Вера предполагает деятельное участие. Если факт существования Бога никак не влияет на вашу жизнь, это значит, что Бога для вас нет, а есть просто три буквы Б, О и Г. Это все равно, что открытая в созвездии Альдебарана звезда за номером 250386376098DSJDFJHFBV. Факт ее наличия никак не влияет на мое существование, и это все равно, что ее нет, а есть просто какой-то набор цифр.

С другой стороны правильно говорить, что в Бога не нужно верить, Его надо знать. На самом деле, нужно разделять существование Бога и жизнь Бога, Его деяния. Во что мы верим? Если мы понимаем просто , что Бог существует, то это и не вера вовсе, а практически атеизм. Для того, чтобы понять , что Бог есть, не нужна вера - достаточно знаний. Если существует все, значит есть Бог. Путем логических заключений можно понять, что есть множество. Наличие множества предполагает, что есть Бог, ибо совокупное множество бесконечно. Если есть всего два предмета и больше ничего, то эти два предмета бесконечны. Наличие множества предполагает бесконечное количество множеств. И в любом множестве есть кто-то самый красивый, самый богатый и т. д., а в бесконечном множестве «самый» – он «бесконечно самый».

Для того чтоб понять, что Бог есть, не нужны библии и бхагавадгиты разные - достаточно простой логики. В бесконечном множестве есть самый бесконечный (самый всемогущий), потому что множество бесконечно. Чтобы осознать это нужны только разум и честность. Но шагнуть за этот рубеж «просто Его существования», в мир Его забав и проделок – для этого уже нужна вера.

В чем заключается Его бесконечность, Его всемогущество, Его игривость? Чтобы узнать это, необходима вера. Здесь уже не обойтись без свидетелей – без тех, кто шагнул туда, узнал это и вернулся рассказать. Они могут сказать, «Бог - это столб с короной» или «Бог – это мужик с бородой». Тут уж что вы хотите от Бога, в такой образ вы и будете верить.

Если Бог вам не особенно нужен, а нужна просто лужайка зеленая, и чтобы солнышко светило, а супермаркеты были полны продуктами – в этом случае вы будете Иеговистом, например. Если вам нужно 80 жен, кисельные берега и молочные реки, вы будете верить в Аллаха. Если вам от Бога ничего не нужно, а нужен он Сам (не любовь с хорошим видом из окна, а сама любовь) то вы поверите в Кришну. Но доказать это уже нельзя - только вера.

Осязательных доказательств существования Бога нет и если кто-то приводит вам подобные доказательства, то он шарлатан. Существование Бога можно познать только разумом. Чувства способны пропустить через себя только вещественное, но не божественное.

Есть разные области действительности, и к ним применимы разные инструменты познания, соприкосновения. К вещественной реальности применимы чувства. К нематериальной «сверхвещественной» реальности, а точнее к её границе, применим разум. Но когда речь идет о самой внутренней реальности, то соприкоснуться с ней поможет только вера.

До границы царства божьего мы идем разумом, далее применима только вера. Если обобщить, то наш путь состоит из 3-х этапов: 1. Доказать себе, что Бог существует. 2. Вписать Бога свою в систему координат. Это можно понять на примере Луны. Если Луна есть и она влияет на Землю, то надо учитывать её влияние, соразмерять с ним свою жизнь. Подобным же образом, если мы знаем, что Бог есть, то Он точно должен влиять на мою жизнь. Путь Бхакти – это все большее и большее внедрение в нашу жизнь того факта, что Бог существует. 3. Дождаться, когда Бог впишет нас в Свою систему координат. Сначала мы к Богу относимся как источнику удовлетворения наших грубых нужд, потом как к источнику удовлетворения уже более тонких нужд. Далее мы служим Ему взамен на что-то, потом просто так служим Ему, а в конце концов уже просто не можем не служить.

