующих людей, к сожалению, это просто мирские люди, которые знают, что есть какая-то высшая сила, какая там она, неизвестно. И они молятся, они, там, что-то такое делают, какие-то, может быть, посты соблюдают для того, чтобы эта высшая сила помогала им просто в материальной жизни, вот и все. То есть получается, что такой, просто, более рафинированный, утонченный материализм, вот. И в этом смысле, люди могут как-то, так сказать, более или менее жить на эти, опять же, духовные качества не…, из души не исходят, потому что душа не очищается, потому что нет преданного служения, любви к Богу. Просто, есть такое манипулирование, использование Бога в своих собственных интересах, вот. Поэтому [Бага Ватгита] провозглашает в качестве высшей ценности, именно, преданность Богу, понимание того, что уже все ему принадлежит, что он является лучшим другом всех живых существ, он господин всех планет, всех полубогов, которые есть в этом мире, он лучше других всех живых существ. И вся деятельность должна быть предназначена для него, как мы говорим: «Ну, делай, ради Бога».

00:45:57 Что такое действовать ради Бога? Вот этот, вот, он дух преданности, он, практически сейчас потерян, люди не понимают, как это можно жить ради Бога, как можно действовать ради Бога, а что такое знания о Боге? Вот эти, вот, вещи, они, как бы, сейчас пустые слова для большинства людей, вот. И [Бага Ватгита] все эти идеи развивает, она показывает, каким образом через деятельность можно прийти к совершенству деятельности, к преданному служению Богу. Как через развитие знания можно прийти к пониманию того, что Бог находится в каждом сердце, и он направляет нашу деятельность, что мы не являемся полностью независимыми. То есть, как угодно, через знания, через деятельность, через медитацию, через что угодно, мы приходим к этой идее, что Бог является началом, серединном, серединой и концом всех процессов, абсолютно. Вот, поэтому идея преданности ему является самой разумной идеей, которая только может прийти в голову живому существу. И это суперзадача, это самое главное, что может человек осуществить, потому что это то, что открывает сердце по-настоящему. А открытие сердца – это не просто какая-то сентиментальная вещь, что я, там, что-то такое особенное чувствую, открытие сердце – это, как раз, и есть открытие вот этих, вот, всех лучших качеств, которые есть в живом существе, всех лучших качеств. А когда начинает меняться человек, то есть его качества начинают раскрываться, вот тогда можно говорить об изменении качества жизни. Потому что не существует качества жизни без качеств людей. Понимаете?

00:47:20 Вот, если люди, допустим, люди какие-то безответственные или невежественные, они не могут выпустить качественного товара. Это очевидно, что качественный товар может выпустить только качественный специалист и ответственный человек, который болеет за своё дело, за свою фирму, так сказать, за свой престиж, все, ему хочется, чтобы люди пользовались чем-то качественным. То есть человек, обладающий хорошими качествами, вот только он может дать товар высокого качества, никак иначе. И точно также жизнь, сама по себе, может улучшить свои качества лишь тогда, когда люди улучшат свои качества, качества отношения, вот эти, вот, качества духовные, из души исходящие. Поэтому формула мира – это понимание того, что внешний мир, он или, наоборот, внешний какой-то конфликт, он исходит изнутри. А вот это, вот, наше нутро, наше состояние сердца – это то, что очень близко связано уже с тем, как мы с Богом обращаемся. Мы с ним в близких отношениях находимся или, наоборот, так сказать, мы от него весьма далеки, вот.

00:48:27 Поэтому формула мира – это то, что дается в священных писаниях мира, это то, что показывает нам, что все лежит внутри. Все находится в нашем собственном сердце. То есть это общая основа жизни, построенная на фундаментальных законах, говорящих об энергии, источнике энергии, о Боге. То есть вот это, вот, основа всего, вот эта, вот, связь с Богом, живая связь с Богом, через которую открываются наши духовные качества. Вот, и когда в человеке появляется это, вот, духовное качество, духовное богатство, то его уже внешние вещи начинают мало интересовать, вот, но сейчас мы живем в такие времена, в такую эпоху, когда людей больше интересуют чисто внешние вещи. Они за них борются, и это порождает, конечно же, серьезные конфликты, вот.