Осознание того факта, что Бог есть, затягивает нас постепенно все глубже и глубже. Это поступательное движение – «праппана дживанамритам» – «поступательное движение предавшейся души». Повторюсь: к существованию Бога применим разум, а к Его играм - лишь вера. Тогда как же быть с чувствами? Отсечь? Они нужны, чтобы познавать «небожественное», чтобы понять, что не Бог. Мы как бы отталкиваемся от осязаемого мира, чтобы прийти к неосязаемому. Мы познаем этот мир, но только для того, чтобы от него оттолкнуться. Оттолкнуться именно в определенный момент, не раньше и не позже.

Космическая ракета состоит из 3-х ступеней. 1-я ступень имеет бак с топливом и отрывает ракету от поверхности Земли. У нее только это предназначение. Если бак опустел, дальше тащить его бессмысленно и эту ступень надо отстегнуть. Если мы ее раньше времени отстегнем, то 2-я ступень нас не потянет одна, и мы упадем. Но если мы опоздаем и отстегнем ее слишком поздно, она нас стянет вниз своим весом и мы не вырвемся и тоже упадем.

Также происходит и в нашем случае. От материального мира нужно отречься не раньше и не позже заданного времени. Покуда мы имеем тезисы «я мужчина», «я женщина», «я толстый», «я худой», «я молодой», «я старый»и т.д., не нужно отказываться от материального мира. Когда мы вдруг поймем, что «я» – это просто понятие, которое вообще не вписывается в мир вещей, что душа - это не искра, а понятие, причем понятие в Его голове, вот тогда нужно отказаться от этого мира. Но покуда есть понимание, кто я такой, нужно осуществлять свою дхарму, исполнять свой долг. Если ты мужчина, будь мужчиной, если ты женщина, будь женщиной.

Далее идет вторая ступень. Если она сразу отвалится, ракета тоже рухнет. Вторую ступень следует отстегнуть только когда вы приближаетесь к планете, к которой летите. Когда на вас уже действует сила тяготения этого небесного тела, то больше не нужна вторая ступень. Вам уже не нужно ни от чего отталкиваться, поскольку вы уже притягиваетесь.

В нашем движении к миру служения мы сначала отказываемся от тезисов – это очень болезненный и кровопролитный период. Потом наступает вторая ступень – мы попадаем в Брахмаджьоти, в зону чистого разума. Там мы движемся к вратам царства божьего, туда, где и происходят Его игры. Этот этап проходит очень быстро, особенно если мы летим под руководством опытного капитана. У нас уже нет привязанностей, поэтому тут усилий и не нужно, следует только держать направление.

И дальше, когда мы приближаемся к полю тяготения Кришны, нужно выбросит 2 ступень, отречься от отречения. Шрила Гурудев (Говинда Махарадж) говорил, что если мы движемся под руководством Гуру-вайшнава, то это довольно простой этап, и мы проходим его не замечая. Именно благодаря тому, что в Брахмаджьоти параллельно и одновременно с отказом от материальных привязанностей мы привязываемся к Кришне, то перелет этой зоны будет мгновенным и незаметным. И когда мы входим в орбиту Кришны за горизонт событий, то там нам уже не нужны ни рассуждения, ни привязанности, которых у нас к тому же уже и не осталось.

Итак, все нужно делать вовремя. Если мы отбрасываем ступени не вовремя, раньше или позже, мы превращаемся либо в материалистов, либо в сахаджиев, что тоже материализм. Если мы вдруг вообразили себе, что мы уже здесь и сейчас привязаны Кришне, что мы уже на орбите в области Его тяготения и вот-вот запляшем в Его хороводе с Его девушками, то это подражательство подобно тому, как в топливный бак первой ступени ракеты залить бетон. Вы даже и двинуться с места не сможете. Если то, что должно случиться с вами в мире Кришны в виде объекта, вы воображаете происходящим сейчас, пока вы здесь в виде субъекта, если Вы считаете себя Кришной или Гопи, это значит, что те самые привязанности к миру вещей, которыми вы переполнены, вы просто переименовали в привязанность к Кришне. Сахаджия! Притворство!