00:49:21 [Тушкин В.Р.] На этом сегодня мы закончим. Если есть какие-то вопросы, тут, по-моему, какой-то вопрос даже остался с прошлого раза, когда у нас тут связь прервалась. Сейчас…
[Ведущая] Да.
[Тушкин В.Р.] попробуем поговорить на эту тему.
[Ведущая] Да. У нас есть вопрос с прошлой передачи. Я его сейчас зачитаю. «Добрый день. Общеизвестно, что, как животный сокра…, что животный мир сейчас сокращается, некоторые виды, вообще, исчезают на земле, массово вырубаются леса, то есть количество деревьев сокращается, а население людей постоянно при этом возрастает. Получается, что то, что реинкарнация дущ, душ, все чаще, происходит в человеческом теле. Говорит ли это, согласно Веды о духовном росте человеческого общества на современном этапе?»
[Тушкин В.Р.] Аааа, с одной стороны, да. Потому что сейчас все больше и больше появляется, все-таки, людей интересующихся духовностью, и, как бы, такой целый пласт уже людей, что-то пытающихся практиковать, по меньшей мере, гунны благости. Вот, с одной стороны, да. С другой стороны, мы видим, что также прогрессирует эта, вот, эпоха деградации - Калиюга. И вот эта, вот, тенденция, то, что растет человеческое население, а убывает животное население и, скажем, уничтожается растительный мир, это несколько имеет иную природу, вот.

00:50:53 Все дело в том, что сейчас, поскольку мы живем в век, такой, информации и быстрой передачи информации, сейчас есть очень большая возможность за достаточно короткое время передать много полезной информации большому количеству людей. Так, вот, верховный Господь, без воли которого, как известно, даже травинка не шелохнется, он сейчас дает шанс большому количеству живых существ рождаться в человеческих телах для того, чтобы люди сейчас могли получить за очень короткое время максимум информации. Потому что через тот же Интернет, через все эти технологии и так далее, сейчас можно очень быстро распространить духовное знание. Если в былые времена, скажем, люди жили, как-то, более обособленно, не было всех этих, таких, сверхбыстрых средств коммуникации, вот, то сейчас всё это есть. Вот, и духовный, как бы, замысел, который стоит за всем этим, состоит именно в том, чтобы познакомить максимальное количество людей за короткое время со всеми этими принципами.

00:52:05 Конечно, это вовсе не обозначает, что все люди, прям, так уж на ура всё это примут. Но это все, как бы, уже остается на совести и на свободном выборе каждого человека, вот. Но задача, так сказать, верховного Господа и его представителей в этом мире состоит в том, чтобы предоставить шанс, предоставить шанс людям. А уже, как эти люди шанс этот используют, это уже, так сказать, их личное дело, вот. Но [посадить это семя] или, так сказать, немножко их познакомить, хотя бы, хоть как-то, хоть косвенно со всеми этими духовными идеями, это очень важно. И поскольку живые существа в телах животных и растений менее восприимчивы к этим вещам, вот, для того, чтобы их воспринимать, нужно иметь человеческое тело. Поэтому сейчас в Калиюгу идет такой, вот, бурный рост населения, именно с той целью, чтобы живым существам, у которых сознание, более или менее, открыто, развито, людям, благодаря всем вот этим технологиям, дать вот такой, вот, шанс познакомит их с духовными возможностями. Таков мой ответ.

00:53:13 [Ведущая] У нас пришел ещё один вопрос: почему у каждого народа, нации есть свой Бог? Почему нет для всего земного шара одного Бога?
[Тушкин В.Р.] Он есть, он есть. Но люди говорят на разных языках, люди живут в разной культуре, и поэтому складывается такое ощущение, что они говорят о чем-то разном, вот. Бог есть один, нету хороших переводчиков, которые могли бы перевести, вот, понятие одной культуры или одной религии адекватно на понятия другой религии, культуры. Более того, конечно же, это очень сложный вопрос ещё в том смысле, что действительно в самой духовной, вот этой, вот, иерархии, Бог и его заместители, там тоже существует определённое многообразие. Вот, и разные люди находятся на разных уровнях развития, поэтому их, так сказать, вот это, вот, происходит процесс, как бы, адаптации вот этого, высшего знания, к тому пониманию, на которое они способны. Когда-то я приводил уже такой пример, что, если, положим, у вас в сети 220 Вольт. А вы купили какую-нибудь, такую, «секонд-хендовскую» японскую стиральную машинку, где 110 Вольт, то, для того, чтобы она не сгорела и работала, вам нужен понижающий трансформатор, 110 Вольт. Вы включаете его в сеть, и через него, он 110 Вольт забирает, а 110 выдает на эту машинку, машинка у вас работает. Вот, точно также, если, скажем, дать ему все 220 на эту машинку, то она сгорит. Вот, точно также есть абсолютная истина или один Бог, для всех один.

00:55:00 Вот, но разные люди находятся на разных уровнях восприятия. И поэтому, вот это высшее знание, оно, как бы, адаптируется для них в соответствии с их возможностями. Простой пример, когда ребенок спрашивает родителей: «Папа, мама, откуда я взялся?». Они ему отвечают, что аисты принесли, или в капусте тебя нашли. Вот эта истина на его уровне. Капуста, аист – это истина на уровне ребенка. Понимаете? Но когда они….потому что они знают, что ребенок маленький, он не может понять, что там папа с мамой сделали, на самом деле, он еще, как бы, не понимает, он не достиг уровня половой зрелости, вот. Поэтому ему дается такая, что называется, какая-то, скажем так, святая ложь до поры до времени. Вот, когда он подрастет, тогда он поймет все эти вещи.

00:55:45 Точно также мы видим, что разные люди однозначно находятся на разных уровнях культуры, однозначно. Понимаете? Вот, и поэтому то, что для одного является лекарством, то для другого является ядом. Допустим, в индуизме, ведической традиции рекомендуется поклоняться формам Бога, а в каких-то традициях говорится, что нельзя, это идолопоклонство. Потому что это для одного лекарство, для другого яд. Понимаете? Люди находятся на разных уровнях понимания. Люди очень материалистичные, они не способны понять, что такое духовная форма. Поэтому они говорят: «У Бога нет формы». А в других местах говорят: «Нет, наоборот, у Бога есть форма». Вот, то есть один и тот же Бог, он, как бы, и вот эта духовная культура, они адаптируются согласно уровню и возможностям человека. Более того, у того же самого Бога есть разные аспекты. У него есть личный аспект, у него есть личностный аспект, вот.

00:56:34 И разные люди имеют разные желания, даже в своей духовной жизни. Одни хотят, просто, рая на земле, так им представляется духовность, а другие хотели бы, так сказать, наоборот, именно в духовную высшую реальность уйти. И поэтому существуют разные традиции. В тех же Ведах, там тоже есть, как бы, многоступенчатая вот эта, вот, система, там дается, допустим [неразборчиво]. Это процесс ведический, который подымают живые существа на высшие планеты этого мира в рамках материальной Вселенной. Это не духовный мир, то, что так называется раем, так называемым, вот.
Есть там другие процессы, которые помогают живому существу достичь освобождения, выйти за пределы материального мира, но в безличную духовную реальность, побыть, вот этот, вот, свет, состояние освобождения и так далее. А есть [неразборчиво], есть, которые помогают живому существу достичь личностного Бога, личностных отношений с ним, любви. Понимаете? Вот, то есть даже в рамках одной системы, допустим Вед, существует вот такой, вот, поэтапный процесс, учитывающий желания живого существа, вот.

00:57:32 А если ещё всё это помножить на многообразие других разных культур, всех этих соединений трех гунн, трех качеств материальной природы, вот мы и получим вот этот, вот, этот винегрет, который мы говорим, у каждой стороны свой Бог, своя истина и так далее. Вот, то есть, просто, мало кто может увидеть, как вот через эту, вот, всю толщу материальной природы, многообразной, вот этот, вот, луч духовности, идущий сверху, преломляющийся, он меняет свои цвета, как, вот, спектр. Как скажем, белый цвет, он преломляется, расщепляется на спектр, когда он попадает в воду или на какую-то, там, поверхность, такую, искривленную, попадает. Вот, точно также эта единая, духовность, единое представление, идущее сверху, не трансформируется в рамках материальной природы, в рамках разных этих, всех, традиций обусловленности, вот. И поэтому мы имеем вот такое, вот, разнообразие здесь.

00:58:25 [Тушкин В.Р.] Еще какие вопросы?
[Ведущая] Также слушатель спрашивает: «А почему так много религий, все-таки?».
[Тушкин В.Р.] [Смеется с ведущей] ну, во-первых, у нас уже лекция была на эту тему. Аааа
[Ведущая] Да. Я тоже так…
[Тушкин В.Р.] Ммммм. «Причина многообразия религий». Но, вот, я, как, как мог сейчас, так сказать, ответил. Еще, так сказать, дополнение. Скажу ещё такую вещь, что, в строгом смысле слова, причиной этого, причиной многообразия религий является многообразный Бог, вот. Если вы читали Евангелие, там есть такая хорошая фраза Иисуса Христа, где он говорит, что «в доме отца моего обителей много». Что обозначает, что сам по себе духовный мир очень разный. И Веды в этом плане предоставляют нам, действительно, много информации. Какие существуют воплощения Бога, совершенно разные уже в духовном мире, уже в духовном мире, вот. И везде существуют разные планеты [вайкунхи] в духовном мире, вот, где, вот эти, вот, разные формы Бога, немножечко по-разному поклоняются. И вот это, вот, плюрализм – это такое, вот, духовное многообразие, которое в духовном мире присутствует, но также проецируется сюда. И к этому теперь добавьте все то, что я сказал до этого про все эти 3 качества материальной природы, перемежающиеся, разный уровень развития людей, про все, так сказать, местные национальные, языковые, культурные особенности. Вот он, есть, так сказать, весь этот, компот, винегрет, который мы имеем.

00:59:49 [Ведущая] Я зачитаю следующий вопрос. «Между сменой юг происходит югапралая. Как этот процесс будет происходить или уже происходит пралая между Кали-югой и вкраплением золотого века [сатиюгой] в век кали в настоящее время?». Вопрос прислала Анна.
[Тушкин В.Р.] Значит, пралая, слово, давайте, так сказать, мы разберем само слово. Лая обозначает сон, пралая обозначает глубокий сон. То есть пралая – это, на самом деле, уничтожение мира. Это очень, то, что называют катаклизмами, такими уже, Вселенскими глобальными катастрофами. И далеко не каждая эпоха, переход от одной эпохи к другой сопровождается [пролае]. Как правило, [пролае] или такие уже, серьезные изменения, они происходят тогда, когда одна маха-юга переходит в другую маха-югу. маха-юга – это соединение четырех юг, то, что мы называем [неразборчиво] – это одна маха-юга. Вот, в переходах [неразборчиво] и так далее, как правило, это так называемые, это не пралая, это [югосантхи]. [Югосантхи] – это точки соединения, соединения, так сказать, одной эпохи с другой. Они далеко не всегда сопровождаются этими пралая. В, вот, когда маха-юга заканчивается или заканчивается кальпа, то есть кальпа – это, так сказать, уже один день Брахмы, в котором тысяча вот этих, вот, [махаюг]. Вот это, это все сопровождается определённой [пролае], потому что конец дня Брахмы, обозначает, Брахма ложится спать, так низшие и средние планеты уничтожаются, вот. Поэтому [югосантхи] – соединение эпох и пролаи – это совершенно разные вещи. Вот, да, [сантхи] в переходные моменты, они тоже могут быть связаны с какими-то определёнными потрясениями, но это не есть [пролае]. Вот, потому что, если бы сейчас наступило [пролае] или [махапролае], то было бы сейчас сложно. Вот эти, вот, пролаи, махапролаи, они только между такими, вот, большими циклами, [Махаюгами] и между [кальпами] они происходят.

01:01:54 [Ведущая] Следующий вопрос звучит так: правда ли что в духовный мир душа уходит навсегда лишь из мужского тела, а женщине нужно в следующей жизни для этого перейти в мужское тело? Валентин прислал вопрос.
[Тушкин В.Р.] Интересно, откуда такая информация? Если мы открываем [Бага Ватгиту], то там верховный Господь говорит, что «независимо от того, в каком человек находится теле, какого он рождения, низкого или высокого, если он принял убежище его духовному знанию, он может пересечь океан невежества и достичь духовной реальности». Это, вот, девятая глава, стихи, там, тридцатый, тридцать первый, тридцать второй. То есть там он говорит о том, что духовное знание не элитарно, вот. Иначе, так сказать, это было бы, конечно, очень, слишком дискриминационным по отношению к женщине. Более того, например, в нашей традиции есть очень много примеров, которые повествуют о том, как женщины достигали очень высокого уровня духовного развития, и по всем признакам, которые они проявляли перед уходом, перед смертью они достигали, практически, духовного мира уже. Вот, поэтому это заблуждение, это не подтверждается священными писаниями.

01:03:08 [Ведущая] ну вот, я думаю, что мы ответили на вопросы наших радиослушателей. На данный момент поступают вопросы, связанные с техническими ответами. Я думаю, что на эти вопросы отвечу уже я сама. Спасибо большое, Василий Рюрикович, что были сегодня с нами и ответили на вопросы наших радиослушателей, с нетерпением будем ждать нашей следующей встречи с Вами.
[Тушкин В.Р.] До свидания.
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели, напомню, Тушкин Василий Рюрикович на волнах Аюрведа радио в прямом эфире из Владивостока только что был и отвечал на ваши вопросы. Вы продолжаете слушать Аюрведа радио, оставайтесь, оставайтесь с нами.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 28 December 2011